Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:52, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "История Беларуси"
Экономика БССР продолжала развиваться в значительной мере по ЭКСТЕНСИВНОМУ пути. НТП в большей степени затрагивал военно-промышленный комплекс. Огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко оставалось незавершенным.
В сложившихся условиях нарастает контроль и централизация. Идет быстрый рост министерств и ведомств. Если при образовании СССР было 10 наркоматов, в 1954 г. – 28 министерств и три государственные комитета, а в 60-х гг. их количество сократилось до двух десятков, то к началу 80-х гг. количество центральных ведомств приблизилось к 100. Управленческий аппарат возрос с 1960 г. по 1985 г. почти в 2 раза и достиг 18 млн. чел. Эти кадры отличались низкой квалификацией и профессионализмом. (45% имели высшее образование и несколько процентов – специальное управленческое образование)11.
Начала доминировать система планирования выпуска продукции от достигнутого. Возрастает материалоемкость продукции и это свидетельствует об отставании СССР от западных стран. Например, продукция машиностроения СССР составляла 2/3 продукции машиностроения США, но на ее выпуск тратилось трудовых ресурсов больше в 1,7 раза, в 1,3 – металла, в 1,5 раза – производственных фондов12.
Был сделан акцент на производство продукции группы «А» - производство средств производства. Снизилось производство средств потребления. Если в 1928г. доля группы «А» составляла 39,5%, а доля группы «Б» - 65,5%, то в 1986 г. – 75,3% и 27,4 % соответственно. Форсированный рост группы «А» вызвал нехватку инвестиций для отраслей группы «Б», что консервировало отсталость последних. В руководстве страны формируется взгляд на производство предметов потребления как на второстепенную отрасль.
В значительной степени вышеуказанные недостатки компенсировались финансовыми поступлениями от экспорта сырья, благо, что в начале 70-х гг. резко возросли на мировом рынке цены на нефть. Значительная часть средств идет на закупку импортной техники. При этом эффективность ее использования была весьма низкой.
Противоречиво происходит развитие сельского хозяйства. Идет процесс усиления МТБ. Усиливается энерговооруженность сельского хозяйства, что позволило механизировать значительную часть работ. Возрастают поставки удобрений, мелиорация земель, расширение пахотных земель. В республике создаются аграрно-промышленные комплексы. Они были призваны связать с/х производство, переработку с/х продукции, транспортировку, и сбыт переработанной продукции.
Но рост с/х производства не смог обеспечить спрос населения на данную продукцию. Начинают снижаться темпы прироста валовой с/х продукции: за 8-ю пятилетку этот прирост составил 21%, за 9-ю – 13%, 10-ю – 9%; 11-ю – 6%.
Сельское хозяйство постепенно становится сырьевым придатком городов, ограничиваются экономические интересы крестьян. Возрастают цены на с/х промышленную технику. Значительные налоги колхозы и совхозы платили сельхозтехнике, сельхозхимии (т.е. обслуживающим предприятиям). Плохо использовались кредиты, замораживались средства в незаконченном строительстве.
Раскрестьяниванию в с/х в значительной степени способствовало огосударствление колхозно-кооперативной собственности, формирование сближения государственной и кооперативной форм собственности. Проводимая политика «неперспективных деревень» и ограничение в получении крестьянам паспортов приводит к миграции сельского населения в города. Крестьянский уклад жизни теряет свою самобытность. С 1970 по 1986 гг. количество сельского населения Беларуси уменьшилось с 5094 тыс. до 3689 тыс. Нехватка рабочей силы компенсировалась привлечением рабочих, служащих, студентов на период уборочных и посевных работ, которые не владели необходимыми навыками и не были заинтересованы в производительном труде13.
Усиливался административно-
Таким образом,
в 70-е – пер. половине 80-х
гг. экономическое развитие
3 Общественно-политическая жизнь во второй половине
40-х – нач. 80-х годов ХХ в.
В послевоенные годы
Первым шагом в общественно-политической жизни после войны стали выборы в Верховный Совет БССР (1947г), местные советы (1948г). Они прошли при высокой активности избирателей.
Но, к великому сожалению, Беларусь покрывает новая волна репрессий – очередные аресты, ссылки, ограничения на некоторые виды деятельности. Они продолжались до 1953 г. Необоснованно были репрессированы по политическим мотивам тысячи людей, которые позже были реабилитированы.
В 1951 г широкий отзвук получило «дело Саевича». Нарком просвещения Беларуси был обвинен в сговоре с югославскими ревизионистами. Абсурдность обвинения была очевидна, но Саевич был осужден на десять лет. Были осуждены на различные сроки Дубовка, Александрович, Граховский, Прудников и др.
Таким образом, репрессии были направлены главным образом на интеллигенцию, т.к. в ее среде рождались идеи обновления общества. Обоснование репрессий против интеллигенции содержалось в Постановлении ЦК ВКП (б) “О журналах ”Звезда” и “Ленинград”1946г. Здесь критиковалась творческая деятельность писателей, поэтов, театров за низкий идейно-художественный уровень, аполитичность, низкопоклонство перед западом.
В работе литературных журналов “Беларусь”, “Полымя” был выявлен ряд “безыдейных” и “идеологически вредных” произведений.
Началась борьба с, так
Сложная ситуация сложилась в З
Таким образом, обстановка в Западной Беларуси вызывает недоверие власти к некоторым местным жителям (бывшим партизанам, священникам и т.д.). Необходимо отметить, что бандиты действовали не только на территории Западной Беларуси, но и в целом по всей территории. Но они не ставили политических целей. Это был просто грабеж и насилие.
Смерть Сталина (5.03.1953 г.) способствовала обновлению общества. Этот процесс получил название “Хрущевская оттепель”. На ХХ съезде (1956 г.) были вскрыты причины культа личности и показаны негативные процессы в обществе.
Предпринимаются действия по совершенствованию политической системы:
Со второй половины 70-х годов концепция построения коммунизма получает свое продолжение в концепции развитого социализма.
В конце 50-х гг. Верховным Советом СССР принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного просвещения». Началось проведение реформы школы. Вводится восьмилетнее и одиннадцатилетнее образование. Создаются школы-интернаты, школы-продленки. Утверждаются новые учебные планы, программы, учитывающие научно-технические достижения. Для совершенствования производственного обучения создаются мастерские и учебные кабинеты. Еще одна реформа школьного образования проходит в конце 60-х – начале 70-х гг. Она предполагает переход к всеобщему среднему образованию. Растет число средних специальных учебных заведений, увеличивается подготовка молодежи, которая получает высшее образование с 10 тыс. в 1960 г. до 31,9 тыс. в 1985 г.16
Значительные успехи
Растет число культурно-
Значительных успехов
В середине 60-х годов в стране произошла очередная смена власти. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев. Начались крупные преобразования в с/х и промышленности, государственном руководстве. Однако эти новации не были долговременными. Происходит откат к методам административно-командной системы.
С 1965 по 1980 гг. партийную организацию Беларуси возглавил П.М. Машеров. Он внес весомый вклад в развитие экономики, культуры, науки. После его трагической гибели, КПБ с 1980 по 1983 возглавлял Т.Я. Киселев.
В 70-х 80-х годах ограничивается инициатива Советов, происходит “огосударствление” профсоюзов. Они становятся одним из звеньев партийно-государственной системы. Формализм и показуха характерны для деятельности комсомола наряду с идейно-политическим и патриотическим воспитанием молодежи.
Добросовестный труд не получал достойного вознаграждения. Проявлялась “уравниловка” в оплате. Падала производственная дисциплина.
Таким образом, общественно политическая жизнь в стране характеризовалась относительным потеплением политического климата и демократизацией. С другой стороны - новыми деформациями, всевластью партийно-государственной бюрократии.
4 БССР на международной арене в 40-80е года XX в.
В связи с усиливающейся конфронтацией двух систем, состоянием «холодной войны» в мире, стремлением СССР изменить положение в мире в своих интересах предпринимаются конкретные действия для обеспечения выхода союзных республик на международную арену. 01.02.1944 г. Верховный Совет СССР принял закон, по которому все союзные республики получали право вступать в непосредственные отношения с зарубежными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими представителями.
В марте 1944г. в БССР создан Народный комиссариат (с 1946г. Министерство иностранных дел). Первым министром стал К. Киселев.
Это позволяет БССР войти в число 50 государств-основателей Организации Объединенных Наций. Статут ООН вступил в силу 24 октября 1945г. Тем самым был признан огромный вклад нашего государства в разгром фашистской Германии.
Беларусь в этот период приступила к заключению 2-х сторонних договоров. 9.09.1944 заключается первое такое соглашение с Польшей об эвакуации белорусского населения с территории Польши, а польских граждан с территории Беларуси.
Представители белорусской общественности приняли участие в создании и деятельности международных демократических организаций: международная организация профсоюзов (1945г.), Международная организация демократической молодежи (1945г.), Международный Совет Мира (1948г.).
Беларусь настойчиво и последовательно выступала за наказание военных преступников. С этой инициативой она выступала на первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1946г.)17.
В 1946г. на Парижской мирной Конференции обсуждались территориальные и репарационные вопросы. Белорусская делегация выступила с предложением об установлении таких отношений в Европе, которые исключали бы дискриминацию между народами и государствами.
Белорусская делегация выступила с инициативой принятия международного соглашения о недопустимости пересмотра возникших после II Мировой войны границ между государствами.
В 1948г. Беларусь поддержала идею о создании государства Израиль. Но эта страна не стала проводником интересов СССР на Ближнем Востоке и тогда СССР и Беларусь начали осуществлять противоположную политику, выразившуюся в поддержке арабских стран и разрыва дипломатических отношений с Израилем.