Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:42, курсовая работа
В социально-экономической жизни России, ее культурном, хозяйственном и общественном развитии всегда видную роль играло и играет торговое сословие. Когда-то это были купцы, теперь это предприниматели и бизнесмены, но суть их жизни остается одна – все они оказывают огромное влияние на развитие своей страны, региона, мира. Изучение дореволюционного купечества неизбежно ставит вопрос о преемственности отечественного предпринимательства, а также культурной атмосферы, созданной ими. Многие Томичи, каждый раз проезжая по проспекту Ленина мимо Дома Офицеров даже не задумываются о том, что чуть больше сотни лет назад в этом здании проходили торжественные балы и вечера. Именно поэтому весьма актуальным представляется изучение праздничной стороны жизни купечества Томска, которое до сих пор оставалось у историков без должного внимания.
Введение ………………………………………………………………….……….3
Глава I. Столичный бал как явление русской культуры . 8
1.1.Возникновение и развитие бальной культуры в России 8
1.2.Организация и ход бала 12
Глава II. Провинциальные забавы томского купечества. 18
2.1. Светский бал в жизни томского купечества…………………………………….18
2.2. Место народной культуры в жизни томских купцов…………………………....23
Заключение 25
Список источников 27
Список литературы 27
Бальный сезон Томска открывался 1 января каждого нового года. По традиции, первый бал проходил в Общественном собрании и ознаменовывал собой череду балов, торжеств, танцевальных вечеров.
Приглашение на открытие Общественного собрания было публичным. Объявление о проведении бала, как правило, печаталось в местной прессе за несколько дней до его проведения, встречаются приглашения и за 1 день до торжества. Также подробно указывалось место, время его проведения, стоимость за вход, иногда и стоимость персональной ложи (до 4 рублей). Так как, обычно, балы были благотворительными мероприятиями, в объявлении могло указываться пожелание добровольного пожертвования, что всегда в среде купцов считалось престижным. Некоторые торговцы содержали приюты, богадельни, детские дома, что одобрялось в обществе и значительно повышало их авторитет среди других купцов. Ко всему прочему членами и гостями общественного собрания не могли быть люди, подвергнувшиеся по суду или в административном порядке ограничению свободы или прав20.
Традиции бала, сложившиеся за всю его историю всегда соблюдались и рьяно охранялись обществом. Малейшие отступления от установленных норм могли вызвать недовольство среди присутствующих. В частности, на танцевальном вечере в Общественном собрании от 7 февраля 1882, когда старейшина попытался в 12 часов ночи прекратить мероприятие, его действия вызвали волну негодования, имевшие печальные для него последствия. 3 марта того же года на заседании клуба была рассмотрена жалоба, по причине которой господин Ч. был исключен из числа старейшин.
Нередко во время бала происходили неприятные ситуации. 1 января 1887 года на благотворительном балу в пользу томской мужской гимназии по неосторожности случился пожар. Некий молодой человек попытался прикурить сигарету о горящую керосиновую лампу, но проходящий мимо человек случайно толкнул его локтем, впоследствии чего лампа упала на бархатную скатерть и вспыхнул огонь. В зале моментально разгорелась паника, люди бежали к выходу, но в скором времени пожар был потушен. После этого случая манеж стал освещаться стеариновыми свечами(не образуют нагар). Не удивительны и случаи кражи на балах, ведь на мероприятии собирается весь высший свет томского общества. Так например, проезжий купец Семенов обнаружил, что на балу у него украли
бумажник с векселями на сумму 21,000 рублей, счета и два билета внутреннего займа. Но чтобы предотвратить скандал, украденное было возвращено из личных средств городской администрации. 21
С развитием бальной традиции в городе активно расширялась индустрия моды. Все газеты пестрели объявлениями о пошиве модной женской, мужской и даже детской одежды22. Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов, которые всегда можно было найти в магазинах города23. Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Дамы на балах старались не уступать друг другу в богатстве и роскоши своих нарядов и считали, что лучше «остаться дома, чем явиться на бал одетой скромнее других»24. Приезжие гости в Томск отмечали, что женщины одеты ничуть не хуже дам из центральной России и Европы. Новую моду с собой привезли жены декабристов25. Поэтому с середины XIX века наши землячки одевались примерно так же, как жительницы центральных регионов России. Отличить их по одежде практически было невозможно.
Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве, но к концу XIX века косметика перестает быть объектом осуждения и в продажу поступают помады, духи и т.д. Важным событием в жизни города стал приезд в город купца, продающего новый вид помады, вызвавшего ажиотаж среди представительниц женского пола.26
Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного. Мода на веера менялась значительно реже, чем на другие аксессуары, веера из кружев и перьев были всегда популярны, в то же время в разные периоды существовали свои излюбленные фасоны, поэтому среди женщин всегда существовал спрос на маленькую деталь бального туалета, о чем свидетельствуют множественные объявления об их продаже27.
Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки
Говоря о культуре купечества Томска, а то и всей Сибири, не возможно не отметить и другую сторону их жизни. Их культура сочетала в себе два компонента - дворянский образ жизни со всеми ее балами, маскарадами, танцевальными вечерами и образ жизни простого народа (крестьянства, мещанства) со своими традиционными праздниками.
«Материальные потребности купцов были по своей сути народными, типично национальными. Многое у купцов было как у крестьян и мещан, только богаче и лучше по качеству и больше по количеству»28. Такая тенденция в потребностях купечества хорошо прослеживается в купеческой манере одеваться. В парадных случаях купцы вынуждены были отдавать дань европейской моде, облачаясь в сюртуки, жилетки, туфли, а иногда и во фраки и цилиндры. Но лучше и естественнее они чувствовали себя в сапогах с высокими голенищами, картузе и в длиннополых, утепленных, из толстого сукна сюртуках, получивших название сибирок.
Особенно выпукло и
определенно народные вкусы купцов
проявлялись в выборе ими пищи.
Конечно, в трактирах, ресторациях
и гостях у местной знати купцы
познакомились с блюдами
Во второй половине 19 века среди сибирского купечества быстро распространяется увлечение пить чай. Удовольствие это было для того времени довольно дорогим, и в чаепитии выразилось отличие купцов от простых горожан и крестьян. За тем, правда, с появлением дешевых сотов чая, потребление этого напитка в Сибири стало повсеместным.
С того же время характерной
чертой томского купечества в 19 веке было
пристрастие к разгульному
Ко всему прочему, купцы были любителями, ценителями, а то и участниками молодецких забав: кулачных боев, единоборств, поднятия тяжестей, лошадиных бегов и т.д. Спортивный азарт был как бы продолжением азарта коммерческого. Кулачные бои и единоборства были популярной забавой горожан в XIX в. В 1880-х гг. на всю Сибирь кулачными бойцами славились не только Томск, но и Тюмень, и Иркутск.
Распространенной забавой купечества были конские бега, и катания на лошадях. На масленицу катания приобретали массовый характер, и купцы имели возможность показать роскошь своих экипажей и резвость лошадей. Сибирские купцы были большими любителями и ценителями лошадей, так как их торговая деятельность требовала переездов на огромные расстояния. В купеческих конюшнях были и ездовые лошади, способные покрывать за сутки 50-70 верст, и беговые, для праздничных гуляний и развлечений. Большие расстояния и необходимость ездить не только днем, но и ночью, привели к появлению в Сибири особых экипажей, приспособленных к местным условиям. Зимняя повозка в Сибири была более длинной, с косым изгибом бортов, специально для защиты седока от холода она была снабжена особым фартуком и козырьком, а внутри обшивалась киргизской кошмой.
Заключение
Появившись в России в начале XVIII века, бал на протяжении более чем двухсот лет представлял собой целостный, органичный, ценностный феномен русской культуры. Несмотря на то, что бал как явление не был присущ традиционной русской культуре, а был импортирован с запада вместе с другими новациями, включенными в реформирование общественной и культурной жизни России, его появление в стране было обусловлено социально-культурными потребностями (связанными в первую очередь с интересами верхов и подготовившими почву для скорейшего проникновения нововведений в Россию). Именно поэтому, вопреки многочисленным противникам нового элемента жизни и настороженному отношению к нему со стороны служителей культа, танцевальный вечер довольно быстро становится неотъемлемой частью обновляющегося образа жизни россиян.
Бал вступил в противоречие с распространенными традициями и культурными навыками нашей страны и нарушил некоторые основы ее общественной жизни (был снят запрет на танцы в рамках светского общения, высвобожденная из «плена теремной культуры» женщина приобрела на танцевальных собраниях статус «царицы бала»29). Однако бал явился одним из эффективных способов выведения культуры из патриархального, замкнутого состояния России, трансформации ее культуры из средневековой в западноевропейскую.
Одна из основных черт русского бала - его синтетичность. Бальная культура включала в себя разные стороны дворянской жизни: культуру бальных помещений (бальных зал, курительной, буфетной, игровой комнат), бальных аксессуаров, одежды и, конечно, умения танцевать.
Провинциальные купеческие балы являлись неотъемлемой частью общероссийского бала как явления русской культуры. Общий ход бала, этикет, одежда, танцы, музыка были заимствованы на танцевальных вечерах столицы, но адаптированы под особенности местной элит. Если в Москве и Петербурге большей частью гостей являлись дворяне, то в Томске, в силу того, что в Сибири не сложилось сильного и многочисленного сословия дворян, основными гостями являлись купцы, чиновники и интеллигенция. Помимо этого важной особенностью балов XIX века является благотворительность в пользу образовательных учреждений, богадельней, детских домов и т.п., все собранные на мероприятии деньги были направлены именно туда или в фонд Томского благотворительного общества.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что танцевальный вечер на протяжении более чем двух веков представлял собой одну из главных составляющих культурной жизни России, неотъемлемую часть отечественной культурной жизни. Неизменно его присутствие в музыке, изобразительном искусстве и, особенно, в литературе. Ощутимо его влияние на различные стороны отечественной культуры, ее исторической жизни и духовного содержания. Поэтому, мы в праве утверждать, что бал - это символ определенной эпохи в истории России.
Список источников
Список литературы
1 М.Ю. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начала XIX века). СПб. Искусство-СПБ 2011, 421 с.
2 М.Ю. Лотман. «Великосветские обеды: Панорама столичной жизни». Санкт-Петербург, Пушкинский фонд, 1996. 318 с
3Адрианов А.В. «г. Томск в прошлом и настоящем». Томск : Изд-ние "Сиб. кн. маг." Михайлова и Макушина , 1890. 433 с
4 В.П. Бойко. Сибирская периодическая печать как источник по изучению крупной буржуазии Западной Сибири второй половины ХIХ в. // Вопросы историографии и источниковедения Сибири периода капитализма. Томск, 1985. С.53-63.
5 Он же. Крупная буржуазия Западной Сибири во второй половине ХIХ в. (1861 - середина 1890-х гг.). Дисс. на соиск. учен. степ. к.и.н. Томск, 1985.
6 Он же. Томское купечество в конце XVIII- XIX вв. Из истории формирования сибирской буржуазии. Томск: Водолей, 1996. 320 с.
7 Сибирская газета. Томск, 1881-1888.
8 Сибирская жизнь. Томск, 1894-1919.
9 Томские губернские ведомости. Томск, 1957-1917.
10 Дневник камер-юнкера Ф. В. Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого, с 1721-го по 1725-й год. М. 1903, с 107.
Информация о работе Купеческие забавы Томска второй половины XIX - начала XX века