Купеческие забавы Томска второй половины XIX - начала XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

В социально-экономической жизни России, ее культурном, хозяйственном и общественном развитии всегда видную роль играло и играет торговое сословие. Когда-то это были купцы, теперь это предприниматели и бизнесмены, но суть их жизни остается одна – все они оказывают огромное влияние на развитие своей страны, региона, мира. Изучение дореволюционного купечества неизбежно ставит вопрос о преемственности отечественного предпринимательства, а также культурной атмосферы, созданной ими. Многие Томичи, каждый раз проезжая по проспекту Ленина мимо Дома Офицеров даже не задумываются о том, что чуть больше сотни лет назад в этом здании проходили торжественные балы и вечера. Именно поэтому весьма актуальным представляется изучение праздничной стороны жизни купечества Томска, которое до сих пор оставалось у историков без должного внимания.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……….3
Глава I. Столичный бал как явление русской культуры . 8
1.1.Возникновение и развитие бальной культуры в России 8
1.2.Организация и ход бала 12
Глава II. Провинциальные забавы томского купечества. 18
2.1. Светский бал в жизни томского купечества…………………………………….18
2.2. Место народной культуры в жизни томских купцов…………………………....23
Заключение 25
Список источников 27
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

куросвая купечество балы.docx

— 70.70 Кб (Скачать)

Балы в эпоху Екатерины  Великой отличались таким богатством, роскошью, великолепием, что поражали воображение многих современников. Подчинение жесткому церемониалу, демонстрация себя и своих нарядов, навыков  светского этикета и танцевального  искусства превращали бал для  его участников в некий экзамен  на сословную принадлежность. Балетмейстеры  обучали детей аристократических  и дворянских семей и придворному  этикету: сколько шагов необходимо сделать, чтобы должным образом  подойти к императору, как держать  голову, глаза, руки и т.д.

Император Павел I, несмотря на свои причуды и объявленную "войну" вальсам, круглым шляпам, всему французскому, что было принято при дворе  его матери, к балам относился  снисходительно. Более того, запрет на вальс в итоге отменил ради своей фаворитки Анны Лопухиной, которая очень любила этот танец.

Восшествие на престол  императора Александра I Благословенного  ознаменовалось серией балов в обеих  столицах. Общество радовалось возвращению  к открытой и веселой жизни. В XIX в. бал стал обязательным атрибутом  столичной светской жизни. Подтягивалась  и провинция, устраивая балы на петербургский манер. Менялась в целом и идеология бала как светского действия. Бал становится не только церемониальным мероприятием, но и местом флиртов и развлечений.

Наверное, ни один российский император не оставил такой большой  след в бальной культуре, как Николай I. Все тридцать лет его царствования сопровождали бесконечные балы, он был большим сторонником различных увеселительных действий. Для него они были частью имиджа его сильной и богатой империи, чей двор должен был поражать своим блеском, изяществом, роскошью, великолепием.

Балы давали круглый год, кроме периода православных постов. Начало сезона - январский императорский  бал в Зимнем дворце. Бал всегда открывал полонезом сам Николай I с дамой, за ним следовала императрица  Александра Федоровна с кавалером. Все современники отмечали особую грациозность и танцевальное искусство царицы, которая не только была олицетворением женской красоты, но и представляла идеал русской царицы своей добротой, открытостью и приветливостью11.

Любопытно, что у следующей  императорской четы отношение к  балам было диаметрально противоположным. Александр III, не успев открыть бал, мечтал о его окончании, а императрица  Мария Федоровна могла танцевать  хоть до утра.

В царствование императора Николая II последний придворный бал  состоялся 19 января 1904 г., а через  несколько дней началась русско-японская война. Государь и Государыня вышли в нарядах Московских Царя и Царицы времен Алексея Михайловича. Великий Князь Александр Михайлович был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана, с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашке, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Костюмы других приглашенных также отличались великолепием, причем ни один из них не повторялся. Императрица Александра Федоровна ждала ребенка. Это был долгожданный наследник престола. Но тогда она еще не знала того, что ребенок будет болен страшной болезнью - гемофилией. Узнав это, царица все больше и больше стала замыкаться в узком семейном кругу, все дальше удаляясь от светских развлечений. Общество не простило Александре Федоровне отмену придворных балов. Ее не любили и не понимали. Двору, аристократии, сановникам нужна была императрица, олицетворявшая гостеприимную, приветливую, заботившуюся о своих подданных хозяйку страны.По отзывам современников, бал прошел с большим успехом.

Время по-своему разрешило  этот конфликт. Первая мировая война  и две революции 1917г. поставили  окончательную точку не только в  истории придворных балов, но и в  истории императорской России.

 

1.2 Организация и ход бала

Внутренняя организация  бала делалась задачей исключительной культурной важности, так как была призвана дать формы общению "кавалеров" и "дам", определить тип социального  поведения внутри дворянской и купеческой культуры. Это повлекло за собой ритуализацию бала, создание строгой последовательности частей, выделение устойчивых и обязательных элементов. Возникала грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу (от входа в залу до разъезда) соответствовали типовые эмоции, фиксированные значения, стили поведения. Однако строгий ритуал, приближавший бал к параду, делал тем более значимыми возможные отступления, "бальные вольности", которые композиционно возрастали к его финалу, строя бал как борение "порядка" и "свободы"12.

Светский этикет строго определял  правила проведения бала. Церемониалы  балов строго расписывались, не допускались  никакие вольности, соблюдался этикет и жесткая социальная иерархия.

В XVIII в. в российскую культуру балов были привнесены игры: карты, лото, фанты. Кроме того, частью бальных  развлечений стало новомодное курение. Рассмотрим эти правила на примере  императорского бала начала XIX века.

Приглашения на бал рассылались  не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье. Для тематических балов указывалось, какого типа наряд следовало подготовить. Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие, но для отказа требовалась веская причина.

Первый бал сезона проходил в Николаевском зале Зимнего дворца, куда приглашали до 3000 гостей. Вслед за этим событием нескончаемой чередой шли балы в великокняжеских и аристократических домах. О них обычно писала столичная пресса в светской хронике.

Балы давались по разным случаям – как самостоятельный  вид дворянского собрания и по поводу календарных праздников. От социального положения устроителя во многом зависел уровень бала. Самыми престижными, имеющими статус официального торжества были балы в императорских  резиденциях. В аристократических  особняках устраивались балы в определенные дни, они носили характер частного приема. Отец пушкинского Евгения Онегина, помнится, «давал два бала ежегодно». Балы бывали в клубах, дворянских и офицерских собраниях по случаю государственных праздников как официальные торжества.

В отличие от Москвы и  других российских городов, светский Петербург  жил поздней жизнью. Балы начинались в 10 часов вечера после театра. В  день, или вернее в вечер торжества, дом превращался в волшебный  замок – полупрозрачный от яркой  иллюминации: в бра и люстрах  горели до двух-трех тысяч свечей, окна освещались плошками с горящим маслом. В вестибюле у парадной лестницы в высоких светильниках горели свечи, окруженные стеклянными фонарями, которые  защищали огонь от сквозняка открывающихся  дверей. На ступенях лестницы стояли ливрейные  лакеи. У входных дверей или на площадке первого марша хозяин с  хозяйкой дома встречали и приветствовали каждого гостя.

Основным элементом бала как общественно-эстетического действа  были танцы. Они служили организующим стержнем вечера. Последовательность танцев во время бала образовывала динамическую композицию. Каждый танец, имеющий свои интонации и темп, задавал определенный стиль не только движений, но и разговора. Для того, чтобы понять сущность бала, надо иметь в виду, что танцы были в нем лишь организующим стержнем. Цепь танцев организовывала и последовательность настроений. Каждый танец влек за собой приличные для него темы разговоров. При этом следует иметь в виду, что разговор, беседа составляла не меньшую часть танца, чем движение и музыка.

Бал в начале XIX века начинался польским (полонезом), который в торжественной функции первого танца сменил менуэт. Менуэт отошел в прошлое вместе с королевской Францией 13. Полонез - танец истинно рыцарский, танец, в котором каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но объяснение не страстное, а сдержанное, исполненное большого внутреннего достоинства и такта.

Несмотря на то, что полонез  был популярен в Европе, именно поляки бережно хранили самобытные традиции этого танца, лишенного  быстрых движений, исполненного трудных  и единообразных поз. «Цель полонеза - привлечь внимание к кавалеру, выставить напоказ его красоту, его щегольский вид, его воинственную и вместе с тем учтивую осанку»14.

Первая пара задавала движение, которое повторялось затем всей колонной; поэтому рисунок и тональность  полонеза во многом зависели от устроителя праздника. Начавшись во дворце, полонез  мог продолжаться в саду или в  отдаленных гостиных, где движения становились более раскованными. Но по возвращении в зал главный  танец вновь являл свою необычайную  торжественность и церемониальность.

Вторым танцем вечера выступал вальс. При его появлении в России Екатерина II и Павел I его не одобрили. Павел, взойдя на престол, запретил специальным указом танцевать вальс в России до самой смерти своей жены. Движения вальса считались непристойными, унижающими достоинство женщины. Вальс наносил своеобразный удар но кодексу рыцарской чести, составлявшему основу придворного этикета. Зато после войны двенадцатого года на частных балах вальс стал одним из самых любимых танцев. Он в особую моду был введен Венским конгрессом в четырнадцатом году, на нем решалась судьба Европы. Дипломаты днем решали важные государственные проблемы, а вечерами они вели светскую жизнь и танцевали на подобных балах, на которых вальс считался коронным танцем. Еще довольно долгое время репутация вальса была сомнительной. Однако молодежь была от вальса без ума, и без него в то время не обходился ни один столичный и даже провинциальный бал.

«В начале XIX века мода на вальс сравнивалась с модой на курение табака. Вальс стал выражением тенденций буржуазной культуры»15. Допустив его в свою среду, дворянство и купечество принимало тем самым и новые правила поведения, новый стиль общения. Следовательно, и нравственные принципы не могли остаться без изменений. К концу XIX века полонез теряет свою значимость, и именно вальсом открывалось все  торжество.

Вслед за вальсом во второй четверти XIX столетия в Европе утвердился новый танец - полька. В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привез из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах. Но популярность польки в скором времени получила наибольшее распространение в среде мелкого чиновничества, купечества и мещанского сословия.

Мазурка

Истоки мазурки восходят к народному польскому танцу  мазуру, известному с XVII века. В России она впервые появилась при дворе Екатерины II. В ту эпоху мазурка, впрочем, была еще не столь популярна на балах, но именно из России она попала в Париж, где ее первоначально называли даже «русским вальсом». В России мазурка появилась вновь на рубеже 1810-х годов и вошла в большую моду. Горделивый характер мазурки и ее славянское происхождение отвечали романтическому и свободолюбивому настроению русских, особенно во время войны 1812 года, и танец был распространен в различных слоях русского общества. Мазурка оставалась популярной в русском обществе на протяжении всего XIX века. Пожалуй, главная причина успеха танца была в том, что он исключительно интересен и разнообразен по фигурам. Танец дает возможность выбирать и сочетать фигуры по своему вкусу, позволяет подчеркнуть мастерство мужского и грацию женского исполнения, кроме того, всякая пара может продемонстрировать себя в сольных фрагментах.

Котильон

Котильоном назывался  танец-игра, который исполнялся на мотив вальса, польки  и мазурки. Длился не менее двух часов, поэтому всегда был последним танцем бала. После котильона гости шли ужинать, или, если бал продолжался после ужина, то и котильон переносился на это время, а после его завершения все разъезжались.

   Возглавляла котильон  пара, кавалером в которой был распорядитель бала. Именно от этой пары зависели вид и порядок фигур, а также общая веселость и оживленность танца. Вслед за этой парой предложенную фигуру повторяли по очереди - в одиночку и группами - все остальные участники. Например, ведущие совершали по залу тур вальса, после чего кавалер оставлял даму в центре зала, выбирал среди танцоров еще двух кавалеров, вместе с которыми составлял круг возле дамы. Дама должна была выбрать из них партнера для следующей фигуры, а остальные танцующие пары друг за другом проделывали то же самое.

    Котильон предоставлял  танцующим множество возможностей  для ухаживания, для разговора  о нежных чувствах, для решительного  объяснения и потому был любимейшим  из бальных танцев.

 

 

Глава II. Провинциальные забавы томского купечества

    1. Светский бал в жизни томского купечества

Во второй половине XIX века бал незаметно смещается на периферию культурной жизни. Великосветские балы, продолжаются, но массовым их вариантом становятся танцевальные вечера, имеющие совершенно другую лексику и далекие от какой-либо церемонности. Новая обиходная реальность, впитав в себя основные принципы бальной культуры, породила новую танцевальную практику, которая постепенно становилась все более массовой, но при этом опиралась на профессиональный фундамент, имевший мало общего со школой профессионального балетного театра.

В жизни провинциального  купечества бал играл немаловажную роль, так как именно на нем торговец мог завести выгодные для своего дела знакомства, договориться о поставках  той или иной продукции или  же выбрать достойную партию для  своего ребенка. Основным местом проведения торжества выбирались либо дома знатных  людей, либо общественные помещения.

В Общественном собрании собирался  весь цвет «высшего общества» Томска – купцы, чиновники, интеллигенция. В его здании имелся большой концертный зал на 1000 зрителей, в котором проводились спектакли, маскарады, концерты, балы, новогодние представления и благотворительные вечера. Полученные в ходе благотворительных вечеров средства передавались в фонд Народного университета в Томске, Приюту бездомных и нищих детей, Общеобразовательным курсам, направлялись для оказания помощи нуждающимся студентам т.д. Так, например, в ноябре 1881 был устроен благотворительный бал в пользу 65 воспитанниц Томской женской гимназии, родители которых не способны оплатить обучение своих дочерей.16 Сбор за входные билеты, чай, фрукты, конфеты, папиросы, продаваемые в зале, был передан в фонд гимназии, а остаток  оказался так велик, что деньги, свыше 600 рублей необходимых на оплату обучения, были направлены в фонд Томского благотворительного общества, основанного еще в 1880 министром внутренних дел.  Или же заметка о двух благотворительных вечерах, устроенных супругою начальника губернии, А.К. Мерцаловой, в пользу переселенческого фонда (сбор составил 368 и направлен вкладом в Сибирский торговый банк) и в пользу Мариинской женской гимназии (сбор составил 464 рубля и был отдан директору гимназии)17.

Общественное собрание Томска возглавлял Совет старшин (9 – 10 человек), избираемых из числа наиболее авторитетных членов клуба, который занимался, в основном, хозяйственными и финансовыми вопросами. Основную массу посетителей Общественного собрания составляли его действительные члены (300 – 400 человек). Члены общественного собрания уплачивали ежегодные взносы , в начале XX в. – 15 рублей, а гости платили за каждое посещение собрания 1 рубль. Примечательно, что на 1 рубль в 1895 году можно было купить 1 пуд гречки18. Если перевести эту сумму на современные деньги то получится около 600 рублей. Если учесть тот факт,  что такая плата вносилась за каждое посещение бала, а проводились они достаточно часто, о чем еще будет сказано далее, то позволить себе присутствие на вечере мог себе далеко не каждый человек, следовательно можно говорить о складывании достаточно закрытого общества состоятельных и влиятельных людей Томска, которыми как раз и выступали купцы, дворяне. Бесплатно мог присутствовать только  член-мужчина, который мог привести с собой даму из своей семьи. Входили в собрание по рекомендации одного из членов собрания или же по внесении определенной платы для тех, кто не успел записаться до 1 января текущего года. Исключение из членов могло быть в случае неуплаты ежегодных взносов или же по причине непристойного поведения на торжественных мероприятиях, устраиваемых собранием. Так на балу Общественного собрания 1 января 1882 года   присутствующий господин К. вел себя недостойно по отношению к окружающим по причине излишнего употребления алкогольных напитков, после чего путем простого голосования был исключен из членства клуба19.

Информация о работе Купеческие забавы Томска второй половины XIX - начала XX века