Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:42, курсовая работа
В социально-экономической жизни России, ее культурном, хозяйственном и общественном развитии всегда видную роль играло и играет торговое сословие. Когда-то это были купцы, теперь это предприниматели и бизнесмены, но суть их жизни остается одна – все они оказывают огромное влияние на развитие своей страны, региона, мира. Изучение дореволюционного купечества неизбежно ставит вопрос о преемственности отечественного предпринимательства, а также культурной атмосферы, созданной ими. Многие Томичи, каждый раз проезжая по проспекту Ленина мимо Дома Офицеров даже не задумываются о том, что чуть больше сотни лет назад в этом здании проходили торжественные балы и вечера. Именно поэтому весьма актуальным представляется изучение праздничной стороны жизни купечества Томска, которое до сих пор оставалось у историков без должного внимания.
Введение ………………………………………………………………….……….3
Глава I. Столичный бал как явление русской культуры . 8
1.1.Возникновение и развитие бальной культуры в России 8
1.2.Организация и ход бала 12
Глава II. Провинциальные забавы томского купечества. 18
2.1. Светский бал в жизни томского купечества…………………………………….18
2.2. Место народной культуры в жизни томских купцов…………………………....23
Заключение 25
Список источников 27
Список литературы 27
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Исторический факультет
Кафедра отечественной истории
КУРСОВАЯ РАБОТА
КУПЕЧЕСКИЕ ЗАБАВЫ ТОМСКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX -НАЧАЛА XX ВЕКА
Уласова Юлия Владимировна
Руководитель
докт. ист. наук, профессор
___________Е.Е. Дутчак
«_____»__________2012 г.
Студентка группы № 03001
___________ Ю.В. Уласова
Томск 2012
Оглавление
Введение ………………………………………………………………….……….
Глава I. Столичный бал как явление русской культуры . 8
1.1.Возникновение и развитие бальной культуры в России 8
1.2.Организация и ход бала 12
Глава II. Провинциальные забавы томского купечества. 18
2.1. Светский бал в жизни томского купечества…………………………………….18
2.2. Место народной культуры в жизни томских купцов…………………………....23
Заключение 25
Список источников 27
Список литературы 27
ВВЕДЕНИЕ
В социально-экономической жизни России, ее культурном, хозяйственном и общественном развитии всегда видную роль играло и играет торговое сословие. Когда-то это были купцы, теперь это предприниматели и бизнесмены, но суть их жизни остается одна – все они оказывают огромное влияние на развитие своей страны, региона, мира. Изучение дореволюционного купечества неизбежно ставит вопрос о преемственности отечественного предпринимательства, а также культурной атмосферы, созданной ими. Многие Томичи, каждый раз проезжая по проспекту Ленина мимо Дома Офицеров даже не задумываются о том, что чуть больше сотни лет назад в этом здании проходили торжественные балы и вечера. Именно поэтому весьма актуальным представляется изучение праздничной стороны жизни купечества Томска, которое до сих пор оставалось у историков без должного внимания.
Бал как явление русской культуры всегда интересовал исследователей, множество работ обращено к этой теме. Одним из самых крупных советских исследователей является Ю.М. Лотман. В своем труде «Беседы о русской культуре»1 особое внимание он обращает на значимость танца на балу, ведь это не только способ хорошего времяпрепровождения, но и средство общения. В этом с ним нельзя не согласиться, так как язык тела и жестов порой может сказать о человеке больше, чем он сам расскажет о себе. Не менее значимой его работой для данной проблематике является книга «Великосветские обеды: Панорама столичной жизни»2. В первой ее части автор подробно анализирует ассортимент блюд и застольный ритуал обедов в доме Дурново. Вторая часть книги — повседневная запись меню обедов, присутствовавших на них гостей, также летопись злободневных событий той жизни. Эти сведения позволяют посмотреть на жизнь петербургского общества совершенно с другой стороны.
Вышеперечисленные труды
дают общее представление о
Автором ряда интересных работ, посвященных сибирскому купечеству является В.П. Бойко. Он исследовал процесс формирования крупной буржуазии в Сибири, состав и численность сибирского купечества, социально-психологический облик купцов. Одна из его работ была посвящена источниковедческому анализу сибирской периодической печати как источника по истории крупной буржуазии 4. Исследователь также впервые поставил вопрос о национальном составе сибиряков - гильдейцев, сделал ценное наблюдение о том, что "ядро сибирской буржуазии составляло купечество, состоявшее в гильдиях не меньше одного - двух поколений и переплетенное между собой системой родства, что усиливало их влияние на экономическую и общественную жизнь региона"5. Особо можно выделить монографию В.П. Бойко "Томское купечество в конце XVIII-XIX вв. Из истории формирования сибирской буржуазии"6. Эта работа посвящена вопросам формирования одного из крупных и мощных отрядов сибирского купечества. В ней анализируется динамика численности, социального, национального и отраслевого состава томского купечества, его социально-психологический облик и менталитет.
Давно назрела необходимость специального исследования, посвященного комплексному изучению проблемы светских балов купцов Томска XIX века, именно поэтому в работе поставлена следующая цель – анализ торжеств томских купцов как социально-культурное явление жизни общества.
При этом ставятся следующие задачи:
Для выполнения поставленной цели и задач необходимо привлечение источников, из которых можно извлечь ту или иную информацию по данной проблеме.
На самом деле источников по заданной теме, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Основным источником выступает томская дореволюционная периодическая печать: «Сибирская газета»7, «Сибирская жизнь»8 и «Томские губернские ведомости»9. Главная трудность, с которой приходится сталкиваться в работе с газетами, - огромное количество информации, из которой необходимо выделить нужную заметку, статью или даже объявление. Периодика дает субъективное представление о тех или иных событиях жизни томского общества, отраженных на ее страницах. Именно через эти газеты объявлялось приближение торжества, бала, маскарада, большинство которых имело благотворительный характер. Уже после их проведения читатели могли узнать, как прошло мероприятие, указывалась сумма собранных средств и как она будет расходована. Помимо этого, благодаря печатным изданиям активно развивается индустрия бала, неоднократно встречаются объявления о продаже модной женской и мужской одежды, косметики, вееров, дамских сумочек и шляп и т.д.
Настоящая работа состоит из двух глав. В первой главе реконструируется общая концепция столичного бала второй половины XIX века и история его возникновения и развития. Это поможет выделить характерные черты данного мероприятия, что позволит сравнить его с провинциальными торжествами. Основное внимание уделено роли танца, бального этикета, доступность или закрытость столичного бала для купечества. Не менее важно обратить внимание на то, какие функции выполнял в жизни общества бал, какие выгоды мог извлечь для себя купец, находясь на нем. Ведь там могли присутствовать самые разные люди, знакомства с которыми могли принести купцу пользу для его дела.
Вторая глава посвящена купеческим балам и другим забавам Томска второй половины XIX века. Очень важно здесь обратить внимание на отличия провинциального бала от столичного: с каким размахом все происходило, какие цели преследовались, кто мог и кто не мог присутствовать на балу и как это могло регулироваться, какова была этика провинциальных купеческих кругов. Не менее важно обратиться к проблеме проникновения народной культуры в жизнь купечества, иначе представление о культурной жизни торгового сословия будет односторонним и не полным.
Глава I. Столичный бал как явление русской культуры
Впервые балы в России появились в начале XVII в. при Лжедмитрии I охватили лишь узкий слой лиц, непосредственно причастных к Кремлю и включенных в новомодные царские забавы. Для русской культуры это было чужеродным явлением, и при недолгом правлении царя-самозванца балы не прижились. Прошло около ста лет, прежде чем они снова вернулись в культурную жизнь столичного общества, создателем которой стал великий император Петр I.
Элементы западной культуры в обновленной России XVIII в. зачастую насаждались Петром I "кнутом и дыбой". Царь заставлял бояр не только рушить домостроевские традиции и нравы, но и радикально менять внешний облик, быт, уклад жизни.
По мнению ряда исследователей, одной из причин введения Петром I светских праздников была его уверенность в том, что ничто более обращения с женщинами не может благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского народа. Другая же причина - стремление Петра Алексеевича сблизить все сословия общества, для чего устраивались праздники, маскарады, гулянья. Многочисленные успехи русской армии давали к этому повод. Собственно балы были введены Петром Великим в 1717 году, после полуторалетнего пребывания за границей (Голландия, Франция).
Согласно высочайшему указу 1719 г. балы были обязательной частью знаменитых петровских ассамблей. В "теремную" Россию с Запада стали все настойчивее проникать новые манеры, этикет, музыка и европейская мода.
Официально танцевальные
вечера стали проводиться в Санкт-
Вход на ассамблею был доступен каждому прилично одетому человеку. Азартные игры на ассамблее не допускались, а главным увеселением были танцы, причем принимать участие в них должны были присутствующие, и тот, кто не умел хорошо танцевать, считался дурно воспитанным. Русские дворяне и купцы стали старательно изучать иноземные танцы. Первыми учителями их были пленные шведские офицеры, они получили доступ в боярские дома и зарабатывали деньги, обучая боярышень заморским манерам и модным танцам.
Танцы делились на церемониальные и английские. К первым относились полонезы, а ко вторым - англез, аллеманд, английский контрданс и др. Начинали танцы хозяин и хозяйка дома. Каждый мог пригласить на танец кого хотел - и служанку, и знатную даму, и даже царицу. Бал открывался церемониальными танцами.
Музыка на ассамблеях сначала была духовая: трубы, фаготы, гобои. В 1721 году герцог Голштинский привез в Петербург небольшой струнный оркестр, который всем очень понравился, и его стали наперебой приглашать в разные дома. Русские очень быстро освоили хореографию западных танцев. Tак, камер-юнкер Берхгольц записал в своем дневнике в начале 1720-х гг.: "Нельзя себе вообразить, до какой степени они любят танцы, равно как и здешние молодые купцы, из которых многие танцуют очень хорошо. Русские дамы мало уступают немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости"10. Этому в значительной мере способствовали, подавая положительный пример, царь и царица. Петр посещал почти каждую ассамблею и иногда сам распоряжался танцами. И он, и его жена - Екатерина Алексеевна - были прекрасными танцорами, а Петр даже явился автором ряда новых танцев, в том числе "танца с поцелуями", в котором дамы целовали кавалеров в губы, тогда как обычно кавалер, окончив танец, обязан был лишь отдавать поклон даме и целовать ей руку. После смерти Петра ассамблеи прекратились в балы для знатных дворян. Туда уже не приглашали корабельных мастеров, купцов, незнатных дворян.
Со времени петровских ассамблей остро встал вопрос и об организационных формах светской жизни. Формы отдыха, общения молодежи, календарного ритуала, бывшие в основном общими и для народной, и для боярско-дворянской среды, должны были уступить место специфически дворянской структуре быта.
Информация о работе Купеческие забавы Томска второй половины XIX - начала XX века