Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:36, контрольная работа
В XVIII-первой половине XIX в. облик купца и его профессиональная подготовка переживали значительные изменения. Уже во второй половине XVIII в. современники открыто говорили о необходимости для купца получить соответствующее образование и посылки для этого за рубеж купеческих детей.
После смерти Петра правительство отменило всякие меры, ограничивавшие торговлю в Архангельске. К этому времени количество иностранных кораблей, приходивших для торговли в петербургский порт, выросло, а в архангельский – резко сократилось. Купцы оценили близость российской столицы к торговым центрам Западной Европы, а также то, что здесь была гавань, замерзавшая зимой на гораздо меньший срок, чем архангельская. В начале 1730-х гг. закончилось строительство Ладожского канала, который соединил Волгу с Невой, что значительно облегчило подвоз товаров в Петербург. Архангельск потерял прежнее значение одного из всероссийских торговых центров. Петербург притянул к себе и значительную часть купечества, которое прежде приезжало для торговли в Ревель и Нарву. Судя по суммам торговых оборотов, во второй половине XVIII в. через Петербург шли две трети всей морской торговли России. Уже в это время Петербург занял видное мест среди крупнейших европейских портов, а ряд из них (Любек, Бремен) оставил позади. На второе место после Петербурга по роли во внешней торговле выдвинулась Рига, остальные центры были гораздо менее важны.
В правление Петра было основано значительное количество мануфактур. Они работали главным образом на удовлетворение потребностей армии, выпуская оснастку для кораблей, оружие и одежду для армии. Вместе с тем часть их продукции шла на экспорт. Уже после окончания Северной войны в составе вывоза из России было не только сырьё, но и полуфабрикаты, изделия текстильных и металлургических русских мануфактур, - парусина, полотна, железо. Пётр приказал всё железо, произведённое на казённых мануфактурах, продавать за рубеж. Поэтому сразу после окончания Северной войны доля полуфабрикатов, экспортировавшихся из России, в общем вывозе составила 51%. В течение XVIII в. государственные мануфактуры, работавшие на Урале, давали всё возраставшую часть экспортного железа.
В XVIII - первой половине XIX в. препятствиями для развития русской внешней торговли было низкое качество судов, которые использовали русские купцы. Их суда могли только передвигаться вдоль берега, перевозя товары между балтийскими портами России, или идти по Белому морю не дальше Норвегии. Количество русских кораблей росло. При Петре для русских купцов пошлины понижались втрое, если они везли свои товары из России и в Россию на русских судах. Тем не менее в течение всего XVIII в. внешнюю торговлю России обслуживали в основном английские суда, отличавшиеся от всех других большой вместимостью. К середине XVIII в. в руках англичан сосредоточилась половина русской торговли. Положение с русским судостроением не изменилось и до середины XIX в. Поэтому как в XVIII, так и в XIX в. главным перевозчиком русских товаров были англичане. В это время английскими торговыми судами как международным транспортом пользовались многие страны. Англичане перевозили русские товары не только в европейские государства, но и в их колонии, особенно в американские колонии Испании. Поэтому в XVIII в. в основе торговой политики российского правительства стало поощрение английских купцов, предоставление им особых льгот.
В 1734 г. был заключён торговый договор между Англией и Россией. Это был первый договор во внешней политике России, посвящённый главным образом торговле. Ранее в договорах с другими странами российское правительство затрагивало вопросы торговли лишь попутно. Договор России с Англией 1734 г. создавал особо благоприятные условия для английских купцов. В отличие от русских купцов, которые могли ввозить в Англию только русские товары, англичане везли в Россию товары из самых разных стран. В случае вывоза своих товаров в Англию русские были обязаны использовать только свои суда, которых они фактически не имели. Англичане имели право покупать и строить себе в России дома в Петербурге, Москве, Архангельске. Для английских купцов были снижены ввозные торговые пошлины, им было позволено выплачивать пошлину русской монетой, а не иностранной, как это делали купцы всех иных стран. На несколько лет Англия получила право без посредничества русских купцов торговать с Персией, провозя товары через российские территории. При возобновлении действия торгового договора с Англией в дальнейшем российское правительство в основном повторяло содержание договора 1734 г.
В результате вступления в действие торгового договора 1734 г. английские купцы хлынули в Россию. В ближайшие годы в Петербурге насчитывалось более 40 купцов, которые обзавелись собственными домами в российской столице.
Англичане в основном вывозили из России товары и гораздо меньше ввозили в неё. Доля англичан составляла 70% от всего вывоза из Петербурга. Они вывозили важнейшие русские товары. Главной целью английской торговли было снабжение флота своей страны всем необходимым для кораблестроения – лесом, парусным холстом, канатами, железом. Порой они вывозили и запрещённые к вывозу товары – пушки, снаряды, нитки и пряжу. В Россию Англия ввозила предметы роскоши.
С 1740-х гг. у Англии быстро росли потребности в чугуне. Её основным поставщиком стала Россия. Правительство давало ссуды на строительство домен для выработки чугуна, поощряя таким образом экспортную торговлю.
И в первой половине ХIX в. Англия оставалась главнейшим торговым партнёром России.
Между
Россией и Южной Европой
В интересах расширения торговли российское правительство разрешило вывоз хлеба, очень незначительный при Петре, в Голландию и Швецию сначала только через Архангельск, а потом через Петербург и другие портовые города.
В XVIII в., по мнению российского правительства, очень вяло развивалась русско-французская торговля. Ввоз в Россию предметов роскоши из Франции превышал вывоз в эту страну русских товаров. Среди французского купечества распространилось убеждение в том, что торговля с Россией не выгодна, и её нужно предоставить северным народам. Англичане и голландцы поддерживали такое представление, так как оно укрепляло господство их торговых флотов на северных морях. На самом деле товары во Францию вывозились из России на голландских кораблях, но голландцы при этом не указывали русским властям страну назначения российских товаров - льна, канатов, кож, мехов и лесов. В конце XVIII в. был заключён русско-французский торговый договор, который дал французам те же права в торговле с Россией, что и англичанам.
Развитие торговых отношений с Францией имело особый смысл, так как в правление Екатерины II развернулась борьба России с Турцией за северное побережье Чёрного моря, которое давало возможность прохода для торговых кораблей в Южную Европу. Проведя две войны с Турцией, Екатерина захватила обширные причерноморские территории, в том числе и Крым. У России появился ряд портовых городов на юге. Но хотя современники предсказывали резкое изменение в мировой торговле благодаря возникновению новых торговых путей, революции в этой области не произошло, так как Турция не пропускала через свои воды иностранные корабли в Россию. С самой Турцией торговля русских купцов развивалась слабо. В отличие от других морских побережий России, на черноморском побережье на первом месте в вывозе был хлеб в зерне. Поскольку в русских портовых городах не было складов для зерна, то иностранным торговцам приходилось самим или через доверенных лиц скупать его по деревням. Из России в Турцию вывозились меха. Здесь они были признаком не только богатства, но и знатности. По Чёрному морю ввозились в Россию вина, бумажные ткани, солёная рыба.
К середине XIX в. торговое значение Чёрного и Азовского морей выросло настолько, что через их порты шла третья часть всего экспорта. В первой половине XIX в. через южные моря Россия стала вывозить на экспорт хлеб, выращенный в чернозёмных губерниях страны. Хлеб перевозили в Турцию, Италию, Южную Францию. Оттуда он шёл дальше, вплоть до Англии. Торговля в этом направлении росла. Так в первой половине XIX в. обозначилась та важнейшая роль, которую позже южные моря играли в вывозе русских товаров. Заметная сухопутная торговля шла у Риги с Литвой и Польшей. В эти страны вывозилось грубое крестьянской выделки сукно. В католические страны Европы Рига поставляла воск и восковые свечи.
Через «малороссийские города», а затем через Севск, Брянск и Курск, где были таможни с Украиной, шли товары с Балканского полуострова. Это бумага и ткани, тонко обработанная кожа, предметы одежды. Часть их продавалась на Свенской ярмарке, часть доходила до Москвы.
С 1730-х гг., когда был основан Оренбург, оживилась торговля со странами Востока. До середины XVIII в. она носила меновой характер. С начала XIX в. среди вывозимых товаров всё большее значение приобретал хлеб. В XVII в. хлеб принадлежал к числу «заповедных» товаров, его вывозили за рубеж по особому разрешению правительства. В XVIII в. правительство многократно в той или иной ситуации запрещало вывоз хлеба, опасаясь голода и роста цен на хлеб. Положение резко изменилось в конце XVIII в., когда в Англии из-за резкого сокращения сельского населения и роста числа горожан не могла прокормиться собственным хлебом. Возник огромный спрос на этот товар. С этим обстоятельством совпало начало вывоза русского хлеба из вновь присоединённых к России южных губерний. Таким образом, одновременно возник большой растущий спрос на хлеб и такое же предложение этого товара. Вывозили из России главным образом пшеницу, выращенную на юге страны. Здесь важнейшим центром по вывозу товаров из России становится Одесса.
С начала XIX в. до кануна отмены крепостного права количество вывозимого из России хлеба разных сортов (пшеница, рожь, ячмень, овёс) выросло в три раза. К середине XIX в. доля хлеба во всём экспорте товаров из России составляла одну треть. Размеры вывоза этого товара очень зависели от величины урожая в тот или иной год, от войн, которые вела Россия в это время. В частые неурожайные годы вывоз хлеба сводился к минимуму. Поскольку помещичий хлеб доставлялся к месту продажи даровым трудом крепостного крестьянина, помещик не знал никаких расходов по транспортировке этого товара и не задумывался о качестве дорог. Количество помещиков, активно занимавшихся продажей хлеба, было немного. Сельское хозяйство страны носило натуральный характер. Поэтому в середине XIX в. на рынок поступало только около четвёртой части производимого хлеба, причём за рубеж была отправлена ⅛ от урожая. Производство хлеба намного превышало сбыт.
В первой половине XIX в. порой вывоз хлеба уступал вывозу такого товара как сало.
Только с первой половины XIX в. стал приобретать значение вывоз из России шерсти, необходимой для английских ткацких фабрик. Шерсть закупали оптом на специальных шерстяных ярмарках. Важнейшей среди них была Троицкая около Харькова. Отсюда шерсть везли в Москву, а потом – в Петербург и за рубеж. Но из-за низкого уровня овцеводства русская шерсть не выдерживала конкуренции с товаром из Австралии и Аргентины. К концу XIX в. Россия потеряла прежнюю роль поставщика шерсти в Западную Европу. Ввоз иностранной шерсти в Россию превысил вывоз.
Как и в предыдущие века, главное значение в экспорте из России имели продукты сельского хозяйства, скотоводства, охоты и других лесных промыслов. Это было сырьё, полуобработанные материалы. Экспортировались некоторые промышленные продукты.
В XVIII в. импорт в Россию был представлен главным образом предметами роскоши, вина и водки, сахара, чая, кофе. Ввоз носил исключительно потребительский характер для удовлетворения потребностей дворянства и богатого купечества.
В целом внешняя торговля России росла быстро. В течение второй четверти XVIII в., к середине столетия, внешнеторговый оборот (сумма стоимости ввозимых и вывозимых товаров) вырос больше чем в два раза, а с Западной Европой – в три раза. За первую половину XIX в. вывоз товаров из России вырос в 3 раза, а ввоз – в 4 раза.
При всём росте российской торговли, как внешней, так и внутренней, доля России в мировом товарообмене оставалась стабильной за всю первую половину XIX в. – около 4 %. В то же время торговля Англии составляла к середине XIX в. 20 %. Именно в первой половине XIX в. Россия по ряду товаров начала уступать зарубежным конкурентам. Вывоз ряда товаров из России сменился их импортом по мере роста иностранной, особенно английской фабричной промышленности. Особо следует сказать о роли русских предпринимателей в развитии технического прогресса. Вопреки утверждениям некоторых исследователей о неразвитости русских предпринимателей во внедрении технических новшеств, факты говорят об их огромных успехах в технической области. В частности черная металлургия России 18 века была самой передовой в мире. Уже первые уральский домны, построенные на заводах Демидовых, да и не только у них, оказались значительно крупнее и продуктивнее английских, которые в то время считались лучшими.
Активным внедрением
Русское предпринимательство
Информация о работе Купец XVIII - первой половине XIX в. Организация торговли