Купец XVIII - первой половине XIX в. Организация торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

В XVIII-первой половине XIX в. облик купца и его профессиональная подготовка переживали значительные изменения. Уже во второй половине XVIII в. современники открыто говорили о необходимости для купца получить соответствующее образование и посылки для этого за рубеж купеческих детей.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ИСТОРИИ.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Купец XVIII - первой половине XIX в. Организация торговли.  

       В XVIII-первой половине XIX в. облик купца и его профессиональная подготовка переживали значительные изменения. Уже во второй половине XVIII в. современники  открыто говорили о необходимости для купца получить соответствующее образование и посылки для этого за рубеж купеческих детей. При Петре I несколько молодых людей из Москвы и Архангельска были посланы в Италию и Голландию на учёбу. Позже этот царь указал, чтобы за границей постоянно получали торговое образование 15 человек, причём по возвращении в страну одних за рубеж тут же отправлялись другие. Однако это повеление не было выполнено, вероятно, из-за отсутствия желающих. Екатерина II снова стала пропагандировать эту меру, чтобы будущие купцы обучились бухгалтерии, установили связи с иностранными фирмами, приобрели доверие у иностранцев. Но этот указ не получил широкого отклика. Последствия его были ничтожны.  Дело ограничилось тем, что в Лондон были посланы двое мальчиков из Архангельска. Тогда был составлен план организации учебного заведения внутри России. Такое училище должно  было воспитать «доброго купца и порядочного гражданина». К концу XVIII в. у части столичного купечества сложилось представление о необходимости профессиональной подготовки для занятий торговлей. К этому времени такие занятия требовали знаний основ бухгалтерского учёта, даже знания иностранных языков. Поэтому в 1799 г. в Петербурге было основано Коммерческое училище, куда принимали мальчиков от десяти до двенадцати лет, сыновей обедневших купцов и мещан. Подавляющее большинство будущих купцов по-прежнему получало профессию не в учебном заведении, а на практике, работая в торговом заведении у родственников или знакомых. Позже стали появляться и другие учебные заведения для профессиональной подготовки кадров для торговли. В 1839 г. был основан Высший коммерческий пансион в Петербурге, который был призван давать высшее образование в области торговли.  В  основной массе купцы были далеки от науки. И в середине XIX в. даже среди московских купцов крайне редко попадались люди с университетским образованием.     В 18 веке понятие 2купечество» не представляло определенной категории населения. Оно характеризовало вид торгово-промышленной деятельности. С 40-х годов 18 века понятие купечества охватывает все посадское население определенной состоятельности1. В экономической жизни страны в начале 18 века ведущую роль стали играть гильдейские купцы, которые делились на первостатейных, среднестатейных и третьестатейных - в зависимости от капитала.

     В связи с развитием предпринимательства  необходимо упомянуть о группе  городских жителей, которые наряду  с купцами, должны были представить третье - самое активное в отношении предпринимательства сословие: мещане. Слово «мещане» польского происхождения, оно означает «горожане» («място» по-польски - город)2. Мещане должны были объективно иметь интересы, сходные с интересами купечества, и вместе с ним противостоять абсолютизму. Но историческая судьба развела их в разные стороны - купцы стремились в высшие сословия, а мещане сливались с народом, даже само понятие «мещанства» в дальнейшем имело смысл чего-то неразвитого, недалекого, ограниченного.

     К особенностям развития экономики  России приспосабливались и частные предприниматели, которые своими усилиями способствовали экономическому развитию России, но действовали также не по законам свободного предпринимательства и конкуренции, а по существующим правилам.

  Самая  активная предпринимательская среда  в России была среди торговых  крестьян,. Т.к. именно они должны были преодолевать существенные препятствия в своей торговой карьере. Поэтому в 18 веке интересен процесс выхода из крестьян буржуазии12 . В 18 веке население деревни соприкасается со всероссийским рынком, окрепшими городами и промышленными селами, развивавшеюся мануфактурой. Это ускоряет процесс экономической дифференциации государственных крестьян, начинается выделение из них скупщиков, формирование сельской буржуазии - кулачества, лавочников, предпринимателей. Способствовало этому процессу и широкое распространение оброчных, денежных форм расчета с хозяином или казной. В хозяйстве оброчного крестьянина иногда появлялись свободные материальные ресурсы. У крестьянина появлялись спекулятивные наклонности и доходы. Он нанимал батрака для обработки своего надела, а сам становился скупщиком и постепенно сколачивал значительный капитал.

     В 1723 г. 60-63 % зерна в столицу  привозили крестьяне, а остальное  дворяне и горожане. В 1728г. 48-50 % крестьян продавали хлеб по более низким ценам (на 7 %). Хлебная торговля была обычным источником первоначального накопления для крестьянской буржуазии. 

    Большую роль в развитии торговли имело купечество, сформировавшееся из  старообрядцев. В этой среде важное значение имела  взаимная поддержка, честность во взаимных торговых делах. Благодаря успешному развитию торговли и промыслов старообрядческие поселения быстро превращались в посады и города. Многие крупные купцы старообрядцы перебирались на жительство в Москву, где входили в число наиболее богатых людей.

    Свидетельством  об изживании черт средневековой  торговли было и то, что в XVIII в. понизилась роль монастырской торговли. Она сильно уменьшилась в результате последовательной политики подчинения церкви государству. В правление Екатерины II переход церковных земель во владение государства лишил монастыри возможности торговать.

      Основное  ядро верхушки торгового мира составляли московские купцы, которые разбогатели, живя и действуя в благоприятных  условиях торгово-ремесленного и промышленного  центра, каким была Москва, хотя и потерявшая статус столицы. Здесь были коммерсанты, которые вели оптовую торговлю не только в портовых городах, как это было в XVII в.,  но и непосредственно в иностранных государствах, что составляло примету времени для XVIII в. В Западной Европе они имели своих представителей, корреспондентов из иностранных купцов, что было необходимо для знания далёких рынков. За рубежом эти купцы имели кредиторов, снабжавших их деньгами. Нужно отметить, что таких предпринимателей в XVIII в. было ничтожно мало. В середине XIX в. им принадлежало лишь 3% вывоза товаров. Стремясь к установлению торговли с азиатскими странами, купцы раньше, чем правительство заключало соответствующие договоры, организовывали туда торговые поездки своих агентов. Основное внимание эта часть купечества сосредотачивала на внешней торговле, так как именно она давала наибольшую прибыль. Внутренний рынок интересовал таких купцов как место скупки нужных для экспорта товаров. Они закупали эти товары по городам и ярмаркам и посылали оптовые партии иностранных товаров в разные направления для розничной продажи. В Одессе, Таганроге и других русских портовых городах купечество в первой половине XIX в. состояло из греков и итальянцев. В числе торговавших здесь не было ни одного коренного русского.

    Состав  верхушки российского купечества был  малочислен и неустойчив. Причиной такого положения было то, что при  удачных обстоятельствах торговля давала огромные прибыли, способствуя  быстрому обогащению. В то же время  при неблагоприятных обстоятельствах происходила такая же быстрая потеря накопленных средств. Каждая правительственная перепись купцов даёт новые фамилии и утерю старых. Это показывает, что верхний слой купечества рос очень медленно. Особенно в начале XVIII. чувствовалось потребительское, своекорыстное отношение правительства к купечеству. Поэтому многие купеческие фамилии разорялись.  Купеческие семьи, известные в XVII в., не сохранились как участники торговли в следующем столетии. Вместе с тем в среде купечества существовала тяга к переходу в дворянское сословие. После успешной купеческой деятельности на протяжении 2-3 поколений купцы оставляли торговые занятия, их дети поступали на  службу. Достигнув определённого чина,  сын купца получал дворянское звание. Дворянство жаловалось вместе с наградой от правительства – получением за особые заслуги чина действительного тайного советника. Так происходило включение купцов в дворянское сословие. Это было обстоятельство, тормозившее развитие торгового предпринимательства. Даже в начале ХХ в. редко какая купеческая фамилия насчитывала за свою историю 3-4 поколения успешных торговцев.

    Как признавали сами купцы, в их среде  отсутствовала «единодушность»  и наблюдалась «великая между  собой ненависть». Особенно хорошо это было  заметно на ярмарках, где богатые купцы старались угнетать мелких. А мелкие торговцы снижением цен и другими мерами подрывали торговлю богатых.  Во второй половине XVIII в. один из российских жителей писал: «Весьма мало, да и почти совсем нет у нас в купечестве хороших капиталов, которые в состоянии были бы знатные с иностранными государствами торги отправлять».  Современник считал, что в России всего несколько более 200 тыс. торгующих. Многие только имеют звание купцов, а на самом деле кормятся благодаря иным источникам – «чёрною работою» или такими торгами, «которые и к купечеству причислить стыдно». Многие разорялись от обмана, неумения торговать, отсутствия необходимой торговой документации, «незнания генеральной купеческой науки». Иностранные купцы общались с русскими свысока, как со слугами.

      В отличие от купцов XVII в., почти не знавших специализации в своей торговой деятельности, в среде крупного купечества уже с первой четверти XVIII в. заметна специализация на торговле однородными товарами. Так, те, кто вёз в Москву волжскую рыбу, обычно присоединяли к ней икру.

    В Москву для торговли приезжали не столько крестьяне и ремесленники, сколько скупщики и торговцы-профессионалы, привозившие товар для дальнейшей перепродажи. Основная часть товаров, ввозимых в Москву, принадлежала купцам, главным образом крупным. Часть из них была москвичами, часть – иногородними, главным образом выходцами из городов огромной по тем временам Московской губернии, куда в соответствии с реформой Петра в ходили Ярославская, Костромская, Владимирская, Суздальская, Тульская и Рязанская провинции. Эти купцы ездили во все концы страны, скупали товар у крестьян и ремесленников, у местных купцов и везли его в Москву. В Москве сибирский купец сбывал свой товар многим местным купцам. Они везли его для сбыта далее, на юг страны. Как и в XVII в., много разнообразных товаров вывозилось из Москвы в Сибирь. Иногородние купцы, продав свои товары в Москве, скупали другие и везли их в обратном направлении.

    В XVIII в. изменилась организация купечества. Пётр впервые разделил купечество  на  две гильдии. Это деление было заимствовано из Западной Европы. Раньше горожане делились на добрых, средних и молодших в зависимости только от благосостояния. Теперь главным стала принадлежность к профессии и в определённой степени зажиточность. Было упразднено выделение особых групп купцов – членов гостиной и суконной сотен. Они слились с гильдейским купечеством и стали платить вместе с ним  налог - подушную подать.

    1770-1780-е  гг. были важной полосой  в  формировании торгово-промышленного сословия. При Екатерине II правительство разделило купцов на  три гильдии, как бы возрождая прежнее деление горожан.  В ту или иную гильдию можно было записаться в зависимости от объявленного капитала. Окончательное оформление купеческого сословия завершилось с изданием в 1785 г. «Городового положения».  В это время  правительство Екатерины II ввело новую систему налогообложения предпринимателей. Купцы всех трёх гильдий освобождались от уплаты подушной подати, они платили промысловый налог. Их детей не призывали в армию. Купцы 1 и 2 гильдий получили привилегию – они были освобождены от телесных наказаний. Купцы 1 гильдии получили право иметь «заводы» (мануфактуры), загородные дома, морские суда и торговать за пределами империи. Вторая гильдия занималась крупной торговлей внутри России, а купцы 3 гильдии – мелкой торговлей, содержали трактиры, постоялые дворы, бани. Со времени Екатерины купцы первых двух гильдий имели право носить шпагу, посещать императорский двор. Они стали получать чины от правительства, и это открыло им дорогу  для перехода в дворянское сословие.

    В XIX в. сословные перегородки, в том числе границы купеческого сословия, постепенно разрушались, причём этому способствовала правительственная политика. В начале XIX в. дворяне получили право вступать в первую купеческую гильдию. В 1820-х гг. они приобрели права учреждать промышленные предприятия в городах, заниматься ростовщичеством, торговлей, откупами.  С 1820-х гг. купеческие гильдии всё более интенсивно пополнялись за счёт торгующих крестьян. В 1824 г. правительство выпустило постановление об устройстве купеческих гильдий и о торговле людей некупеческих сословий. Этот документ открыл новый период в истории российского предпринимательства. Был изменён  порядок взимания налогов с торгующих людей. Вместо взимания процента с дохода была введена покупка патента – документа на право торговли. После покупки соответствующего патента налог считался выплаченным. Это упрощало вхождение в круг торгующих любого достаточно обеспеченного человека.   Этот порядок был принят во всей Европе, он сохранился в России до 1917 г. Это говорило о том, что прежняя средневековая замкнутость купеческих гильдий постепенно разрушалась. А после отмены крепостного права торгово-промышленное население потеряло последние черты сословной замкнутости.

    Организация торговли.  На организацию торговли большое воздействие оказали новые явления в торговом деле. В первой половине XVIII в. рождаются торговые предприятия, близкие к современным магазинам. Английские купцы, жившие в России, часто торговали в розницу в своих домах, а не в гостиных дворах, как было предписано законом. Они хранили в погребах, во дворе дома и в самом доме разные товары, которые по разным причинам нельзя было оставлять в амбарах при гостином дворе. Многие товары требовали сухого помещения, как то: мебель, зеркала, стенные часы. Другие товары нужно было выставлять напоказ – золотые и серебряные сервизы, драгоценные камни, карманные часы. Поэтому в доме такого  купца выделялось особое помещение для торговли. Поскольку это были места продажи предметов роскоши, они, вероятно, имели продуманное оформление. В окнах таких помещений или в особых стеклянных шкафчиках, прикреплённых к стене, были выставлены некоторые товары. Эти устройства впервые появились в Лондоне и Париже, составляли в ту пору  новшество и являлись прообразом витрины магазина. Сами эти помещения в конце XVIII в. назывались магазинами.  Покупателями в таких магазинах была богатая публика, приобретавшая предметы роскоши. В конце XVIII столетия  таких магазинов было много, хозяевами были английские, французские, немецкие и голландские купцы.

Информация о работе Купец XVIII - первой половине XIX в. Организация торговли