Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:33, контрольная работа
В 476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось к XVII в. Период Средневековья охватывает время с V в. по Х VI в.
Важная черта университетов - наднациональный, демократический характер. Порядок записи студентов в университет был весьма вольным. Обучение было платным. К XIV века сложилась категория странствующих студентов, которые перебирались из одного университета в другой. Первые университеты были весьма мобильными: могли переместиться в другой город, страну. Студенты и преподаватели объединялись в национальные коллегии. В Парижском университете было четыре коллегии: французская, пикардийская, английская, германская. Во второй половине XIII века в университетах появляется новый тип учебного подразделения - факультет. Коллегии и факультеты определяли жизнь университета. Представители наций и факультетов (деканы) выбирали официального главу университета - РЕКТОРА - лица с временными полномочиями. В Х веке оно уже назначались властями. Факультеты присуждали ученые степени "граф права". Студент занимался с профессором 3-7 лет и получал звание бакалавра (первоначальная ступень к научной степени). После защиты работы бакалавр получал ученую степень: магистр, доктор, лиценциат.
Созданные университеты обычно имели несколько факультетов. Содержание определялось программой семи свободных искусств. На факультете искусств читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике. Одновременно идет усиление специализации: Парижский университет - теология и философия; Оксфордский университет - гражданское право; университеты в Италии - римское право.
Университеты противопоставляли схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Таково было возникновение университетов, и в дальнейшем они активно развивались.
Педагогические идеи эпохи Возрождения (ХIV-ХVII вв.).
Прекрасной страницей в истории мировой культуры, педагогической мысли оказалась эпоха позднего Европейского Средневековья (ХIV -Х VII вв.) прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на земле, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности. Движение гуманизма возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если церковь учила, что человек должен обращать надежды к БОГУ, то в центре нового мировоззрения оказался человек, который возлагал надежды на себя. Идеи гуманизма появились во многих государствах. Развитие педагогической мысли тесно связано с интенсивным развитием литературы, искусства, научных знаний. Огромную роль сыграли географические открытия Х V -ХVI вв. и изобретенное в середине XV века книгопечатание. Гуманисты, стремясь подражать народам Древней Греции и Рима, называли свое время "Возрождение" - восстановление античных традиций. Гуманистов привлекали свобода, выразительность, красота классической литературы. Она превращается в источник идеалов воспитания. В классическом наследии стремились черпать, то, что было утеряно, - традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия. Отвечая на потребности времени, педагоги-гуманисты предлагали формирование общественно полезной личности.
В результате педагогическая триада Возрождения: классическое воспитание, гражданское воспитание базировалось на трех слагаемых: античности, средневековья, идеях - предвестниках нового общества. Деятели эпохи Возрождения обогатили программу классического образования, дополнив её изучением древнегреческого языка и возродив правильный латинский язык. Колыбелью Европейского Возрождения оказалась Италия, где борьба городов за независимость породила духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания (Л.Альберти; В. де Фельтре и др.). Речь шла о формировании члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесного и духовно, воспитанного в труде.
Л.Альберти (1404-1472) замечал, что это в конечном итоге даст "совершенные добродетели и полное счастье". Итальянские гуманисты полагали, что наилучший путь воспитания - освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривали идеи Квинтилиана.
К этим идеям обратился Витторино де Фельтре (1378-1446гг.). Он создал свою специальную школу "Дом радости", где исповедовался принцип: обучение в радости. Тут широко использовали различные средства наглядности и творческий потенциал детей. Школа эта была хорошо оборудована, расположена в живописном месте.
Среди итальянских гуманистов выделялся Томазо Кампанелла (1568-1639гг.). Он написал трактат "Город солнца", где представлен образец общества политического и экономического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, в возврате к природе и отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию, естествознание. С ними занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. До 7 лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения. С 7 до 10 лет к этому добавляют изучение естественных наук. С 10 лет дети начинают овладевать медициной и др. Обучение оживляли при помощи наглядных средств, широко применялся принцип соревновательности. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде, где они получат практические навыки и познакомятся с орудиями труда. Идеи Возрождения из Италии проникают во Францию. Парижский университет стал важным очагом идей гуманизма эпохи Возрождения.
Среди представителей французского Возрождения очень ярко выделяется Франсуа Рабле (1494-1553гг). Он обличал пороки средневекового образования и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания - духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность, неэффективность обучения в школе. Выдвигается идея разносторонне воспитанной личности. Предлагалось изучение латыни, арифметики, географии, астрономии, музыки. Предлагается идея игрового обучения, сочетания умственных занятий с играми, физическими упражнениями, гимнастикой. Приветствуется занятия: верховой ездой, фехтованием, борьбой, плаванием, поднятием тяжестей, трудом.
Гаргантюа - герой одноименного романа Рабле, забывает все, чему его учили богословы. Воспитатель заботится о том, чтобы сделать из Гаргантюа физически крепкого, разносторонне воспитанного и образованного человека. Чтение дает пищу для поучительных бесед. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Счету он учится, играя в карты. Умственные занятия чередуются с физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведутся беседы об изучении жизни: о хлеба, воде, соли, вине и т.д. Вечерами Гаргантюа изучает звездное небо. В дождливые вечера он пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей, порой целые дни проводит на лоне природы.
Мишель Монтень (1533-1592 гг.) в своем труде "Опыты" критикует схоластику, рассматривает человека как высшую ценность и предлагает обучение через практику. Монтень видит в ребенке природную индивидуальность. Подвергал критике средневековую школу. Был убежден, что традиционное обучение не приносит большой пользы. Он советовал, чтобы больше говорил ученик и больше слушал учитель. Необходимо воспитывать привычку исследовать окружающий мир, чтобы ученики все проверяли на практике. Монтень предостерегал оттого, чтобы давали энциклопедическое образование.
В процессе обучения следует знакомить детей с духовными ценностями, которые, прежде всего, заключены в античном наследии.
Из Италии и Франции
педагогическое движение
Томас Мор (1478-1533гг.) написал работу "Остров утопия". В центре своей утопической теории ставил человека, который имеет право на всестороннее, гармоническое развитие. Мор снискал славу как ученый, гуманист, поэт. В своей утопии Томас Мор в человеческой деятельности выделял общественную и личную стороны (отзывчивость, любовь к труду). Воспитание высокой нравственности - первостепенная задача. Провозглашалась свобода вероисповедания. Следует воспитывать в духе морали отвечающей интересам общества и человека в отдельности. Томас Мор отвергал жестокость и грубость средневековой школы. Только образованный человек способен добиться счастья. Мор подчеркивал обязательность участия детей и взрослых в труде. Мужчины и женщины утопии равны в праве на образование. Мор видел во всеобщем образовании несокрушимость общества. Противник схоластики Мор подчеркивал, что школьное образование должно опираться на опытные знания. Особое внимание Т.Мор уделял проблеме женского образования. Он предлагал обучение на родном языке. Следовало преподавать: чтение, арифметику, музыку, естествознание. Исповедовался принцип свободного образования и самообразования. По сути, Томас Мор и Томазо Кампанелла были социалистами-утопистами, а Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень - педагогами-гуманистами. Но между идеалами Возрождения и реальными условиями воспитания и образования существовало огромное противоречие. Конечно, идеи Возрождения оказали благотворное влияние на развитие школы и педагогики. Вместе с тем они не могли быть реализованы в полной мере: носили утопический характер. Многие идеи просто были выхолощены. Например: в первой половине XVI в. при распространении филологического образования.
В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Выделялись такие мыслители: Матюрен Кардьер, Мартин Лютер, Ульям Тиндель и др. Реформация провозгласила принцип индивидуальности. Церковь, в свою очередь, использовала инквизицию. Контрреформацию возглавил орден иезуитов в 1534 г. Развернулась широкая борьба, которая негативно отразилась на всем развитии школы и образования. /1/.
Создание гимназий.
Первые гимназии появились в Германии. Отцом этих учебных заведений был Ф.Меланхтон. В "Саксонском учебном плане" предусматривалась третья ступень обучения, которая вместе с низшей и старшей городскими школами становилась гимназией. На этой ступени предполагалось обучать наиболее одаренных учащихся. Программа на этой ступени расширялась: при изучении римской литературы плюс ко всему изучались сочинения Цицерона, Овидия, Вергилия. Учащиеся сами должны были упражняться в сочинительстве. Вместо латинской грамматики прелагалось изучение диалектики и риторики. В стенах гимназии узаконили обязательное общение лишь на латыни. Меланхтон отрицательно относился к изучению в гимназиях немецкого языка. В 20 -х гг.. XVI в. многие городские школы были преобразованы в гимназии.
Символом гуманистического образования оказалась гимназия созданная в 1537 году в Страсбурге И.Штурмом (1507-1589 гг.). Альфой и омегой обучения являлись классические языки и литература. В гимназию стекались сотни учеников. В 1578 году тут обучалось около 3 000 человек от 7 до 16 лет. В гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам: в ходу были персональные словари по древним языкам. Главными предметами были: латинский язык, богословие, греческий язык, риторика, диалектика. В этих учебных заведениях обучали: математике, литературе, древнегреческому и древне европейским языкам. /2/.
На фоне суровой, палочной педагогики, приемы воспитания в некоторых школах выглядели свежо и ново. Так в школе в Гейдельберге, которой руководил Фридланд Троцендорф (1490 - 1556 гг.) существовало подобие школьного самоуправления. Ученики жили "республикой" избирая "сенат", "консулов", "трибунов", "цензоров". Было шесть классов делившихся на подразделения. Каждый класс назначал "квестора" помогавшего поддерживать дисциплину и "эфора" ведавшего раздачей еды и трапезы. Глава школы носил титул "несменяемого диктатора". Провинившиеся учащиеся несли ответ перед представителями "республики". Ученики оказывали помощь отстающим. Старшеклассники вели уроки. Главный предмет: готический язык. Изучали: греческий и латинский языки, диалектику, риторику, философию, музыку. Делалась литературная подготовка. Образовательные системы эпохи Возрождения отбрасывали церковно-аскетический идеал. Идеал: человек, живущий полноценной жизнью, раскрытие детской природы. Большинство гимназий в различных странах стало создаваться по типу гимназии Штурма. Например: школа Иезуитов. /1, 2/.
Литература:
1.Джуринский А.Н. История педагогики: Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: ГИЦ "Владос". 1999.
2.Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен. - СПб. 2000.
3. Web-мультимедиа энциклопедия “История педагогики” - webhp.ksu.ks.ua/ joomla/index.php