Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:06, контрольная работа
В современной теории управления выделяют различные технологии анализа: анализ исходного состояния, проблемно-ориентированный анализ, анализ силового поля или факторный, системный (нормативный) анализ, комплексный анализ, самоанализ и т.д.Одним из наиболее значимых является педагогический анализ.
1. Структурные элементы анализа ……………………..5-6
2. Методика проведения педагогического анализа ….....7-9
3. Алгоритм анализа ……………………………………..10-12
Заключение ……………………………………………….13
Список литературы ………………………………………14
Содержание.
Введение …………………………………………………..3
1. Структурные элементы анализа ……………………..5-6
2. Методика проведения педагогического анализа ….....7-9
3. Алгоритм анализа ……………………………………..10-12
Заключение ……………………………………………….13
Список литературы ………………………………………14
Введение.
Основная цель управления - достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, необходимо чётко знать положение дел. А это возможно только на основе всестороннего анализа разных сторон деятельности ДОУ.
В современной теории управления выделяют различные технологии анализа: анализ исходного состояния, проблемно-ориентированный анализ, анализ силового поля или факторный, системный (нормативный) анализ, комплексный анализ, самоанализ и т.д.Одним из наиболее значимых является педагогический анализ.
Педагогический анализ -- целенаправленное изучение занятия в целом, его объективная оценка, выявление причин, определивших его уровень, результат и последующая выработка на этой основе рекомендации по совершенствованию работы педагога.
Исходя из данного определения следует, что методика его проведения, с одной стороны, должна, способствовать раскрытию сущности занятий как особой формы обучения в детском саду, а с другой стороны, должна позволять осуществлять анализ на теоретическом уровне, характеризующемся выделением функциональных связей структурных элементов занятия.
Педагогический анализ проводится с целью определения эффективности образовательного процесса. Установление причин и факторов, определяющих качество педагогической деятельности, возможно лишь на основе системного подхода.
Системный подход к педагогическому анализу заключается в том, что объект изучается через призму функциональных связей структурных элементов занятия, которые обусловливают целостность объекта, его развивающую направленность.
В
современной литературе недостаточно
освещаются вопросы педагогического наблюдения
и анализа работы воспитателей с детьми,
не разработана единая терминология и
технология этого процесса, т.к. анализ,
как самостоятельная функция, выделена
сравнительно недавно.
1. Структурные элементы анализа.
Аналитическая
деятельность осуществляется с целью
повышения профессиональной культуры
педагога и повышения эффективности учебно-воспитательного
процесса. Посещение и анализ занятий
могут проводиться с целью:
- обмена опытом педагогов (т. е. при необходимости
научиться чему-то у своего коллеги или
оказать помощь, научить своего коллегу
тому, что ему необходимо);
- самоконтроля и контроля деятельности
преподавателя.
Но кроме этих общих целей при анализе
занятия решаются и определенные конкретные
задачи. Рассмотрим структурные элементы
анализа.
Под структурными элементами понимается:
- характеристика занятия - включает в себя раздел образовательной программы, вид занятия, тему занятия, форму проведения занятия, части занятия, временные рамки, конспект, модель или план проведения;
- цель, задачи занятия -- элементы, объединяющие в единое, целостное образование деятельность педагога, деятельность детей, условия, так как нельзя оценить деятельность воспитателя и детей вне тех целей, задач, ради которых оно совершается;
-
условия (материальные, санитарно-гигиенические,
организационно-педагогические)
- деятельность педагога, направленная на организацию познавательной деятельности детей, обеспечивающая с помощью разнообразных методов, средств достижение цели занятия;
- деятельность детей, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками или способами открытия новых знаний.
Выделенные элементы между собой образуют три вида связи (порождения, развития, изменения) и характеризуют занятие как педагогическую систему.
Связь порождения возникает между программными задачами, деятельностью педагога и условиями проведения занятия.
Цель и задачи занятия порождают организационно-педагогические условия и деятельность педагога, наличие приемов и пособий, направленных на решение каждой задачи занятия, умение педагога творчески использовать конспект, модель занятия, рационально размещать оборудование.
Связь развития возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «программные задачи - деятельность детей»; «деятельность педагога - деятельность детей». Постановка определенных целей и задач должна приводить к дальнейшему продвижению ребенка в развитии. Работа педагога на занятии развивает детей, определяет и регулирует их поведение. Деятельность же детей на занятии меняет качественные характеристики работы педагога. Умение корректировать ход занятия с учетом «обратной» связи: сменить форму организации детей, использовать отдых в зависимости от степени утомляемости детей, сменить прием, характер педагогического воздействия
Связь
изменения возникает внутри двух групп
структурных элементов занятия: «условия
- деятельность педагога»; «условия - деятельность
детей».
2. Методика проведения педагогического анализа.
Методика проведения педагогического анализа предполагает.
1. Сбор информации. Изучение модели или конспекта занятия, с целью определения вида, формы, темы занятия; изучения цели и образовательных задач; установления места данного занятия в процессе обучения. Просмотр занятия, фиксация его хода по какой-либо схеме или ведение видео, аудиозаписи, фото съемки. Просмотр детских работ.
2. Характеристика элементов занятия и связей между ними. Оценка каждого элемента занятия, выделенного в модели. Определение в модели связей, их сравнение со связями, реально существующими в просмотренном занятии, т.е. сопоставление модели и реального объекта.
Методически грамотная формулировка образовательных задач, их соответствие уровню развития детей. Направленность деятельности педагога на создание необходимых условий обучения и решение задач занятия. Точность применения методических приемов. Деятельность детей, содержащая оценку освоения ими нового знания; особенности поведения каждого ребенка на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию), учебные навыки детей. Условия проведения занятия -- выделение и оценка соответствия требованиям санитарно-гигиенических, материально-технических и организационно-педагогических условий.
Определение вида связи:
- между видом, формой, темой занятия и образовательными задачами, которая определяет: соответствуют ли цель и задачи виду, форме, теме занятия; дает ли возможность данное занятие полностью реализовать предложенное содержание обучения;
- между образовательными задачами и деятельностью педагога, которая определяет приемы для решения каждой задачи и возможность данной совокупностью приемов качественно достичь цели занятия;
- между программными задачами и деятельностью детей. В осуществлении данной операции необходимо оценить, насколько данное занятие обеспечило развитие детей и их познавательную активность;
- между образовательными задачами и условиями проведения занятия, которая поможет оценить, как задачи определили расположение рабочих столов педагога и детей, наглядных пособий, использование раздаточных материалов;
- между деятельностью педагога и деятельностью детей, оценивающая взаимодействие, согласованность их деятельности. В этой операции также необходимо сопоставить тон воспитателя, стиль общения с особенностями поведения детей на занятии. Может ли педагог контролировать, анализировать деятельность детей в ходе занятия, и на этой основе корректировать свои действия, приемы работы;
- между деятельностью педагога и условиями проведения занятия. В этой операции необходимо выявить умение педагога использовать в своей деятельности имеющиеся условия, корректировать свою деятельность в связи с изменением условий;
- между условиями проведения занятия и деятельностью детей, в которой оценивается, как условия отразились на результатах усвоения детьми программного содержания;
3. Формирование выводов и рекомендаций. Определение эффективности проведения занятия в соответствии с целью и образовательными задачами. Выяснение причин, определивших полученный результат. На основании выводов вырабатываются рекомендации. Формулировка рекомендаций должна быть конкретной, четкой, педагогу должно быть понятно, что нужно сделать по совершенствованию своей педагогической деятельности. Рекомендации могут быть направлены как на ликвидацию причин, отрицательно повлиявших на результативность занятия, так и на стимулирование педагога к профессиональному росту, повышению квалификации, обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
4.
Заполнение карты или схемы анализа занятия.
Письменная фиксация анализа занятия
(карта, опорная схема и т.д.) позволит проследить
профессиональные изменения в работе
педагога и выдержать логику изложения
педагогического анализа
3. Алгоритм анализа.
Примерный вариант
анализа учебного занятия:
1. Содержание
занятия
постановка и комплексное решение образовательных,
воспитательных и развивающих задач;
глубина, полнота, научность;
соответствие поставленных задач и содержание
занятия;
структурированность материала по сложности,
объему;
наличие занимательных фактов.
2. Методы
и средства обучения. Технология.
проблемность изложения материала;
способы мотивации;
технология организации деятельности;
характер заданий;
соответствие заданий целям и задачам.
3. Характер
общения на занятия
гуманистическая направленность учебно-
воспитательного процесса;
взаимодействие педагога и ребенка;
привлекательность личности педагога
на занятии;
способность к творчеству, импровизации,
нестандартность мышления;
интеллектуальный уровень, педагогическая
культура, эрудиция. 4. Результативность
занятия
уровень достижения цели занятия;
завершенность задуманного;
обратная связь на занятии;
активность детей на занятии.
Анализ физкультурного занятия
Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | Другое | |
1. | Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование) | ||||
2. | Полнота осуществления
задач: * Оздоровительных * Воспитательных * образовательных |
||||
3. | Соответствие задач данному возрасту | ||||
4. | Методы и
приёмы, используемые на за-нятии: * Индивидуальный подход * Фронтальный * Поточный * Подгрупповой * Словесный * Показ взрослого * Показ ребёнка * Напоминание и др. |
||||
5. | Соответствие
физ. нагрузки нормам: * В водной * В основной * В заключительной |
||||
6. | Моторная плотность | ||||
7. | Общая плотность | ||||
8. | Используются ли нетрадиционные формы в занятии? | ||||
9. | Активность выполнения ОРУ, ОД подвижных игр (%) | ||||
10. | Осознано ли дети воспринимают материал? | ||||
11. | Проявляют ли дети самостоятельность в по-исках новых способов действий? | ||||
12. | Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание? | ||||
13. | Осуществляется ли работа по ознакомлению детей разным способам выполнения движений? | ||||
14. | Была ли инициатива со стороны детей в подготовке атрибутов и пособий? |