Культура России в XVII-XVIII вв. Обмирщение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 03:48, курсовая работа

Описание работы

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. "Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В XVII – XVIII ВВ. 5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ В ПЕРИОД «ОБМИРЩЕНИЯ» КУЛЬТУРЫ 12
ГЛАВА 3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЖИВОПИСИ В XVII – XVIII ВВ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

куросвая по истории России.docx

— 52.53 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Отличительные черты живописи в XVII – XVIII вв.

 

Живопись относилась к  тому виду искусства, где в наибольшей степени сохранилось влияние  традиций и где новое проявлялось  меньше, чем в литературе и зодчестве. Это объясняется тем, что изобразительное  искусство XVII в. представлено преимущественно  иконописью, находившейся под пристальным  надзором государства и церкви. В  патриаршей и царской грамотах 1668 и 1669 гг. живописцам предписывалось придерживаться издавна установившихся традиций. Особенно рьяно защищали старину старообрядцы, считавшие святотатством всякие отклонения в изображении святых: Аввакум резко осуждал иконы  нового письма, на которых, по его словам, святой изображался «яко немчин, брюхат и толст».

Контроль за деятельностью  живописцев осуществляла Оружейная  палата. Возникнув еще в XV в. как  хранительница драгоценностей царской  семьи и мастерская по производству оружия, она в XVII в. становится художественным центром страны. В Оружейную палату были привлечены лучшие русские художники, а также иностранные мастера. В ней выполнялись работы для  царского двора: писали иконы, парсуны (портреты), украшали рукописи, изготавливали  знамена, шатры, повозки, мебель, утварь, игрушки для царевичей. Среди  художников Оружейной палаты сложилось  разделение труда: одни из них разрабатывали  композицию иконы, другие писали лица, третьи — одежду, четвертые специализировались на изображении растений и животных.

Помимо икон, художники  расписывали стены храмов, в частности  Архангельского собора. Стены нижнего  яруса собора и столбы были украшены изображениями похороненных князей и царей.

В течение 30 лет художественную деятельность в России возглавлял Симон  Ушаков. Он выступал в роли художника, организатора живописцев, работавших в Оружейной палате, а также теоретика нового направления в живописи. Характерная черта Ушакова — пристальный интерес к изображению человеческого лица.

В ранних произведениях лик  под кистью Ушакова мало отличался  от традиционного: худое плоское  лицо, прямой тонкий нос, темные круги  под глазами. Постепенно он преодолевал  суровость выражения, аскетическое лицо приобретало живые черты. Стремление очеловечить лик Христа ярче всего  выражено Ушаковым в иконе «Нерукотворный Спас».

Широко известна другая его  икона — «Насаждение древа  государства Российского». У истоков  этого «древа» находятся Иван Калита и митрополит Петр. На ветках древа укреплены медальоны с  изображением наследников Калиты. С  левой стороны древа стоит  царь Алексей Михайлович, справа —  его супруга и двое царевичей. Это был живописный панегирик  Романовым, якобы составлявшим единое древо с потомками Ивана Калиты.

Высказывания Ушакова  об искусстве и его назначении существенно отличались от традиционных. Искусство должно быть близким к  природе, радовать глаз яркими красками, а не мрачным, изображающим святых тощими и смуглыми. В основе оценки иконы  должен лежать эстетический принцип, ей надлежит быть красивой.

Ушаков создал живописную школу. Его последователями были Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон  Филатьев и др. Иосиф Владимиров развивал взгляды на иконопись, близкие  взглядам Симона Ушакова.

В XVII в. было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Оба жанра, однако, не преодолели еще манеры письма, присущей иконографии. Портретная живопись представлена немногочисленными  парсунами. В парсунах, даже выполненных  Ушаковым, отсутствует объемность изображения, стремление достичь сходства с оригиналом сочеталось с плоскостной трактовкой. Таковы, например, парсуны царя Алексея  Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Пейзаж тоже еще не стал объектом самостоятельного изображения, он в иконе выполнял вспомогательную функцию, являлся фоном: рядом с ликом святого художник писал деревья, лес с птицами и зверями, цветы и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, XVII в. стал последним  веком существования древнерусского искусства, когда особенно заметно  стало западное влияние, начавшее укореняться  на русской почве. Меняется мировоззрение, начинается смена художественных принципов, рождаются новые идеи свободного человека и свободного творчества. Начинается резкий перелом, качественный скачок в русской культуре, который  будет завершен уже в XVIII в. после  петровских реформ.

Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие общественной мысли. Господствующий класс осознает необходимость сильной власти в  стране, и публицисты выдвигают и  обосновывают идеи абсолютизма. Впервые  они прозвучали в произведениях  Ю. Крижанича и С. Полоцкого.

 Наиболее полно и  ярко противоречия общественной  жизни отразила литература, все  больше приобретавшая светский  характер.

ХVII век – век формирования русской нации. Отход культуры от церковных традиций, придание ей светского, гражданского характера. Стремление к  реализму в искусстве и живописи.  Развитие образования и книгопечатания. Появление театра (пока только придворного  и школьного).

В русском зодчестве XVII в. вырабатывались новые художественные взгляды, генетически связанные  с народным творчеством, в то же время  творчески осваивалась стилистика западноевропейской архитектуры.

 В развитии русской  живописи XVII в можно выделить  два этапа: 1601–1650-е гг. (борьба  двух направлений – «годуновской  школы» и «строгановской школы») и с 60-х гг. до конца века (этот этап развития живописи  характеризовался медленным отходом  от догм).

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ / Е.В. Анисимов/ – Л.: Лениздат, 1989. – 378 с.
  2. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Документ./ Е.В. Анисимов, А.Б.Каменский/ – М.: МИРОС, 1994. – 456 с.
  3. Вайгачев С.А. «Обмирщение» русской духовной культуры XVII в.: сущность процесса и его социокультурные истоки// Актуальные проблемы истории русской культуры. – М., 1991. –С.41-59
  4. Соловьев С.М. Об истории новой России/С.М. Соловьев/ – М.: Просвещение, 1993. – 482 с.
  5. Черникова Т.В. История России XVII-XVIII веков/Т.В. Черникова/ - М.: Дрофа, 2000г. – 356 с.
  6. Htpp://vss.nlr.ru
  7. Htpp://libsib.ru
  8. Htpp://edu.titsu.ru

 


Информация о работе Культура России в XVII-XVIII вв. Обмирщение