Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 03:48, курсовая работа
Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. "Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В XVII – XVIII ВВ. 5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ В ПЕРИОД «ОБМИРЩЕНИЯ» КУЛЬТУРЫ 12
ГЛАВА 3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЖИВОПИСИ В XVII – XVIII ВВ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова
Исторический факультет
Кафедра
Специальность 030403 «Архивоведение»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История России»
на тему: «Культура России в XVII-XVIII вв. Обмирщение»
Выполнила
студентка гр.ИО-08-3
Проверила
Дьячкова А.Н.
Якутск – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
Глава 1. Особенности развития литературы в XVII – XVIII вв. |
5 |
Глава 2. Основные тенденции развития архитектуры в период «обмирщения» культуры |
12 |
Глава 3. Отличительные черты живописи в XVII – XVIII вв. |
19 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
22 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
23 |
ВВЕДЕНИЕ
Русская культура
- это, по выражению Д.С.
Лихачева, громадное разнообразие
возможностей, идущее от множества
истоков-учителей. "Век разума
и просвещения" - так говорили
о своем времени великие
В новый период вступает
и русская культура, пережившая
на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный
перелом. После долгого
Целью моей курсовой работы является характеристика культуры истории России в период обмирщения ( XVII-XVIII вв.).
Задачи:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Были в основном использованы труды Анисимова В.Е., Вайгачева С.А. и интернет-ресурсы.
Глава 1. Особенности развития литературы в XVII – XVIII вв.
XVII в. стал также временем начавшейся секуляризации культуры. Этим переменам способствовало значительное распространение грамотности, появление первых школ и, наконец, первого высшего учебного заведения в России — Славяно-греко-латинской академии.
Начинается распространение научных и технических знаний, пришедших в Россию из Европы. Постепенно было подорвано господство церковной догмы, что открыло новые возможности для развития художественной культуры в нашей стране. Эти и другие исторические события нашли свое разностороннее отражение в культуре России XVII в.
Самые выразительные новшества прослеживаются в литературе. Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия предопределяла божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных для себя начинаниях. Герои литературы XVII в. начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела им альтернативы.
Смутное время вновь обострило
интерес к вопросу о характере
власти в политической системе. Среди
известнейших авторов XVII в. — хорват
Юрий Крижанич (ок. 1618–1683), европейски
образованный мыслитель, сторонник
неограниченной монархии, а также
один из первых теоретиков идеи славянского
единства (его можно назвать
Неоднозначность событий этого времени привела к тому, что литература впервые начинает задумываться о противоречивости человеческого характера. Если раньше герои книг были либо абсолютно добрыми, либо абсолютно злыми, теперь писатели открывают в человеке свободную волю, показывают его возможности менять самого себя в зависимости от обстоятельств. Именно такими предстают перед нами герои Хронографа 1617 г. — Иван Грозный, Борис Годунов, Василий Шуйский, Кузьма Минин. Как отмечал академик Д.С. Лихачев, в том проявлялась тенденция открытия характера человека: героями литературы становятся не только святые подвижники и князья, как раньше, но и простые люди — купцы, крестьяне, небогатые дворяне, которые описывались в легко узнаваемых ситуациях.
Новые веяния коснулись и
такого консервативного жанра
Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения: провинциальных дворян, служилых и посадских людей. С изменением социального состава читающей публики появились новые требования к литературе. Особый интерес в ней вызывает занимательное чтение, потребность в котором удовлетворяли переводные рыцарские романы и оригинальные авантюрные повести. К концу XVII в. русская читающая публика знала до десятка произведений, пришедших в Россию разными путями из-за границы. Среди них наиболее популярными были «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Петре Златых Ключей». Сохраняя некоторые черты рыцарского романа, на русской почве эти произведения настолько сблизились со сказкой, что позднее перешли в фольклор.
Новые черты литературной
и реальной жизни отчетливее проявились
в бытовых повестях, герои которых,
отвергая заветы старины, покидая родительский
кров, стремились жить по своей воле.
Таков герой «Повести о Горе-Злосчастии»
и особенно «Повести о Фроле Скобееве»
— типичной плутовской новеллы, описывающей
жизненные перипетии
Полный социальных конфликтов
XVII в. породил новый литературный
жанр — демократическую сатиру,
тесно связанную с народным творчеством
и народной смеховой культурой. Она
создавалась в среде посадского
населения, подьячих, низшего духовенства,
недовольных притеснениями
Яркой чертой литературной жизни стало рождение стихосложения. До этого Россия знала поэзию лишь в народном творчестве, в былинах, но это не было рифмованным стихом. Рифмованная поэзия возникла под влиянием польского силлабического стихосложения (для него характерно равное количество слогов в строке, пауза в середине строки, а также концевая рифма, стоящая под единственным строго обязательным ударением). Ее основоположником стал Симеон Полоцкий (1629–1680), белорус, получивший прекрасное образование в Киево-Могилянской академии. С именем Симеона Полоцкого связано появление в литературе новых жанров — поэзии и драматургии. Он был первым в стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные стихи. В его сочинениях господствуют панегирические тона, воспевающие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке «О Навуходоносоре царе» и «Комедия притча о блудном сыне». В новую форму автор вложил традиционное содержание: младший сын в отличие от старшего, проявлявшего покорность родительской воле, не пожелал «в отчинной стране юность погубити» и отправился странствовать, превратился в блудного сына, испившего много горя. Он возвращается в отчий дом, убежденный в необходимости слушаться старших.
Полоцкий известен не только как поэт и драматург, но и как публицист. Он сторонник самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи и «умоляти» мятежи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим принципом: знанием, авторитетом, заслугами.
Свою задачу он видел в том, чтобы создать новороссийскую словесность, и во многом он эту миссию выполнил. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражают идею «пестроты мира», переменчивости бытия. У Симеона ощущается тяга к сенсационности, стремление удивить, поразить читателя как формой изложения, так и необычностью, экзотичностью сообщаемых сведений. Таков «Вертоград многоцветный» — своеобразная энциклопедия, в которой собрано несколько тысяч рифмованных текстов, содержащих данные, почерпнутые из различных областей знаний: истории, зоологии, ботаники, географии и т.д. При этом достоверные сведения перемежаются мифологизированными представлениями автора.
Народно-обличительную
Содержание так называемых бытовых повестей XVII в. обнаруживает две тенденции: с одной стороны, герои пытаются вырваться из оков церковности; с другой — попытки героя выйти из рамок житейской мудрости «Домостроя» заканчиваются полным крахом. Патриархальные устои хотя и высмеиваются, но герои не могут их преодолеть.
Темой «Повести о Горе-Злочастии»
является судьба молодца, не внявшего
родительским советам и поплатившегося
за это нищетой. Мытарства героя
заканчиваются тем, что он оказывается
в монастырской келье. В отличие
от предшествующего времени келья
уже не умиляет героя, жизнь в
ней равнозначна самоубийству. В
повести раскрыт образ
В «Повести о Савве Грудцыне»
фигурируют реальные исторические личности
и определенная географическая среда,
чем создается видимость
Примечательны сатирические
произведения с пародиями на неправый
суд, беспутную жизнь монахов, бесправие
простого человека и т. д. Повесть
«Шемякин суд» рассказывает о разбирательстве
в суде конфликта между двумя
братьями, один из которых был богатым,
а другой бедным. Богач дал своему
брату лошадь и сани, чтобы тот
вывез из леса дрова, но пожалел дать
сбрую. Бедняк привязал сани за хвост
лошади, хвост оборвался, и богач
через суд затребовал от брата
возвращения лошади с хвостом. Бедняк
во время суда многозначительно показывал
из-за пазухи судье Шемяке сверток,
давая понять, что его ожидает
богатый посул. Это и определило
поведение Шемяки — он решил дело
в пользу бедняка. На поверку оказалось,
что в платок был завернут простой
камень. Выражение «Шемякин суд» стало
нарицательным для
«Повесть о Ерше Ершовиче» тоже пародирует судебные порядки, предусмотренные Уложением 1649 г. Герои повести — рыбы Ростовского озера: здесь и рыбы-господа Осетр, Белуга и Белая рыбица, сын боярский Лещ, приставы Окунь и Налим, свидетель Сельдь, судья Сом усатый, подьячий Вьюн и прочие представители рыбного царства. Выиграть процесс мелкой рыбешке Ершу у боярского сына Леща оказалось не под силу. Ерша суд признал виновным. Повесть заканчивается словами: «Плюнул Ерш судьям в глаза и скочил в хворост: только того Ерша и видели».
Информация о работе Культура России в XVII-XVIII вв. Обмирщение