Культура России в XVII-XVIII вв. Обмирщение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 03:48, курсовая работа

Описание работы

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. "Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В XVII – XVIII ВВ. 5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ В ПЕРИОД «ОБМИРЩЕНИЯ» КУЛЬТУРЫ 12
ГЛАВА 3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЖИВОПИСИ В XVII – XVIII ВВ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

куросвая по истории России.docx

— 52.53 Кб (Скачать)

Северо-Восточный федеральный  университет им.М.К.Аммосова

Исторический факультет

Кафедра

Специальность 030403 «Архивоведение»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История России»

на тему: «Культура России в XVII-XVIII вв. Обмирщение»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка гр.ИО-08-3

                                                                                        Винокурова Анисья

Проверила

Дьячкова А.Н.

 

 

 


Якутск – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. Особенности  развития литературы в  XVII – XVIII вв.

5

Глава 2. Основные тенденции развития архитектуры  в период «обмирщения» культуры

12

Глава 3. Отличительные  черты живописи в  XVII – XVIII вв.

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


 

    Русская культура - это, по выражению  Д.С.  Лихачева,  громадное разнообразие  возможностей,  идущее  от  множества   истоков-учителей.   "Век разума  и просвещения" - так говорили  о своем времени великие мыслители  XVIII столетия, провозвестники новых  революционных идей. В историю  мировой культуры XVIII век вошел  как эпоха больших идейных  и общественно-исторических сдвигов,  острейшей борьбы с феодально-монархическими  устоями и религиозным догматизмом.  Распространение материалистического  мировоззрения и утверждение  духа свободолюбия нашли яркое  отражение в философии, науке,  литературе, в просветительской  деятельности крупнейших философов,  ученых, писателей этого времени  - Дидро и Гольбаха, Вольтера и  Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера,  Ломоносова и Радищева.

 В новый период вступает  и русская культура, пережившая  на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный  перелом. После долгого времени  насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским  завоеванием, а также влиянием  православной церкви, старавшейся  оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе  образованности, нравов, форм культурного  быта), русское искусство вступает  на путь общеевропейского развития  и постепенно освобождается от  оков средневековой схоластики. Это был первый век развития  светской культуры, век решительной  победы нового, рационалистического  мировоззрения над суровыми, аскетическими,  догмами религиозной морали. "Мирское"  искусство приобретает право  на общественное признание и  начинает играть все более  важную роль в системе гражданского  образования, в формировании новых  устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего  прошлого.

Целью моей курсовой работы является характеристика культуры истории  России в период обмирщения ( XVII-XVIII вв.).

Задачи:

  1. Раскрыть особенности развития литературы в  XVII – XVIII вв.
  2. Охарактеризовать основные тенденции развития архитектуры в указанный период
  3. Указать отличительные черты живописи в  XVII – XVIII вв.

Работа состоит из  введения, трех глав, заключения и списка  использованной литературы. Были в  основном использованы труды  Анисимова  В.Е., Вайгачева С.А. и интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности  развития литературы в  XVII – XVIII вв.

 

XVII в. стал также временем начавшейся секуляризации культуры. Этим переменам способствовало значительное распространение грамотности, появление первых школ и, наконец, первого высшего учебного заведения в России — Славяно-греко-латинской академии.

Начинается распространение  научных и технических знаний, пришедших в Россию из Европы. Постепенно было подорвано господство церковной  догмы, что открыло новые возможности  для развития художественной культуры в нашей стране. Эти и другие исторические события нашли свое разностороннее отражение в культуре России XVII в.

Самые выразительные новшества  прослеживаются в литературе. Если литературные герои предшествующего  времени пребывали в неустанной молитве, их действия предопределяла божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных для себя начинаниях. Герои литературы XVII в. начинают освобождаться  от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала  только первые шаги в преодолении  средневековых традиций и еще  не обрела им альтернативы.

Смутное время вновь обострило  интерес к вопросу о характере  власти в политической системе. Среди  известнейших авторов XVII в. — хорват Юрий Крижанич (ок. 1618–1683), европейски образованный мыслитель, сторонник  неограниченной монархии, а также  один из первых теоретиков идеи славянского  единства (его можно назвать предшественником и теоретиком панславизма). Так, он считал, что роль славянства в мировом  историческом процессе постоянно растет, хотя оно подвергается угнетению  и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев. Особую роль в будущем подъеме славянства он отводил России, которая, превратившись  благодаря передовым реформам в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и другие народы и поведет их вперед.

Неоднозначность событий  этого времени привела к тому, что литература впервые начинает задумываться о противоречивости человеческого  характера. Если раньше герои книг были либо абсолютно добрыми, либо абсолютно  злыми, теперь писатели открывают в  человеке свободную волю, показывают его возможности менять самого себя в зависимости от обстоятельств. Именно такими предстают перед нами герои Хронографа 1617 г. — Иван Грозный, Борис Годунов, Василий Шуйский, Кузьма Минин. Как отмечал академик Д.С. Лихачев, в том проявлялась  тенденция открытия характера человека: героями литературы становятся не только святые подвижники и князья, как  раньше, но и простые люди — купцы, крестьяне, небогатые дворяне, которые  описывались в легко узнаваемых ситуациях.

Новые веяния коснулись и  такого консервативного жанра литературы, как жития, который стал использоваться для бытового повествования. Примером может служить «Повесть об Ульянии  Осоргиной», в которой присутствуют не только типичные для жития черты (святость помыслов и поступков героини), но и большое внимание уделяется  описанию повседневных занятий Ульянии  и ее близких. Из-за обилия домашних дел и нездоровья она редко  посещает церковь, однако это не умоляет  ее благочестия. Автор внушает читателю мысль, что человек может обрести святость, оставаясь в миру в семье.

Распространение грамотности  в XVII в. вовлекло в круг читателей  новые слои населения: провинциальных дворян, служилых и посадских людей. С изменением социального состава  читающей публики появились новые  требования к литературе. Особый интерес  в ней вызывает занимательное  чтение, потребность в котором  удовлетворяли переводные рыцарские  романы и оригинальные авантюрные повести. К концу XVII в. русская читающая публика  знала до десятка произведений, пришедших  в Россию разными путями из-за границы. Среди них наиболее популярными были «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Петре Златых Ключей». Сохраняя некоторые черты рыцарского романа, на русской почве эти произведения настолько сблизились со сказкой, что позднее перешли в фольклор.

Новые черты литературной и реальной жизни отчетливее проявились в бытовых повестях, герои которых, отвергая заветы старины, покидая родительский кров, стремились жить по своей воле. Таков герой «Повести о Горе-Злосчастии»  и особенно «Повести о Фроле Скобееве»  — типичной плутовской новеллы, описывающей  жизненные перипетии обедневшего  дворянина, всеми правдами и неправдами стремящегося проникнуть в верхи  общества.

Полный социальных конфликтов XVII в. породил новый литературный жанр — демократическую сатиру, тесно связанную с народным творчеством  и народной смеховой культурой. Она  создавалась в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства, недовольных притеснениями феодалов, государства и церкви. Так появились  многочисленные пародии: на судопроизводство («Повесть о Шемякиной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), на житийные произведения («Слово о бражнике»). Осуждению подвергались падение нравов в городской среде, среди духовенства, государственная  монополия на виноторговлю. Правда, религиозное учение никакой критике  не подвергалось.

Яркой чертой литературной жизни стало рождение стихосложения. До этого Россия знала поэзию лишь в народном творчестве, в былинах, но это не было рифмованным стихом. Рифмованная поэзия возникла под  влиянием польского силлабического стихосложения (для него характерно равное количество слогов в строке, пауза в середине строки, а также  концевая рифма, стоящая под единственным строго обязательным ударением). Ее основоположником стал Симеон Полоцкий (1629–1680), белорус, получивший прекрасное образование  в Киево-Могилянской академии. С именем Симеона Полоцкого связано появление в литературе новых жанров — поэзии и драматургии. Он был первым в стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные стихи. В его сочинениях господствуют панегирические тона, воспевающие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке «О Навуходоносоре царе» и «Комедия притча о блудном сыне». В новую форму автор вложил традиционное содержание: младший сын в отличие от старшего, проявлявшего покорность родительской воле, не пожелал «в отчинной стране юность погубити» и отправился странствовать, превратился в блудного сына, испившего много горя. Он возвращается в отчий дом, убежденный в необходимости слушаться старших.

Полоцкий известен не только как поэт и драматург, но и как  публицист. Он сторонник самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи и «умоляти» мятежи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим принципом: знанием, авторитетом, заслугами.

Свою задачу он видел в  том, чтобы создать новороссийскую словесность, и во многом он эту миссию выполнил. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражают идею «пестроты мира», переменчивости бытия. У Симеона ощущается тяга к сенсационности, стремление удивить, поразить читателя как формой изложения, так и необычностью, экзотичностью  сообщаемых сведений. Таков «Вертоград многоцветный» — своеобразная энциклопедия, в которой собрано несколько  тысяч рифмованных текстов, содержащих данные, почерпнутые из различных  областей знаний: истории, зоологии, ботаники, географии и т.д. При этом достоверные  сведения перемежаются мифологизированными  представлениями автора.

Народно-обличительную литературу представляет «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум —  талантливый писатель-полемист, основоположник автобиографического жанра в  России. Если герои житийной литературы наделены всяческими добродетелями и выступают безукоризненными подвижниками, то в «Житии» Аввакум Петрович выглядит реальной личностью с достоинствами и недостатками. «Житие» — остросюжетное сочинение, его автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия. Во всех поступках вождя старообрядчества четко прослеживается его неприятие новизны, науки и всего, что шло из Западной Европы. Язык «Жития» прост, динамичен, рассчитан на широкую аудиторию, которую автор намерен склонить на свою сторону. Аввакум содействовал обогащению литературного языка элементами живой народной речи.

Содержание так называемых бытовых повестей XVII в. обнаруживает две тенденции: с одной стороны, герои пытаются вырваться из оков церковности; с другой — попытки  героя выйти из рамок житейской  мудрости «Домостроя» заканчиваются  полным крахом. Патриархальные устои  хотя и высмеиваются, но герои не могут их преодолеть.

Темой «Повести о Горе-Злочастии» является судьба молодца, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это нищетой. Мытарства героя  заканчиваются тем, что он оказывается  в монастырской келье. В отличие  от предшествующего времени келья  уже не умиляет героя, жизнь в  ней равнозначна самоубийству. В  повести раскрыт образ человека, его внутренний мир и трагические  переживания.

В «Повести о Савве Грудцыне»  фигурируют реальные исторические личности и определенная географическая среда, чем создается видимость подлинности  рассказанной истории. Герои повести  — богатые купцы Грудцыны-Усовы, торговавшие по городам Волги  и Камы. В основу сюжета положены похождения купеческого сына Саввы  Грудцына, отправленного отцом по торговым делам в Соль Камскую: беспутный  сын продал душу дьяволу, затем попал  в солдаты, участвовал в Смоленском походе, освободился от дьявола с помощью иконы Казанской Богоматери и оказался в монастыре, где и закончил свою жизнь.

Примечательны сатирические произведения с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов, бесправие  простого человека и т. д. Повесть  «Шемякин суд» рассказывает о разбирательстве  в суде конфликта между двумя  братьями, один из которых был богатым, а другой бедным. Богач дал своему брату лошадь и сани, чтобы тот  вывез из леса дрова, но пожалел дать сбрую. Бедняк привязал сани за хвост  лошади, хвост оборвался, и богач  через суд затребовал от брата  возвращения лошади с хвостом. Бедняк во время суда многозначительно показывал  из-за пазухи судье Шемяке сверток, давая понять, что его ожидает  богатый посул. Это и определило поведение Шемяки — он решил дело в пользу бедняка. На поверку оказалось, что в платок был завернут простой  камень. Выражение «Шемякин суд» стало  нарицательным для характеристики продажности и беспринципности  судей.

«Повесть о Ерше Ершовиче»  тоже пародирует судебные порядки, предусмотренные  Уложением 1649 г. Герои повести —  рыбы Ростовского озера: здесь и  рыбы-господа Осетр, Белуга и Белая  рыбица, сын боярский Лещ, приставы Окунь и Налим, свидетель Сельдь, судья Сом усатый, подьячий Вьюн и прочие представители рыбного  царства. Выиграть процесс мелкой рыбешке  Ершу у боярского сына Леща оказалось  не под силу. Ерша суд признал  виновным. Повесть заканчивается  словами: «Плюнул Ерш судьям в  глаза и скочил в хворост: только того Ерша и видели».

Информация о работе Культура России в XVII-XVIII вв. Обмирщение