Культура казахов в XV - XVIII ВВ.: творчество Жырау

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..

Работа содержит 1 файл

ывфыв.docx

— 47.04 Кб (Скачать)

Письменная литература. Кроме  устной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XVІ-XIІІV вв. среди казахов были распространены такие книги, как «Қысас ал-анабия», «Бадуам», «Суфи Аллаяр», «Кесик-баги»  и Др. Эти произведения носили религиозный  характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического  характера. До нас дошли также  исторические сочинения, написанные в 'I-XVII вв. Сочинение «Тарихи Рашиди»  на персидском языке, °священо истории  Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени  дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма «Жахан-Наме». Наиболее важный памятник исторической прозы казахов - «Жами ат-тауарих». Автором этой книги является Кадыргали  Касымулы из рода жалаир, влиятельный  бий при хане Тауекеле. В 1587 г. вместе с султаном Ораз-Мухаммедом он попал  в плен к русским и долгое время  жил в Москве и Касимове, где  и создал свое сочинение. Книга посвящена  истории казахов XV-XVI вв. содержит в  себе генеалогию, насыщена поговорками  и пословицами. Книга написана на литературном староказахском языке, в  котором чувствуется сильное  огузское влияние.

В XVI в. Отемис хаджой был  написан исторический труд «Чингис-наме». Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о  племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о  ханах, правивших в Улуг Улусе  и Казахском ханстве.

Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XVІ-XIІІV вв. Она была преемственно связана с  культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для  дальнейшего развития казахской  национальной литературы.

 

4. Народные массы - истинные  творцы казахской культуры 

Поэзия жырау. XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской  литературы - известно как эпоха  жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений  и наставлений в стихах. Нередко  жырау были видными политическими  деятелями, советниками ханов, главами  родов, военачальниками.

Одним из наиболее известных  и почитаемых среди казахов жырау  был Казтуган Суюншиулы. Он родился  в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского  Йурта. Его песни-образец кочевнической  поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним  из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под  властью казахских ханов.

Доспанбет жырау родился  в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал  в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника  Родины. Его песни рассказывают нам  о походах и подвигах, чести  и долге воина. Доспанбет жырау  погиб в бою под Астраханью в 1523 г.

Большой след в культуре казахского народа оставил Шалгез жырау  Тиленшиулы (1465-1560). Во время войны  в МангытскоМ Йурте между Жусупом  и Смаилом Шалгез встал на сторону  Жусупа, а после поражения последнего откочевал в пределы Казахского ханства. Поэзия Шалгеза глубоко  философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике. Шалгез реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

Традиции поэзии жырау  продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.) Маргаска был не только поэтом, но и воином, участвовал в боях против Турсын хана, является автором героической поэмы  «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при  Есим хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын хана. За попытку  отделить Младший жуз от Казахского ханства Жиембет был сослан на казахско-ойратскую границу и  вернулся в родные края только после смерти Есим хана. Сохранились песни этих поэтов, обращение к хану, казахским племенам.

Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском  возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил  движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Похоронен  Актамберды в Семипалатинской области, в местности Журек Жота.

Умбетей Тулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное  Богенбай батыру.

Особой популярностью  в XVIII в. пользовался Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухар жырау был одним  из влиятельных биев при Тауке  хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних  врагов.

К концу XVIII-началу XIX вв. относится  творчество таких поэтов, как Татикара, Котеш, Шал. Татикара родился в местности  Сарыколь на территории современной  Костанайской области, участвовал в  войне с Цинской империей, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Акыны-импровизаторы  Котеш (1745-1818) и Шал (Тилеуке Кулекеулы) (1748-1819) слагали песни о жизни  человека, моральных и этических  проблемах.

 

 Список использованной  литературы 

1.  История Казахстана (с древнейших времён до наших  дней). В пяти томах. Том 3. –  Алматы: «Атамура», 2000.

2.  А. Кузембайулы, Е.  Абиль «История Республики Казахстан», - Астана, Фолиант, 2002г. –368с.

3. Д. Бабаев «История  Казахстана», Алма–Ата, Издательство  «Рауан», 1992г.

4. Кан Г.В. История Казахстана: Учеб пособие.-2-е изд., прераб. И  допол.-Алматы, 2002

5. Аккошкаров Е. Из истории  казахов. Алма-Ата 1999 г.


Информация о работе Культура казахов в XV - XVIII ВВ.: творчество Жырау