Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:37, реферат
Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..
Письменная литература. Кроме
устной литературы, у казахов была
развита письменная традиция. Основные
жанры литературных произведений -
религиозные и исторические труды.
В XVІ-XIІІV вв. среди казахов были распространены
такие книги, как «Қысас ал-анабия»,
«Бадуам», «Суфи Аллаяр», «Кесик-баги»
и Др. Эти произведения носили религиозный
характер, содержали ряд сведений
этнографического и исторического
характера. До нас дошли также
исторические сочинения, написанные в
'I-XVII вв. Сочинение «Тарихи Рашиди»
на персидском языке, °священо истории
Могулистана и Казахского ханства.
Автор его Мухаммед Хайдар из племени
дулат Старшего жуза. Его же перу
принадлежит поэма «Жахан-Наме»
В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд «Чингис-наме». Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве.
Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XVІ-XIІІV вв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.
4. Народные массы - истинные творцы казахской культуры
Поэзия жырау. XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.
Одним из наиболее известных
и почитаемых среди казахов жырау
был Казтуган Суюншиулы. Он родился
в низовьях Едиля в 20-х годах XV
в. в семье бия Мангытского
Йурта. Его песни-образец
Доспанбет жырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет жырау погиб в бою под Астраханью в 1523 г.
Большой след в культуре казахского народа оставил Шалгез жырау Тиленшиулы (1465-1560). Во время войны в МангытскоМ Йурте между Жусупом и Смаилом Шалгез встал на сторону Жусупа, а после поражения последнего откочевал в пределы Казахского ханства. Поэзия Шалгеза глубоко философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике. Шалгез реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.
Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.) Маргаска был не только поэтом, но и воином, участвовал в боях против Турсын хана, является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын хана. За попытку отделить Младший жуз от Казахского ханства Жиембет был сослан на казахско-ойратскую границу и вернулся в родные края только после смерти Есим хана. Сохранились песни этих поэтов, обращение к хану, казахским племенам.
Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Похоронен Актамберды в Семипалатинской области, в местности Журек Жота.
Умбетей Тулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру.
Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.
К концу XVIII-началу XIX вв. относится творчество таких поэтов, как Татикара, Котеш, Шал. Татикара родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, участвовал в войне с Цинской империей, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818) и Шал (Тилеуке Кулекеулы) (1748-1819) слагали песни о жизни человека, моральных и этических проблемах.
Список использованной литературы
1. История Казахстана (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах. Том 3. – Алматы: «Атамура», 2000.
2. А. Кузембайулы, Е.
Абиль «История Республики
3. Д. Бабаев «История Казахстана», Алма–Ата, Издательство «Рауан», 1992г.
4. Кан Г.В. История Казахстана: Учеб пособие.-2-е изд., прераб. И допол.-Алматы, 2002
5. Аккошкаров Е. Из истории казахов. Алма-Ата 1999 г.
Информация о работе Культура казахов в XV - XVIII ВВ.: творчество Жырау