Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:37, реферат
Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..
Культура казахов в XV - XVIII ВВ.: творчество Жырау.
Период XV ~ начала XIX вв. занимает
особое место в истории
XVIII веке в культуре
казахов сохранились все
В XVIII веке особой
популярностью пользовались
Одним их наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюнши улы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Ногайского улуса. Его песни — образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен.
Доспанбет-жырау родился в 90-годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают-нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет-жырау погиб в бою.
Большой след в культуре
казахского народа оставил
Традиции поэзии жырау прододаили и обогатили Маргаска-жырау и Жиембет-жырау (17 в.). Маргаска был не только поэтом, но и,воином, участвовал в боях против Турсын-хана. Он является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим-хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын-хана.
Акгамберды-жырау Сарыулы
(18 в.) родился в Южном Казахстане,
в районе Каратау, и уже в
детском возрасте стал
Умбетей Тилеу улы
(18 в:) воспевал героическую борьбу
с джунгарами, стремление народа
к мирной жизни. Наиболее
Особой популярностью
в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман
улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним
из влиятельных биев при Тауке-
Жырау не только
певец-импровизатор, но и выразитель
интересов рядовых общинников - свободных
кочевников. Толгау иногда исполняется
как пророчество, в той или
иной степени жырау выполняет
в обществе кочевников миссию
жреца. Песни-толгау полны
Культура Казахстана XV-XVH в.в. вобрала в себя все особенности культуры предшествующих времен. Вместе с тем, в ней вырабатывается самобытность, закрепляются и консервируются черты материальной и духовной культуры. Несмотря на то,,что территория Казахских ханств в XV-XVII в.в. охватывала и оседлые районы Средней Азии, специфика его культуры была определена прежде всего кочевым образом жизни, что отразилось на жилищах, на формах одежды, в представлениях об окружающей природе, в устном народном творчестве и искусстве.
Жилище казахского
народа - замечательный памятник
материальной культуры. Оно и
его убранство были
Юрта - разборное жилище,
изготовленное из дерева и
войлока. Она состояла из "кереге"
- остова (деревянной решетки), сферического
купола - "шанырак", радиально расположенных
жердей "уык". Размер юрты зависел
от количества крыльев - канатов.
Юрта, состоящая из двенадцати
крыльев, имела площадь» в 100-
Для Казахстана XV-XVII в.в. характерны также полуседлые и оседлые стационарные жилища. Большинство таких жилищ, как жер уй, шошала, кора выявлены на юге Казахстана. Огромное значение в жизни казахов имели долины рек Сырдарьи, Таласа и Чу, бассейны Тургая, Ишима и, Иртыша, где находились их главные зимние стоянки.
В народном костюме
казахов отразились древние
Казахское оружие было
разнообразным; Из особой
С конца XVII в. стали
использовать и ружья,
День нового года (Наурыз)
казахи праздновали как начало
весны. Народные празднества
Погребальные обряды
XV-XVII вв. были смешанными: основывались
как на обрядах ислама, так
и на обычаях культа "тенгри".
У казахов существовала вера
в загробную, жизнь. Поэтому
вместе с покойником в могилу
клали лук, копье, седло,
Основу казахского
народного календаря
Счет месяцев у казахов
определялся луной. Для
Господствующей формой
религии казахов XV-XVII вв. является
ислам, но в то же время
кочевники по-прежнему
По свидетельству источников
к XV-XVII в.в, относятся мавзолей
Жанибека и Касыма в древнем
некрополе г. Сарайчик, Так же
известны мавзолей Есима и
Джангира, настроенные внутри ограды
мечети Ахмеда Ясави в
Содержание
1. Развитие материальной культуры казахов в 16-18 вв.
2. Народные обычаи, верования и религии казахов
3. Устное народное творчество и письменная литература
4. Народные массы - истинные творцы казахской культуры
Список использованной литературы
1. Развитие материальной культуры казахов в 16-18 вв.
Самобытная материальная
культура казахов продолжала
развиваться и обогащаться.
Скотоводство Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство.
Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Казахские лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным и широким туловищем и относительно короткими Ногами обладали высокой способностью к нажировке и зимней пастьбе. Эта порода близка к современной казахской лошади типа «жабы». Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей.
Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XVІ-XVIІІ вв. казахи разводили одногорбых верблюдов «нар туйе», но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их обшивали войлочными попонами или строили для них специальные укрытия.
Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Кроме того, существовали породы крупного рогатого скота, приспособленные к пастбищному содержанию даже в зимнее время. В соответствии с природно-климатическими зонами исторически сложились и сезонные пастбища. Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние - кузеу и летние - жайлау. Для зимних пастбищ избирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные склоны сопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные участки бугристых песчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньше освобождавшиеся от снежного покрова. Кузеу часто совпадали с коктеу и располагались недалеко от зимовок. Жайлау отличались богатым травостоем, прохладным климатом, пресной водой и отсутствием комаров и слепней.
Зимняя пастьба скота, так называемая тебеневка, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого - овец. Особенно ценились территории, удобные для выпаса овец и крупного рогатого скота - кара мал жер. Эти земли приберегались на самое трудное время.
Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота - жут Причиной жута могли быть неблагоприятные природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В подобных ситуациях скот не мог добывать корм из-под ледяного покрова. Во время многодневных буранов он погибал, попадая в соленые озера «сор», не замерзающие даже в сильные морозы.
В особо трудные зимы казахи использовали «курек ашу» — способ очистки пастбищ с помощью лопат и других инструментов, бревен, привязанных арканами к лошадям.
Первые дни откочевки на жайлау являлись праздником. Перед выездом с зимовки устраивался «наурыздама». Остановка на весенних пастбищах - трудный и ответственный момент в жизни скотовода, так как совпадал с окотом скота, стрижкой верблюдов, уход за молодняком требовал большого труда. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а в декабре - кыстау. На осенних пастбищах проводили убой скота на зиму - согым.
Темп движения на летние пастбища был медленным, обратно на зимовки - более быстрым. Такой порядок кочевания повторялся жегодно, пастбища и кочевые пути были строго разграничены между общинами.
Орошаемое земледелие. Немаловажное
значение в хозяйственной жизни
казахов придавалось
Информация о работе Культура казахов в XV - XVIII ВВ.: творчество Жырау