Культура казахов в XV - XVIII ВВ.: творчество Жырау

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..

Работа содержит 1 файл

ывфыв.docx

— 47.04 Кб (Скачать)

Культура казахов в XV - XVIII ВВ.: творчество Жырау.

 Период XV ~ начала XIX вв. занимает  особое место в истории культуры  казахского народа. Именно в это  время сложились своеобразное  устное народное творчество, оригинальное  музыкальное искусство. Развитие  духовной культуры казахов было  частью общего исторического  процесса. С XIX в. началось постепенное  разрушение традиционных духовных  ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..

XVIII веке в культуре  казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым  образованиям Евразии. Это ярко  проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы  создавали и передавали из  поколения в поколение талантливые  люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы.

 В XVIII веке особой  популярностью пользовались песни-толгау - размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау/- Казтуган Суюнши улы, Доспанбет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие. Жырау были поэтами-импровизаторами. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.

 Одним их наиболее  известных и почитаемых среди  казахов жырау был Казтуган Суюнши улы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Ногайского улуса. Его песни — образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен.

 Доспанбет-жырау родился в 90-годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают-нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет-жырау погиб в бою.

 Большой след в культуре  казахского народа оставил Шалкииз-жырау Тиленши улы (16 в.). Поэзия Шалкииза глубоко философична, полна сложных художественных образов, патриотична по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

 Традиции поэзии жырау прододаили и обогатили Маргаска-жырау и Жиембет-жырау (17 в.). Маргаска был не только поэтом, но и,воином, участвовал в боях против Турсын-хана. Он является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим-хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын-хана.

 Акгамберды-жырау Сарыулы  (18 в.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в  детском возрасте стал известен  как поэт- импровизатор. Он активно  участвовал во всех антиджунгарских  войнах, а в 50-х годах 18 в.  возглавил движение казахов на  восток, на земли, отвоеванные  у Джунгарии.

 Умбетей Тилеу улы  (18 в:) воспевал героическую борьбу  с джунгарами, стремление народа  к мирной жизни. Наиболее известно  произведение Умбетея, посвященное  Богенбай-батыру.

 Особой популярностью  в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман  улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним  из влиятельных биев при Тауке-хане  и Абылае. Он автор большого  количества песен, посвященных  единству государства, защите  его от внешних врагов.

 Жырау не только  певец-импровизатор, но и выразитель  интересов рядовых общинников - свободных  кочевников. Толгау иногда исполняется  как пророчество, в той или  иной степени жырау выполняет  в обществе кочевников миссию  жреца. Песни-толгау полны философских  раздумий о смысле жизни, гармонии  мира.

Культура Казахстана XV-XVH в.в. вобрала в себя все особенности  культуры предшествующих времен. Вместе с тем, в ней вырабатывается самобытность, закрепляются и консервируются черты  материальной и духовной культуры. Несмотря на то,,что территория Казахских  ханств в XV-XVII в.в. охватывала и оседлые  районы Средней Азии, специфика его  культуры была определена прежде всего  кочевым образом жизни, что отразилось на жилищах, на формах одежды, в представлениях об окружающей природе, в устном народном творчестве и искусстве.

 Жилище казахского  народа - замечательный памятник  материальной культуры. Оно и  его убранство были максимально  приспособлены к кочевому и  полукочевому образу жизни казахов.  Основным видом жилища в это  время являлась Ц.повозка - передвижное  жилище.

 Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и  войлока. Она состояла из "кереге" - остова (деревянной решетки), сферического  купола - "шанырак", радиально расположенных  жердей "уык". Размер юрты зависел  от количества крыльев - канатов.  Юрта, состоящая из двенадцати  крыльев, имела площадь» в 100-120 кв. м.

 Для Казахстана XV-XVII в.в.  характерны также полуседлые  и оседлые стационарные жилища. Большинство таких жилищ, как  жер уй, шошала, кора выявлены  на юге Казахстана. Огромное значение  в жизни казахов имели долины  рек Сырдарьи, Таласа и Чу, бассейны  Тургая, Ишима и, Иртыша, где находились  их главные зимние стоянки.

 В народном костюме  казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими  и климатическими условиями. Одежда  изготовлялась из сукна, шерстяных  и шелковых тканей, войлока и  мехов. Особой ценностью у казахов  пользовались шкуры куланов, сайги  и тигров, меха ,енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы. Шубы из меха пушных зверей  назывались "ишик1' и различались  по покрытию: меховая шуба, покрытая  шелком- "бас тон", синим сукном - "кок тон", парчой - '"барша  тон".

 Казахское оружие было  разнообразным; Из особой стали  делали кривые сабли - "кылыш"; мечи - "себеле", палаши - "семсер". Широко использовались шпаги  - "сапы", кинжалы - "канжар'У  длинные ножи с изогнутым клинком  - "жеке ауыз", длинные узкие  ножи - "буйда пышак". Наиболее  распространенным оружием были  лук - "садак" и стрелы.

 С конца XVII в. стали  использовать и ружья, частично  купленные в городах Средней  Азии, частично изготовленные самими  казахами. Ружья были нескольких  видов: с фителем и украшенные  насечкой серебром или без  насечки, с коротким стволом.  Короткоствольные ружья, стреляющие  на семьсот метров, назывались "козы  кеш". Порох, пули казахи изготавливали  сами, частью покупали у соседей.  Таким образом, материальная культура  казахов отличалась самобытностью,  оригинальностью, отражала особенности  хозяйственной жизни народа, основывалась  на традициях культуры предшествующих  поколений степных скотоводов. Хозяйственно- экономический уклад казахов,  их пища, одежда были наиболее  приспособлены к тем природным  условиям, в которых они жили.

 День нового года (Наурыз) казахи праздновали как начало  весны. Народные празднества сопровождались  музыкой и состязаниями акынов- импровизаторов.

 Погребальные обряды XV-XVII вв. были смешанными: основывались  как на обрядах ислама, так  и на обычаях культа "тенгри". У казахов существовала вера  в загробную, жизнь. Поэтому  вместе с покойником в могилу  клали лук, копье, седло, голову  любимого коня; оставляли умершему  пищу и питье. В доме покойника  проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался  очищению огнем, после чего  его хоронили рядом с зимовкой. Ханов и знатных людей хоронили  в Туркестане. В дальних районах  на время зимы покойников подвешивали  на лесину (соре) и лишь ^наступлением  теплой погоды отвозили в Туркестан  или другое место, считавшееся  священным.

 Основу казахского  народного календаря составляли  астрономические представления  и некоторые знания звездного  неба, накопленные многолетним народным  опытом. Большое практическое значение  в хозяйственной жизни народа  имели наблюдения за периодичностью  явлений природы. Кочевое хозяйство  требовало знания счета времени  и понимания периодичнорти явлений  природы. Казахи наблюдали за  движением небесных светил. Постоянное  передвижение в бескрайних степях  научило их хорошо ориентироваться  в сторонах света, находить  по звездам дорогу, точно определять  расположение урочищ, колодцев, пастбищ.

 Счет месяцев у казахов  определялся луной. Для установления  числа месяцев в году казахские  есепчи постоянно наблюдали за  движением луны. Их наблюдения  дали возможность разделить год  на 12 месяцев, месяц на три декады.

 Господствующей формой  религии казахов XV-XVII вв. является  ислам, но в то же время  кочевники по-прежнему выполняли  обряды шаманизма, основанные  на культе Тангри. В мировоззрении  казахов XV- XVII в.в. солидное место  занимали анимистические представления  и культ сил природы, все  объяснялось наличием борьбы  дуальных начал - кие (добро)  и кесир (зло). Каждое природное  явление имело своих хозяев, предписывалось  приносить им жертвоприношения  и заклинания. Большое значение  имел культ огня, как покровитель  жилища и домашнего очага, чистоты  помыслов и действий.

 По свидетельству источников  к XV-XVII в.в, относятся мавзолей  Жанибека и Касыма в древнем  некрополе г. Сарайчик, Так же  известны мавзолей Есима и  Джангира, настроенные внутри ограды  мечети Ахмеда Ясави в Туркестане. Интересные архитектурные произведения  появились в этот период на  территории Мангышлака, Улытау, в  низовьях р. Сырдарьи.

 

Содержание

  1.  Развитие материальной  культуры казахов в 16-18 вв.

2. Народные обычаи, верования  и религии казахов

3. Устное народное творчество  и письменная литература

4. Народные массы - истинные  творцы казахской культуры

Список использованной литературы

 

1.  Развитие материальной  культуры казахов в 16-18 вв.

 Самобытная материальная  культура казахов продолжала  развиваться и обогащаться. Кочевой  образ жизни обусловил тип,  форму одежды, специфику предметов  хозяйственного и бытового назначения.

Скотоводство Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое  скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение  года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое  скотоводство.

Казахи разводили главным  образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный  рогатый скот и коз. Казахские  лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным и широким  туловищем и относительно короткими  Ногами обладали высокой способностью к нажировке и зимней пастьбе. Эта порода близка к современной  казахской лошади типа «жабы». Кроме  того, в степи разводили породистых скаковых лошадей.

Распространенным видом  домашнего скота были верблюды. В  период XVІ-XVIІІ вв. казахи разводили  одногорбых верблюдов «нар туйе», но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом  хозяйстве верблюды круглый год  оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их обшивали войлочными попонами или строили  для них специальные укрытия.

Казахи выращивали как  крупных курдючных овец, так и  более мелкие, тонкорунные породы. Кроме того, существовали породы крупного рогатого скота, приспособленные к  пастбищному содержанию даже в зимнее время. В соответствии с природно-климатическими зонами исторически сложились и  сезонные пастбища. Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние - кузеу и летние - жайлау. Для зимних пастбищ избирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные  склоны сопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные  участки бугристых песчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньше освобождавшиеся от снежного покрова. Кузеу часто совпадали  с коктеу и располагались недалеко от зимовок. Жайлау отличались богатым  травостоем, прохладным климатом, пресной  водой и отсутствием комаров  и слепней.

Зимняя пастьба скота, так называемая тебеневка, производилась  в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и  поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого - овец. Особенно ценились территории, удобные для выпаса овец и крупного рогатого скота - кара мал жер. Эти земли приберегались на самое трудное время.

Страшным бедствием для  скотоводов был массовый падеж скота - жут Причиной жута могли быть неблагоприятные  природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с  внезапными оттепелями и дождями. В  подобных ситуациях скот не мог добывать корм из-под ледяного покрова. Во время  многодневных буранов он погибал, попадая  в соленые озера «сор», не замерзающие  даже в сильные морозы.

В особо трудные зимы казахи использовали «курек ашу» — способ очистки пастбищ с помощью  лопат и других инструментов, бревен, привязанных арканами к лошадям.

Первые дни откочевки  на жайлау являлись праздником. Перед  выездом с зимовки устраивался  «наурыздама». Остановка на весенних пастбищах - трудный и ответственный  момент в жизни скотовода, так  как совпадал с окотом скота, стрижкой верблюдов, уход за молодняком требовал большого труда. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили  кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и  заготовку молочных продуктов. В  сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали  куздеу, а в декабре - кыстау. На осенних  пастбищах проводили убой скота  на зиму - согым.

Темп движения на летние пастбища был медленным, обратно  на зимовки - более быстрым. Такой  порядок кочевания повторялся жегодно, пастбища и кочевые пути были строго разграничены между общинами.

Орошаемое земледелие. Немаловажное значение в хозяйственной жизни  казахов придавалось земледелию. Особое распространение оно получило в южных районах Казахстана, округах  Отрара, Туркестана, Саурана, Сыгнака, Созака. Земледелием занимались казахи Западного Казахстана и Сарыарки.

Информация о работе Культура казахов в XV - XVIII ВВ.: творчество Жырау