Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:37, реферат
Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..
В Казахстане развивалось главным образом поливное земледелие - нерегулярное и регулярное. Для посевов при нерегулярном орошении казахи использовали участки речных долин обильно заливаемые паводковыми водами. Такой тип земледелия существовал в долинах Сырдарьи, Или, Шу, Таласа, Торгая и Ыргыза. В Прибалхашье заливаемые в половодье низины между барханами ограждали, закрывая сток воды. Собранная таким образом вода стояла все лето, а зимой замерзала. Весной этот участок распахивался. Посевы на усыхающих днищах озер - кольтабан засевались в низовьях Таласа.
Лиманное орошение было распространено по всей территории Казахстана, хотя занимало довольно скромное место. Небольшие участки речных долин, заливаемые весной паводковыми водами, ограждали валами и использовали задержанную воду для орошения.
Переходной формой от нерегулярного, лиманного к регулярному, арычному орошению была система устройства водосбросов весенней воды. Выбранное место ограждали плотиной - «бегет», и вода из водохранилища спускалась на поля по мере надобности.
Наибольшее значение в казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью систем арыков, по которым вода самотеком поступала на поля. Крупные системы были очень редки, так как в Казахстане мало полноводных крупных рек. Казахи искусно использовали мелкие источники орошения - ручьи, степные речки, ключи, озера. Нередко на мелких источниках ставились плотины, образовывающие искусственные водохранилища - тоспа или айдын.
Помимо обычной самотечной системы орошения казахи местами использовали особые системы. По левому берегу Сырдарьи существовало бассейновое орошение: воду на поле вели из 2-3 искусственных озер, соединенных между собой протоками. У южных склонов Каратау было распространено керизное орошение, когда большие глубокие колодцы соединялись подземными водосборными каналами.
Наряду с самотечной системой практиковалось орошение с помощью водоподъемных устройств. Одно из древних и примитивных сооружений для подъема воды - ручные черпаки «атпа», состоящие из треножника и черпака с длинной рукоятью. Им забирали воду и заливали арык, ведущий в поле.
Наиболее распространенным
водоподъемным устройством был
шыгыр - деревянное колесо до 5 и более
метров в диаметре, по ободу которого
с определенным наклоном прикреплялись
ведра-Специальная система
На казахских пашнях практиковалось в основном три способа полива: напуском (редко), затоплением и по бороздам. Орошение напуском, при котором поле заливалось струёй воды из источника (арыка или просто ручья), требовало обилия воды и было нерациональным. Значительно шире было распространено затопление. Поле разбивалось на небольшие участки - атыз, разделение валами. Сначала водой заливали один участок и только после основательного орошения его, вода пускалась на следующий участок.
В Жетысу преобладал полив бороздами. Борозды проводили на участке плугом или сохой в направлении, перпендикулярном уклону местности. При поливе нижние концы борозд запруживались, и вода, постепенно заполняя их, просачивалась в почву.
Сельскохозяйственные культуры.
Казахи-земледельцы
«Қызыл бидай» была как озимой, так и яровой, «ак бидай»-только яровой.
Просо (тары) обладало в суровых климатических условиях Казахстана при экстенсивном земледелии рядом достоинств.
Прежде всего, это крайне неприхотливая культура. Она давала и на поливе и на богаре устойчивые и высокие урожаи. Для посева использовались «ақ тары» - белое просо, «Қызыл тары»- красное просо и «шоқай» - наиболее ранний и высокоурожайный сорт Кроме того, были известны торгайские сорта проса - «ак бикещ» «Қоныр шолак», «конак». Самое скороспелое из них - «қонақ,» вызревало за 40 дней, «акбикеш» - за 60, «қоныр шолақ» - за 90 дней. Торгайское просо, по свидетельству специалистов, отличалось особой полнотой и чистым цветом зерна.
Наряду с пшеницей и просом казахи высевали овес - «сулы» и ячмень - «арпа». Выращивали также рожь - «кара бидай», рис -«шалы» и бахчевые культуры - арбузы и дыни.
Казахские жилища
Виды жилища. Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, которые отличались величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «каратам», «шошала». Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из «кереге» - остова (деревянная решетка), сферического купола - «шацырак», радиально расположенных жердей «уык». Размер юрты зависел от количества крыльев - канат (частей кереге). ЮртаЯсостоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 кв.м. Двенадцати, пятнадцати, восемнадцатиканатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в., затем перестали встречаться.
Каждая решетка (кереге) состоит
из тридцати шести планок-«саганак»,
изогнутых посередине. Решетки бывают
двух видов: из массивных планок мелкой
квадратной сеткой - «тор кез» и тонких
планок крупной сеткой - «жел кез». Вход
в юрту, обращенный обычно на юг, имеет
форму прямоугольного проема. Двухстворчатые
двери часто покрывались
По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения.
Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты - «отау».
Походные юрты можно отнести
к типу специализированных, предназначавшихся
для военных походов или
Кроме того, казахи во время
кочевок использовали вместительные
подвижные жилища на колесах - «куйме».
Оно покрывалось тканью, войлоком
или кожей разнообразной
Центр юрты - «ошақ» служил местом приготовления пищи. И обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты - «тер» для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босаға». Направо от входа располагалась утварь и посуда, слева - конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской - «шымылдық».
В северном и северо-восточном регионах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их называли «жер үй», «кирпиш үй». Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи. Однокамерные дома назывались «шошала» или «тошала».
Как видим, и жилище и его убранство были максимально приспособлены к полукочевому образу жизни казахов.
Убранство юрты. Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры - «теке-мет», войлочные ковры с аппликациями - «сырмақ», менее - тканые ковры - «кiлем». Существовало два вида ковров - безворсовые - «такыр кiлем» и ворсовые - «түкті кілем». Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «түс киіс».
Утварь и посуда хранились в подвесных сумках - «аяқ кап», войлочных коробках - «шабадан», ковровых сумках - «қоржын», стоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки - «сандық». Деревянные предметы - подставки - «жүк аяқ,» коробы для продуктов - «кебеже», вешалки украшались художественной резьбой.
Одежда, украшения и оружие
Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -«тон». Шубы из меха пушных зверей назывались «iшік» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - «бас тон», синим сукном - «кок тон», парчой - «барша тон». Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребят - «жарғақ, тон». Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались «қылқа жарғақ».
Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - «кебенек» и халат из тонкого белого войлока - «қаттау». К старинным видам одежды относится также «шекпен» - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат - «шапан», шившийся из шерстяных и шелковых тканей.
Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской - из туникообразного платья - «көйлек» и безрукавки - «женсіз қамзол». Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.
Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор - «қалпақ» из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались «ак, қалпақ», шляпы с широкими, загнутыми наверх полями - «айыр калпақ». Весной и осенью казахи носили шапки - «бөрік», круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались «тымақ».
Борис девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшәт бөрік», вышитые золотом - «алтын бөрік» украшенные кораллами - «қалмаржан бөрік». Летние легкие шапочки из бархата или парчи - «тақия» украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.
Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор - «сәукеле» - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани - «кимешек».
Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етiк», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - «6ip тақа», а также ичиги - «мәсі> из козлиной юфти и галоши - «кебiс» из более плотной кожи. Зимой носили «саптама етік», бедняки -«шокай» и «шарке».
Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - «кебіс». Богатые женщины носили орнаментированные сапоги «кестелі етік», туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - «кек сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.
Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка - «белдис». Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «Kice». У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки - «күр».
Ювелирные украшения. Женские
украшения изготавливались из золота,
серебра, драгоценных камней. Массивные
серебряные браслеты «білезік» покрывались
позолотой и инкрустацией. Серьги
изготовлялись в основном из серебряной
проволоки в виде душек, колец
с подвесками из самоцветов, часто -
из ромбических и округлых пластин,
скрепленных между собой
Широко использовались накосные украшения — «шашбау» в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой Юнцами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относись и подвески «шолпы».
Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, Нитевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.
Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные - «омырауша», «өңір жиек», «бой тұмар», застежки к поясам - «ілгек», фигурные бляхи к сәукеле - «шылтыр», массивные шаровидные пуговицы - «торсылдақ түйме», булавки -«түйреуіш».
При изготовлении женских
украшений применялась
Оружие. Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли - «қылыш», палаши - «селебе» мечи - «семсер». Широко использовались шпаги - «сапы» кинжалы - «қанжар», длинные ножи с изогнутым клинком - «жеке ауыз», длинные узкие ножи - «бұйда пышақ,». Наиболее распространенным оружием были лук - «садақ» и стрелы. Наконечники стрел были различных форм - четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья - «найза» имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры - «айбалта».
Информация о работе Культура казахов в XV - XVIII ВВ.: творчество Жырау