Культура казахов в XV - XVIII ВВ.: творчество Жырау

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..

Работа содержит 1 файл

ывфыв.docx

— 47.04 Кб (Скачать)

В Казахстане развивалось  главным образом поливное земледелие - нерегулярное и регулярное. Для  посевов при нерегулярном орошении казахи использовали участки речных долин обильно заливаемые паводковыми  водами. Такой тип земледелия существовал  в долинах Сырдарьи, Или, Шу, Таласа, Торгая и Ыргыза. В Прибалхашье  заливаемые в половодье низины между  барханами ограждали, закрывая сток воды. Собранная таким образом  вода стояла все лето, а зимой  замерзала. Весной этот участок распахивался. Посевы на усыхающих днищах озер - кольтабан  засевались в низовьях Таласа.

Лиманное орошение было распространено по всей территории Казахстана, хотя занимало довольно скромное место. Небольшие  участки речных долин, заливаемые весной паводковыми водами, ограждали валами и использовали задержанную воду для орошения.

Переходной формой от нерегулярного, лиманного к регулярному, арычному орошению была система устройства водосбросов  весенней воды. Выбранное место ограждали  плотиной - «бегет», и вода из водохранилища  спускалась на поля по мере надобности.

Наибольшее значение в  казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью систем арыков, по которым вода самотеком поступала  на поля. Крупные системы были очень  редки, так как в Казахстане мало полноводных крупных рек. Казахи искусно использовали мелкие источники  орошения - ручьи, степные речки, ключи, озера. Нередко на мелких источниках ставились плотины, образовывающие искусственные водохранилища - тоспа  или айдын.

Помимо обычной самотечной системы орошения казахи местами  использовали особые системы. По левому берегу Сырдарьи существовало бассейновое  орошение: воду на поле вели из 2-3 искусственных  озер, соединенных между собой  протоками. У южных склонов Каратау  было распространено керизное орошение, когда большие глубокие колодцы  соединялись подземными водосборными каналами.

Наряду с самотечной системой практиковалось орошение с помощью  водоподъемных устройств. Одно из древних  и примитивных сооружений для  подъема воды - ручные черпаки «атпа», состоящие из треножника и черпака  с длинной рукоятью. Им забирали воду и заливали арык, ведущий в  поле.

Наиболее распространенным водоподъемным устройством был  шыгыр - деревянное колесо до 5 и более  метров в диаметре, по ободу которого с определенным наклоном прикреплялись  ведра-Специальная система передач  соединяла колесо с рычагом, приводившимся  в движение волами или верблюдами, шыгыры поднимали воду из степных  рек с глубоким руслом. Вода из ведер  удивалась в наклонный желоб, который соединялся с арыком или  водохранилищем. При подъеме на большую  высоту, ставились ярусами два  и даже три шыгыра.

На казахских пашнях практиковалось в основном три способа полива: напуском (редко), затоплением и по бороздам. Орошение напуском, при котором  поле заливалось струёй воды из источника (арыка или просто ручья), требовало  обилия воды и было нерациональным. Значительно шире было распространено затопление. Поле разбивалось на небольшие  участки - атыз, разделение валами. Сначала  водой заливали один участок и  только после основательного орошения его, вода пускалась на следующий  участок.

В Жетысу преобладал полив  бороздами. Борозды проводили на участке плугом или сохой в  направлении, перпендикулярном уклону местности. При поливе нижние концы  борозд запруживались, и вода, постепенно заполняя их, просачивалась в почву.

Сельскохозяйственные культуры. Казахи-земледельцы возделывали  разные зерновые и технические культуры - пшеницу, просо, рожь, ячмень, овес, рис, джугару, хлопок, коноплю и т.д. Из зерновых культур за редким исключением  сеяли только яровые. Использовалось несколько сортов пшеницы (бидай). Наиболее распространенными, особенно на юго-востоке  Казахстана, были так называемые «местные»  сорта. Это «ак бидай» -белая пшеница, «Кызыл бидай» - красная пшеница (последняя  отличалась длинным стеблем, зеленоватой  верхушкой колоса, Длинным и тонким зерном). Известны были также сорта  «кара суды» - черноколоска с мелким темно-бурым зерном (малоценный сорт, шедший нередко на корм лошадям); «лизелик» - сорт с коротким вегетационным  периодом выращивали в горных районах  и на севере Казахстана, «тиецп бидай» - сорт с трудно обмолачиваемым колосом, «лючин бидай» - пшеница с белой  остью, легко обмолачивалась, давала белую муку.

«Қызыл бидай» была как  озимой, так и яровой, «ак бидай»-только яровой.

Просо (тары) обладало в суровых  климатических условиях Казахстана при экстенсивном земледелии рядом  достоинств.

Прежде всего, это крайне неприхотливая культура. Она давала и на поливе и на богаре устойчивые и высокие урожаи. Для посева использовались «ақ тары» - белое просо, «Қызыл тары»- красное просо и «шоқай» - наиболее ранний и высокоурожайный сорт Кроме  того, были известны торгайские сорта  проса - «ак бикещ» «Қоныр шолак», «конак». Самое скороспелое из них - «қонақ,»  вызревало за 40 дней, «акбикеш» - за 60, «қоныр шолақ» - за 90 дней. Торгайское просо, по свидетельству специалистов, отличалось особой полнотой и чистым цветом зерна.

Наряду с пшеницей и  просом казахи высевали овес - «сулы» и  ячмень - «арпа». Выращивали также рожь - «кара бидай», рис -«шалы» и бахчевые культуры - арбузы и дыни.

Казахские жилища

Виды жилища. Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и  летнее, которые отличались величиной  и конструкцией. В летнее время  казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «каратам», «шошала». Юрта - разборное жилище, изготовленное  из дерева и войлока. Она состояла из «кереге» - остова (деревянная решетка), сферического купола - «шацырак», радиально  расположенных жердей «уык». Размер юрты зависел от количества крыльев - канат (частей кереге). ЮртаЯсостоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 кв.м. Двенадцати, пятнадцати, восемнадцатиканатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в., затем перестали встречаться.

Каждая решетка (кереге) состоит  из тридцати шести планок-«саганак», изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкой квадратной сеткой - «тор кез» и тонких планок крупной сеткой - «жел кез». Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет  форму прямоугольного проема. Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетки каркаса юрты снаружи  обкладывались циновками из тростника - шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода  до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода - узуки. Войлочные  покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами - бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми  дорожками, полосками » лентами  с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.

По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие  жилищем, были меньшего размера. Маленькие  походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные  помещения.

Парадные юрты состояли минимум  из двенадцати канатов, покрывались  белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные  юрты - «отау».

Походные юрты можно отнести  к типу специализированных, предназначавшихся  для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер -«курке», составлявшийся из уыков, поставленных конусом и  покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама үй», состоявшие из трех-четырех решеток - кереге и  уыков.

Кроме того, казахи во время  кочевок использовали вместительные  подвижные жилища на колесах - «куйме». Оно покрывалось тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.

Центр юрты - «ошақ» служил местом приготовления пищи. И обогрева в  холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты - «тер» для  гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босаға». Направо  от входа располагалась утварь и  посуда, слева - конская сбруя. Направо  от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской - «шымылдық».

В северном и северо-восточном  регионах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового  кирпича и дерна. По материалу  изготовления их называли «жер үй», «кирпиш  үй». Площадь дома зависела от материального  состояния хозяина и состава  семьи. Однокамерные дома назывались «шошала» или «тошала».

Как видим, и жилище и его  убранство были максимально приспособлены  к полукочевому образу жизни казахов.

Убранство юрты. Убранство  юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий  из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры - «теке-мет», войлочные ковры с  аппликациями - «сырмақ», менее - тканые ковры - «кiлем». Существовало два вида ковров - безворсовые - «такыр кiлем» и  ворсовые - «түкті кілем». Богатые войлочные  настенные ковры, орнаментированные  аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «түс киіс».

Утварь и посуда хранились  в подвесных сумках - «аяқ кап», войлочных  коробках - «шабадан», ковровых сумках - «қоржын», стоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки - «сандық». Деревянные предметы - подставки - «жүк аяқ,» коробы для  продуктов - «кебеже», вешалки украшались художественной резьбой.

Одежда, украшения и оружие

Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с  этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -«тон». Шубы из меха пушных зверей назывались «iшік» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - «бас тон», синим сукном - «кок тон», парчой - «барша тон». Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребят - «жарғақ, тон». Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались «қылқа жарғақ».

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - «кебенек»  и халат из тонкого белого войлока - «қаттау». К старинным видам  одежды относится также «шекпен» - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской  верхней одежды был халат - «шапан», шившийся из шерстяных и шелковых тканей.

Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской - из туникообразного платья - «көйлек» и безрукавки - «женсіз қамзол». Для  изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани  и бархат.

Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской  головной убор - «қалпақ» из тонкого  войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались «ак, қалпақ», шляпы  с широкими, загнутыми наверх полями - «айыр калпақ». Весной и осенью казахи носили шапки - «бөрік», круглые  по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные  мехом. Зимние шапки-треухи назывались «тымақ».

Борис девушки украшался  подвесками и перьями филина, цапли  или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшәт бөрік», вышитые золотом - «алтын бөрік» украшенные кораллами - «қалмаржан бөрік». Летние легкие шапочки  из бархата или парчи - «тақия»  украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.

Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым  был свадебный убор - «сәукеле» - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами  и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка  молодая женщина носила головной убор из белой ткани - «кимешек».

Мужская и женская обувь  также отличались разнообразием. Мужские  сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етiк», мягкие сапоги с  загнутым кверху носком, легкие, удобные  для верховой езды - «6ip тақа», а также  ичиги - «мәсі> из козлиной юфти и галоши - «кебiс» из более плотной кожи. Зимой  носили «саптама етік», бедняки -«шокай»  и «шарке».

Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - «кебіс». Богатые женщины носили орнаментированные  сапоги «кестелі етік», туфли на высоких  каблуках из зеленой кожи - «кек сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.

Обязательной деталью  казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка - «белдис». Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра  с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие  наборные пояса назывались «Kice». У  юношей пояса не были наборными и  не имели подвесок. Женские пояса  были более широкими и нарядными  и шились в основном из шелка и  бархата. Носили также и мягкие кушаки - «күр».

Ювелирные украшения. Женские  украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные  серебряные браслеты «білезік» покрывались  позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец  с подвесками из самоцветов, часто - из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.

Широко использовались накосные украшения — «шашбау» в виде рядов  медальонов или пластин, соединенных  между собой Юнцами. Центральные  медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относись и  подвески «шолпы».

Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, Нитевидной, многогранной формы. Часто перстни  украшались вставками из цветных  камней.

Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные - «омырауша», «өңір жиек», «бой тұмар», застежки к поясам - «ілгек», фигурные бляхи  к сәукеле - «шылтыр», массивные шаровидные пуговицы - «торсылдақ түйме», булавки -«түйреуіш».

При изготовлении женских  украшений применялась различная  техника - литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань чернение, зернь, эмаль.

Оружие. Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали  делали кривые сабли - «қылыш», палаши - «селебе» мечи - «семсер». Широко использовались шпаги - «сапы» кинжалы - «қанжар», длинные  ножи с изогнутым клинком - «жеке  ауыз», длинные узкие ножи - «бұйда пышақ,». Наиболее распространенным оружием  были лук - «садақ» и стрелы. Наконечники  стрел были различных форм - четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья - «найза»  имели стальной наконечник и кисти  из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры - «айбалта».

Информация о работе Культура казахов в XV - XVIII ВВ.: творчество Жырау