Культура исламского востока

Автор: Дарья Алесенкова, 18 Ноября 2010 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Культуру Востока невозможно рассматривать, не затронув такую тему, как религия. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 900 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента).

Содержание

Введение |3 |

Культура Исламского Востока |4 |

Ислам - вера и образ жизни |4 |

Ислам в новое и новейшее время |17 |

Список литературы |22 |

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРА ИСЛАМСКОГО ВОСТОКА.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

стал превращаться в наднациональную, “мировую” религию.  Уже  в  VII-IX  вв.

ислам сделался  господствующей  и  почти  единственной  религией  в  странах

халифата, охватившего  огромные пространства — от Испании  до Средней  Азии  и

границ Индии. В  XI-XVIII вв. он широко  распространился в Северной  Индии,

опять-таки путем  завоеваний. В Индонезии  ислам  получил  распространение  в

XIV-XVI вв. , главным  образом через арабских и   индийских  купцов,  и  почти

начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV  веке  ислам

проник также  к  кыпчакам  в  Золотую  Орду,  к  булгарам  и  другим  народам

Причерноморья, несколько  позже — к  народам  Северного  Кавказа  и  Западной

Сибири.

   Хотя ислам  в какой-то степени  и   сплачивал  людей  на  основе  общности

религии, но национальные противоречия в странах ислама  отнюдь  не  исчезли,

напротив, они постепенно все  обострялись.  Это  нашло  отражение  в  разных

течениях в мусульманской  религии, в расколах и сектах.

   Самый крупный  (и один из самых  ранних)  раскол  был  вызван  появлением

шиизма (“шия”  по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском  движении

проявилось недовольство и борьба персов против  завоевателей  —  арабов,  то

есть  что  это  была  своего   рода   религиозная   оболочка   национального

антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой  характер  шиизм

принял не сразу, а лишь впоследствии.  Началось  дело  с  внутренней  борьбы

среди арабов —  с борьбы за власть  между  преемниками  Мухаммеда.  Четвертый

халиф — Али был кровным родственником пророка  —  его  двоюродным  братом  и

зятем; приверженцы  Али не признавали законности предыдущих халифов, так  как

они были не из рода пророка, а были “избраны” религиозной  общиной,  то  есть

попросту узурпировали  власть.  Борьба  за  власть  приняла  форму  спора  о

преемственности власти в халифате. Сторонники Али  потерпели  поражение,  Али

был убит, но его  последователи укрепились в  Иране  и  Ираке,  и  там  шиизм

широко  распространился  как  выражение  протеста  против  власти  Арабского

халифата. По шиитскому  преданию, Али и  его  сыновья  Хасан  и  Хусейн  пали

мучениками за  веру.  В  память  этого  шииты  ежегодно  справляют  траурный

праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные  верующие  наносят

себе раны холодным оружием,  выражая  свою  религиозную  преданность  памяти

мучеников.

   Главная  черта шиизма — вера в   то,  что  законными  преемниками   пророка

Мухаммеда — имамами  — могут быть только его сородичи-потомки, а  “избранные”

общиной  халифы незаконны.  В связи с   этим   шииты   отвергают   сунну,

составленную при  первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм  не  остался

единым,  внутри  него  возникли  различные  течения.  Господствующим   стало

течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али;  двенадцатый

имам будто  бы  еще  в  IX  веке  таинственно  скрылся  и  где-то  пребывает

невидимо, однако должен в конце времен объявиться  как  спаситель  —  махди.

Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось  в Иране

и  с  начала  XVI  века  (при  династии  Сефевидов)  стало  там  официальной

государственной религией.

   Другие  ответвления шиизма насчитывают  гораздо  меньше  последователей  и

составляют скорее секты. Такова  секта  исмаилитов  (по  имени  Исмаила,  ее

основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах  Афганистана,

Бадахшана и др.  Исмаилиты верят в  то,  что  в  их  имамов  последовательно

воплощается “мировая  душа”.  Эти  имамы  образуют  наследственную  династию

Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и  собирающих  отовсюду  дань  с

членов секты. В  учение исмаилитов  влилось  много  идей  из  домусульманских

религиозно-философских  систем Азии и из местных народных верований.

   От  исмаилитской  секты  отделилась  в  IX  веке   группа   карматов   —

демократическая секта, члены которой, преимущественно  крестьяне  и  бедуины

Аравии, устанавливали  общность имущества. Секта карматов просуществовала  до

XI века.

   От  того  же  исмаилизма  отпочковалась   секта  ассасинов,   соединявшая

мистицизм с  фанатической  борьбой  против  немусульман.  В  годы  крестовых

походов  ассасины  были  самыми  ярыми  врагами  крестоносцев  (кстати,   от

названия секты  происходит французское слово “assassin”  — убийца.

   Наконец  в XI веке от того  же  корня  отделилась  группа  последователей

халифа Хакима.  По  имени  видного  предводителя  секты  Исмаила  ад  Дарази

последователи секты  до сих пор известны как друзы (в Ливане).

   В отличие  от шиитского  направления,  ортодоксальный  ислам,  охвативший

большинство мусульман  мира, называется суннизмом:  сторонники  его  признают

законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в  нем

возникло мутазилитское  течение.

   Мутазилиты  старались истолковать мусульманское  вероучение в рациональном

духе, доказывали “справедливость” бога, наличие свободной  воли  у  человека,

признавали  Коран  книгой,  написанной  людьми,  а   не   созданной   богом.

Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте  опору  для

своей власти.

Но вскоре (коней IX века) реакционное фанатическое духовенство  взяло верх  в

халифате, мутазилитов  стали  преследовать.  Укрепилось  учение  о  вечности,

“несотворенности”  Корана.  Однако  идеи  мутазилитов   оставили   след   на

дальнейшем развитии мусульманского богословия.

   В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском   богословии  сложились  четыре

школы:  ханифитов,  шафиитов,  маликитов  и   ханбалитов   (по   именам   их

основателей).  Последняя  из  этих  школ  была  проникнута  духом   крайнего

фанатизма,  буквального  толкования  религиозных  догматов;  она  укрепилась

среди отсталого  бедуинского населения Аравии; близка  к  ней  была  и  школа

маликитов, получившая  господство  в  Северной  Африке.  Другие  две  школы,

распространившиеся  в  более  культурных   областях   мусульманского   мира,

допускали более  свободное толкование учения. Особой  взаимной  отчужденности

и вражды между  приверженцами этих четырех богословских школ нет.

   В тех  же  VIII-X  вв.  в  исламе  возникло  мистическое,  полумонашеское

течение суфизма (от слова “суфи” — грубая шерстяная  ткань).  Оно  зародилось

в недрах шиизма, но проникло и в  среду  суннитов.  В  суфийском  вероучении

сказалось влияние  идей маздеизма, буддизма и даже  неоплатонизма.  Суфии  не

придавали  большого  значения  внешней  обрядности,   а   искали   истинного

богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые  суфии доходили  до

пантеистического  мировоззрения (бог — во всем мире, весь  мир  —  проявление

или эмансипация  бога)  и  тем  самым  удалялись  от  грубо  антропоморфного

представления об  Аллахе,  какое  дано  в  Коране.  Суфии  придавали  особое

значение  именам  божьим,  встречаемым  в  Коране.   Мистико-пантеистическое

течение  суфизма  сначала  подверглось гонениям  со  стороны мусульманских

фанатиков-ортодоксов,  но  постепенно  обе   стороны   пошли   на   уступки.

Последователи суфийского  учения  стали  образовывать  ордена  странствующих

монахов — дервишей — во главе  с  шейхами,  или  ишанами.  Эти  ордена  были

признаны законными  и у суннитов, и у шиитов.  Дервиши,  хотя  они  и  давали

монашеский  обет  бедности,  на  деле  вскоре  превратились  в   шарлатанов,

обирающих и обманывающих народ; руководители  же  дервишей,  ишаны,  в  свою

очередь обирают  своих послушников —  мюридов.  Некоторые  дервишские  ордена

применяют в своих  молебствиях так называемые зикры  — экстатические пляски  и

другие чисто  шаманские  способы  общения  с  божеством.  Придается  большое

значение мистическому возгласу: “Ху!”.

   С суфизмом  было  исторически  связано   движение  тариката.  Это  понятие

первоначально означало благочестивый путь жизни для  общения с  богом  (слово

“тарикат” по-арабски  путь). Но впоследствии тарикатом стали  называть  учение

фанатиков,  проповедовавших “священную  войну”  против  христиан  и других

неверных. Под знаменем тариката  вели,  например,  войну  имамы  на  Кавказе

(Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу  тариката составляли  мюриды

— послушники, слепо  повинующиеся  своему  мюршиду  —  духовному  наставнику.

Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

   В  новейшее  время  усложнение  социально-экономических   и  политических

условий вызвали  появление новых сект  в  исламе.  Среди  бедуинов  Аравии  в

XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель

Ваххаба), в котором  отразился стихийный протест  против богатства  и  роскоши

городских  купцов  и  богачей.   Ваххабиты,   продолжая   традиции   суровой

ханбалитской школы, требовали возвращения к  патриархальной  простоте  жизни

первых веков  ислама, строгого исполнения предписанных  обрядов  и  запретов,

уничтожения роскоши,  боролись  с  европейскими  культурными  влияниями,  не

признавали культа святых, поклонялись только  одному  богу. После жестокой

борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли  верх  в  государстве

Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с  городами  Меккой

и Мединой.  В  государстве  Саудовской  Аравии,  объединившем  обе  области,

ваххабитизм сделался господствующей религией.

   Религиозную  оболочку приняло и массовое  недовольство городской бедноты  и

крестьян Персии в середине XIX века. Их  идейным  вождем  выступил  Мохаммед

Али, принявший  прозвище “Баб” (“врата” в смысле посредника  между  людьми  и

богом). Движение получило название бабистского. Баб  проповедовал  равенство

и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман.  Баб  объявил

себя преемником пророка,  который  призван  возвестить  людям  новый  закон.

Учение  Баба было  полно мистических представлений и близко  пантеизму.

Информация о работе Культура исламского востока