Культура исламского востока

Автор: Дарья Алесенкова, 18 Ноября 2010 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Культуру Востока невозможно рассматривать, не затронув такую тему, как религия. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 900 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента).

Содержание

Введение |3 |

Культура Исламского Востока |4 |

Ислам - вера и образ жизни |4 |

Ислам в новое и новейшее время |17 |

Список литературы |22 |

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРА ИСЛАМСКОГО ВОСТОКА.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

садака шла на нужды религиозного культа,  запреты  на  ростовщичество  легко

обходились  оформлением  дачи  денег  в  рост  как  совместного  финансового

предприятия кредитора  и должника.

   Каждое  из этих предписаний, несмотря  на то что они сами по  себе  не  так

уж тяжки и  невыполнимы, допускает  изъятия  и  смягчения  в  затруднительных

случаях. Вода для  омовения  в  случае  ее  отсутствия  может  быть  заменена

песком,   пылью;   соблюдение   поста   необязательно   для   больных,   для

путешественников, они  могут  и  должны  отпоститься  позже  соответствующее

число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского,  состоит

в полном воздержании  от всякой пищи и питья от восхода  до захода солнца,  но

зато в остальное  время суток можно есть и  пить  что  угодно  и  предаваться

любым удовольствиям.

   Иногда  к  "столпам  ислама"   причисляют   джихад.   В   средние   века

действительно одним  из предписаний мусульманской религии  состояло участие  в

священной войне  за веру (джихад). Это вполне понятно,  если  вспомнить,  что

само мусульманское  движение возникло из потребности арабов в  объединении  и

в добывании новой  земли. В Коране это предписание  изложено ясно:  в  течение

восьми месяцев  в году (ибо четыре месяца  считаются  “запретными”)  надлежит

воевать  с  многобожниками,  с  неверными,  истреблять  их,  захватывать  их

имущество. В этом ярко  проявились  фанатизм  и  нетерпимость  к  иноверцам,

свойственные исламу даже в большей степени,  чем  другим  мировым  религиям.

Однако впоследствии и мусульманские богословы, и  светские ученые  по-разному

толковали заповедь джихада. Действительно,  в  Коране  проводится  некоторое

различие   между   приверженцами   разных   немусульманских    религий.    К

многобожникам, то есть последователям племенных и  политеистических  культов,

отношение резко  враждебное: “О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми  из

неверных, которые  близки к вам. И  пусть  они  найдут  в  вас  суровость.  И

знайте, что Аллах  — с богобоязненными!”  (9:  124).  К  людям  же,  “имеющим

писание”, то  есть  иудеям  и  христианам,  составители  Корана  высказывают

уважение: это и понятно, ведь на  идейной  почве  именно  этих  религий,  на

путях  их  упрощения  выросла  идеология  ислама.  Однако  в   Коране   есть

предписание воевать  с теми, “которым ниспослано  писание”,  —  с  иудеями  и

христианами, —  если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины

(9: 29). На практике  в исламе  всякое  разделение  между  сторонниками  иных

религий стерлось: все они рассматривались как  неверные  (джяур),  подлежащие

или  истреблению,   или   покорению.   Под   знаменем   джихада   (газавата)

мусульманские лидеры не раз, вплоть до  наших  дней,  побуждали  верующих  к

истребительной  войне против всех иноверцев.

   В сегодняшнее  время понятие джихад трактуется  значительно шире, и именно

в таком широком  значении оно употребляется сейчас в  мусульманском  мире,  в

частности   резолюциях   и   постановлениях   различных    общемусульманских

конференций.

   Почти каждый  мусульманин знает хотя бы  несколько фраз из священной  книги

ислама  -  Корана,  хотя  многие  значения  этих  фраз  не  понимают.  Коран

произносился и  записан по-арабски. В  ритуальных  целях  он  используется  в

арабском оригинале. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха,  обращенная  к

Мухаммаду, а через  него  ко  всем  людям.  В  проповедях  Корана  и  простые

мусульмане, и богословы  ищут  ответы  на  вопросы  частной  жизни  и  жизни

общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.

   Догматика  ислама очень проста.  Мусульманин  должен  твердо  верить,  что

есть только один   бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком;

что до него бог  посылал людям и других пророков - это библейские Адам,  Ной,

Авраам, Моисей, христианский Иисус, но  Мухаммед  выше  их;  что  существуют

ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в  ислам  из

древнеарабских  верований, не всегда злы, они тоже находятся  во  власти  бога

и исполняют его  волю; что в последний день мира  мертвые  воскреснут  и  все

получат воздаяния  за свои дела: праведные, чтящие бога,  будут  наслаждаться

в  раю,  грешные  и неверные  гореть  в геенне;  наконец,  что существует

божественное предопределение, ибо Аллах каждому  человеку  заранее  назначил

его судьбу.

   Аллах   изображается  в  Коране  как   существо  с   чисто   человеческими

моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на  людей,

то  прощает  их;  одних  любит,  других  ненавидит.  Как   и   иудейский   и

христианский боги, Аллах заранее предназначил одних  людей к праведной  жизни

и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям.  Тем  не

менее в Коране, как и в Евангелии,  бог  многократно  именуется  милостивым,

прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это

его могущество и  величие. Поэтому  наиважнейшее  догматическое  и  моральное

предписание в  Коране -  это  требование  полной,  безоговорочной  покорности

человека воле Аллаха.

   Ислам   является   очень   широкой   по   охвату   системой   социального

регулирования. Почти  все стороны  жизни  мусульманина  считаются  религиозно

значимыми.

   Мужчина  становится мусульманином  после  того,  как  над  ним  в  раннем

возрасте  совершается  обряд  обрезания.  Заключение  брака  совершается   в

присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется  чтением  священных

текстов Корана. Развод для  мужчины  мусульманина  относительно  прост,  для

женщины осложнен,  но  тоже  возможен.  Ислам  разрешает  мужчине  иметь  до

четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В  настоящее

время  на  практике  многоженство  встречается  относительно  редко,   а   в

некоторых мусульманских  странах оно несколько ограничено  законодательством.

Похоронный обряд  также предполагает чтение определенных сур Корана.  Хоронят

обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван,  без  гроба,

головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День

Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом  и ответить  за  свои  дела  и

намерения.

   Мужчины  - мусульмане должны ходить с  покрытой головой. Для этого   служат

разные шапочки  типа тюбетейки, а также различные виды чалмы –  шарфа,  особо

повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать  лицо и тело от  взглядов

посторонних мужчин. Традиционная одежда  мусульман  широкая  и  удобная  для

носки в тех  странах, в основном  южных,  где  живет  большинство  мусульман.

Обычным атрибутом  благочестивого мусульманина являются четки из  99  или  33

бусин,  служащие  для  счета  славословий  Аллаху.  В  исламе   многократное

восхваление Аллаха и  повторение  его  девяносто  девяти  "прекрасных  имен"

считается благочестивой обязанностью.

   Этика ислама  довольно  элементарна.  Предписывается  быть  справедливым,

воздавать за добро  добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным  и  т.

п. Невыполнимых моральных  предписаний в исламе, в отличие  от  христианства,

нет.

   В  семейной  морали  и  во  взгляде   ислама  на  взаимоотношения   полов

отразились понятия  патриархально-родового  уклада.  Женщина  —  подчиненное

существо, созданное  Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с  тем  в  Коране

признаются человеческие и гражданские  права  женщины:  осуждается  излишняя

жестокость мужа  в  отношении  к  жене,  оговариваются  имущественные  права

женщины —  право  на  приданое,  на  наследство.  Коран  несколько  облегчил

положение женщины  по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

   В  социальных  принципах  раннего  ислама   нашел   отражение   тот   же

патриархально-родовой  уклад.  Все  мусульмане   равны   перед   богом,   но

имущественные  различия,  богатство  и  бедность   признаются   естественным

фактом, установленным самим Аллахом.  Обязательный  налог  в  пользу  бедных

призван  как  будто  смягчать  имущественные  противоречия;  однако  частная

собственность  защищается  Кораном.  Торговая  прибыль  объявляется   вполне

законной, ростовщичество же осуждается: “Аллах разрешил торговлю и запретил

рост” (2: 276), что, по-видимому, является  результатом  компромисса   между

интересами торгового  класса и массы земледельцев  и  кочевников,  страдавших

от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги  запрещено.

   Окидывая  общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама,  мы

без труда видим, что в основе  этой  идеологии  лежит  иудейско-христианское

мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному  укладу

— к разлагавшемуся  родоплеменному  быту  арабов.  Идеология арабов  проще,

грубее, понятнее для широкой  массы  верующих,  особенно  для  кочевников  и

земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы.

   Эти-то  особенности  мусульманства,  порожденные  самими  условиями   его

возникновения, облегчили  его распространение среди арабов. Хотя и в  борьбе,

реодолевая   сопротивление   родо-племенной   аристократии,    склонной    к

сепаратизму восстание  племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам  довольно

скоро  одержал  среди  арабов  полную  победу.   Новая   религия   указывала

воинственным бедуинам простой  и  ясный  путь  к  обогащению,  к  выходу  из

кризиса: завоевание новых земель.

   Преемники  Мухаммеда  —  халифы  Абу-Бекр,  Омар,  Осман  —  завоевали  в

короткое время  соседние, а потом и более отдаленные  страны  Средиземноморья

и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама —  под  “зеленым

знаменем пророка”. В покоренных  арабами  странах  повинности  крестьянского

населения были значительно  облегчены, особенно для тех, кто  принимал  ислам;

и это содействовало  переходу широких масс населения  разных  национальностей

в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия  арабов,  скоро

Информация о работе Культура исламского востока