Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:01, контрольная работа
Художественная литература появляется в Риме сравнительно поздно. Она возникает в середине 3 века до н. э. в процессе эллинизации римской культуры, когда Рим был уже окончательно сложившимся рабовладельческим полисом и успел распространить свою власть почти на всю Италию.
70—80
гг. н. э. был сооружён
Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48, 5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр его композиции—ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. Членящие стену пилястры коринфского ордера не нарушают монолит здания, выложенного из серого травертина.
Внешний
вид Колизея с его могучим
упругим овалом исполнен суровой
энергии. Это ощущение создается
не только огромными масштабами здания,
но и обобщением основных форм, торжественной
мощью простых ритмов. Внутри Колизей
очень конструктивен и
Большой цирк – эта расположенная в городе Риме арена, на которой проводились необычайно популярные в Древнем Риме спортивные соревнования. Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском (ок. 500 до н.э.). Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириною около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний, связанных с древнейшими играми Рима. До 329 г. до н. э. приспособлениях для скачек в этом месте не упоминались; очевидно, кроме арены и временных мест для почётных зрителей, на месте цирка не было никаких построек. Весьма возможно, что долина обрабатывалась и давала урожаи, как показывают древнейшие святилища сельских богов — (алтарь Конса, святилище триады Seia, Segetia, Tutilina), сохранившиеся и после формирования цирка.
Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). Своей постоянной архитектурной формой Большой цирк обязан Августу. Ряд мест на ближайших ступенях был предоставлен сенаторам и всадникам; зрителей пускали на основании особых, ненумерованных бронзовых марок-билетов. К этому времени относится описание Дионисия Галикарнасского. Согласно этому описанию, нижний этаж мест для зрелищ был каменный, верхние два — деревянные; внешние аркады были одноэтажные, в них помещались лавки, трактиры и т. п. Carceres представляли собой портик с двенадцатью арками для ворот и средним порталом. Клавдий создал мраморные carceres и золоченые меты; Нерон в 63 году приказал засыпать Цезарев канал, чтобы дать больше места всадникам. Пожар 64 года уничтожил, вероятно, только деревянные части; в 68 году в цирке вновь даются роскошные празднества. В 81 году Титом были выстроены великолепные ворота на южной короткой стороне цирка.
Эпохой в жизни цирка было правление Траяна, расширившего места для зрителей в очень значительной мере, частью на месте выстроенной Домицианом, а теперь уничтоженной императорской ложи. Домициан проложил дорогу от цирка в своему дворцу.И после Траяна значительная часть мест была сплошь деревянная, как показывают повторные случаи обвалов, стоившие жизни тысячам зрителей. При Константине цирк был основательно реставрирован; spina украсилась новым обелиском, вывезенным из Гелиополя.
Римский форум
Форум, расположенный в долине между холмами: Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием на западе, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, в давние времена был пустынной болотистой местностью с многочисленными источниками и ручьём Велабр. До середины VIII века до н. э. это место использовалось для захоронений, в то время как поселения располагались на близлежащих холмах.
Место было осушено во времена правления царя Тарквиния Древнего благодаря масштабным работам по строительству сточных канав и прокладке каменной Большой клоаки, соединенной с дренажной системой. После осушения области началось строительство Форума, одна часть которого предназначалась для лавок, другая — для публичных церемоний, религиозных праздников, проведения выборов в канцелярии и магистраты, для ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным.
К древнейшим постройкам относились святилище Венеры Клоакины, регия и lapis niger.
В республиканский период форум стал центром политической, религиозной и экономической жизни Рима. После Пунических войн в связи с перепланировкой города форум приобрёл новый облик. Были построены заново храм Кастора и Поллукса, храм Конкордии и проложили новые дороги, чтобы обеспечить связь между форумом и другими районами города.
Дома аристократов находились у северных склонов Палатина и Велии, а также дом великого понтифика в южной части Священной дороги, дом Цицерона; в южной части форума располагался дом Сципионов, который в середине II века до н. э. уступил место базиликам. Три большие базилики были возведены вокруг центральной площади: во II веке до н. э. здесь воздвигли базилики Порция, Семпрония и Эмилия; в помещениях бывших таверн и лавок мясников стали располагаться лавки менял (лат. argentarii); в храме Сатурна стала располагаться сокровищница Рима, а в храме Юноны чеканились монеты. В базиликах проходили массовые собрания и судебные процессы. Однако в республиканский период они проходили чаще всего не в здании, а на открытых площадках, например, комиции. Процессы проходили также в других освящённых и символичных местах около небольших древних святилищ.
Во II веке до н. э. на форуме стали всё больше возводиться статуи и монументы, восхваляющие представителей политической элиты Рима. Эта традиция достигла таких масштабов, что по решению цензоров в 158 году до н. э. все подобные монументы на форуме и окрестностях были удалены, если их возведение не было одобрено сенатом и народом. До конца II века до н. э. форум оставался местом, где чтились достижения граждан Рима, однако, уже в I до н. э. стал площадкой для борьбы отдельных политиков. Так диктатор Сулла построил на месте курия Гостилия новую курию и назвал её своим именем — курия Корнелия; Гай Юлий Цезарь возвёл на этом месте храм Фелицитас и на комиции новую курию Юлию.
Градостроительство: Рим, Остия, Помпеи
В I-II веках начлся настоящий бум градостроительства на территории римского Средиземноморья, особенно в западных провинциях Римской империи. В Галлии, Испании, Африке, Дунайском регионе возникают и начинают бурно развиваться благоустроенные городские центры, многие из которых сохранились до наших дней и существуют в современной Европе. Развитию городов способствовало обилие материальных и трудовых ресурсов: в частности, множество рабов, квалифицированных мастеров и архитекторов, располагавших опытом эллинистических строителей. Одновременнор происходило повседневное внедрение городского образа жизни.
Раньше города застраивались стихийно и хаотично, теперь они строятся по тщательно продуманному плану городской застройки, в которой предусматривалось выделение основных элементов города. В качестве таковых предполагались: район жилых кчварталов, производственные зоны, комсплекс центральной площади, здания общественного назначения (театры, амфитеатры, цирки, стадионы). Все элементы регулярного города были объединены вокруг двух пересекающихся под прямым углом центральных улиц - проспектов. Вода подавалась из окрестностей по подземным трубам или акведукм, - под уличными мостовыми были проложены канализационные стоки, отводившие дождевую воду и нечистоты за пределы городских стен. Городские стены с башнями отграничивали городскую территорию от сельской местности. О высоком уровне античного урбанизма свидетельствует стремление римских градостроителей учесть многообразные потребности разных слоев римского населения, которые выразились в разработке некоторых типов городов. Это административные и культурно-религиозные центры (Помпеи, Капуя), города с интенсивным ремесленным производством (Арреций, Калы), города лагерного типа (африканский Тимгад, Виндобонна), приморские города-порты (Массилия, Аквилея), центры караванной торговли (Пальмира, Петра), курортные города (Байи в Кампании). Особое место в классификации римских городов занмал город Рим - античный мегаполис с миллионным населением, со сложным городским хозяйством и многими экономическими, социальными и бытовыми проблемами.
Римские градостроители превратили свои города в благоустроенные комфортные центры проживания, в которых сформировался цивилизованный стиль жизни, соответствующий величию Римской державы и высокой средиземноморской культуры.
Скульптура
По
преданию, первые скульптуры в Риме
появились при Тарквинии
С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходных шедевров («Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческих мастеров римский портрет освободился от наивного натурализма, свойственного этрусской школе, и приобрел черты художественной обобщенности, то есть подлинного произведения искусства.
Господствующей
эстетической и концептуальной идеей,
пронизывающей римскую
В круглой скульптуре формируется официальное направление — портреты царствующего императора, членов его семьи, приближенных к нему лиц, его предков, покровительствующих ему богов и героев. Большая их часть выполнена в традициях классицизма, предполагающего идеализированный образ могучего и мудрого правителя.
Живопись
Эта
отрасль искусства, подобно скульптуре,
перешла в Италию из Греции. Но тогда
как в Риме не было почти ни одного
своего скульптора, который настолько
пользовался известностью, чтобы
его имя сохранилось для
Литература:
1 Тронский И. М. «История античной литературы. Учебник для университетов и пед. Институтов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1983 г. – 464 с., стр. 268
2 Тронский И. М. «История античной литературы. Учебник для университетов и пед. Институтов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1983 г. – 464 с., стр. 292