Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

Художественная литература появляется в Риме сравнительно поздно. Она возникает в середине 3 века до н. э. в процессе эллинизации римской культуры, когда Рим был уже окончательно сложившимся рабовладельческим полисом и успел распространить свою власть почти на всю Италию.

Работа содержит 1 файл

Культура Рима.docx

— 91.82 Кб (Скачать)

Кроме того, Саллюстий подвергался нападкам за риторический колорит повествования, за употребление древних слов, затемняющих  смысл, за темноту языка, происходящую от сжатости (obscura brevitas). Несмотря на эти неблагоприятные отзывы, С. пользовался во время Империи большой популярностью и имел репутацию лучшего римского историка: его изучали в риторских школах и особенно любили грамматики за его архаизмы; даже сжатость его языка, Sallustiana brevitas, восхвалялась Квинтилианом.

 

Август, Меценат и поэзия Вергилия и Горация

В 30-е  гг. до н. э. единовластным правителем Рима становится Октавиан, которому сенат присвоил имя «Август» - «величественный», «божественный».

В целях  пропаганды своей собственной политики Август использовал не только политические средства, огромное внимание уделял литературе, изобразительному искусству; для пропаганды политика среди простого населения использовались такие традиционные средства, как лозунги на злобу дня, которые чеканились на монетах.

Август  – автор литературного документа  «Деяния божественного Августа». В нем он, почти не фальсифицируя  факты, но прибегая к умолчаниям и  недомолвкам и искуссной группировке материала, создает образ идеального принцепса, достаточно далекий от действительности: «В 19 лет я по своей инициативе и на свои средства снарядил войско, с помощью которого я вернул свободу государству, угнетенному господством клики».4

Август  выступает как уважаемый всеми  за доблесть, милосердие, справедливость и благочестие.

В окончательном  виде «Деяния» были составлены в 14 г. н. э. После смерти Августа надписи с текстом «Деяний» были выставлены у его мавзолея в Риме. По жанру это произведение близко древнеримскому элогию. Ценность «Деяний» как источника определяется не только тем, что там содержатся данные по социально-экономической и политической истории, но также и тем, что это произведение является памятником идеологии принципата и принадлежит его основателю.

Август  и его ближайшие помощники  были заинтересованы в том, чтобы  привлечь литературу к пропаганде идеологических основ нового строя. Друг Августа  Гай Цильний Меценат собирал вокруг себя поэтов и старался исправить их интересы в нужную сторону; он достиг в этом отношении известных успехов, хотя некоторые пожелания императора остались невыполненными. Так, ни один из выдающихся поэтов не согласился взять на себя составление эпоса, в котором прославлялись бы «Деяния» Августа. Кружок Мецената был важнейшим центром нового движения в римской поэзии; к нему принадлежали наиболее выдающиеся поэты эпохи – Вергилий и Гораций. Более независимое отношение к новому политическому порядку мы находим в других литературных кружках. Один из них группировался вокруг выдающегося полководца и оратора Мессалы, другой – вокруг близкого к Антонию государственного деятеля, оратора и историка Асиния Поллиона.

Интерес к литературе чрезвычайно возрос. Литература, и в частности, поэзия, стала одним из излюбленных занятий римской аристократии. Поэзия превозносится как носительница культуры, как источник славы для поэта и его родины. Можно назвать не менее 50 имен поэтов августовского времени. Все покровители литературы, начиная с самого императора, считали своим долгом упражняться в поэтическом искусстве. Появляются и поэтессы.

 

 

 

 

Публий Вергилий Марон

Выдающимся  поэтом древнего Рима считается Публий Вергилий Марон. Он выпустил сборник, который состоял из десяти эклог – «буколики». Это сразу сделало его известным поэтом. В этом сборнике Вергилий, опираясь на традицию буколической поэзии, создал особый жанр поэтической утопии с условными фигурами – масками пастухов, которые жили в некой идеальной буколической стране – Аркадии. Они были поглощены любовью и поэзией, не стремились ни к богатству, ни к власти. В эпоху гражданских войн этот условный мир явился выражением мечты поэта о счастье, но уже в «Буколиках» прозвучали мотивы идеальной идеологии – прославление и обожествление принципса. Вскоре Вергилий сближается с Меценатом и становится главой его литературного кружка.

В течение 30-х годов до н. э. он создал большую  дидактическую поэму, которая была посвящена сельскому труду – «Георгики». В ней он прославлял сельский труд, деревню как опору государства, стремился их опоэтизировать, возбудить интерес к сельскому труду. Это отвечало насущным потребностям политики императора Августа, который стремился возродить сельское хозяйство Италии, разоренное гражданскими войнами. В "Георгиках" Вергилий выступал уже как убежденный сторонник идей принципата. Обе эти книги создали автору большую популярность, но пережившую века славу величайшего римского поэта принесла ему эпическая поэма "Энеида", над которой он работал десять лет, вплоть до своей смерти в 19 г. до н. э. Сам император Август постоянно интересовался его трудом и слушал отдельные части поэмы.

Но  пережившую века славу величайшего  римского поэта принесла ему эпическая  поэма «Энеида», над которой он работал десять лет вплоть до своей смерти в 19 г. до н. э. Сам Август живо интересовался его трудом и слушал отдельные части поэмы. В этой поэме рассказывается о приключениях и битвах троянского героя Энея, сына Венеры, которому боги предназначили основать новый город в Италии и стать родоначальником царей Альба-Лонги, Ромула и рода Юлиев. Так как Август является потомком Энея, то Рим – в безопасности.

«...Счастье вам, други! Коль есть в этой песне некая сила, 

Слава о вас никогда не сотрется из памяти века,

Капитолийским доколь нерушимым утесом владеет

род Энея, и власть вручена родителю римлян».5

Квинт Гораций Флакк

Гораций родился в городе Вензии на юге Италии. Учился в Риме вместе с сыновьями знатных римлян. В 20 лет Гораций отправился в Афины для продолжения образования. После убийства Цезаря пошел на гражданскую войну и сражался в войсках Брута в качестве командира легиона. После поражения республиканцев при Филиппах (42 г. до н. э.) Гораций вернулся в Рим и стал писцом. В те годы он начал свою литературную деятельность и через некоторое время вошел в литературный кружок Мецената. Меценат подарил ему поместье в Сабинских горах и этим дал возможность поэту все свое время посвятить литературным занятиям и стать «Августовым певцом». Первые стихи были собраны в две книги «Сатир». Сам поэт называет их беседами. В них он рассуждает на различные темы философско-этического, литературно-критического, бытового и автобиографического характера. Примерно в то же время Гораций пишет «Эподы» - ямбические стихотворения различного содержания. Главными произведением Горация считается 4 книги «Од», в которых поэт прославляет принципат Августа, раскрывает собственные морально-философские воззрения. Гораций придавал высокое общественное значение творчеству поэта. Его стихотворение «Памятник» вызвало много подражаний:

«Создал памятник я, бронзы литой прочней,

Царственных пирамид выше поднявшийся.

Ни снедающий дождь, ни Аквилон  лихой

Не разрушат его, не сокрушит и ряд

Нескончаемых лет, время бегущее.

Нет, не весь я умру, лучшая часть  меня

Избежит похорон. Буду я вновь и  вновь

Восхваляем, доколь по Капитолию

Жрец верховный ведет деву безмолвную

Назван буду везде – там, где  неистовый

Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем

Был у грубых селян. Встав из ничтожества,

Первым я приобщил песню Эолии

К италийским стихам. Славой заслуженной,

Мельпомена, гордись и, благосклонная,

Ныне лаврами Дельф мне увенчай  главу…»6

 

Поэзия  Овидия и укрепление римской нравственности

Овидий  родился в городе Сульмоне, в старинной всаднической семье. В Риме он прошел ораторскую школу, где учился декламации у знаменитых риторов того времени Ареллия Фуска и Порция Латрона. По отзыву ритора Сенеки, Овидий считался "хорошим декламатором", но любил декламировать больше суасории ("увещательные речи"), требующие больше чувства; "всякая аргументация была у него тяжела" {Сенека-ритор, Контроверсии, II, 2, 12.}. Служебная карьера Овидию не удалась: ему с "детства служить небожителям больше хотелось", как признается сам поэт в своей автобиографической элегии (см. ниже); его "тайно влекла к себе Муза" и "все, что он ни пытался писать, выходило стихом" {Овидий, Печальные элегии, IV, 10, 19, сл. 25.}.

Подобно другим элегикам, настроенный эпикурейски и выступая в своих ранних произведениях "певцом любви" (по выражению Пушкина), Овидий, в отличие от Тибулла, а также Вергилия, не очень был склонен идеализировать прошлое; оно было, по его мнению, грубо. Овидий понимал, что повернуть назад колесо истории нельзя. "Мы живем как люди нашей современности" {Овидий, Фасты, I, 226.}, - заявляет поэт. "Я поздравляю себя, что я родился теперь" {"Искусство любви", III, 121, сл.}, - пишет он. Овидий - сторонник изящества и культуры, которую нес современный ему "золотой Рим" - властитель богатств вселенной. Овидий не разделял тенденций политики Августа, направленных на реставрацию старинной морали и гражданской доблести. В своих ранних "Песнях любви" ("Amores") он выступал как изнеженный эпикуреец, самый яркий представитель римской любовной элегии. Воспевая любимую им женщину, он умеет со свойственной ему игривостью мастерски на свой лад варьировать общие мотивы любовной элегии. В "Героинях" ("Heroides"), или в "Письмах", он дает построенные в стиле риторической декламации поэтические письма мифологических героинь и героев к их возлюбленным, разрабатывая главным образом мотив ревности. В дополнение к этим ранним произведениям Овидий пишет "Искусство любви" ("Ars amatoria"), где в игривых наставлениях молодым людям пародирует подчас то методы избирательной кампании, то риторическую теорию. "Лекарство от любви" ("Remedia amoris") и отрывок сочинения "Медикаменты для лица" ("De medicamine facie") заключают ранний период творчества поэта.

Но  в атмосфере цезаризма с его  реставрацией старинной религии  и морали Овидий, подобно Проперцию, не мог не обратиться и к иным сюжетам. Он пишет "Фасты" ("Fasti" - календарь) - этиологические элегии в духе александрийской поэзии, где дает календарное поэтическое описание происхождения римских праздников и обычаев, а затем "Метаморфозы" ("Превращения"). Основываясь на сборниках александрийского времени и на римском материале, поэт описывает различные мифологические превращения, начиная от образования мира и кончая "метаморфозой" Юлия Цезаря в звезду. Это на вид религиозное произведение, отвечавшее политике Августа, по существу отразило те же особенности творчества раннего Овидия. В этой поэме, составленной из отдельных, лишь внешним образом искусственно связанных новелл, Овидий тот же эпикуреец, сводящий богов с их пьедестала и не оставляющий игривой любовной тематики. Отражая в мифах римскую современность, поэт вместе с тем старается поразить своего маловерующего читателя чудесами мифологии, которая обращается у него лишь в интересную сказку. А сказка эта у Овидия поистине прелестна; многие его рассказы захватывают своей драматичностью и силой чувства.

Направление творчества раннего Овидия, подрывающее  реформы Августа в моральной, семейной и религиозной сфере, - его  эпикурейство, яркая любовная тематика, а также показ развращенности римских матрон (например, в "Искусстве любви") - все это повлекло за собой ссылку поэта. В 8 г. н. э. Август, воспользовавшись каким-то не вполне ясным для нас предлогом, выслал его, уже пожилого человека, на берег Черного моря, в городок Томы, где Овидий прожил до своей смерти (18 г. н. э.). Здесь Овидий написал два больших произведения: "Печальные элегии" ("Tristia") и "Письма с Понта" ("Epistolae ex Ponto"), В них то изображаются страдания поэта (последняя ночь в Риме, описание бури и др.), то Овидий старается оправдать свое поведение и просит друзей выхлопотать ему помилование.

Творчество  Овидия уже развивает те элементы, которые станут ведущими в поэзии цезаризма, когда часто "фраза  была выше содержания". Это увлечение красотой словесного выражения выливается у Овидия, ученика ораторской школы, в риторизацию его поэзии, особенно заметную в ранних произведениях (например, в "Героинях"). Произведения из ссылки гораздо менее риторизованы. Пушкин правильно отметил, что в "Понтийских элегиях" более истинного чувства, более простодушия, более индивидуальности и менее холодного остроумия... Сколько живописи в подробностях! И какая грусть о Риме! Какие трогательные жалобы!.. {Отзыв на "Фракийские элегии" ("Стихотворения В. Теплякова", 1836).} Овидий считался певцом любви в феодально-рыцарской поэзии трубадуров. В эпоху Ренессанса создавались но- веллистические переработки мифов "Метаморфоз". Много трогательных стихов посвятил Овидию, "певцу любви, певцу богов", Пушкин, который находил в своей судьбе общее с участью римского поэта-изгнанника ("К Овидию", в поэме "Цыганы" и др.).7

 

Эпиграммы Марциала и сатира Ювенала

Марк  Валерий Марциал (родился около 42 г., умер между 101 и 104 г.) — один из многочисленных уроженцев Испании в римской  литературе I в. Получив на родине обычное грамматико-риторическое образование, он приехал в 64 г. в Рим в качестве молодого человека без средств, ищущего счастья. Испанские связи открывали ему доступ в дома знаменитых земляков, Сенеки и его братьев, но раскрытие заговора Писона (65 г.) вскоре отняло у Марциала этих покровителей; вдову Лукана он и впоследствии именует своей «царицей» (т. е. патронессой). Впрочем Марциал был очень далек от умонастроения аристократической оппозиции. Он принадлежал к тому поколению, которое пришло ей на смену и цепко держалось за блага жизни в условиях императорского режима. Стоическая аристократия требовала готовности уйти из жизни, наподобие Катона; Марциал отнюдь не сочувствует этому идеалу:

Информация о работе Культура Древнего Рима