Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:41, контрольная работа
Смута - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16 в начале 17 вв. Он совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают безцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.
Власть московских князей возникла на почве вотчинного права.
Великий московский князь был вотчинником своего удела; все жители его территории были его «холопами». Весь предшествовавший ход истории вел к развитию этого взгляда на территорию и население. Признанием прав боярства великий князь изменял своим старинным традициям, которых в действительности не мог заменить другими.
Первый понял это противоречие
Иоанн Грозный. Московские бояре
были сильны главным образом своими
земельными родовыми владениями. Иоанн
Грозный задумал провести полную
мобилизацию боярского
С другой стороны, XVI в. был
эпохой внешних войн, окончившийся
приобретением громадных
Для завоевания их и для
закрепления новых приобретений
потребовалось громадное
Начинается массовое переселение крестьянства на окраины. В то же время крестьянству открывается для переселения громадная площадь заокского чернозема. Само правительство, заботясь об укреплении вновь приобретенных границ, поддерживало переселение на окраины.
В результате к концу царствования Грозного выселение принимает характер общего бегства, усиливаемого недородами, эпидемиями, татарскими набегами. Большая часть служилых земель остается «впусте»; наступает резкий экономический кризис… В этом кризисе идет борьба за рабочие руки. Выигрывают более сильные - бояре и церковь. Страдают при этом служилый класс и крестьянство, которое не только потеряло право на свободное землепользование, но при помощи кабальной записи, ссуд и вновь возникшего института старожильства начинает терять и свободу личную, приближаясь к крепостному. В этой борьбе вырастает вражда между отдельными классами - между крупными владельцами-боярами и церковью, с одной стороны, и служилым классом - с другой. Тягловое население таило ненависть к угнетающим его сословиям и, раздражаясь против государственных помещений, было готово к открытому восстанию; оно бежит к казакам, которые уже давно отделили свои интересы от интересов государства. Один только север, где земля сохранилась в руках черных волостей, остается спокойным во время наступающей государственной «разрухи»
Со смертью Грозного (18 марта 1584 г.) сразу открылось поприще для смуты. Не было власти, которая могла бы остановить, сдержать надвигающееся бедствие. Наследник Иоанна IV, Федор Иоаннович, был не способен к делам правления; царевич Дмитрий был еще в младенчестве. Правление должно было попасть в руки бояр. На сцену выдвигалось боярство второстепенное - Юрьевы, Годуновы, - но сохранились еще остатки князей-бояр (князья Мстиславские, Шуйские, Воротынские и др.).
Непосредственным толчком к брожению послужило пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей которой массовое сознание признавало в качестве «природных государей». Династический кризис вызвал растерянность в народе, а в верхних слоях знати возбудил хищные амбиции и стремление к власти и привилегиям. Схватка за царский престол, начатая московским боярством, привела к разрушению государственного порядка, к общественной деморализации.
1.2 ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО
ВЫБОРА В ПЕРИОД СМУТЫ,
В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. первый может быть назван династическим, второй - социальным и третий - национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф. Романовым во главе.
Крайне сложная и
1. Борис Годунов не
умер в разгар борьбы с первым
самозванцем. Авантюра
Таковы были неосуществленные
планы и проекты царя Бориса. Очевидно,
что по содержанию и последствиям
они практически идентичны
2. Лжедмитрий I заручился
сильной поддержкой дворянства
и остался на русском престоле
как законный государь и
Во внешней политике усилилась ориентация на католические государства, в первую очередь Речь Посполитую, затяжные интриги поляков и Рима с целью навязать России католичество (что было невозможно, и Лждемитрий прекрасно это понимал). Коалиция с католическими странами против турок втянула Россию в долгую изнурительную войну, честолюбивый Лжедмитрий мог развязать войну и со Швецией - у него были имперские амбиции и страсть к военному делу [16, с. 59]. В таких условиях Россия могла стать ослабленным марионеточным государством, поставщиком «пушечного мяса» в интересах католических держав. Этот вариант позже едва не осуществился при царевне Софье и князе Голицыне.
3. Поляки захватили Россию,
и на престоле согласно
Борьба за власть и за
царский престол, начатая московским
боярством, привела впоследствии к
полному крушению государственного
порядка, к междоусобной «борьбе
всех против» и к страшной деморализации,
которая нашла особенно яркое
выражение в тушинских «
Нет сомнения, что в середине
Смутного времени (начиная с 1606 г.) мы
наблюдаем элементы «классовой борьбы»,
или восстания бедных против богатых,
но в большей мере это было всеобщее
междоусобие, которое одна из ярославских
грамот второго земского ополчения
характеризует в следующих
Современники точно и правильно пишут: «воры из всяких чинов», т.е. из всех сословий и классов общества. Тушинский лагерь второго Лжедмитрия считается характерным «воровским» лагерем, а между тем «у Вора были представители очень высоких слоев московской знати». «Воровские люди» - это была отнюдь не экономическая, но морально-психологическая категория - люди без всяких морально-религиозных устоев и правовых принципов, а таковых нашлось немало во всех классах общества, но все же они составляли меньшинство населения. А кто были те «земские люди», которые поднялись против домашних «воров» и иноземных неприятелей и восстановили разрушенное «ворами» и внешними врагами национальное государство? Это были троицкие монахи, посадские и деревенские, торговые и пашенные мужики центральных и северных областей, средние служилые люди и значительная часть донских казаков, - союз весьма пестрый в классовом отношении.
1.3 СМЕНА ВЛАСТИ НА ТРОНЕ
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В
В марте 1584 г. умирающий царь Иван Грозный передал трон любимому сыну Федору, а двухлетнему Дмитрию выделил удельное княжество со столицей в Угличе, где он жил вместе со своей матерью. Наследник престола Федор (1584-1598), болезненный, религиозный, суеверный, был мягким по натуре, но не способным к делам правления государством. Его советниками и блюстителями державы стали князья И.П.Шуйский, И.Ф.Мстиславский, бояре Н.Р.Юрьев, Б.Я.Бельский и Б.Ф.Годунов. Особо царь жаловал Бориса Годунова, который приходился ему шурином (был родным братом его жены Ирины). Годунов стал фактически правителем государства.
В течение 3-х лет после коронации Федора Иоановича опытный придворный политик Годунов поочередно устранил соперников и с 1587г., умело используя имя царя Федора, стал единолично управлять страной.
Первым крупным успехом
его как правителя стало
На личной судьбе Бориса
Годунова и на оценке его неспокойного
правления сказалось так
В 1598 г. царь Федор Иванович умер, не оставив после себя наследника. Династия Рюриковичей, правившая с 862 г., оборвалась навсегда.
Страна стала скатываться в пучину гражданской войны. Все признаки социальной катастрофы были налицо: кризис власти и отсутствие претендента с твердыми правами на престол; недовольство, бунт народа, ослабление, а затем и распад государства; иностранная интервенция.
В феврале 1598 г. в Москве состоялся Земский Собор, в котором приняли участие люди разных сословий: бояре, дворяне, приказные, купцы, представители всех крестьян. Собор высказался за венчание на царство Бориса Годунова.
Мирное течение московской жизни, нарушенное голодом 1601-1603 гг., было окончательно прервано самозванческой смутой. В 1603 году распространились слухи о том, что в Польше (по некоторым данным в Литве) появился человек, назвавшийся «чудесно спасшимся» угличским царевичем Дмитрием Ивановичем. В России было объявлено, что под именем Дмитрия скрывается беглый монах Чудова Монастыря Григорий (в миру - мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). В.О.Ключевский справедливо заметил, что Лжедмитрий был лишь «испечен в польской печке, а заквашен в Москве». Заручившись поддержкой польско-литовских магнатов, Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распространить католицизм в России. Он также обещал передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек Северные и Смоленские земли, Новгород и Псков. Лжедмитрий понадобился польским магнатам для того, чтобы начать агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику. Это была скрытая интервенция.
Информация о работе Кризис русской государственности в Смутное время