Кризис церковно-монастырской системы благотворительности и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 23:22, контрольная работа

Описание работы

Социальная работа – вид деятельности, которая направлена на улучшение социального самочувствия человека в обществе, на преодоление разнообразных социальных проблем.
Период церковно-государственной благотворительности (XVI – XVII) вв. Постепенно начинают формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3
1. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XII вв……………………………………………………………………4
2. Основные тенденции княжеского попечительства………………………6
3. Церковно-монастырская система благотворительности……………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….27

Работа содержит 1 файл

конт. раб., Наталья, тема 22.docx

— 57.38 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал  РГСУ в г. Ивантеевка 
 
 
 

Кафедра  социальной работы 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «История социальной работы»

на тему:

«Кризис церковно-монастырской системы благотворительности и его последствия.» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 2-го курса

заочной формы обучения

по специальности  «Социальная работа»

Наталья

Преподаватель: Неживенко В.П. 
 
 
 
 
 
 

Ивантеевка

2011 г.

ПЛАН 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3

  1. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в         X – XII вв……………………………………………………………………4
  2. Основные тенденции княжеского попечительства………………………6
  3. Церковно-монастырская система благотворительности……………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..23

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Социальная  работа – вид деятельности, которая  направлена на улучшение социального  самочувствия человека в обществе, на преодоление разнообразных социальных проблем.

       Период  церковно-государственной благотворительности (XVI – XVII) вв. Постепенно начинают формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищими.

       Актуальность настоящей работы заключается в том, что существует необходимость в защите и поддержке населения при этом выбираются не средства войны, а средства дипломатии.

       Цель  работы – исследование Российской благотворительной системы.

       Гипотеза  исследования –  раскрытие характерных черт и особенностей развития Российской благотворительной системы периода церковно-государственной благотворительности.

       Объект  – поддержка нуждающихся как материальная, так и физическая, психологическая, педагогическая и т.д. оказываемая через различные благотворительные организации.

       Предмет исследования –  благотворительность как важная составная часть милосердной деятельности, направленная на оказание материальной помощи неимущим, т.е добровольная и бескорыстная передача денег, имущества, услуг нуждающимся.

       Для достижения цели и доказательства выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть характерные черты церковно-монастырской системы благотворительности;
  2. Изучить особенности её развития.

       Методы  исследования.  При написании работы использовался теоретический метод исследования.

  1. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XIII вв.
 

       В X-XIII вв. происходит изменение парадигмы помощи и, поддержки нуждающихся. Это связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций. К началу IX в. у восточных славян завершилось разложение первобытнообщинного строя, разрушились родоплеменные связи. На смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные, возникли племенные союзы. Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, «органов власти» во главе союзов ставились князь и княжая дружина. Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влияниям его дружины на общественную жизнь.

       Развитие  феодальных отношений, интересы единства страны потребовали реформирования языческих представлений Древней  Руси, принятия общей религии. В 988 г. христианство в православном варианте признается официальной государственной религией. С принятием христианства появилась и особая организация – церковь.

       Христианизация  славянского мира оказала решающее влияние на все сферы жизни  общества, на трансформацию общественных отношений, что не могло не отразиться на характере, формах помощи и поддержки  человека. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов  интеграции и иных форм поддержки  и защиты. Именно с этого времени  начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой  лежит философия деятельной любви  к ближнему. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Данная формула  становится нравственным императивом, определяющим сущность поступка индивида. С другой стороны, она выражает сущность единения субъектов, становясь тем самым показателем принадлежности к определенной общности.

       Однако  не только нравственная установка на ближнего, но и поступок является основой  мироощущения и мировоззрения истинного  христианина. Любовь и деятельность – неразрывное единство – понимаются не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. В этом смысловом единстве понимается и сущность таких понятий, как «призрение1», «милование2».

       Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области  поддержки и помощи различных  категорий населения России. К  числу древнейших источников права  относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.

       Таким образом, складывающаяся система помощи и поддержки в этот период испытывает на себе влияние таких факторов, как принятие христианства, изменение  геополитического пространства славянских племен, разрушение родового общества, изменение положений в княжьем  праве, оформление новой общественной стратификации, создание и укрепление таких институтов, как церковь, монастырь, приход и др. 
 
 
 

  1. Основные  тенденции княжеского попечительства
 

       Княжеское попечительство слабо защищенных слоев населения – нищих, убогих, вдов, сирот – явление сложное и неоднозначное, обусловленное факторами экономического, социального, духовно-нравственного характера. Княжеское попечительство развивается вместе с церковно-монастырской системой помощи и поддержки в контексте существующих семейно-родовых форм защиты.

       В своем становлении и развитии княжеское попечительство проходит как бы два этапа. Первый связан с  распространением христианства в Киевской Руси и его условно можно обозначить, начиная с момента крещения Владимира I до второй половины XII в. (образование  удельных княжеств и распространение  христианства на окраинах восточнославянских земель). И границы второго этапа  – вторая половина XII в. по XIII в. (включительно), когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

       Первый  этап княжеской социальной помощи наименее защищенных слоев населения несет в себе языческие и христианские тенденции. В этом симбиозе формируется княжье право в отношении защиты и «наряда» людей, не связанных с семейно-родовыми отношениями: вдов, сирот, прощеников и прочих людей церкви.

       Изменение социальных отношений к середине Х в. приводит к тому, что «отдельные индивиды могли отказываться от коллективной ответственности: не вкладываться в  дикую виру, теряя тем самым  помощь и защиту со стороны родичей». (Причины отхода от родовых связей могли быть различными.) Постепенно старая система социальной защиты разрушается  и «повышается общественно-устроительное  значение князя и дружины». Русская  Правда Ярослава Мудрого так отражает эти тенденции – под защиту княжьего суда берутся изгои: «изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положити за нъ». Словом, вырабатываются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, т.е. там, где раньше в основном господствовали семейно-родовые отношения. Создавшаяся новая клиентелла получает не только экономическую поддержку, но и защиту от сторонних государственных сил.

       Проблемы  княжеского попечительства и защиты нуждающихся не имеют однозначного трактования в российской исторической науке, хотя здесь и сложилась  определенная традиция. Нельзя сказать, что княжескому «нищелюбию» не уделялось внимания, однако специально эта проблема в историографии рассматривалась в XIX и XX вв. как отдельно, так и в контексте с другими вопросами социальной защиты (работы А. Стога, Е. Максимова, В. Горемыкиной, Т. Бибанова и др.).

       В XIX в. А. Стог одним из первых предпринял попытку исследования процесса социальной поддержки и защиты. Начальные  формы общественного призрения  он относит к деятельности русских  князей и Русской православной церкви. И хотя не анализирует ранние стадии поддержки и защиты, а только воссоздает в хронологическом порядке на основе летописного свода их этапы  становления, благотворительная деятельность князей рассматривается ученым как  древнейшая форма общественного  призрения.

       Затем Е. Максимов, оценивая княжескую систему  поддержки как благотворение  на основе внутренних, индивидуальных мотивов и потребностей отдельных  личностей, в контексте христианских представлений о сущности милосердия, приходит к выводу, что «нищелюбие»  князей не было связано с «государственными  обязанностями», а носило благотворительный, добровольный характер, исходя из «религиозно-нравственных побуждений». С этих позиций он объяснял причины, по которым Русские князья поручают церкви дела милосердия.

       Подходы к данному вопросу в XX в. в отечественной  исторической литературе достаточно разноречивы. Так, В. Горемыкина считает, что в  основе княжеского «нищелюбия» лежит  прежде всего классовый и политический характер действий, утверждая, что «нищелюбие» как феномен социально-политических отношений в зарождающемся классовом обществе есть средство поддержания авторитета власти и механизм ослабления социальной напряженности.

       Здесь важно учитывать, что реципрокные  связи и отношения с принятием  христианства расширяются и дифференцируются. В период разрушения единого родового пространства появляется несколько  субъектов помощи, где наряду с  семейно-родовым субъектом поддержки  появляется княжеская и церковно-монастырская защита. Поначалу она незначительна  и охватывает только города. Можно  предположить, что это были незначительные островки новых форм поддержки, а  не система, как считали исследователи  в XIX в. Так, согласно имеющимся данным, «к началу XI в. насчитывалось 20-25 поселений  городского типа, в XI – первой половине XII вв. – около 70, к середине же XIII в. – 150 феодальных городов», в то время как деревень насчитывалось около 50-75 тыс. В связи с тем, что резиденцией князя являлся средневековый город, именно здесь и проявлялось его «нищелюбие», которое описано в летописях. Поэтому вряд ли можно считать, что княжеское попечительство в своих новых христианских традициях на первых порах было крупномасштабным и всеохватывающим явлением. Нам представляется, что противопоставление христианского города, который еще живет по своим языческим традициям и обрядам, и языческих поселений накладывало весомые ограничения на действия и поступки князя. С одной стороны, он должен был «рядить как язычник», с другой – как князь христианский. Это противоречие и нашло свое отражение в княжеском суде.

       По  данному вопросу в начале XX в. была выдвинута гипотеза, согласно которой «для язычников он был  князь с неограниченной властью  и считал себя вправе самому через  своих судей судить, например, преступления на почве семейных отношений; для  христианского населения его власть была ограниченная». Можно добавить, что для христианского мира княжеская власть соответствовала традициям греческого номоканона. Именно в этом и можно видеть ее ограничение. Подобная двойственность в положении князя как правителя христианского и языческого населения накладывает специфику на его функции защиты.

Информация о работе Кризис церковно-монастырской системы благотворительности и его последствия