Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:38, курсовая работа
Цель работы – проанализировать крестоносное движение эпохи классического средневековья, как общеевропейское явление.
Задачи.
1. Выявить социально – экономические и политические предпосылки крестовых походов.
2. Рассмотреть причины крестового движения, как внутриевропейского, так и международного характера.
Введение. 1
Глава 1. Причины крестовых походов. 4
§ 1.Политическая ситуация на мусульманском Востоке. 4
§ 2. Политическая и социально-экономическая ситуация в Западной Европе. 9
Глава 2. Социальный состав участников. 16
Глава 3. Основные походы 20
Глава 4. Последствия и результаты. Причины упадка крестовых походов. 29
§ 1. Последствия и результаты. 29
§ 2. Причины упадка. 41
Знакомство с Востоком, далее, содействовало переменам в образе жизни сеньоров на Западе. Рыцарь-крестоносец, вернувшись домой, охвачен был новыми стремлениями, у него появились новые ценностные ориентации. Он был не прочь сменить грубое домотканое платье на мягкие и красивые восточные одежды; украсить стены своего замка коврами; заменить зеркала из отполированной бронзы или стали стеклянными. Почему было не пополнить простой деревенский стол изысканными блюдами восточной кухни, приправленными пряностями? Самому пить и при случае дать своим гостям после охоты отведать ароматного восточного вина? Почему было не блеснуть на турнире или во время придворной церемонии мечом с изящно отделанной инкрустацией рукоятью и ножнами из золота и слоновой кости? Короче говоря, потребности феодалов выросли, а их структура изменилась, и в то же время все больше входило в обиход верное средство обеспечить удовлетворение новых потребностей — деньги.29
В связи с этим наметились определенные сдвиги и в положении зависимых крестьян. Когда-то сотни тысяч из них не смогли устоять перед заманчивым миражем Иерусалимской земли, "текущей медом и млеком", когда-то они приняли живейшее участие в Крестовых походах. В лучшем случае эти землепашцы, возвратясь домой, впали в еще большую нищету. Сеньориальный гнет в результате Крестовых походов не только не ослабел, но даже усилился. Ведь участие в заморских войнах и в паломничествах требовало от феодалов крупных расходов и, естественно, эти расходы возлагались на сервов. Если сеньор, отправляясь по "стезе Господней", и сохранял что-то своим мужикам на прокормление, то вслед за его управителем, требовавшим натуральных и денежных оброков, на деревню налетала свора папских коллекторов — сборщиков крестовой деньги. Основная же масса крестьян-крестоносцев просто погибла ни за что ни про что на Востоке (в боях или от болезней). Лишь очень немногим удалось в той или иной мере реализовать свои чаяния на лучшую жизнь в заморской земле.
Тем не менее, хотя феодальная эксплуатация на Западе в XII–XIII вв. отнюдь не уменьшилась, но формы ее кое-где стали изменяться. Уже сам по себе уход землепашцев на Восток (во времена первых Крестовых походов) вызывал подчас в феодальных поместьях нехватку рабочих рук: сеньорам поневоле приходилось как-то смягчать участь крестьян. Рост нужды феодалов в деньгах приводил к тому, что крепостное право мало-помалу отмирало, оброки натурой постепенно заменялись денежными взносами (коммутация), а некоторые крестьяне за выкуп даже получали личную свободу. Конечно, эти явления, хорошо знакомые каждому, кто изучал историю средневековья, происходили прежде всего — и притом независимо от Крестовых походов — по мере развития ремесла, торговли, городов, денежных отношений в Европе.30
Остается рассмотреть их культурно-исторические итоги. В западной литературе доныне бытует некогда широко распространенное мнение, что в этом отношении Крестовые походы были особенно плодотворны, что, введя западноевропейцев в новый для них мир культурных ценностей, они якобы привели к высокому взлету культуры и даже обозначили в ней новый этап. Это мнение — предвзятое и поверхностное, оно не опирается на сколько-нибудь достоверные и достаточные факты.
Безусловно,
арабский Восток и его культура (в
самом широком смысле этого понятия)
оказали огромное влияние на самые
различные стороны материальной
и духовной жизни западноевропейского
феодального общества. Запад многое
заимствовал у восточных
Далее,
европейцы переняли на Востоке кое-какие
ранее им неведомые полевые, бахчевые
и садовые культуры (гречиха, рис,
абрикосы, арбузы, лимоны), отдельные
виды цветов (дамасская роза). Долгое
время единственным сладким пищевым
продуктом на Западе был мед, и
только с XII в. входит в употребление
тростниковый сахар. Впервые с сахарным
тростником франкские воины познакомились
тогда, когда голодали в Антиохии
в 1098 г. Фульхерий Шартрский
Влияние
Востока довольно широко сказывалось
также в сфере бытовых
Крестоносцы,
далее, привезли в Европу некоторые
музыкальные инструменты. Со времени
Крестовых походов установилось
обыкновение исполнять в ходе
сражения военные музыкальные
В
государствах крестоносцев почти не
происходило взаимодействие или
взаимовлияние восточной и
В
конце же концов дело не в том, в
какое время и откуда шли восточные
влияния. Гораздо существеннее другое:
каналы многообразного воздействия, которое
Запад испытывал со стороны более
развитого мусульманского и византийского
Востока, определяли в первую очередь
международные хозяйственные
Крестовые
походы нашли отзвук в средневековой
европейской литературе — крестоносная
тематика обогатила латинскую
Крестоносное
движение стоило народам Европы громадных
сил: во время этих изнурительных
войн погибли сотни тысяч людей;
были израсходованы миллионные суммы,
изрядная толика которых осела в
мошне римских
В
Крестовых походах погибли не
только многие из тех паломников, которые
сами стали жертвой религиозного
фанатизма или собственной
Сказанное тем более верно, если иметь в виду прогресс человечества в целом.
Экономически и культурно процветавшие центры Ближнего Востока были приведены завоевателями в упадок. Что же касается глубинных областей мусульманского мира, то они и не были затронуты Крестовыми походами. Крестоносные вторжения и завоевания захватили лишь его окраины, да и здесь государства крестоносцев, относительно широко простершие свои границы на протяжении не более сотни лет, довольно редко выступали сколько-нибудь весомым и активным политическим фактором. Перемены, происходившие в этих областях, будь то утверждение сельджукского господства, крушение фатымидского халифата, возвышение мамлюков или тем более монгольское нашествие, совершались независимо от Крестовых походов и в лучшем случае использовались государствами крестоносцев в своих интересах.
И едва ли не важнейшим — притом именно во всемирно-историческом масштабе — из пагубных плодов крестовых войн был разгром Византии в 1204 г., установление там владычества западных феодалов и южно-европейского купечества. Подвергшаяся разграблению и опустошению империя, даже будучи восстановлена (в сильно уменьшенных размерах) как самостоятельное государство через несколько десятков лет, уже никогда не смогла в дальнейшем возвратить себе былые экономические и политические позиции. И без того внутренне ослабленная, прежняя Византия, оказавшись к тому же расчлененной, стала спустя недолгое время добычей османов, вслед за чем угроза с их стороны вплотную приблизилась к Западной Европе. Разрушив Византию, которая на протяжении столетий служила юго-восточным бастионом Запада против натиска всевозможных варварских орд, крестоносцы тем самым открыли дорогу османскому вторжению.