Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:10, контрольная работа

Описание работы

Нельзя называть приобщение к христианству одних лишь киевлян крещением Руси. Один из начальных моментов длительного процесса христианизации Древней Руси непозволительно отождествлять со всем процессом, у многих складывается впечатление, что это одномоментное и вполне законченное событие, а 988 год считают временем утверждения христианства в древнерусском обществе. Крещение киевлян князем Владимиром – лишь начало акции князей Владимира и Ярослава по насаждению христианства в пределах централизованной Киевской Руси: крещение новгородцев, а также жителей других древнерусских городов, расположенных главным образом на водном пути от Киева к Новгороду.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
1 Русь на пороге Крещения………………………………………………………5
2 Крещение князя Владимира…………………………………………………...8
3 Крещение киевлян князем Владимиром……………………………………..11
4 Крещение Руси………………………………………………………………...12
5 Роль принятия христианства………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………...…..18
Список литературы………………………………………………………….…..20

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

      Благодаря книгам уже второе поколение русских  христиан имело возможность более  глубоко изучать истины христианской веры.

      Говоря  о значении христианско-просветительной  деятельности святого

Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец: «Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение, получая книжное».

      В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монастыря. 

 

      5 Роль принятия  христианства 

      Принятие  христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, насаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи.

      Появившиеся со времен Владимира Святого и  Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные.

      Несомненно, богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал их монастырю.

      Рукописные  книги были очень дороги, приобретать  их в большом количестве могли  только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

      Содержание  русских книг было преимущественно  духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом  ново просвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в  то время были в основном лица духовные.

      Митрополит  Илларион, будучи в сане пресвитера, написал «Слово о Законе и Благодати», получившее высокую оценку его современников и потомков.

      Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.

      Преподобный Нестор составил новый летописный свод – «Повесть временных лет», которая переведена на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год).

      Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью, снисхождением к человеческой природе.

      Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью в целях освещения феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим.

      Например, поощряя живопись (фрески и иконы  нужны были для культовых целей), ново утвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр (скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество, истреблялись как «языческое наследие» памятники дохристианской славянской культуры.

      По  поводу принятия христианства на Древней Руси можно сказать однозначно только одно: она стала новым витком в развитии общественных отношениях восточных славян. 

 

      Заключение 

      Историческое  значение времени принятия на Руси христианства заключалось в следующем:

      1)Приобщение  славяно-финского мира к ценностям  христианства.

      2)Создание  условий для полнокровного сотрудничества  племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

      3)Русь  была признана как христианское  государство, что определило более  высокий уровень отношений с  европейскими странами и народами.

      Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

      Приобщение  к тысячелетней христианской истории  ставило перед русским обществом  новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси понимается не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

 

      Список литературы 

  1. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 528 с.
  2. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001 г. – 368 с.
  3. История России: учеб. – 3-е цзд., перераб. и доп. /А. С. Орлов, В. А.
  4. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 667 с.
  5. Проценко О.Э. История восточных славян с древнейших времен до конца XVIII в.: Учеб.-метод. пособие / О.Э.Проценко, М.Я.Колоцей. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 115 с.
  6. http://www.pravoslavie.ru

Информация о работе Крещение Руси