Крепостное право в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Если мы желаем провести успешные реформы, нам необходимо учитывать опыт предков. Примером могут послужить и введение христианства на Руси, и Петровские реформы, и становление социализма. Но я решила остановиться на реформах Александра II, а именно на реформе об отмене крепостного права и законодательстве этой реформы. Ведь эта реформа явилась одной из наиболее важных в судьбе русского народа, с которой русское общество вступило на новый этап своего существования.
Формирование крепостного права, вызвавшее его закрепление, а затем и долгий период его существования оказало заметный след в истории отечественного госу

Работа содержит 1 файл

курсач по истории Г.У..doc

— 140.50 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ

      В ближайшем прошлом и в настоящее  время Россия переживает тот период своей истории, когда происходят коренные преобразования во всех структурах Государства.

      Если  мы желаем провести успешные реформы, нам необходимо учитывать опыт предков. Примером могут послужить и введение христианства на Руси, и Петровские реформы, и становление социализма. Но я решила остановиться на реформах Александра II, а именно на реформе об отмене крепостного права и законодательстве этой реформы. Ведь эта реформа явилась одной из наиболее важных в судьбе русского народа, с которой русское общество вступило на новый этап своего существования.

    Формирование  крепостного права, вызвавшее его  закрепление, а затем и долгий период его существования оказало  заметный след в истории отечественного государства и права на политические, социальные, экономические факторы дальнейшего развития нашей страны. Крепостное право повлияло не только на государственно-правовые аспекты, но и на уровень правового сознания русского человека, его менталитет. Государство также развивалось, исходя из той экономической, политической и социальной ситуации, которая «диктовалась» в условиях крепостных отношений.

    Я считаю данную тему актуальной, так  как крепостная система существовала в нашей стране долгое время. История существования крепостных крестьян в России, которые являлись основной массой населения - есть неотъемлемая часть истории нашей страны. Историки, правоведы отождествляли отсталость России, по сравнению с другими европейскими странами, с существованием данного типа формы зависимости.

Целью работы является раскрытие сущности и исторического хода крепостного  права в России.

    Таким образом, исходя из цели работы, можно  определить задачи:

    1. Понять, почему в России сложилась  именно крепостная система, а не другая, исходя из предпосылок.

       2. Просмотреть исторический ход развития крепостничества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1 Формирования крепостного права

    1.1 Предпосылки формирования крепостного права

    В то время как в Западной Европе сельское население постепенно освобождалось от личной зависимости, в России на протяжении второй половины ХVI-ХVII вв. происходил обратный процесс - крестьяне превращались в крепостных, т.е. прикрепленных к земле и личности своего феодала. Крепостное право возникло ввиду целого комплекса предпосылок, которые необходимо рассмотреть. Вот некоторые причины, которые, представляются основными:

   В природно-климатических условиях обширной России, при ее геополитическом положении  изъятие все большей части  продукта, производившегося крестьянами, необходимой для развития общества (укрепления государства, обеспечения возникшего чиновного аппарата, выплаты жалованья стрельцам и пушкарям и т.д.), требовало создания наиболее жесткого механизма внеэкономического принуждения.

   Противостояние крестьянской общины и общинного сознания поместному землевладению. У крестьян сложилась двойственная идея собственности, где различались верховное обладание и практическое хозяйственное использование. Эта идея нашла свое воплощение в формуле - "земля Божья и – крестьянская"1. Высшая власть над землей принадлежит Богу и власти от Бога - православному князю (царю), боярину и т.д., но крестьянин ее обрабатывает, организует на ней хозяйство, управляет им - он ее хозяин. Но, как известно, фактическим обладателем земли были бояре

   Государство остро нуждалось в гарантированном  поступлении налогов. При слабости центрального аппарата управления сбор налогов оно передавало в руки помещиков. Но для этого необходимо было переписать крестьян и прикрепить их к личности феодала.

Действие  указанных предпосылок стало  особенно активно проявляться под  влиянием бедствий и разрушений, вызванных  опричниной и Ливонской войной. В  результате бегства населения из разоренного центра на окраины резко  обострилась проблема обеспечения служилого сословия помещиков и вотчинников рабочей силой, а государства - налогоплательщиками.

    Закрепощение  облегчалось деморализованностью  населения, вызванной ужасами опричнины, а также крестьянскими представлениями  о помещике, как царском человеке, присланном свыше для защиты от внешних враждебных сил.

    Поскольку крепостничество в России существовало в течение многих столетий, составляя  одну из коренных особенностей русского феодализма, то причины возникновения  крепостничества скорее всего следует  искать не в пределах тех или иных конкретно-исторических ситуаций, а в факторах наиболее фундаментального характера, связанных с особенностями в становлении и развитии феодальных отношений, в частности феодальной земельной собственности и хозяйства.

    К числу таких факторов мы в первую очередь должны отнести многовековое существование в России общины. Основной причиной жизнедеятельности русской общины была ее несравненно более важная, чем в Западной Европе, роль в организации земледельческого производства, что обусловило ее большую внутреннюю прочность и влияние. Главной предпосылкой к этому была, как уже говорилось, специфика природно-климатических условий.

    Распространение поместного землевладения, а особенно стремление служилых людей взять  под свой непосредственный контроль часть общинной земли, (т.е. создать барскую запашку, которая гарантировала бы удовлетворение их потребностей, особенно в военном снаряжении, а главное - давала возможность эту землю непосредственно передать в качестве наследства своему сыну и тем самым закрепить за своим родом практически на вотчинном праве) встречало сопротивление общины, которое возможно было преодолеть, только полностью подчинив себе крестьян.

1.2 Юридическое оформление крепостного права

     Великий князь Иван Третий (1462 -1505 гг.) завершил собирание земель под властью Москвы, избавил страну от ига Орды, укрепил государственный аппарат и заложил основы российского самодержавия. Князья в присоединенных землях становились боярами Московского государства, а княжества в 16 в. стали называться уездами, управляемыми наместниками из Москвы, получая за управление «корм» – часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. В 1497г. принят новый свод законов централизованного государства – Судебник Ивана Третьего, статья 57 ограничила право перехода крестьян от одного феодала к другому определенным сроком: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход от землевладельца крестьянин должен был платить «пожилое» - плату за годы, прожитые на старом месте [2, с.79].

     Это был важный шаг к окончательному установлению крепостного права  в стране. Сроки перехода от одного господина к другому установлены  в интересах феодалов. Во-первых, завершен сбор урожая и хозяин земли  успел получить от крестьянина доход в виде оброка и отработки на барщине. Во-вторых, не каждый крестьянин в состоянии выплатить «пожилое». В-третьих, не каждая крестьянская семья пожелает накануне наступающей зимы покинуть прежнее хозяйство. Таким образом, в отличие от стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного феодального хозяйства. И в России еще долго будет господствовать крепостное право, сословность, правовое бесправие основной части населения, тогда как Европа началось формирование новых отношений – буржуазных с вольнонаемным трудом и развитием гражданско-правовых институтов.

     Наиболее  крупными собственниками земли являлись, как и столетия назад, великий  князь (с 1547 г. царь) и его родня, бояре, монастыри и митрополит (с 1589 г. патриарх), с 16 века возросла доля поместного землевладения. Крестьян, исходя из их земельных наделов, можно разделить на три группы:

  1. владельческие крестьяне, принадлежавшие феодалам;
  2. дворцовые крестьяне, находившиеся во владении дворцового ведомства великого князя (царя);
  3. черносошные крестьяне (позже государственные), жившие волостными общинами на землях, не принадлежавших какому-либо владельцу, но обязанные выполнять определенные повинности в пользу государства.

       Во второй половине 16 века ареал обитания черносошных крестьян в центральных и северо-западных частях России сократится в связи с увеличением поместной раздачи земель новым феодалам. «Черные земли» сохранятся в малозаселенных районах: Север, Поволжье, Сибирь, а также на Юге, куда бежали крестьяне от феодального гнета и где шло формирование сословия казаков, выполнявшего функции пограничной охраны.

     Тенденция к централизации власти вызвала  необходимость издания нового свода  законов, которое осуществил в 1550 г. Иван Васильевич Грозный. Судебник подтверждал право перехода крестьян в Юрьев день, но увеличил плату за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина.

     В 1551 г. созван церковный собор. Ответы собора на сто царских вопросов составили кодекс правовых норм жизни русского духовенства и взаимоотношения церкви с государством – Стоглав. Среди них: запрет монастырям ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты; запрет монастырям покупать вотчинные владения без воли царя, у них отнимались земли, принятые у бояр при малолетстве Ивана Грозного. Для управления государственными делами Иван Грозный сформировал институт приказов. Так, для управления государственными землями, раздаваемыми дворянам, создан Поместный приказ, а для управления холопами – Холопский, сибирскими территориями – Сибирского дворца, землями бывшего Казанского ханства – Казанского дворца. В 1556 г. отменены кормления наместников за счет средств управляемых земель.

     В 1565 -1572 гг. по России прошла «опричнина», которая должна была ударить по боярскому  произволу, как в центре, так и  на местах, но в реальности привела  к кризису: массовому террору  против населения, разорению хозяйств, сокращению посевных площадей, бегству крестьян из помещичьих хозяйств. При численности населении 7-9 млн. человек людские потери от террора, болезней и голода составили 0,5 млн. [2, с.89]. Помещики, потеряв часть крестьян, пытались получить больший оброк с оставшихся, тем самым усугубляя положение, Итогом стало массовое бегство и, как следствие, издание в 1581 г. указа о «заповедных летах», в котором запрещались переходы крестьян и устанавливался 5-летний срок поиска беглых – «урочные лета».

       Смутное время 1605-1612 гг. стало  продолжением трагедии, хотя в неурожайные 1601-1603 гг. царь Борис Годунов и принял меры по смягчению ситуации в стране: разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ. Смерть Бориса, гибель его сына и жены, самозванство, бездарное правление Василия Шуйского и семи бояр, интервенция поляков и шведов – все это на фоне народного бедствия. Воцарение династии Романовых в 1613 г. стало началом стабилизации в стране и продолжением укрепления крепостного строя с ростом дворянского землевладения.

     1642 г.: установлен 10-летний срок для  сыска беглых и 15-летний для  сыска вывезенных помещиками  чужих крестьян.

     Соборное  уложение 1649 г.: определена бессрочность сыска, т.е. все беглые крестьяне  должны быть возвращены владельцам. Но и после 1649 г. устанавливались новые сроки и основания для поиска крестьян, успевших сбежать на окраины – в районы по «засечной черте» и на Дон к казакам (указы 1653, 1656, 1698 гг.), в Сибирь (указы 1671, 1683, 1700 гг.). Дворянство выпрашивало у государя личные льготы, чтобы поиск беглых осуществлялся за казенный счет и ужесточено было наказание за укрывательство крепостных крестьян.

     С 17 века стираются различия между  отдельными прослойками крестьян, происходит слияние кабальных холопов с  полными, размыты грани между холопами и крестьянами путем превращения тех и других в «ревизские души». Раньше полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ, а кабальные холопы служили до смерти кредитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу наследника умершего. Теперь такой вольности холопы лишались, фактически становились бессрочными рабами господина. Усилилось ограничение крестьян в правах собственности с запретом приобретать имущество в городах и уездах, отменено право самостоятельного ухода на промыслы в поисках выхода из материального тупика. Начинается фактическая, а затем и юридически санкционированная (указы 1675, 1682, 1688 гг.) продажа крестьян без земли, законодательно вводится телесное наказание, истязание крепостных [1, с.389].

     С 16-17 веками связано становление в  России мануфактурного производства –  крупных предприятий, основанных на разделении труда с ручной ремесленной  техникой. Поскольку в стране не было рынка свободных рабочих  рук, государство стало приписывать  на казенные мануфактуры крестьян, лишая их свободы выбора, а позже разрешило и частновладельческим предприятиям приобретать, т.е. покупать крестьян. Это в то время, когда в Европе вольнонаемный труд на мануфактурах стал реальностью.

Информация о работе Крепостное право в России