Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:05, контрольная работа
1. Кредитные и расчетные отношения СССР с социалистическими и капиталистическими странами.
Формирование международного организационно-правового и экономического механизма осуществлялось на основе принципов социалистической экономической интеграции. В Комплексной программе и Уставе СЭВ было закреплено, что экономическое и научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ осуществляется в соответствии с принципами социалистического интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.
Специфический характер межгосударственных финансовых отношений определил некоторые особенности их правового регулирования. Эти особенности выражаются в международно-правовых нормах, регулирующих данные отношения.
Международные финансовые правоотношения связаны с выполнением определенных государственных обязательств, принятых государствами на основе соглашения и в результате согласования их воль, что получает свое выражение в международно-правовой норме. В ряде случаев, как об этом свидетельствует практика взаимоотношений стран — членов СЭВ, соглашениями предусматривается форма рекомендаций или решений, в том числе и по вопросам, касающимся финансов. В форме рекомендаций выражаются согласованные действия по широкому кругу финансовых мероприятий. Однако юридическую силу эти рекомендации приобретают лишь после того, как заинтересованные государства в лице компетентных органов принимают по ним в соответствии со своим законодательством надлежащие решения об их приемлемости.
В отличие от рекомендаций, решения по некоторым финансовым вопросам могут приниматься созданными на основе принципов международного права международными органами. Такой порядок разрешения финансовых вопросов характерен для деятельности СЭВ. Его Уставом четко определен круг вопросов, которые могут быть решены органами СЭВ. Вопросы, связанные с расходами на содержание Секретариата и с его финансовой деятельностью, определением доли участия в этих расходах каждой страны, и другие вопросы, по которым выносятся рекомендации, отнесены к компетенции сессии Совета СЭВ. Финансовые вопросы, по которым в Совете Экономической Взаимопомощи выносятся решения, отнесены к компетенции Совещания представителей стран — членов СЭВ и его Секретариата. Рекомендации и решения принимаются на основе принципа равенства всех стран — членов СЭВ.
Для международных финансовых отношений характерно и то, что их регулирование осуществляется на основе специальных соглашений: платежных, кредитных, валютных и т. п. В этих актах содержатся согласованные нормы, регулирующие определенные виды межгосударственных отношений. Такие акты в то же время находятся в определенном соотношении с внутригосударственными, в которых содержатся нормы, определяющие способы (отсылка, рецепция, трансформация) приведения в действие норм международного права в рамках внутригосударственного порядка. Так, например, соглашения о предоставлении Советским Союзом кредитов или займов другим государствам конкретизируются во внутригосударственных нормах бюджетного права, если их источником служат бюджетные средства.
К финансовым обязательствам социалистических государств полностью относится норма, согласно которой «выполнение обязательств, включенных в торговые и другие соглашения, в особенности в отношении согласованных объемов, качества товаров и сроков поставок, надо считать первостепенной обязанностью социалистических государств». Эта согласованная норма, содержащаяся в Основных принципах международного социалистического разделения труда, получила в СССР императивное выражение в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации работы Совета народного хозяйства СССР» от 11 апреля 1963 г.
3. Кредитные и расчетные отношения СССР с развитыми странами.
Внешние долги России — в преобладающей части наследие бывшего Советского Союза. На международной кредитной арене СССР выступал одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией и геополитическом и валютном плане.
Из-за хронической нехватки свободно конвертируемой валюты для оплаты импорта дефицитных товаров и услуг из стран Запада (оборудование, технологии, продовольствие) Советский Союз постоянно прибегал к заимствованиям в этих странах. Основная особенность западных кредитов: они привлекались и погашались на обычных рыночных условиях, причем исключительно в денежной форме — в свободно конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов.
В свою очередь, СССР сам
предоставлял внешние кредиты многим
зарубежным государствам (список должников
включает более 50 стран), исходя, главным
образом, из политических привязанностей
и военно-стратегических соображений.
Важнейшая особенность
Преобладающая доля долгов Западу, унаследованных Россией от СССР, возникла во время горбачевской перестройки, особенно в ее последние годы. За период 1985—1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза — с 22,5 до 65,3 млрд. долларов.
Рост задолженности Западу продолжился и при российских властях: за счет начисления процентов по советским долгам, которые фактически перестали погашать, и за счет новых кредитов, в том числе международных валютно-финансовых организаций. В настоящее время внешний долг России западным кредиторам приближается к 95 млрд. дол. Наряду с Мексикой и Бразилией Россия входит теперь в тройку крупнейших мировых должников.
Круг западных кредиторов России достаточно велик — в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран — Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.
Нынешние российские долги Западу включают четыре категории. Первая и самая большая задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба — особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран — международных кредиторов.
Вторая группа — это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе. Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг, четвертую группу — долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).
Нынешний внешний долг России не ограничивается задолженностью перед кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ — Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга. Первоначально названный долг составлял около 8 млрд. дол., после проведенных погашении он несколько уменьшился.
С учетом всех перечисленных видов задолженности суммарная величина внешнего долга России составляет около 130 млрд. дол. Об этом свидетельствуют следующие оценки, относящиеся к началу 1996 года.
Внешние долги России
(млрд. дол.)
Долги СССР |
Долги России |
Общий долг | |
Западные кредиторы |
82,3 |
11,3 |
93,6 |
Официальные кредиторы |
42,3 |
5,9 |
48,2 |
Прочие кредиторы — банки и фирмы |
40,0 |
— |
40.0 |
МВФ, МБРР, ЕБРР |
— |
5,4 |
5,4 |
Бывшие страны СЭВ |
28,0 |
— |
28,0 |
Валютный долг Внешэкономбанка |
7,6 |
— |
7,6 |
Общая сумма долга |
117,9 |
11,3 |
129,2 |
В свою очередь, еще более значительной величиной измеряется сумма долгов других стран, причитавшихся ранее СССР, а теперь перешедших к России. По имеющимся оценкам, она составляет 89,3 млрд. прежних инвалютных рублей, или почти 149 млрд. дол. при пересчете в свободно конвертируемую валюту. Однако эти долги приходятся на страны с очень низкой платежеспособностью, и шансы на их погашение или получение взамен какого-либо эквивалента чрезвычайно сомнительны.
Основная часть этого долга — свыше 80% — приходится на 17 стран из числа развивающихся (Куба, Монголия, Вьетнам, Афганистан, Эфиопия, Ангола, Никарагуа, КНДР, Камбоджа, Лаос, Йемен, Сирия,, Египет, Индия, Алжир, Ливия, Ирак), из которых только одна Куба должна около 28 млрд. дол. Остальная задолженность (от 25 до 30 млрд. дол.) числится за так называемыми наименее развитыми странами мира, которые за весь период кредитных взаимоотношений с Советским Союзом практически не производили платежей по своим обязательствам, получая постоянные отсрочки.
Литература:
1. Денежное обращение и кредит в СССР : учебник / под ред. В. С. Геращенко. – 4-е изд. перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 1986.
2. Денежное обращение и кредит в СССР : учебник / под ред. И. В. Левчука. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 1986.
3. Дьяченко В. П. История финансов СССР (1917 – 1950 гг.). – М. : Наука, 1978.
4. Дьяченко В. П. Денежное обращение и кредитная система СССР за 20 лет. – М. : Госфиниздат, 1990.
5. Кредитно-денежная система
к 50-летию Великой
6. Корелин А.П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце 19 – начале 20 в. – М. : Наука, 1988.
7. А так же
по материалам из сети