Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:05, контрольная работа
1. Кредитные и расчетные отношения СССР с социалистическими и капиталистическими странами.
Формирование международного организационно-правового и экономического механизма осуществлялось на основе принципов социалистической экономической интеграции. В Комплексной программе и Уставе СЭВ было закреплено, что экономическое и научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ осуществляется в соответствии с принципами социалистического интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.
1. Кредитные и расчетные отношения СССР с социалистическими и капиталистическими странами.
Формирование международного
организационно-правового и
· соответствие этого механизма социалистической сущности интеграции;
· закрепление ведущей роли государств как главных субъектов интеграции в формировании и деятельности интеграционного механизма в целом;
· межгосударственный (координационный) характер механизма интеграции и отсутствие в нем надгосударственных органов;
· обеспечение участия государств в международных органах на основе полного суверенного равенства;
· обеспечение интересов отдельных стран и интересов всего содружества.
Функции: организация всестороннего экономического и научно-технического сотрудничества в направлении наиболее рационального использования природных ресурсов и ускорения развития производительных сил в странах-членах СЭВ; содействие международному социалистическому разделению труда путем организации взаимных консультаций по основным вопросам экономической политики.
Полномочия: СЭВ в лице своих органов и в пределах их компетенции мог принимать рекомендации по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества. Рекомендации и решения являлись юридическими актами Совета. СЭВ мог заключать международные соглашения со странами-членами Совета, с другими странами и международными организациями.
Основные органы СЭВ: Сессия Совета; Исполнительный комитет Совета; Комитет Совета по сотрудничеству в области плановой деятельности; Комитет Совета по научно-техническому сотрудничеству; Комитет Совета по сотрудничеству в области материально-технического снабжения; постоянные комиссии Совета (более 20); Секретариат Совета. В числе других органов СЭВ действовал ряд совещаний руководителей государственных органов и ведомств стран – членов СЭВ, в том числе по вопросам внутренней торговли, изобретательству и т.д. С 1969 г. осуществляло свою деятельность Совещание представителей стран-членов СЭВ по правовым вопросам. Были образованы 2 научно-исследовательских института, которые действовали как органы СЭВ: Институт по стандартизации (с 1962 г.) и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы (с 1970 г.).
Сессия Совета являлась высшим органом. Она определяла основные направления развития социалистической экономической интеграции и деятельность СЭВ в этой области, принимало и ободряло различные акты по этим вопросам. Заседание сессий Совета проводились ежегодно в столицах стран-членов СЭВ поочередно.
В Уставе СЭВ и Комплексной
программе страны-члены СЭВ
В соответствии с Комплексной
программой СЭВ стал центральным
органом в международном
Рекомендации СЭВ учитывались
в других МГЭО, а также в других
организационных звеньях
Кредитно-финансовые организации. Важное место в системе МГЭО занимали кредитно-финансовые (банковские) организации. На основе межправительственных соглашений с помощью МГЭО этого типа была создана система регулирования финансовых расчетов и кредитования интеграционных мероприятий в целях укрепления торговых и других экономических связей и развития народного хозяйства стран-членов СЭВ. Организационная основа и правовое регулирование деятельности были специфичны только для банковских международных организаций. Был создан уставный капитал стран-членов исходя из объема экспорта в их взаимной торговле. Размеры взносов не влияли на равноправное участие стран в управлении и деятельности банков.
Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Соглашение о многосторонних расчетов в переводных рублях и организации МБЭС было заключено 22 октября 1963 г., оно действовало с изменениями внесенными протоколами от 18 декабря 1970 г. и 23 ноября 1977 г. Устав МБЭС – являлся приложением к Соглашению. Его члены: Болгария, Венгрия, Вьетнам (с 1977 г), ГДР, Куба (с 1974 г.), Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Функции: осуществление многосторонних расчетов между странами, кредитование (краткосрочное) внешнеторговых и других операций, привлечение и хранения свободных средств в переводных рублях, а так же свободно конвертируемой валюте, совершение других банковских операций (ст. II Cоглашения). Органы: Совет Банка (высший орган в составе представителей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; решения принимались единогласно) и Правление Банка (исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка) в составе председателя и членов Правления, назначаемых из граждан стран-членов на срок до пяти лет, число членов Правления, определялось Советом. Местонахождение МБЭС – г. Москва, СССР.
Международный Инвестиционный
Банк (МИБ). Соглашения об образовании
МИБ было заключено 10 июля 1970 г., Устав
МИБ был принят одновременно. Членами являлись
Производственно-отраслевые организации. В системе МГЭО самую большую структурную группу составляли организации производственно-отраслевого характера. Это объясняется возросшими задачами по осуществлению специализации и кооперирования производства, объединению усилий стран в развитии промышленности и сельского хозяйства. Практическая деятельность отраслевых МГЭО должна была заключаться в выравнивании уровней экономического развития стран, путем согласования планов развития производства соответствующей продукции.
Организации в области транспорта. Тесное взаимодействие с МГЭО производственно-отраслевого профиля имели международные организации, координирующие сотрудничество социалистических стран в области транспорта. Система организаций такого типа охватывала только железнодорожный и автомобильный транспорт.
Организации в области связи. С конца 60_х годов стала складываться самостоятельная группа МГЭО по регулированию многостороннего сотрудничества в области связи. Среди них имелись организации межправительственные и межведомственные, координационного и координационно-управленческого характера.
Организация космической
связи «Интерспутник». Организа
Функции: координация действий стран по созданию комплекса международной системы связи через искусственные спутники Земли (космический комплекс, земные станции) путем создания объектов, находящихся в собственности Организации или аренды у стран-членов; ведение дел по управлению международной системой связи. Руководящий орган в составе представителей от всех стран-членов – Совет, который был полномочен принимать решения. Исполнительно-административный орган – Дирекция во главе с генеральным директором. Местонахождение – г. Москва, СССР.
Международный институт
проблем управления (МИПУ). Учрежден Соглашением
о создании МИПУ от 9 июля 1976 г. Члены: Болгария,
Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, СССР,
Чехословакия. Функции заключал
Структура взаимосвязей. На основе положений Комплексной программы, Устава СЭВ и сложившейся практики сотрудничества можно обозначить следующую общую структуру взаимосвязей.
Это – координационные отношения между отдельными звеньями международного институционного механизма (МГЭО - межгосударственные экономические организации, МПК – межправительственные комиссии, Советы уполномоченных и другие межведомственные органы) и их главная составная часть – отношения между международными организациями (СЭВ – другие МГЭО; взаимосвязи между МГЭО отдельных областей сотрудничества).
Другая часть взаимосвязей
характеризовалась отношениями
между организационными звеньями, складывающимися
между национальными
Интеграционное взаимодействие осуществлялось через систему: многосторонних и двусторонних соглашений по экономическому и научно-техническому сотрудничеству социалистических стран; рабочих контактов с СЭВ и контактов между отдельными международными органами; учета в практической деятельности всеми организационными звеньями положений Комплексной программы, рекомендаций СЭВ общего характера и непосредственно относящихся к области их деятельности, а также ряда специальных договоров.
Образование и функционирование
организационного механизма как
взаимосвязанного комплекса в его
двух главных структурных частях,
международной и национальной, осуществлялось
в полном соответствии с основными
принципами экономической интеграции,
являющимися социально-
· ведущая роль государственного руководства интеграционным процессом и управление государствами международным институционным механизмом интеграции посредством согласованных средств;
· межгосударственные принципы, закрепленные в Комплексной программе, на основе которых реализовывалась социалистическая экономическая интеграция и учреждались международные контракты;
· принцип координации детальности отдельных интеграционных звеньев.
Этим основным принципам
были подчинены принципы внутриорганизационных
взаимосвязей институционных взаимосвязей
институционного механизма в
целом, на их основе разрабатывались
направления и структурная
До августа 1991 г. наиболее важным членом СЭВ был Советский Союз, и большинство стран Восточной Европы все еще больше торговали с Советским Союзом, чем со всеми восточноевропейскими странами, вместе взятыми. К несчастью, Советский Союз не смог стать участником платежного союза, так как он не отказался от коммунизма и не вступил в полномасштабную экономическую реформу.
2. Кредитные и расчетные отношения СССР с развивающимися странами.
Развитие
экономического сотрудничества между
государствами привело к
О
важности рассмотрения проблемы финансовых
отношений в международно-