Кредитные и расчетные отношения СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

1. Кредитные и расчетные отношения СССР с социалистическими и капиталистическими странами.
Формирование международного организационно-правового и экономического механизма осуществлялось на основе принципов социалистической экономической интеграции. В Комплексной программе и Уставе СЭВ было закреплено, что экономическое и научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ осуществляется в соответствии с принципами социалистического интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.

Работа содержит 1 файл

Тема 15. Кредитные и расчетные отношения СССР.docx

— 45.69 Кб (Скачать)

1. Кредитные и расчетные отношения СССР с социалистическими и капиталистическими странами.

Формирование международного организационно-правового и экономического механизма осуществлялось на основе принципов социалистической экономической  интеграции. В Комплексной программе  и Уставе СЭВ было закреплено, что  экономическое и научно-техническое  сотрудничество стран-членов СЭВ осуществляется в соответствии с принципами социалистического  интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета, независимости  и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Отсюда вытекают следующие особенности формирования принципов – правовых основ международного организационно-правового и экономического механизма в целом (договорно-правовой и институционной частей):

·       соответствие этого механизма социалистической сущности интеграции;

·       закрепление ведущей роли государств как главных субъектов интеграции в формировании и деятельности интеграционного механизма в целом;

·       межгосударственный (координационный) характер механизма интеграции и отсутствие в нем надгосударственных органов;

·       обеспечение участия государств в международных органах на основе полного суверенного равенства;

·       обеспечение интересов отдельных стран и интересов всего содружества.

Функции: организация всестороннего экономического и научно-технического сотрудничества в направлении наиболее рационального использования природных ресурсов и ускорения развития производительных сил в странах-членах СЭВ; содействие международному социалистическому разделению труда путем организации взаимных консультаций по основным вопросам экономической политики.

Полномочия: СЭВ в лице своих органов и в пределах их компетенции мог принимать рекомендации по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества. Рекомендации и решения являлись юридическими актами Совета. СЭВ мог заключать международные соглашения со странами-членами Совета, с другими странами и международными организациями.

Основные органы СЭВ: Сессия Совета; Исполнительный комитет Совета; Комитет Совета по сотрудничеству в области плановой деятельности; Комитет Совета по научно-техническому сотрудничеству; Комитет Совета по сотрудничеству в области материально-технического снабжения; постоянные комиссии Совета (более 20); Секретариат Совета. В числе других органов СЭВ действовал ряд совещаний руководителей государственных органов и ведомств стран – членов СЭВ, в том числе по вопросам внутренней торговли, изобретательству и т.д. С 1969 г. осуществляло свою деятельность Совещание представителей стран-членов СЭВ по правовым вопросам. Были образованы 2 научно-исследовательских института, которые действовали как органы СЭВ: Институт по стандартизации (с 1962 г.) и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы (с 1970 г.).

Сессия Совета являлась высшим органом. Она определяла основные направления  развития социалистической экономической  интеграции и деятельность СЭВ в  этой области, принимало и ободряло различные акты по этим вопросам. Заседание  сессий Совета проводились ежегодно в столицах стран-членов СЭВ поочередно.

В Уставе СЭВ и Комплексной  программе страны-члены СЭВ подтвердили  свою готовность развивать экономические  связи со всеми странами независимо от их общественного и государственного строя на началах равенства, взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела. В реальности же все направления экономических связей были под жестким партийным контролем.

В соответствии с Комплексной  программой СЭВ стал центральным  органом в международном институционном механизме интеграции. Страны-члены  СЭВ приняли обязательство проводить  организацию и координацию своей  деятельности по осуществлению Комплексной  программы, прежде всего в СЭВ. Они  определили меры по повышению его  роли в организации сотрудничества.

Рекомендации СЭВ учитывались  в других МГЭО, а также в других организационных звеньях механизма  интеграции.

Кредитно-финансовые организации. Важное место в системе МГЭО занимали кредитно-финансовые (банковские) организации. На основе межправительственных соглашений с помощью МГЭО этого типа была создана система регулирования финансовых расчетов и кредитования интеграционных мероприятий в целях укрепления торговых и других экономических связей и развития народного хозяйства стран-членов СЭВ. Организационная основа и правовое регулирование деятельности были специфичны только для банковских международных организаций. Был создан уставный капитал стран-членов исходя из объема экспорта в их взаимной торговле. Размеры взносов не влияли на равноправное участие стран в управлении и деятельности банков. 

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Соглашение о многосторонних расчетов в переводных рублях и организации МБЭС было заключено 22 октября 1963 г., оно действовало с изменениями внесенными протоколами от 18 декабря 1970 г. и 23 ноября 1977 г. Устав МБЭС – являлся приложением к Соглашению. Его члены: Болгария, Венгрия, Вьетнам (с 1977 г), ГДР, Куба (с 1974 г.), Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Функции: осуществление многосторонних расчетов между странами, кредитование (краткосрочное) внешнеторговых и других операций, привлечение и хранения свободных средств в переводных рублях, а так же свободно конвертируемой валюте, совершение других банковских операций (ст. II Cоглашения). Органы: Совет Банка (высший орган в составе представителей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; решения принимались единогласно) и Правление Банка (исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка) в составе председателя и членов Правления, назначаемых из граждан стран-членов на срок до пяти лет, число членов Правления, определялось Советом. Местонахождение МБЭС – г. Москва, СССР.

Международный Инвестиционный Банк (МИБ). Соглашения об образовании МИБ было заключено 10 июля 1970 г., Устав МИБ был принят одновременно. Членами являлись: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Функции: предоставление долгосрочных и среднесрочных кредитов на интеграционные мероприятия, строительство национальных объектов, предоставляющих интерес для нескольких стран. Между странами-членами МИБ в 1973 г. было заключено Соглашение о создании специального фонда кредитования мероприятий по оказанию помощи экономического и технического содействия  развивающимся странам. Органы: Совет Банка – высший орган в составе председателей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; принимал решения единогласно и большинством голосов не менее трех четвертей голосов и Правление Банка – исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка; в составе председателя и членов Правления, назначаемых Советом из граждан стран-членов на срок пять лет. Местонахождение МИБ – г. Москва, СССР.

Производственно-отраслевые организации. В системе МГЭО самую большую структурную группу составляли организации производственно-отраслевого характера. Это объясняется возросшими задачами по осуществлению специализации и кооперирования производства, объединению усилий стран в развитии промышленности и сельского хозяйства. Практическая деятельность отраслевых МГЭО должна была заключаться в выравнивании уровней экономического развития стран, путем согласования планов развития производства соответствующей продукции.

Организации в  области транспорта. Тесное взаимодействие с МГЭО производственно-отраслевого профиля имели международные организации, координирующие сотрудничество социалистических стран в области транспорта. Система организаций такого типа охватывала только железнодорожный и автомобильный транспорт.

Организации в  области связи. С конца 60_х годов стала складываться самостоятельная группа МГЭО по регулированию многостороннего сотрудничества в области связи. Среди них имелись организации межправительственные и межведомственные, координационного и координационно-управленческого характера.

Организация космической  связи «Интерспутник». Организация была основана Соглашением о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник» от 15 ноября 1971 г. Члены: Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

Функции: координация действий стран по созданию комплекса международной системы связи через искусственные спутники Земли (космический комплекс, земные станции) путем создания объектов, находящихся в собственности Организации или аренды у стран-членов; ведение дел по управлению международной системой связи. Руководящий орган в составе представителей от всех стран-членов – Совет, который был полномочен принимать решения. Исполнительно-административный орган – Дирекция во главе с генеральным директором. Местонахождение – г. Москва, СССР.

Международный институт проблем управления (МИПУ). Учрежден Соглашением о создании МИПУ от 9 июля 1976 г. Члены: Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, СССР, Чехословакия. Функции заключались в: проведение совместных комплексных научных исследований в области теории и практики организации и управление социалистическим общественным производством, его отраслями и звеньями; координация научно-технической деятельности национальных организаций в этой области; осуществление консультаций; оказание помощи странам по внедрению прогрессивных форм и методов управления; разработка проектов и методических положений для национальных организаций стран-членов и на договорной основе для других стран, проведение редакционно-издательской и информационной деятельности. Руководящим органом являлся Совет в составе представителей от всех стран-членов. Вопросы научного характера рассматривались Ученым советом. Совет принимает решения. Местонахождение МИПУ – г. Москва, СССР.

Структура взаимосвязей. На основе положений Комплексной программы, Устава СЭВ и сложившейся практики сотрудничества можно обозначить следующую общую структуру взаимосвязей.

Это – координационные  отношения между отдельными звеньями международного институционного механизма (МГЭО - межгосударственные экономические  организации, МПК – межправительственные комиссии, Советы уполномоченных и  другие межведомственные органы) и  их главная составная часть –  отношения между международными организациями (СЭВ – другие МГЭО; взаимосвязи между МГЭО отдельных  областей сотрудничества).

Другая часть взаимосвязей характеризовалась отношениями  между организационными звеньями, складывающимися  между национальными организациями  стран-членов СЭВ (между отдельными типами МХО - международные хозяйственные организации, совместными лабораториями, центрами и др.) и их взаимодействия с международным институционным механизмом. Данная тема требует специального исследования и в данной работе затрагивается лишь в целях общей характеристики взаимосвязей.

Интеграционное взаимодействие осуществлялось через систему: многосторонних и двусторонних соглашений по экономическому и научно-техническому сотрудничеству социалистических стран; рабочих контактов  с СЭВ и контактов между  отдельными международными органами; учета в практической деятельности всеми организационными звеньями положений  Комплексной программы, рекомендаций СЭВ общего характера и непосредственно  относящихся к области их деятельности, а также ряда специальных договоров.

Образование и функционирование организационного механизма как  взаимосвязанного комплекса в его  двух главных структурных частях, международной и национальной, осуществлялось в полном соответствии с основными  принципами экономической интеграции, являющимися социально-политическими  и идеологическими по содержанию. К ним относятся:

·       ведущая роль государственного руководства интеграционным процессом и управление государствами международным институционным механизмом интеграции посредством согласованных средств;

·       межгосударственные принципы, закрепленные в Комплексной программе, на основе которых реализовывалась социалистическая экономическая интеграция и учреждались международные контракты;

·       принцип координации детальности отдельных интеграционных звеньев.

Этим основным принципам  были подчинены принципы внутриорганизационных  взаимосвязей институционных взаимосвязей институционного механизма в  целом, на их основе разрабатывались  направления и структурная последовательность взаимосвязей, выбирались конкретные экономико-правовые формы их регулирования  между отдельными звеньями с учетом экономической и правовой природы  и специфики деятельности каждого  звена.

До августа 1991 г. наиболее важным членом СЭВ был Советский  Союз, и большинство стран Восточной  Европы все еще больше торговали  с Советским Союзом, чем со всеми  восточноевропейскими странами, вместе взятыми. К несчастью, Советский  Союз не смог стать участником платежного союза, так как он не отказался  от коммунизма и не вступил в полномасштабную  экономическую реформу.

 

2. Кредитные  и расчетные отношения СССР  с развивающимися странами.

Развитие  экономического сотрудничества между  государствами привело к разветвлению различных по своему содержанию видов  хозяйственных связей. В частности, за последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные, расчетные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности. Учет этих особенностей позволяет объединить указанные отношения в одну группу международных финансовых отношений и выявить специфику их международно-правового регулирования.

О важности рассмотрения проблемы финансовых отношений в международно-правовом аспекте свидетельствует и тот факт, что в финансовой и юридической литературе, в частности в литературе ряда социалистических стран, этой проблеме уделяется все большее внимание. В буржуазной литературе указанные проблемы возникали в связи с заключением специальных международных конвенций, созданием международных кредитных и валютных институтов, а в последние годы — в результате предпринятых попыток программирования экономики в национальном масштабе и в рамках международных капиталистических объединений.

Информация о работе Кредитные и расчетные отношения СССР