Кредитные и расчетные отношения СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

1. Кредитные и расчетные отношения СССР с социалистическими и капиталистическими странами.
Формирование международного организационно-правового и экономического механизма осуществлялось на основе принципов социалистической экономической интеграции. В Комплексной программе и Уставе СЭВ было закреплено, что экономическое и научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ осуществляется в соответствии с принципами социалистического интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.

Работа содержит 1 файл

Тема 15. Кредитные и расчетные отношения СССР.docx

— 45.69 Кб (Скачать)

Только  за первые годы после окончания второй мировой войны были учреждены  Международный валютный фонд, Международный  банк реконструкции и развития, несколько  позже — Международная финансовая корпорация. Созданные под эгидой монополистических кругов США, эти институты были направлены на то, чтобы усилить под контролем финансовой олигархии США «европейскую интеграцию» и под флагом «помощи» слаборазвитым странам подчинить своим интересам их экономику и политику. С созданием в Западной Европе Европейского объединения угля и стали, а затем Европейского экономического сообщества («Общий рынок») были учреждены различные финансовые институты, как например, Европейский инвестиционный банк, Фонд для развития заморских территорий и др., которые были поставлены на службу «Европе трестов».

Однако  развитие межгосударственных финансовых отношений на основе империалистической интеграции вскрыло глубокие противоречия, обнаружило ряд препятствий на пути создания и функционирования международных финансовых институтов.

Нельзя  считать случайным то обстоятельство, что международные финансовые отношения  занимают внимание экономистов и  юристов социалистических стран. Эта  проблема поставлена самой жизнью, возникла из опыта развития нового типа межгосударственных отношений между социалистическими странами — членами СЭВ. Однако ее значение не ограничивается только этими странами. Межгосударственные финансовые отношения между ними выражают общие закономерности мировой социалистической системы, обусловлены все большим углублением международного социалистического разделения труда на базе специализации и кооперирования производства. В современных условиях эти объективные тенденции обнаруживают себя в таких конкретных формах, как координация перспективных народнохозяйственных планов, развитие эквивалентного обмена товаров, все большее распространение форм многосторонних расчетов.

Значение  международных финансовых отношений  получило всестороннее обоснование в Основных принципах международного социалистического разделения труда, разработанных XV сессией СЭВ и одобренных Совещанием представителей коммунистических и рабочих партий в июне 1962 г. В этом документе указывается, что «по мере развития разделения труда необходимо постоянно совершенствовать формы товарно-денежных отношений между странами социализма». Это научно обоснованное положение определяет на длительный период необходимость использования в разносторонних экономических отношениях между странами социализма таких категорий, как деньги, цена, торговля, кредит, финансы. Совершенствование форм товарно-денежных отношений призвано также содействовать упрочению внешнеторгового и платежного балансов каждой социалистической страны, в частности на основе все большего распространения форм многосторонних расчетов. Для обеспечения более тесного сотрудничества стран — членов СЭВ по валютно-финансовым вопросам постановлением XVII сессии СЭВ (декабрь 1962 г.) была образована в рамках СЭВ постоянная валютно-финансовая комиссия.

Значение  международных финансовых отношений  на современном этапе определяется также постепенным расширением  внешнеторговых и других экономических  связей между странами мировой системы  социализма и мировой системы капитализма, развитием экономических, научно-технических и культурных связей социалистических стран с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.

В этих условиях исследование международных  финансовых отношений и норм, их регулирующих, требует при выявлении специфики данной группы правоотношений раскрытия принципиально иных основ, на которых они возникают между государствами внутри мировой системы социализма и в их экономических и научно-технических связях с несоциалистическими государствами. Такое исследование должно способствовать совершенствованию международно-правовых форм финансового сотрудничества.

Межгосударственные  финансовые отношения включают в  себя финансовые, кредитные, расчетные и валютные отношения. Однако эти основные видовые различия не исключают наличия общих родовых признаков, присущих данным отношениям.

Объектом  всех видов финансовых отношений  служат деньги или денежные обязательства. Поэтому они проявляются в денежных отношениях, обладающих относительной самостоятельностью развития как внутри государств, так и в межгосударственных связях. Но международный характер они приобретают лишь тогда, когда складываются в процессе внешней деятельности государства, выполнения его внешних функций и задач. Осуществляя внешнеторговую деятельность, а также другие хозяйственные и культурные связи, государства вступают во взаимные международные отношения, в которых денежные отношения выражают разнообразные связи, составляют необходимые их форму и элемент[3]. В связи с этим финансовые отношения характеризуются тем, что они основываются на принципах международного права и прежде всего на принципе уважения государственного суверенитета. В межгосударственных финансовых отношениях социалистических государств все виды денежных отношений направлены на развитие и укрепление международного сотрудничества и принципов международного права.

Международные финансовые отношения характеризуются  также тем, что они являются межгосударственными. Межгосударственный характер проявляется  не только в том, что их установление происходит на основе международных договоров и соглашений, но и в том, что их реализация отнесена к компетенции внутригосударственных органов, связанных с финансовой деятельностью государства, с его финансовыми и кредитными институтами. Финансовые обязательства, вытекающие из межгосударственных финансовых отношений, отражаются в национальных государственных бюджетах, платежных балансах государств и в других государственных финансовых актах.

По  своему материальному содержанию эти  отношения непосредственно связаны с национальным доходом каждой страны, с прямым или косвенным воздействием со стороны государства при его распределении и перераспределении. Международный характер финансовых отношений проявляется и тогда, когда возникают денежные обязательства между гражданами или юридическими лицами различных государств. Они основываются также на межгосударственных соглашениях, однако их регулирующая роль ограничивается пределами, связанными с государственным регулированием платежного баланса страны. Так, Соглашением о расчетах по неторговым платежам, заключенным между 12 социалистическими странами, охватывается широкий круг неторговых платежей, включающих платежи по содержанию дипломатических, торговых, консульских, транспортных и других представительств, расходы по командировке делегаций и отдельных лиц, платежи по всем видам транспортных перевозок, по обучению и лечению граждан одной страны в другой. Соглашением предусматривается также производство расчетов по страхованию граждан и принадлежащего им имущества, по переводам из одной страны в другую причитающихся гражданам гонораров, премий, пенсий, алиментов, пособий, сбережений и по ряду других расчетов, связанных с нетоварными операциями.

В Платежном соглашении, заключенном  в ноябре 1963 г. между СССР и Народной Демократической Алжирской Республикой, предусмотрено, что на его основе регулируются текущие платежи между юридическими и физическими лицами, находящимися в СССР, и юридическими и физическими лицами, находящимися в НДАР. Регулирующая роль государства в этих отношениях определена в ст. 3. соглашения. В ней предусматривается, что «платежи по текущим операциям между СССР и НДАР... будут осуществляться в СССР через Банк для внешней торговли СССР, действующей от имени Правительства СССР, и в Алжире через Центральный банк Алжира, действующий от имени правительства Алжира».

Финансовые  отношения между государствами  складываются по поводу формирования и исполнения бюджетов международных  организаций. В этих случаях финансовые обязательства для государств — членов данной организации возникают на основе уставных положений и при условии их точного и строгого соблюдения. Так называемый «финансовый кризис ООН» возник потому, что в обход Устава ООН были нарушены законные основания возникновения финансовых обязательств у государств — членов этой организации в связи с финансированием операций по использованию вооруженных сил ООН на Среднем Востоке и в Конго в интересах колонизаторов.

В международных капиталистических  объединениях типа Европейского экономического сообщества финансовые обязательства по формированию бюджета создают условия для приобретения больших прав теми государствами-членами, которые производят взносы по наибольшей квоте. В противоположность этому, например, Уставом СЭВ предусмотрено, что страны — члены СЭВ несут расходы по содержанию секретариата и финансовой его деятельности. Причем независимо от доли участия каждой страны в расходах сохраняется суверенное равенство всех членов СЭВ во всей его деятельности, в том числе и в решении финансовых вопросов.

Опыт  экономического содружества стран—членов СЭВ подтверждает возможность развития межгосударственных финансовых отношений, основанных на совместном финансировании объектов строительства, представляющих интерес для двух или нескольких стран — членов СЭВ. Совместное строительство важных объектов осуществляется на двусторонней основе, например Польши и Чехословакии, Болгарии и Румынии, Венгрии и Чехословакии и др. (строительство металлургических заводов, химических заводов, электростанций и т. п.), а также на основе многосторонних соглашений (строительство нефтепровода «Дружба», высоковольтной линии электропередач «Мир»). Практика показывает, что довольно часто двусторонние соглашения между социалистическими странами перерастают в многосторонние по мере того, как выявляется совпадение интересов отдельных стран с общими целями и задачами всего содружества стран — членов СЭВ. Примером этому может служить создание международного объединения «Интерметалл», основанного вначале на двустороннем соглашении, и присоединение к нему в дальнейшем других стран — членов СЭВ, в том числе СССР.

Такая гибкость в развитии разнообразных  форм экономического и финансового  сотрудничества обусловлена тем, что  содружество социалистических стран  базируется на однотипности общественного  способа производства, государственного строя и единстве идеологии. Плановый характер возникающих межгосударственных экономических и финансовых отношений способствует успешному решению исторических задач создания материально-технической базы социализма и коммунизма, преодолению различий экономических уровней развития социалистических стран и максимальному выигрышу времени для победы в экономическом соревновании с капитализмом.

Дальнейшее  углубление сотрудничества и взаимной помощи социалистических стран привело к развитию финансовых отношений, основанных на координации национальных народнохозяйственных планов и планов капитальных вложений, специализации и кооперирования производства в соответствии с принципами социалистического разделения труда, необходимости постоянного совершенствования системы ценообразования на мировом социалистическом рынке.

Большое значение для развития экономического содружества социалистических стран и для экономической и технической помощи развивающимся странам имеют межгосударственные кредитные отношения. Только во взаимоотношениях СССР с другими социалистическими странами долгосрочные кредиты, предоставленные Советским Союзом, достигли суммы свыше 8 млрд. руб. Хотя возвратность этих кредитов обеспечивается товарными поставками, они тем не менее связаны с межгосударственными финансовыми операциями, отражаемыми в национальных бюджетах, и расчетно-денежными отношениями. Кредитные отношения связаны также с соглашениями между государствами об оказании экономической и технической помощи в сооружении разного рода объектов.

В современных условиях актуальное значение приобрели межгосударственные расчетно-денежные отношения. На протяжении ряда лет расчетно-денежные отношения между странами — членами СЭВ основывались на двусторонних клиринговых расчетах. Однако в связи с развитием национальной экономики стран — членов СЭВ, многие из которых успешно завершают строительство социализма, с углублением экономического сотрудничества между ними форма двусторонних расчетов оказалась недостаточно эффективной для обеспечения разносторонних экономических отношений. Так, например, Польша в июне 1960 г. в отношениях с двумя партнерами имела задолженность (дебитовое сальдо) в 108 млн. злотых, а в отношениях с пятью партнерами в ее пользу (кредитовое сальдо) причиталось 74 млн. злотых. Если бы к этому времени действовал механизм многосторонних расчетов, то была бы возможность использовать активное сальдо для выравнивания дефицитов. И в последующие годы складывалось примерно такое же положение, типичное для расчетных отношений других стран — членов СЭВ.

В расчетно-денежных отношениях между  странами — членами СЭВ выявилась  необходимость в экономическом  обосновании и правовом закреплении  новой системы расчетов, соответствующей  нынешнему этапу сотрудничества между этими странами, а также  в создании международного кредитного и расчетного института. Введение в  практику системы многосторонних расчетов и образование Международного банка экономического сотрудничества способствуют развитию совершенных форм кредитных и расчетно-денежных отношений между странами СЭВ, а также между ними и другими странами.

В международных экономических отношениях важное значение имеют валютно-финансовые отношения, которые основываются в  социалистических странах на государственной монополии внешней торговли и государственной валютной монополии и обеспечивают осуществление международных платежей и расчетов, возникающих по поводу хозяйственных, научно-технических, культурных и иных связей. Как правильно отмечалось в юридической литературе, социалистическое государство, в отличие от буржуазного, осуществляя на практике принцип государственной валютной монополии, создает государственный валютный фонд как собственный экономический источник. Это определяет важную роль социалистического государства в эффективном регулировании валютно-финансовых отношений.

В связи с переходом к прогрессивной  форме многосторонних расчетов и образованием Международного банка экономического сотрудничества во взаимоотношениях между социалистическими государствами в рамках СЭВ произошло дальнейшее совершенствование расчетных и платежных отношений на базе переводного рубля. Межгосударственным соглашением определено золотое содержание переводного рубля в 0,987412 г чистого золота. «Характерной особенностью переводного рубля является то, что он возникает в результате экспорта товаров и предназначен для использования в качестве средства платежа за покупку товаров в любой стране, осуществляющей расчеты в переводных рублях через Международный банк экономического сотрудничества». Эта особенность переводного рубля открывает возможность его широкого применения для осуществления валютно-финансовых отношений не только между странами — членами СЭВ, но и с другими странами.

Информация о работе Кредитные и расчетные отношения СССР