Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Иван Грозный и Пётр Первый. Казалось бы, это – совершенно разные люди. Иван назначил себя царем, Петра сделали императором. Иван ввел опричнину, Петр учился строить корабли. Иван хотел править единолично, а Петр превращал Россию в Голландию. Но на самом деле они очень похожи. Как ни странно, но правление Ивана IV и Петра I начинались схожим образом.

Работа содержит 1 файл

контрольная по истории.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

В целом советское общество оставалось неоднородным, в нем наблюдались значительные различия между социальными слоями по таким параметрам как власть и престиж, экономические различия также сохранялись, но они не играли определяющей роли в сложившейся системе стратификации.

Социальная  мобильность в советские годы была особенно интенсивной в первые годы после революции 1917 года. Тогда целые социальные слои утратили своё привилегированное положение и для выходцев из низов общества открылись многочисленные возможности вертикальной мобильности. В дальнейшем всплеск интенсивности вертикальной мобильности наблюдается во второй половине 30-х годов в период массовых репрессий, которые затронули, в том числе и партийную номенклатуру. Но в послевоенный период (начиная с 60-х годов) положение номенклатуры становилось все более стабильным. Почти полностью отсутствовала нисходящая мобильность внутри данного слоя, то есть партийные чиновники лишь в исключительных случаях могли лишиться своего привилегированного положения. В то же время в 60-е – 70-е годы наблюдается определённый рост уровня жизни широких слоев населения страны и в советском обществе сформировался многочисленный средний слой, включавший в себя значительную часть интеллигенции и высококвалифицированных рабочих. В дальнейшем существенные изменения в социальной структуре произошли в постсоветском российском обществе в 90-е годы. В этот период резко возрастает влияние экономических процессов на социальное расслоение.

Экономические реформы начала 90-х годов и  приватизация государственных предприятий  привели к формированию слоя собственников, что сопровождалось падением уровня жизни большинства населения страны. В настоящее время даже данные официальной статистики отмечают разрыв в уровне доходов между 10% наиболее экономически обеспеченных граждан России и 10% наименее обеспеченных приблизительно в 15 раз, хотя по некоторым другим оценкам в 25 раз. Это значительно выше, чем в развитых странах Запада. Социальная структура Российского общества к концу 90-х годов приобрела следующий вид: 
1. верхний слой — 0.5% политическая и экономическая элита, высшее чиновничество и крупные предприниматели

2. верхний-средний — 6% государственные чиновники, предприниматели, менеджеры 
3. средний слой — 20% квалифицированные работники, особенно в сфере финансов и экспортно ориентированных отраслях промышленности (нефть, газ), мелкие предприниматели

4. базовый слой  – 60% работники бюджетных сфер и частных предприятий 
5. нижний слой – неквалифицированные рабочие, одинокие пенсионеры 
6. социальное дно – бомжи, наркоманы, бывшие заключенные. 
В целом для современного Российского общества характерна довольно невысокая доля в социальной структуре среднего класса. В современных странах Запада средний класс, составляющий примерно 60% населения, включает мелких предпринимателей, государственных служащих, врачей, научных работников и ряд других профессиональных групп, а в российском обществе большая часть этих профессиональных групп по своему экономическому положению существенно уступает аналогичным группам на Западе.

В начале и середине 90-х годов наблюдался значительный рост интенсивности социальной мобильности как восходящей, так и нисходящей, но в дальнейшем возможности социальной мобильности населения все более ограничивались.

 

 

3. Раскройте  взаимосвязь между индустриализацией и коллективизацией в СССР конца 1920-х – 1930-х гг.

 

Индустриализация –  это процесс коренного преобразования экономики, основной задачей которого является осуществление перехода от аграрного общества к обществу индустриальному.

Формальные границы периода индустриализации в истории СССР могут быть определены по-разному: начальной точкой следует считать 1927 год, XV съезд партии – свёртывание НЭПа, тезис о необходимости «ускорения», принятие «Директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР» – её окончанием можно считать конец второй пятилетки – 1937 год; а в более широком смысле период можно продлить и до 1941 года, и на первое послевоенное десятилетие.

Классическая, наиболее устоявшаяся в науке периодизация индустриализации в СССР (1927-1937 гг.) в большой степени условна – задача «индустриализации» страны обозначалась партией с самых первых лет советской власти – но именно на протяжении второго послереволюционного десятилетия масштабы этого процесса были наиболее значительными и подкреплёнными идеологической пропагандой.

Экономические задачи индустриализации связаны с необходимостью произвести модернизацию всего государства  в целом – создать современную  промышленность, обеспечить её главенствующее положение в системе государственного хозяйства. Не менее важная задача - увеличить количество рабочих – изменить классовую структуру общества, сделав её «социалистической», в конечном итоге - создать необходимую материально-техническую базу для построения коммунизма. Тем не менее, идеологические корни советской индустриализации далеки от последовательного марксизма: они основываются на сталинской идее «построения социализма в одной отдельно взятой стране».

Главными отличительными чертами индустриализации как масштабной экономической реформы являлись её директивный и форсированный характер. Государство декларировало необходимость крупнейших преобразований: строительство заводов, гидроэлектростанций, железных дорог – которые нужно было осуществить за минимально короткий срок: при выполнении пятилетнего плана (результаты пятилеток впоследствии фальсифицировались). Главным лозунгом этой программы стало указание партии «Догнать и перегнать!» ушедшие вперёд в экономическом отношении страны Западной Европы и США. «Как осуществить намеченный план?» - «Во что бы то ни стало!». В рекордно короткие сроки были построены ДнепроГЭС (1927-1932), ТуркСиб, завод Уралмаш (1933), металлургические заводы в Магнитогорске (1932), Липецке, Челябинске, Норильске, московский завод ЗИС (позже - ЗИЛ), первые линии Московского Метрополитена (1935). Обратной стороной невероятных темпов строительства стало то, что часть объектов была введена лишь в ограниченную эксплуатацию – не хватало ни оборудования, ни квалифицированных рабочих.

Одновременно причиной и следствием проводимой политики индустриализации и коллективизации стал новый социальный кризис, нарастающий в обществе и поддерживаемый властью. Кризис был связан с тяжелейшими условиями труда на «великих стройках», плохой системой снабжения, низким уровнем оплаты труда (а во многих случаях и фактическим отсутствием какой-либо платы), широким использованием труда заключённых (их руками к 1933 году построен Беломоро-Балтийский канал). На протяжении всех лет ударного строительства государство проводило ежегодную крупную денежную эмиссию – в результате которой покупательная способность рубля сильно упала. В это же время государство ужесточило меры наказания для "расхитителей госимущества": с 1932 года за подобное преступление полагалась смертная казнь, и проводило показательные политические процессы против «вредителей», чья деятельность «подрывала» растущую экономическую мощь СССР (1928 г., Шахтинское дело).

Мощным катализатором  кризиса стала система закупок  западных технологий (в частности, Siemens и General Electric) для строительства и оснащения новейших заводов: станками и техническим оборудованием. Продавая собранный урожай хлеба в Европу, охваченную «Великой депрессией», по демпинговым ценам, Советское правительство спровоцировало крупнейший голод 1932-1933 гг. на всей территории страны, главным образом в Украине, Поволжье и Казахстане. «Голодомор» стал, вероятно, самым ужасным следствием политики индустриализации, в её тесной связи с коллективизацией.

Выступление  Генерального  секретаря  на   совещании   по   вопросу   о коллективизации (июль 1934  г.)  преотлично  показывает  сталинское  видение взаимосвязи политики индустриализации и  процессов  реконструкции  сельского хозяйства. Разбирая речь выступавших, Сталин  особенно  подробно  рассмотрел предложение о строительстве в колхозах  подсобных  предприятий.  «Вы  знаете, чем это пахнет?» - обратился он к  собравшимся.  И,  не  выбирая  выражений, желчно  разъяснил:  «Для  чего  нам  нужны  колхозы?   Для   полеводства   и животноводства.  Если  поставить  вопрос  о  подсобных  предприятиях,  то  о животноводстве забудут. Если вы  хотите  фабрики,  заводы  открыть,  то  это глупость. Откуда же вы рабочих получите в городах? Здесь  другого  источника нет, чтобы брать рабочих в город. Откуда вы их  получите,  если  у  колхозов дела пойдут лучше? Вы это знаете? У нас ведь страна,  где  безработицы  нет, излишних рабочих нет. У нас страна колхозная. Если  колхознику  дать  вполне достаточную  обеспеченность,  то  никто  на  завод не  пойдет,  а вот на подземельные работы их и на аркане не затащишь. А вы говорите о том,  что  в колхозе фабрики, заводы открыть». Из выступления  видно,  что  вся  политика сталинского руководства в отношении сельского хозяйства была  направлена  на удержание крестьянина в жестких рамках: либо работать ему  в  колхозе,  либо бежать в город и влиться в новый пролетариат.

Коллективизация имела  как  минимум  три  цели.  Цель  первая,  которая зафиксирована во всех речах,  статьях,  партийно-государственных  документах того  времени,  –  это  осуществление  социалистических   преобразований   в деревни. Но эта цель не объясняет зачастую варварских методов и  чрезвычайно сжатых   сроков   проведения    коллективизации.    Ведь    социалистическое преобразование деревни не один год до 1929  г.  являлось  программной целью партии, почему же ее решили так «выполнить» именно теперь?

Во многом формы, методы,  сроки  коллективизации  объясняет  ее  вторая цель, о которой говорилось меньше, но все же  говорилось:  обеспечить  любой ценой  бесперебойное  снабжение  быстро  растущих  в  ходе  индустриализации городов. Основные черты индустриализации проецировались на  коллективизацию. Бешеные темпы промышленного роста, урбанизации требовали резкого  увеличения в чрезвычайно сжатые сроки поставок продовольствия   в  город,  на  экспорт: отсюда – темпы коллективизации, отсюда же – ее  методы:  нехватка  капитала, товарный  голод  обусловили  нарастание  внеэкономического   принуждения   в аграрном секторе – чем дальше, тем  больше  у  крестьянина  не  покупали,  а «брали», что вело к сокращению  производства,  в  первую  очередь,  особенно ущемляемыми государством зажиточными хозяйствами;  к  открытым  выступлениям против местных властей, деревенских активистов. В ответ на местах  переходят к раскулачиванию, с 1930 г. возведенному в  ранг  государственной  политики. Чтобы прекратить общее падение сельскохозяйственного  производства,  деревню стремятся быстрее поставить под жесткий  административный  контроль.  А  для этого еще настойчивее  форсируют  процесс  обобществления:  десятками  тысяч колхозов  командовать  легче,  чем  миллионами  индивидуальных  крестьянских хозяйств.

Столь  варварские  методы  осуществления  сплошной  коллективизации  по преимуществу  объяснялись  ее  третьей  целью.  Официально  она  никогда  не декларировалась. Но кое-что на страницы печати все же  попадало.  17  января 1930  г.  на  страницах «Правды»  публикуется статья  наркома юстиции Н. Крыленко, в которой в частности  говорилось:  «На  основании  резолюции  СНК РСФСР 29 мая 1929 г. сейчас не практикуется уже  лишение  свободы  на  сроки меньше   года.   Предложено   в   максимальной   степени   развить   систему принудительных работ. Проведен ряд мероприятий по использованию  труда  лиц, осужденных  на  срок  выше  3  лет,  на  общественно-необходимых  работах  в отдаленных местностях.

По  инициативе   Сталина   «мероприятиями»   по   использованию   труда заключенных     стали    великие     стройки     эпохи     индустриализации: Беломорско–Балтийский   канал, знаменитый   канал    Москва–Волга,   другие объекты; лагеря в Ухте, Соловецких островах,  Колыме,   Казахстане,  Средней Азии, Дальнем Востоке. Строительство объектов  велось  вручную  с  громадной экономией средств (больше чем в четыре раза). При этом на каждой  из  строек работало   десятки   тысяч    осужденных    (например,    в    строительстве Беломорско–Балтийского  канала  участвовало  свыше  100  тыс.  заключенных). Страна все  гуще  покрывалась  сетью  лагерей,  поселков  «спецпереселенцев» (высланных «кулаков» и членов  их  семей).  Их  требовалось  пополнять.  Вот зачем понадобилось отрывать от земли сотни тысяч крестьян.

В результате сплошной коллективизации была  создана  целостная  система массированной  перекачки  финансовых,  материальных,  трудовых  ресурсов  из агарного  сектора  в  индустриальный.  Обязательные  госпоставки  и  закупки сельхозпродукции по номинальным ценам,  многочисленные  налоги,  обеспечение потребностей  ГУЛАГа,  организованный  набор   промышленными   предприятиями рабочей силы в деревне, лишение крестьян  введенных  в  1932  г.  паспортов, прикрепившее их  к  земле,  прямое  вмешательство  партийно-государственного аппарата (райкомов, уполномоченных, в 1932 – 1933  гг.  политотделов  МТС  и совхозов) в процесс производства – вот ее основные звенья.

Главным же результатом  коллективизации стал осуществленный  со  многими неоправданными издержками, но все же осуществленный индустриальный скачок.

Список литературы:

 

1. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. - М., 1982. 

2. История XIX-начала ХХ века./ Под ред. В.А. Федорова. - М.: Зерцало, 1998.

3. История России с древнейших времен до конца ХХ века: учебное пособие для студентов вузов./ Рук. авт. кол. А.А. Данилов, 2-е изд. - М.: Дрофа, 2001.

4. История Российского государства: Учебн. пособие для вузов./ Под ред. Ш.М. Мунчаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Отечественная  история/ Под ред. Ш.М. Мунчаева. - М.: Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 2000.

6. История России (IX –начало XXI): учебник для вузов. / Под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозика. – М.: Гардарики, 2005. Гриф МО.

 

Электронные ресурсы:

 

 

1.http://www.ref.by/refs/21/38787/1.html

2.http://www.urokiistorii.ru/history/event/2009/05/industrializatsiya

3.http://sociologyblog.ru/socialjnaya_stratifikaciya_v_rossijskom_obschestve

4.http://www.istmira.com/istoriya-rossii-xix-vek/2064-struktura-obshhestva-polozhenie-soslovij.html

5.http://protown.ru/information/hide/hide_1217.html


Информация о работе Контрольная работа по "Истории"