Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Никто не спрашивает, зачем есть или пить. Об истории можно спросить: «Зачем?». В мире есть многое, о чём можно так спросить.
Люди обходились без изучения истории в течение тысячелетий. Древние египтяне не могли без пирамид, а без истории – спокойно. В древней Греции школы были, историки первые именно тут появились, но древнегреческие школы были отдельно, а древнегреческие историки – отдельно.

Содержание

Введение
Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств.
Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор.
Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор.
Задание 5. Тест.
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по истории.docx

— 57.06 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации 

ГОУ ВПО 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Кафедра Истории

 

Факультет Менеджмент и маркетинг Специальность Баклавриат менеджмента

(направление)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине История

Тема Вариант 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Студент 

                                                 Курс__1______ № группы _________

                                                 Личное дело № 

                                              Преподаватель 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

Содержание

  1. Введение
  2. Задание 1.  Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
  3. Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств.
  4. Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор.
  5. Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор.
  6. Задание 5. Тест.
  7. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Никто не спрашивает, зачем есть или  пить. Об истории можно спросить: «Зачем?». В мире есть многое, о чём  можно так спросить.

Люди обходились без изучения истории  в течение тысячелетий. Древние  египтяне не могли без пирамид, а  без истории – спокойно. В древней  Греции школы были, историки первые именно тут появились, но древнегреческие  школы были отдельно, а древнегреческие  историки – отдельно.

На Руси историю не изучали, её знали. Правда, это была «священная история», её ведь можно уместить в одну фразу: люди погибали, но пришел Сын Божий, погибающие Его распяли, а Он воскрес  и теперь не обязательно погибать. До Петра Первого и школ–то  почти не было, а какие были –  в тех только евангельскую историю  изучали, только подробнее, чем это  рассказывали в семье.

Изучение истории стало обязательным только триста лет назад. Тогда стремились построить идеальное государство, в котором идеальный правитель  управляет идеальными подданными. Идеальный  гражданин повинуется идеальному правительству  не за страх, а за совесть, потому что  заботится не только о своём счастье, не только своей судьбе, но о счастье  и судьбе страны, в которой живёт.

Чтобы так беспокоиться о стране, надо её любить. Чтобы любить, надо её знать. Чтобы знать страну – надо знать её историю. Во всяком случае, именно такой любви и такого знания история требовали те, кто создавал современные государства на месте  средневековых стран. Житель средневековой  Руси плохо знал даже историю своего села, да и собственной семьи, не помнил имён никаких князей и царей, да вообще он мог быть татарином  или чувашом, а русским только дань платил. Человек знал прошлое  своей семьи, и то не слишком хорошо. Хорошо надо было знать землю, чтобы  давала урожай.

Древний человек больше современного жил современностью. Если он и защищал  родину от захватчиков, то не потому, что берёг прошлое – он берёг настоящее.

Современные страны не всегда держатся на общих деньгах, но всегда – на общих представлениях об истории. Для  англичанина, француза, немца война  кончилась 8 мая 1945 года. Для жителей  России – 9-го мая. В школах одних  учили, что война началась 1 сентября 1939 года, а других – что она  началась 22 июня 1941 года. Школьники  изучают историю всюду, но одну и  ту же войну учебники разных стран  называют по-разному: «второй мировой  войной» или «великой отечественной  войной».

Такое изучение истории похоже на изучение географии. История изучает  время, география – пространство. Граница между странами проходит по земле и по времени. Часто это  совпадает: страны спорят о том, где  чья земля, доказывая свою правоту  тем, кто когда-то эта земля принадлежала предкам этого народа, а не какого-то другого.

Впрочем, вовсе не нужно изучать  историю, чтобы одинаково с другими  думать. Для этого достаточно зубрить  учебник истории. Зубрёжка никому ещё  не помогала любить, даже страну. Можно  зубрить и не историю, не правду о  прошлом, а ложь о прошлом.

Всегда, когда учат, что один народ  лучше или хуже, добрее или коварнее другого, – это ложь. Как в семье  всегда ложь считать, что один ребёнок  лучше или хуже другого.

Ложь кажется всесильной. Человек  идёт в школу, ничего не зная об истории  или зная всё очень приблизительно, с ошибками. Он должен сдавать экзамену по учебнику, его оценка зависит  от его верности тому, что в учебнике написано. Если в учебнике будет  ложь – он будет повторять ложь и верить в ложь. Не нравится –  можете уезжать в Уганду – там, возможно, не заставляют учить историю.

Если бы ложь была всесильна, надо было бы запретить преподавать историю  с ошибками. Лучше вообще не преподавать физику, чем  
преподавать физику хотя бы с небольшими ошибками. Лучше пусть человек вообще не трогает электрические приборы, чем думает, что можно спокойно совать пальцы в розетку.

Ложь не всесильна. История есть не только прошлое. История есть не только выдумки и ложь о прошлом. История есть умение отличить ложь от правды, узнать о прошлом то, что  оно само про себя не знало. Именно такая история и требует изучения.

Историю изучают не для того, чтобы  доказать другим свою правоту, а чтобы  доказать себе свою разумность, открытость правде, честность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.

Раскройте сущность исторического  познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

 

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род  человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек  — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого  развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История  отождествлялась с установлением  подлинности, истинности событий и  фактов. В римской историографии  это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о  событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ  о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В  настоящее время мы используем слово  “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории  может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной  жизни. Определение предмета истории  субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как  наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу —  а не людям — при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что  предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. История — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления; политическая экономия, изучающая отношения людей в процессе производства или экономическую структуру общества; юридические науки, объектами изучения которых являются государство и право; лингвистика — учение о языке, и др. Исследованием общественных явлений и процессов занимаются социология и демография, психология и логика, этика и эстетика, литературоведение и география. Близко соприкасаются с этими проблемами математика, некоторые отрасли естествознания.

Каждая из названных наук, занимающихся изучением отдельных  сторон общественного процесса, вносит свой вклад в понимание общества как единого целого. Взятые в совокупности, они дают полную и стройную, научно обоснованную картину общественного  развития во всем его многообразии и сложности.

В системе наук об обществе история занимает видное и почетное, место. Она теснейшим образом  взаимосвязана с ними. Нельзя представить  себе успешное развитие общественных наук без последовательного применения принципов историзма и использования  богатейшего конкретного материала, которым располагает история, так  же как не может быть плодотворных исторических исследований или даже простого изучения истории как учебной  дисциплины без глубокого знания философии, экономической теории, учения о государстве и праве и  других разделов обществоведения.

Многое сближает историю  с остальными общественными науками. У них общий объект изучения —  общество, единая теоретическая основа, сходные задачи и методы исследования. Все общественные науки по своему существу историчны. Однако история, как и всякая другая наука, имеет свой особый предмет, свои особые, четко очерченные задачи, свои познавательные особенности и обусловленные этим свои собственные исследовательские приемы, отличающие историческое знание от других областей обществоведения.

В современном языке термин «история» употребляется неоднозначно. Этим словом можно назвать любой  процесс развития, происходящий в  окружающем нас мире, а также любое  происшествие, приключение или рассказ  о нем. Но историки пользуются им чаще всего в двух случаях: 1) для обозначения  процесса развития человеческого общества; 2) для обозначения науки, которая  изучает этот процесс. Иными словами, термин «история» означает как действительные события, происходившие в прошлом, так и их отражение в нашем  сознании. История — общественная наука, представляющая собой одну из важнейших форм самосознания людей. Но она не единственная наука, занимающаяся изучением развития общества. Особенностью исторической науки является то, что  она занимается исследованием общественных явлений и процессов, происходивших в прошлом, т. е. имеет дело с уже совершившимися событиями, которые начались и закончились до их изучения, с уже достигнутыми результатами. Взгляд ее по преимуществу ретроспективен. Это, конечно, не означает, что история имеет дело с какими-то отжившими и утратившими всякий смысл вещами и понятиями. Прошлое обладает определенной степенью реальности. Совершившиеся события хотя и прекращают свое существование, но не исчезают вовсе, не уходят в небытие, а продолжают жить в памяти и памятниках, в накопленном опыте социальной жизни, в материальных и культурных ценностях, созданных нашими предшественниками.

Историческая наука, анализируя прошлое и повествуя о нем, обращает свои выводы к настоящему и будущему, активно, участвует в  решении самых актуальных и насущных социальных проблем. Грань, отделяющая прошлое от настоящего, непостоянна и подвижна. Непрерывно течет река жизни, и то, что происходит сегодня, завтра уже становится историей. Поэтому история и современность в нашем понимании практически неразделимы. По выражению Герцена, «последняя страница истории есть наша современная действительность». И, тем не менее, история — это наука о прошлой жизни человечества, изучающая минувшие процессы общественного развития.

Функции исторического познания

История выполняет несколько  социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально  развивающая, состоящая в самом  изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении  всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история  как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего –  корни интереса людей к своей  истории.

Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу –  над природой страны, в которой  ему суждено жить, и над своею  собственной природой, над своими духовными силами и общественными  отношениями».

Третья функция – мировоззренческая. История создает документально  точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым  общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную  реальность.

В общественном развитии объективная  реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся  к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную  картину и обеспечить научность  познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая и, по моему мнению, важнейшая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"