Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:05, контрольная работа
Никто не спрашивает, зачем есть или пить. Об истории можно спросить: «Зачем?». В мире есть многое, о чём можно так спросить.
Люди обходились без изучения истории в течение тысячелетий. Древние египтяне не могли без пирамид, а без истории – спокойно. В древней Греции школы были, историки первые именно тут появились, но древнегреческие школы были отдельно, а древнегреческие историки – отдельно.
Введение
Задание 1. Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
Задание 2. Охарактеризуйте важнейшие культурные достижения древневосточных государств.
Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XVIII в. Обоснуйте свой выбор.
Задание 4. Перечислите основных деятелей российской истории XIV–XVI вв. Кто из них внес наибольший вклад в развитие государства? Обоснуйте свой выбор.
Задание 5. Тест.
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра Истории
Факультет Менеджмент и маркетинг Специальность Баклавриат менеджмента
(направление)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине История
Тема Вариант 5
Челябинск 2012
Содержание
Введение
Никто не спрашивает, зачем есть или пить. Об истории можно спросить: «Зачем?». В мире есть многое, о чём можно так спросить.
Люди обходились без изучения истории в течение тысячелетий. Древние египтяне не могли без пирамид, а без истории – спокойно. В древней Греции школы были, историки первые именно тут появились, но древнегреческие школы были отдельно, а древнегреческие историки – отдельно.
На Руси историю не изучали, её знали. Правда, это была «священная история», её ведь можно уместить в одну фразу: люди погибали, но пришел Сын Божий, погибающие Его распяли, а Он воскрес и теперь не обязательно погибать. До Петра Первого и школ–то почти не было, а какие были – в тех только евангельскую историю изучали, только подробнее, чем это рассказывали в семье.
Изучение истории стало
Чтобы так беспокоиться о стране, надо её любить. Чтобы любить, надо её знать. Чтобы знать страну – надо знать её историю. Во всяком случае, именно такой любви и такого знания история требовали те, кто создавал современные государства на месте средневековых стран. Житель средневековой Руси плохо знал даже историю своего села, да и собственной семьи, не помнил имён никаких князей и царей, да вообще он мог быть татарином или чувашом, а русским только дань платил. Человек знал прошлое своей семьи, и то не слишком хорошо. Хорошо надо было знать землю, чтобы давала урожай.
Древний человек больше современного жил современностью. Если он и защищал родину от захватчиков, то не потому, что берёг прошлое – он берёг настоящее.
Современные страны не всегда держатся на общих деньгах, но всегда – на общих представлениях об истории. Для англичанина, француза, немца война кончилась 8 мая 1945 года. Для жителей России – 9-го мая. В школах одних учили, что война началась 1 сентября 1939 года, а других – что она началась 22 июня 1941 года. Школьники изучают историю всюду, но одну и ту же войну учебники разных стран называют по-разному: «второй мировой войной» или «великой отечественной войной».
Такое изучение истории похоже на изучение географии. История изучает время, география – пространство. Граница между странами проходит по земле и по времени. Часто это совпадает: страны спорят о том, где чья земля, доказывая свою правоту тем, кто когда-то эта земля принадлежала предкам этого народа, а не какого-то другого.
Впрочем, вовсе не нужно изучать историю, чтобы одинаково с другими думать. Для этого достаточно зубрить учебник истории. Зубрёжка никому ещё не помогала любить, даже страну. Можно зубрить и не историю, не правду о прошлом, а ложь о прошлом.
Всегда, когда учат, что один народ лучше или хуже, добрее или коварнее другого, – это ложь. Как в семье всегда ложь считать, что один ребёнок лучше или хуже другого.
Ложь кажется всесильной. Человек идёт в школу, ничего не зная об истории или зная всё очень приблизительно, с ошибками. Он должен сдавать экзамену по учебнику, его оценка зависит от его верности тому, что в учебнике написано. Если в учебнике будет ложь – он будет повторять ложь и верить в ложь. Не нравится – можете уезжать в Уганду – там, возможно, не заставляют учить историю.
Если бы ложь была всесильна, надо
было бы запретить преподавать историю
с ошибками. Лучше вообще не преподавать
физику, чем
преподавать физику хотя бы с небольшими
ошибками. Лучше пусть человек вообще
не трогает электрические приборы, чем
думает, что можно спокойно совать пальцы
в розетку.
Ложь не всесильна. История есть
не только прошлое. История есть не
только выдумки и ложь о прошлом.
История есть умение отличить ложь
от правды, узнать о прошлом то, что
оно само про себя не знало. Именно
такая история и требует
Историю изучают не для того, чтобы доказать другим свою правоту, а чтобы доказать себе свою разумность, открытость правде, честность.
Задание 1.
Раскройте сущность исторического познания и охарактеризуйте его основные функции. Какие из них представляются наиболее важными? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.
Первоначальное значение
слова “история” восходит к древнегреческому
термину, означавшему “расследование”,
“узнавание”, “установление”. История
отождествлялась с
Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу — а не людям — при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. История — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления; политическая экономия, изучающая отношения людей в процессе производства или экономическую структуру общества; юридические науки, объектами изучения которых являются государство и право; лингвистика — учение о языке, и др. Исследованием общественных явлений и процессов занимаются социология и демография, психология и логика, этика и эстетика, литературоведение и география. Близко соприкасаются с этими проблемами математика, некоторые отрасли естествознания.
Каждая из названных наук, занимающихся изучением отдельных сторон общественного процесса, вносит свой вклад в понимание общества как единого целого. Взятые в совокупности, они дают полную и стройную, научно обоснованную картину общественного развития во всем его многообразии и сложности.
В системе наук об обществе
история занимает видное и почетное,
место. Она теснейшим образом
взаимосвязана с ними. Нельзя представить
себе успешное развитие общественных
наук без последовательного
Многое сближает историю с остальными общественными науками. У них общий объект изучения — общество, единая теоретическая основа, сходные задачи и методы исследования. Все общественные науки по своему существу историчны. Однако история, как и всякая другая наука, имеет свой особый предмет, свои особые, четко очерченные задачи, свои познавательные особенности и обусловленные этим свои собственные исследовательские приемы, отличающие историческое знание от других областей обществоведения.
В современном языке термин
«история» употребляется
Историческая наука, анализируя прошлое и повествуя о нем, обращает свои выводы к настоящему и будущему, активно, участвует в решении самых актуальных и насущных социальных проблем. Грань, отделяющая прошлое от настоящего, непостоянна и подвижна. Непрерывно течет река жизни, и то, что происходит сегодня, завтра уже становится историей. Поэтому история и современность в нашем понимании практически неразделимы. По выражению Герцена, «последняя страница истории есть наша современная действительность». И, тем не менее, история — это наука о прошлой жизни человечества, изучающая минувшие процессы общественного развития.
Функции исторического познания
История выполняет несколько
социально значимых функций. Первая
– познавательная, интеллектуально
развивающая, состоящая в самом
изучении исторического пути стран,
народов и в объективно-
Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.
Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».
Третья функция –
В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.
История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая и, по моему мнению, важнейшая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.