Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 15:51, контрольная работа
В Германии в начале 20 века химический концерн построил завод, не оборудованный очистными сооружениями. Сброс газов и сточных вод завода привел к тому, что на соседних земельных участках снизилась урожайность и ухудшились условия жизни крестьян.
Собственники участков обратились в суд с иском против концерна, требуя, чтобы были приняты меры против выброса вредных веществ на их землю. Адвокаты концерна заявили на суде, что воздействие вредных веществ на земельные участки якобы незначительно?
1. Раскройте государственный строй Парижской Коммуны.
2. Охарактеризуйте основные течения английской буржуазной революции.
3. Раскройте источники римского права.
4. Расскажите о брачно-семейных отношениях в мусульманском праве.
5. Законодательство «нового курса» Ф. Рузвельта. Цель, общая характеристика.
6. Что такое «казуистичность нормы права»?
7. Перечислите указанные в Законах Хаммурапи основания для развода. Суммируйте их и сделайте вывод об особенностях морально-этических представлений той эпохи.
8. Дайте определения терминам:
1) билль. 2) якобинцы. 3) полис. 4) Звездная палата, 5) «Режим Виши».
9. Решите задачу:
3. Jus civile. Законы XII Таблиц положили основание развитию того, что стало обобщенно называться римским общегражданским правом и складывалось из двух основных форм – понтификалыюго истолкования и последующего законодательства – jus civile.
Законодательство не осталось только в рамках изданных XII Таблиц. Обновление и развитие принципов, которые почитались как бы священными и не подлежащими ни видоизменению, ни тем более отмене, стало осуществляться новыми законодательными актами. Со временем сложились два подвида римских законов: lex в собственном смысле как постановление народного собрания, т.е. всего римского народа, имеющее высшую юридическую силу, и plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины – «впрочем плебейские постановления по изданию Гортензисва закона (в 258 г. до н.э.) стали иметь силу не меньше законов».
Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания: «Законы ~ это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: акон Корнелия, закон Аквилия и т д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например, консулов: закон Валерия – Горация и т.п. Закон должен был содержать обязательные элементы: 1) введение, или указатель обстоятельств издания, 2) текст, который мог подразделяться на главки и т.п. и 3) sanctio, где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителей. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. Приниматься закон мог только целиком, либо так же целиком отвергаться, частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.
В более позднее время, когда реальная деятельность народных собраний стала невозможной из-за количественного роста римских граждан, верховную санкцию на закон давал Сенат, Специальные определения Сената, равнозначные закону, назывались senatusconsultum; однако реально сфера сенатус-консульта все же несколько отличалась от полного lex: известные по содержанию сенатус-консульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения.
Основная масса римских законов известна только по названиям и по общему содержанию в передаче другими юридическими источниками; полных текстов сохранилось крайне немного.
4. Магистратское право. В традициях римского государственного политического строя не существовало чисто административных функций должностных лиц государства; большинство из них имели и судебные, и собственно правительственные полномочия. Из этого права магистратов сформировалась вариация римского гражданского права, основанная на этом своеобразном источнике нормообразования, – магистратское право, или jus honorarium. Выраженный в наличии этой формы права, наряду с законом, дуализм права составил одну из важнейших черт всей римской юридической культуры, особенно существенную для исторического приспособления формализовано-консервативных норм законов к обновляющимся условиям других времен.8
Полномочия по изданию правоформирующих эдиктов имели только некоторые из римских должностных лиц – магистратов. Полномочия вытекали из (a) jurisdictio – права лично отправлять правосудие в определенной сфере, и из (б) imperium собственно специального уполномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-принудительная в целях общего блага, в том числе и «поддерживать, дополнять и улучшать jus civile». Только jurisdictio в чистом виде обладали т.н. курульные эдилы, в обязанность которых входило поддержание общественного порядка в узком смысле; вторым видом полномочий, помимо консулов, обладали начальники провинций (правители) и преторы. Соответственно важнейшими видами магистратских указов (edicta), формировавших магистратское, или должностное, право, стали: эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты. (Первоначально распоряжения магистратов давались устно, откуда происходило и название e-dicta, затем они выставлялись на форуме написанными на досках.)
Эдикты эдилов касались преимущественно вопросов правового регулирования торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота. Провинциальные эдикты заключали в себе, как правило, предписания троякого рода: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций – главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или 1гровииции по усмотрению начальника.
Важнейшими для формирования jus honorarium стали преторские эдикты. Право издания указов претором появляется одновременно с учреждением в 366 г. до Р.Х. самой преторской магистратуры. Поскольку в обязанности и полномочия городского претора входила «охрана мира и порядка» в городе, а тем самым и общий контроль за правоприменением, постольку в его функции вошли не только собственно личное отправление правосудия, но и дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам применения права. При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых будет держаться в течение года (срок преторских полномочий). Различались (а) новые и (б) перенесенные эдикты: в первых указывались новшества правоприменения и юридической практики, провозглашаемые претором в осуществление принципов законов; во вторых претор только заявлял, что будет держаться воззрений и практики своего предшественника. В другом отношении эдикты подразделялись на: (1) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и (2) непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия (67 г. до Р.Х.) преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.
5. Деятельность юристов. С общим расширением юридической практики и переходом дела правовых консультаций из рук, вернее уст, понтификов к светским знатокам права примерно в Ш в. до н.э. началось формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права. В этом значении незаконодательной юриспруденции также состоит одна из важнейших особенностей всей римской правовой культуры.
Занятия юриспруденцией были в традиции римского общества одним из почетнейших и благородных видов деятельности. Настолько, что Цицерону в его время приходилось не раз обосновывать, что военные или политические заслуги занимают в кругу общественных ценностей никак не меньшее место. Одна из цословиц-максим римского юридического обихода гласила, что постыдно знатному и благородному человеку не знать права, в котором он обращается. Юристы-знатоки выполняли консультационные функции в судах, выступали помощниками сторон в процессе, занимались правовыми исследованиями для целей правоприменения и правового образования. Юридическое познание рассматривалось как нечто священное (от традиции понтификов), поэтому их труд был в правовом отношении бесплатным; однако помимо популярности и общественного уважения, они имели нравственное право претендовать на honorarium (благодарственный подарок) за их услуги, и считалось недостойным оставлять такие юридические услуги без вознаграждения.9
В 426 г. был издан специальный закон, отрегулировавший значение деятельности юристов для судебной практики: согласно закону, только высказывания пяти юристов – Эмилия Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина – признавались обязательными для судей. Причем в случае разногласий приоритет принадлежал Папиниану, в прочих ситуациях соответствие праву решалось по условному «большинству голосов».
Кроме этого, римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства. Наиболее авторитетными и известными стали т.н. «Фрагменты» Ульпиана, правоведа и администратора III в. н.э., «Сентенции» Юлия Павла (III в. н.э.), а также учебное руководство для начинающих, или своего рода очерк права с точки зрения бытовой повседневности, правоведа и судьи Гая (II в. н.э.) – «Институции», получившие особое распространение в римских провинциях простотой изложения основ права. В римской юриспруденции сложились также две своеобразные научные тенденции – сабинианцы (по имени крупного правоведа 1 в. Сабина) и прокульяниы (но имени его современника Прокла). Разные воззрения на одни и те же правовые принципы и институты этих двух школ были настолько различными, что в юридической практике предписывалось до некоторого времени учитывать двойные толкования и сложности этих разных пониманий.
6. Постановления императора. С оформлением в государственно-политической культуре единоличной верховной власти, впоследствии монархической, источником права стали и издаваемые монархом, императором. Отражая содержание власти императора, эти постановления считались имеющими высшую правовую силу наравне с законами. Постановления имели несколько видов, существенных не только в формальном, но и в содержательном отношении,
Эдикт, или указ, (edictum) считался актом, изданным государем как высшим должностным лицом; в нем могли правоустанавливаться все нормы, отнесенные к компетенции вообще всех магистратов государства – т.е. как в сфере публичного, так и частного права. Поручение, или мандат, (mandatum) содержало инструкции должностным лицам, как правило, в отношении правоприменения; главным образом эти акты касались юрисдикции наместников и преторов, соответственно в них рассматривались самые разнообразные вопросы по преимуществу уголовного или частного права. Рескрипт (rescriptum) был ответом императора на правовые запросы частных или должностных лиц. В первом случае ответ представлял простую резолюцию на прошении, написанную самим государем. Во втором – ответ на запрос магистрата составлялся в виде особого письма и имел специальное наименование epistola. Аналогичный ответ на запрос общины, города или корпорации квалифицировался как «прагматическая санкция». Декрет (decretum) был судебным решением государя по конкретному делу, имевшим по правилам аналогии распространительное значение. Его содержание предопределялось судебными полномочиями монарха как высшего судьи государства.
Сложность решения проблемы
правового положения женщин-
Мусульманское право (законы шариата) сформулировало свои представления о жизненном укладе мусульман, в том числе о правовом положении женщин-мусульманок. На протяжении достаточно длительного периода времени в развитии государств, проповедующих исламскую религию, именно религиозные правила поведения, а не светские законы государств определяли общественное устройство в мусульманском мире.
Ущемленное, ограниченное положение женщины по сравнению со статусом мужчины в мусульманских государствах всегда являлось традиционной отличительной чертой исламской концепции прав человека. Так, например, женщина-мусульманка не рассматривалась как свободная, независимая личность: «...женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина...».10
Принимая во внимание вышеотмеченное, можно прийти к выводу о том, что положение мужчины-мусульманина изначально признавалось высшим и незыблемым, а правовое положение женщины-мусульманки лишь подстраивалось под статус мужчины-мусульманина.
Права незамужней женщины-мусульманки были очень ограниченными, по сравнению не только со статусом мужчины, но и замужней женщины-мусульманки. Так, незамужняя женщина-мусульманка могла быть выдана замуж иногда без ее согласия посредством заключения договора о браке ее представителем. Для действительности такого договора необходимо было, чтобы действия представителя соответствовали всем положениям, закрепленным в законах шариата, регламентирующим заключение брачного союза.
Права женщины-мусульманки как матери были шире по своему объему, по сравнению с правами незамужней женщины-мусульманки. Однако больший объем прав женщины-матери был обусловлен исключительно интересами ее детей и мужа. Каких-либо прав, непосредственно связанных с личностью женщины-мусульманки, она практически не имела. Так, например, мусульманское право при решении вопроса о том, с кем будет проживать ребенок в случае расторжения брака, исходит из следующего. Правом воспитания ребенка наделяются мать, ее родственники, а в случае, когда родственники матери отсутствуют, – отец, родственники отца. Однако это преимущество матери, родственников по материнской линии предоставляется только на определенный период – до того времени, когда ребенок сможет самостоятельно удовлетворять свои минимальные необходимые ежедневные потребности. Впоследствии ребенок подпадает под отцовскую власть.
Согласно исламской религии обязанность по содержанию семьи возлагается исключительно на мужа. Это правило основывается на следующем аяте: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества».11
В соответствии с законами шариата изменение семейного статуса ведет к изменению правового статуса личности, изменению совокупности прав и обязанностей, которыми наделена данная личность. Такое изменение касается, прежде всего, женщины, которая при вступлении в брак попадает под опеку мужа и не имеет права без разрешения мужа работать и менять место жительства. При том что мужчина в общем наделен правом запретить жене работать, он все же обязан дать ей такое разрешение, в случае если в обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, где шариат допускает применение женского труда.
Исламскому миру было
свойственно неукоснительное
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине история государства и права зарубежных стран