Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 15:51, контрольная работа
В Германии в начале 20 века химический концерн построил завод, не оборудованный очистными сооружениями. Сброс газов и сточных вод завода привел к тому, что на соседних земельных участках снизилась урожайность и ухудшились условия жизни крестьян.
Собственники участков обратились в суд с иском против концерна, требуя, чтобы были приняты меры против выброса вредных веществ на их землю. Адвокаты концерна заявили на суде, что воздействие вредных веществ на земельные участки якобы незначительно?
1. Раскройте государственный строй Парижской Коммуны.
2. Охарактеризуйте основные течения английской буржуазной революции.
3. Раскройте источники римского права.
4. Расскажите о брачно-семейных отношениях в мусульманском праве.
5. Законодательство «нового курса» Ф. Рузвельта. Цель, общая характеристика.
6. Что такое «казуистичность нормы права»?
7. Перечислите указанные в Законах Хаммурапи основания для развода. Суммируйте их и сделайте вывод об особенностях морально-этических представлений той эпохи.
8. Дайте определения терминам:
1) билль. 2) якобинцы. 3) полис. 4) Звездная палата, 5) «Режим Виши».
9. Решите задачу:
Одна из важнейших особенностей английской буржуазной революции – своеобразная идеология, драпировка её классовых и политических целей. Это было последнее революционное движение в Европе, проходившее под средневековым знаменем борьбы одной религиозной доктрины против другой. Штурм абсолютизма в Англии начался со штурма его идеологии, этики и морали, которые воплотились в доктрине полукатолической государственной англиканской церкви. Буржуазные революционеры выступали в качестве церковных реформаторов – пуритан. Проповеди пуритан заложили основы революционной идеологии – идеологии народного антифеодального восстания. К началу 17 в. сформировались два основных течения пуританизма – течения пресвитериан и индепендентов.
22 августа 1642 король, находившийся в Ноттингеме, объявил войну парламенту. Началась первая гражданская война между роялистами – «кавалерами» и сторонниками парламента – «круглоголовыми». На стороне парламента выступили экономически развитые юго-восточные графства во главе с Лондоном, на стороне короля – сравнительно отсталые графства севера и запада. Были созданы регулярные армии. Нерешительная политика «умеренного» большинства парламента – пресвитериан – привела к тому, что парламентская армия потерпела поражение в первом же сражении – при Эджхилле (23 октября 1642) и, более того, дала возможность королевской армии обосноваться в Оксфорде. В этот критический момент развернулось массовое крестьянское движение в деревне и плебейское – в городах, отзвуком которого в парламенте и армии была революционно-демократическая линия индепендентов, которых возглавлял О. Кромвель. Он стремился преобразовать армию в народную, революционную, способную добиться победы. Старое (главным образом пресвитерианское) командование было распущено. 11 января 1645 было решено создать новую парламентскую армию – армию т. н. нового образца. 14 июня 1645 при Нейзби реорганизованная парламентская армия разгромила королевскую армию. К концу 1646 первая гражданская война завершилась победой парламента. Карл I сдался в плен шотландцам, которые затем передали его в руки парламента (1 февраля 1647).
Новое дворянство (джентри) и буржуазия считали революцию в основном законченной: их главные цели были достигнуты. Ордонанс от 24 февраля 1646 уничтожил рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны; тем самым крупные землевладельцы присвоили право буржуазной частной собственности на земли, которые были до того лишь их феодальной собственностью. В промышленности и торговле с уничтожением монопольных прав частично возобладал принцип свободной конкуренции; было приостановлено действие законодательства против огораживаний. Вся тяжесть налогов на военные нужды переложена на плечи трудящихся.
В этих условиях народные
массы взяли революционную
Стремясь подавить революционные устремления народа, парламент весной 1647 попытался распустить часть революционной армии. Оказавшись перед угрозой разоружения и не доверяя индепендентским офицерам – «грандам», солдаты начали избирать т. н. агитаторов, к которым постепенно переходило руководство в воинских частях и в армии в целом. Начался конфликт между парламентом и армией. Угроза политической изоляции побудила О. Кромвеля, первоначально выступавшего за подчинение армии парламенту, возглавить движение солдат в армии с целью приостановить её дальнейшее полевение. 5 июня 1647 на общем смотре армии было принято т. н. «Торжественное обязательство» не расходиться до тех пор, пока не будут удовлетворены требования солдат и обеспечены свободы и права английского народа. Армия наряду с широкими крестьянско-плебейскими массами стала основной движущей силой революции на её буржуазно-демократическом этапе (1647 – 49). В июне 1647 армия захватила короля в плен, а в августе предприняла марш на Лондон, в результате которого из парламента были изгнаны лидеры пресвитериан. Насколько велика была пропасть между индепендентами и левеллерами в понимании целей революции, стало очевидным на Совете армии в Патни 28 октября – 11 ноября 1647 (т. н. Патнейская конференция). Требованию левеллеров об учреждении парламентской республики (с однопалатным парламентом) и введении всеобщего избирательного права (для мужчин), сформулированному в их проекте политического устройства страны, т. н. «Народном соглашении», «гранды» противопоставили собственную программу – т. н. «Пункты предложений», предлагавшую сохранить двухпалатный парламент и короля, имеющего право вето. Конфликт «грандов» с левеллерами привёл к роспуску Совета. Неповиновение отдельных полков, требовавших принятия левеллерской программы, было жестоко подавлено. Армия оказалась во власти «грандов». В это время король бежал из плена, вступив в тайный сговор с шотландцами.
Вторая гражданская война, вспыхнувшая весной 1648, вынудила индепендентов временно искать примирения с левеллерами. Но принятие «грандами» значительной части программы левеллеров означало, что социальная программа левеллеров – в частности в вопросе о судьбах копигольда – представляла лишь более радикальный вариант программы «грандов» и «... что только вмешательство крестьянства и пролетариата, «плебейского элемента городов», способно серьезно двигать вперед буржуазную революцию...».5
19 мая 1649 Англия стала
республикой, верховная власть
в которой принадлежала
Вскоре после смерти Кромвеля (3 сентября 1658) этот режим потерпел крушение. В 1659 в Англии формально была восстановлена республика, но её эфемерность была предрешена всем ходом событий. Напуганные усилением демократического движения буржуазия и новое дворянство стали склоняться к «традиционной монархии». В 1660 совершилась реставрация Стюартов, которые согласились санкционировать основные завоевания буржуазной революции, обеспечивавшие буржуазии экономическое господство. Переворот 1688 – 89 (т. н. «Славная революция») оформил компромисс между буржуазией, получившей с этих пор доступ к государственной власти, и земельной аристократией.
Общая концепция римской правовой культуры предусматривала, что требования права определяются, во-первых, собственными для данного народа установлениями, или правом гражданским (или цивильным – jus civile, от civitas – горожане, граждане, или квиритским – от самоназвания римлян – квириты) в широком смысле, во-вторых – согласованностью с естественным разумом общежития, единообщим для всех народов, .или правом общенародным (jus gentium). Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым «введены почти все договоры», оно служит основой для организации коммерции, оборота и т.д. Собственное данного народа право может состоять из писаного права и из неписаного: к последнему преимущественно относится обычай. Естественное право считается неизменным, ибо оно установлено Божественным провидением, выражает непреходящую общность условий общежития. В отличие от него право гражданское, или установленное народом, может изменяться «или безмолвным согласием народа, или другим позднейшим законом». Это писаное и изменяемое право и может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм: законы и постановления римского народа, определений Сената, указы должностных лиц, постановления государя, ответы или консультации правоведов.
1. Обычное право. Обычное право представляет объективно исходный исторически источник любого правового регламентирования в самостоятельно развивающемся обществе, если не становиться на позицию признания боговдохновенности государственных и политических установлений.
Для обычного права не характерна выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Поэтому нормы, вытекающие из обычного права – особые по содержанию и по характеру; главным образом это принципиальные предписания границ или типа дозволенного правового поведения. Закономерно вставал вопрос о критериях допустимости и применимости такой peгуляции при помощи обычного права, и римская юридическая традиция выработала определенные указания по этому поводу.
Обычаи (mores) могут играть двоякую роль: во-первых, они заменяют указания других более определенных источников права, прежде всего законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других источников права в юридической практике – и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.
Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствуют конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая безусловно обязательно и равнозначно другому определенному указанию на содержание правового требования: «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами». Однако не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону, подразумевая, что он его дополняет и своего рода «оживляет»; безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указание закона. Для своего признания в качестве правового требования, т.е. дающего основание для защиты судом, обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям:
(1) он должен выражать
продолжительную правовую
Важную особенность римского правового обычая составила, особенно в классическом праве, неразрывность понимания обычая с нравами (что выражалось даже в терминологии). Предписания обычая – это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само но себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.
2. Законы. Главным воплощением писаного права римская правовая культура считала законы – leges. Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т.е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Сохранились полулегендарные сведения о законах, издававшихся от имени римского народа первыми царями – Нумой Помнилием, Сервием Туллием и др. Однако самым принципиальным моментом в становлении римского законодательства стало издание в середине V в. до н.э. (в итоге длительного социально политического и религиозного кризиса римской общины, сопровождавшегося борьбой плебейских масс с жреческой и патрицианской аристократией) Законов XII Таблиц – свода, по словам римского историка Тита Ливия, даже спустя несколько веков признаваемого за «источник всего публичного и частного права».3аконы были выставлены для обсуждения народом (по обычаю – на деревянных выбеленных досках), утверждены народным собранием и приняты в качестве главнейшего свода права. Несколько позднее законы были запечатлены в виде своеобразного памятника – двух (или трех) медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме, но погибших, по-видимому, около века спустя во время галльского вторжения.
Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, в традиции римского права существует несколько более или менее убедительных попыток их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи. Значение подлинных признано за примерно 140 правоположениями, систематизируемыми по разделам: О вызове в суд (Табл. I), О вершении исков (Табл. II), О долговом рабстве (Табл. Ш), О порядке манципации при сделках (Табл. IV), О завещании и семейных делах (Табл. V), О пользовании земельным участком (Табл. VI), О воровстве (Табл. VII), О личном оскорблении-обиде (Табл. VIII), Об уголовных наказаниях (Табл. IX), О порядке похорон и церемоний (Табл. X), О публичных делах в городе (Табл. XI), О неиспра-шивании привилегий (Табл. XII). Многие нравоиоложения древних законов были малопонятны уже в век Цицерона, но во всяком случае они охватили все важнейшие сферы юридической практики. По словам того же Цицерона, «для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов Двенадцати таблиц весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов». Однако законам двенадцати таблиц присущи многие недостатки древнего права: казуистичность (изложение предписаний не в общем виде, а применительно к конкретным случаям), неполнота (многие положения закона подразумевались, не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизированность (нормы частного и публичного нрава, процессуальные нормы могли быть изложены подряд), формализм (требование произнесения некоторых фраз, запинка в которой влекла проигрыш дела в суде, недействительность договора и т.п.).7
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине история государства и права зарубежных стран