Конституция V Французской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ конституции Французской Республики. Данная тема актуальна, так как Конституция, выполняя роль «главного
регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….
1.Общая характеристика Конституции V Французской Республики
1.1. История принятия Конституции 1958 г.
1.2. Особенности ее структуры
1.3. Порядок пересмотра и конституционные реформы
2. Система государственных органов
2.1. Президент Французской Республики
2.2. Правительство
2.3. Парламент. Правовое положение и полномочия палат
2.4. Конституционный совет. Государственный совет
2.5. Муниципальная система
3. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства
Заключение ……………………………………………………………
Литература……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 57.33 Кб (Скачать)

парламента, группы депутатов и сенаторов  в обоих случаях численностью  в  60 человек. Совет рассматривает дело  по  системе  досье:  нет  состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из  членов Совета готовит письменный доклад по  делу,  который  затем  рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

      Государственный  совет  назначается   президентом  и  дает   заключения

правительству о соответствии его актов закону, а  также  оценивает  с  точки

зрения  конституционности  акты  регламентарной  власти.  Он   имеет   также судебные полномочия.

 

3. Конституционно правовой статус

Франции - унитарного государства.

 

      Французская  Республика  –   унитарное  государство.  Оно   делится   на

регионы,  департаменты  и  коммуны,   которые   считаются   территориальными коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления.  Наряду  с этим   существуют   административные   округа,    где    выборных    органов самоуправления нет и управляет назначенный сверху супрефект. Есть  историко- географические единицы —  кантоны,  которые  не  имеют  собственных  органов самоуправления и управления, а используются  как  избирательные  округа  для выборов в советы департаментов, иногда в них  создаются  судебные  органы  — трибуналы малой  инстанции.  Особое  положение  занимает  являющаяся  формой политической автономии  Корсика  —  остров  в  Средиземном  море  (там есть местный парламент с ограниченной компетенцией,  избираемый  им  более  узкий коллегиальный  орган,  но  исполнительную  власть  единолично   осуществляет избираемый советом его председатель). Кроме того, при  парламенте  создаются еще три совета с правом совещательного  голоса:  экономический,  социальный, культурный.  Новая  Каледония   (бывшая   колония)   имеет   теперь   статус «ассоциированного государства» с Францией. У нее есть местный парламент,  но в  отличие  от  «ассоциированных  государств»  США,   которые   ранее   были подопечными территориями,  вопрос  о  членстве  Новой  Каледонии  в  ООН  не ставился.

      В  департаментах  (их  96  во  Франции  и  3  заморских   департамента)

избирается  генеральный (департаментский) совет  тоже  на  6  лет.  Он  ведает

примерно  теми же вопросами, что и  коммунальный  совет,  но  его  полномочия гораздо шире. Как отмечалось, совет обновляется по частям (на  1/2  через  3 года). Исполнительным органом совета  с  1982  г.  является  не  назначаемый префект  (позже  он  получил  название  комиссара  республики,  но   сегодня используется и прежний термин), а избираемый им председатель совета. Тем  не менее совет департамента менее самостоятелен в своих  действиях,  чем  совет общины, он более жестко контролируется  центром, префекту  подчинены  также некоторые местные службы министерств.[10]

      В регионах, объединяющих  3—5  департаментов  (22  в  метрополии  и  4

заморских  региона  —  Гваделупа,   Гвиана,   Мартиника,   Реюньон),   также

избирается  региональный совет (с 1986  г.  —  прямыми  выборами).  Он  имеет более разветвленную систему  служб,  ряд  комитетов,  которые  выполняют  не распорядительные, а  консультативные  функции.  В  состав  комитетов  входят представители предпринимателей, профсоюзов, общественных организаций,  лица, назначенные   правительством.   Исполнительным   органом   совета   является избираемый им председатель. Наряду  с  ним  совет  региона  избирает  бюро. Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в  том  числе  Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами  и мэрами.

      Наряду  с  избираемыми  органами   во   Франции   в   административно-

территориальных   единицах   имеются   назначенные   сверху   чиновники    - представители государства. В регионе это комиссар республики —  региональный префект (им является по совместительству комиссар самого крупного в  регионе департамента), в департаменте  —  также  комиссар  республики  (префект), в округе, не являющемся «территориальным  коллективом»  и  не  имеющем  своего совета, есть су префект. Комиссар республики назначается Советом  министров. Он   представляет   в    своей    административно-территориальной    единице правительство и каждого министра,  руководит  деятельностью  государственных служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств  на  местах),  несет ответственность  за   соблюдение   национальных   интересов,   законов,   за

поддержание общественного порядка. Он непосредственно  отвечает за  состояние сельского хозяйства, за социальные вопросы,  санитарию,  благоустройство.  В его распоряжении находится полиция. Аналогичные  полномочия  осуществляет  в округе супрефект.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По форме  правления  Франция  —  полупрезидентская,  полупарламентарная республика,  по  форме  территориально-политического  устройства  —  сложное унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая  Каледония  — ассоциированное  государство).   Во   Франции   существует   демократический государственный режим.

      Таким  образом,  Франция   является  светской   республикой,   правовым

государством. Ее опыт становления  конституционализма  является  важным  для современных постсоветских государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Конституция Французской Республики: (с изменениями, внесенными Конституционным законом №2008-724 от 23 июля 2008 г.)/ сост., пер. и автор введения Т.С.Масловская. – Минск: БГУ, 2009. – 43 с.
  2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов/ Под общ.ред.чл.-кор. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., Ю.И.Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2005. – 1056 с.
  3. Государственное (конституционное) право зарубежных стран: Учеб.-метод. пособие для студентов юрид. фак. заоч.  
    формы обучения спец. «Правоведение» / Авт.-сост.: Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько. – Мн.: БГУ, 2005. – 115 с.
  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов/ Рук. авт.колл. и отв.ред. Б.А.Страшун. – 4-е изд.,  обновл. и дораб. – М.: Норма, 2005. – 896 с.
  5. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие./ А.М.Арбузкин. – М.: Юристъ, 2004. – 666 с.

 

к теме 4

  1. Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994.
  2. Герасимов А. П. Местное самоуправление и полиция во Франции. М., 1992.
  3. Керимов А. Д. Парламентское право Франции. М., 1998.
  4. Крутоголов М. А. Конституционный Совет Франции. Организация и правовые аспекты деятельности. М., 1993.
  5. Маклаков В. В. Парламент Франции // Парламенты мира. М., 1991.

 

 

 

Учебники, учебные пособия, монографии

  1. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2001.
  2. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2002.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т.: Учеб. / Под ред. Б. А. Страшуна. Т. 1–2. Общая часть. 2-е изд. М., 1996; Т. 3. Особенная часть: страны Европы. М., 1997;
  4. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. / Под ред. проф. В. О. Лучина, проф. Г. А. Василевича, проф. А. С. Прудникова. М., 2001.
  5. Чудаков М. Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Мн., 2001.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конституция V Французской Республики