Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:54, курсовая работа
Целью работы является анализ конституции Французской Республики. Данная тема актуальна, так как Конституция, выполняя роль «главного
регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения.
Введение ……………………………………………………………….
1.Общая характеристика Конституции V Французской Республики
1.1. История принятия Конституции 1958 г.
1.2. Особенности ее структуры
1.3. Порядок пересмотра и конституционные реформы
2. Система государственных органов
2.1. Президент Французской Республики
2.2. Правительство
2.3. Парламент. Правовое положение и полномочия палат
2.4. Конституционный совет. Государственный совет
2.5. Муниципальная система
3. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства
Заключение ……………………………………………………………
Литература……………………………………………………………..
парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.
Государственный совет
правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки
зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия.
3. Конституционно правовой статус
Франции - унитарного государства.
Французская Республика – унитарное государство. Оно делится на
регионы, департаменты и коммуны, которые считаются территориальными коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления. Наряду с этим существуют административные округа, где выборных органов самоуправления нет и управляет назначенный сверху супрефект. Есть историко- географические единицы — кантоны, которые не имеют собственных органов самоуправления и управления, а используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы — трибуналы малой инстанции. Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика — остров в Средиземном море (там есть местный парламент с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель). Кроме того, при парламенте создаются еще три совета с правом совещательного голоса: экономический, социальный, культурный. Новая Каледония (бывшая колония) имеет теперь статус «ассоциированного государства» с Францией. У нее есть местный парламент, но в отличие от «ассоциированных государств» США, которые ранее были подопечными территориями, вопрос о членстве Новой Каледонии в ООН не ставился.
В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента)
избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет. Он ведает
примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире. Как отмечалось, совет обновляется по частям (на 1/2 через 3 года). Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект (позже он получил название комиссара республики, но сегодня используется и прежний термин), а избираемый им председатель совета. Тем не менее совет департамента менее самостоятелен в своих действиях, чем совет общины, он более жестко контролируется центром, префекту подчинены также некоторые местные службы министерств.[10]
В регионах, объединяющих 3—5 департаментов (22 в метрополии и 4
заморских региона — Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также
избирается региональный совет (с 1986 г. — прямыми выборами). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции. В состав комитетов входят представители предпринимателей, профсоюзов, общественных организаций, лица, назначенные правительством. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.
Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-
территориальных
единицах имеются назначенные
сверху чиновники - представители
государства. В регионе это комиссар республики
— региональный префект (им является
по совместительству комиссар самого
крупного в регионе департамента),
в департаменте — также комиссар
республики (префект), в округе, не являющемся
«территориальным коллективом»
и не имеющем своего совета,
есть су префект. Комиссар республики
назначается Советом министров. Он
представляет в своей
административно-
поддержание общественного порядка. Он непосредственно отвечает за состояние сельского хозяйства, за социальные вопросы, санитарию, благоустройство. В его распоряжении находится полиция. Аналогичные полномочия осуществляет в округе супрефект.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По форме правления Франция — полупрезидентская, полупарламентарная республика, по форме территориально-политического устройства — сложное унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония — ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.
Таким образом, Франция является светской республикой, правовым
государством. Ее опыт становления конституционализма является важным для современных постсоветских государств.
ЛИТЕРАТУРА
к теме 4
Учебники, учебные пособия, монографии