Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:54, курсовая работа
Целью работы является анализ конституции Французской Республики. Данная тема актуальна, так как Конституция, выполняя роль «главного
регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения.
Введение ……………………………………………………………….
1.Общая характеристика Конституции V Французской Республики
1.1. История принятия Конституции 1958 г.
1.2. Особенности ее структуры
1.3. Порядок пересмотра и конституционные реформы
2. Система государственных органов
2.1. Президент Французской Республики
2.2. Правительство
2.3. Парламент. Правовое положение и полномочия палат
2.4. Конституционный совет. Государственный совет
2.5. Муниципальная система
3. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства
Заключение ……………………………………………………………
Литература……………………………………………………………..
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра конституционного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Конституция V Французской Республики
Выполнила:
студентка 3 курса, 2 группы,
юридического факультета БГУ
специальности «Правоведение»
заочной формы обучения
Баранчик Ольга Дмитриевна
_________________
(подпись студента)
Минск
2010
СОДЕРЖАНИЕ | |
Введение ………………………………………………………………. |
3 |
1.Общая характеристика Конституции V Французской Республики |
4 |
1.1. История принятия Конституции 1958 г. |
4 |
1.2. Особенности ее структуры |
5 |
1.3. Порядок пересмотра и конституционные реформы |
6 |
2. Система государственных органов |
7 |
2.1. Президент Французской Республики |
7 |
2.2. Правительство |
12 |
2.3. Парламент. Правовое положение и полномочия палат |
15 |
2.4. Конституционный совет. Государственный совет |
21 |
2.5. Муниципальная система |
|
3. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства |
22 |
Заключение ………………………………………………… |
25 |
Литература…………………………………………………… |
26 |
Введение
В жизнедеятельности
конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.
Вне всякого сомнения, конституция
– явление демократического
поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей.
Франция принадлежит к числу государств, внесших особый вклад в развитие конституционно- правовой теории и практики. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: "Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета", заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав человека и гражданина.
Целью работы является анализ конституции Французской Республики. Данная тема актуальна, так как Конституция, выполняя роль «главного
регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.
1.Общая характеристика Конституции V Французской Республики
1.1. История принятия Конституции 1958 г.
Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года послужила законодательной основой V Республики. Принятая на референдуме 28 сентября 1958 года, она организует публичные власти, определяет их роль и взаимодействие. Следует отметить, что Преамбула Конституции 1958 г. Прямо отсылает к трем другим фундаментальным актам: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Преамбуле Конституции от 27 октября 1946 г. и Хартии окружающей среды 2004 г., которые входят в «конституционный блок».
Конституция была подготовлена и принята в условиях острого
внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного прежде всего с борьбой Алжира за освобождение от колониальной зависимости. В этих условиях генерал Шарль де Голль, который во время второй мировой войны руководил вооруженной борьбой французского народа против фашистских оккупантов, стремясь укрепить политическую стабильность и свою личную власть, в соответствии с полномочиями, которые ему предоставил парламент специальным законом, возглавил разработку новой конституции взамен конституции 1946 г. Делегируя ему эти полномочия, парламент оговорил ряд условий, касающихся содержания новой конституции: парламент участвует в ее разработке, имея 2/3 мест в Консультативном комитете по ее подготовке; сохраняется принцип разделения властей; правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование и др. Проект конституции был обсужден в Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28 октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие на референдуме были новым явлением во Франции — все предшествующие конституции принимались парламентами.
Конституция
является пятнадцатым по счету Основным
Законом во Франции с момента
свершения Французской
1.2. Особенности структуры
Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 г.).
Структурно Конституция Франции состоит из преамбулы, которая содержит также первую статью, в которой Франция провозглашается неделимой, светской, социальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения расы и религии; утверждает все вероисповедания.
Конституция содержит 17 разделов, включающих 89 статей, два раздела
отменены: раздел I. О суверенитете; раздел. II. Президент Республики;
раздел III. Правительство; раздел IV. Парламент; раздел V. Об отношениях
между Правительством и Парламентом; раздел VI. О международных договорах и соглашениях; раздел VII. Конституционный совет; раздел VIII. О судебной власти; раздел IX. Высокая Палата правосудия; раздел X. Об уголовной ответственности членов Правительства; раздел XI. Экономический и социальный совет; раздел XII. О местных "коллективах; раздел XIII. О сообществе (был отменен конституционным законом от 4 августа 1995 г.); раздел XIV. О соглашениях об объединении; раздел XV. О Европейских Сообществах и Европейском Союзе; раздел XVI. О пересмотре Конституции; раздел XVII. Переходные положения (был отменен конституционным законом от 5 августа 1995г.).
1.3 Порядок пересмотра и конституционные реформы.
Конституция 1958 г. «жесткая», т.е. для осуществления конституционных реформ установлен особый усложненный порядок.
Предусмотрено два способа
Первый — проект или
Второй вариант заключается в том, что проект пересмотра не выносится
на референдум, а Президент решает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в качестве Конгресса. В этом случае проект пересмотра считается одобренным, если соберет 3/5 поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания. Содержится положение о том, что процедура пересмотра не может быть начата и продолжена при посягательстве на целостность территории; не подлежит пересмотру республиканская форма правления.
Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента. За период с 1958 года по настоящее время Конституция Французской Республики была пересмотрена 24 раза, причем 19 конституционных законов принято за последние 17 лет. Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию был включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном поправки вносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других. Существенные поправки внесены конгрессом в 1995 г.: о перечне вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и о порядке его проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об отмене разделов конституции о французском Сообществе и переходных положениях.
В июле 2008 г. Во Франции прошла значительная конституционная реформа. Конституционный закон от 23 июля 2008 года впервые за 50 лет внес комплексные изменения и дополнения в Конституцию Франции. Они касаются совокупности взаимосвязанных между собой конституционных положений, что позволяет их оценивать как новую редакцию Конституции. Изменения коснулись 47 статей Конституции, из них 9 статей были включены, а остальные 38 статей изменены, дополнены или изложены в новой редакции.[ 1 ]
Конституционная реформа выражается в важнейших нововведениях, относящихся к функционированию публичных властей по трем основным направлениям: 1) лучше контролируемая исполнительная власть; 2) усиленный Парламент; 3) новые права для граждан.
2.
Система государственных
“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой”. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).
Главная черта конституции 1958
г. - концентрация политической
руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы
государства и правительства - одно из проявлений конституционно
закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме.
2.1. Президент
Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента
Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и прямого голосования.
Конституционный закон от 23 июля 2008 года ограничил президентство двумя последовательными сроками. [ 1 ]
Президент республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее количество голосов в первом туре.
Время голосования устанавливается решением правительства. Избрание нового президента происходит не менее чем за двадцать и не позднее чем за тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в должности.
В случае вакантности поста президента республики по какой бы то ни было причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих обязанностей, установленных конституционным советом, который запрошен об этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются председателем сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия, - то правительством.
В случае вакантности и если препятствие объявлено конституционным
советом окончательным, голосование по выборам нового президента происходит - кроме случая непреодолимой силы - не менее чем через двадцать и не позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления об окончательном характере препятствия.