Конституция V Французской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ конституции Французской Республики. Данная тема актуальна, так как Конституция, выполняя роль «главного
регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….
1.Общая характеристика Конституции V Французской Республики
1.1. История принятия Конституции 1958 г.
1.2. Особенности ее структуры
1.3. Порядок пересмотра и конституционные реформы
2. Система государственных органов
2.1. Президент Французской Республики
2.2. Правительство
2.3. Парламент. Правовое положение и полномочия палат
2.4. Конституционный совет. Государственный совет
2.5. Муниципальная система
3. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства
Заключение ……………………………………………………………
Литература……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 57.33 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра конституционного права

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Конституция V Французской Республики

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса, 2 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Правоведение»

заочной формы обучения

Баранчик Ольга Дмитриевна

_________________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

Минск

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………….

3

 

1.Общая характеристика Конституции V Французской Республики

4

1.1. История принятия Конституции  1958 г.

4

1.2. Особенности ее структуры

5

1.3. Порядок пересмотра  и конституционные  реформы

6

2. Система государственных органов

7

2.1.  Президент Французской Республики

7

2.2. Правительство

12

2.3. Парламент. Правовое положение и полномочия палат

15

2.4. Конституционный совет. Государственный совет

21

2.5. Муниципальная система

 

3. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства

22

Заключение ……………………………………………………………

25

Литература……………………………………………………………..

26


 

Введение

      В жизнедеятельности современного  общества особое место принадлежит

конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.

      Вне всякого сомнения, конституция  – явление демократического порядка,

поскольку устанавливает  равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей.

      Франция принадлежит к числу  государств, внесших особый вклад в развитие конституционно- правовой теории и практики. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: "Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета", заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав человека и гражданина.

      Целью работы является анализ конституции Французской  Республики. Данная тема актуальна, так как Конституция,  выполняя  роль  «главного

регулятора»,  осуществляет  обобщенную  регламентацию  наиболее  массовых  и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной  мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе  учета  интересов носителей    конкретных    социально-политических    ценностей,     реальной социокультурной  среды,  международной   обстановки   и   внешнеполитических приоритетов,  реакции  общественного   мнения.   Конституционные   положения содержат концентрированное  нормативное  выражение  принципов  внутренней  и внешней политики государства.

1.Общая характеристика  Конституции V Французской Республики

1.1. История принятия  Конституции  1958 г.

Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года послужила законодательной  основой V Республики. Принятая на референдуме 28 сентября 1958 года, она организует публичные власти, определяет их роль и взаимодействие. Следует отметить, что Преамбула Конституции 1958 г. Прямо отсылает к трем другим фундаментальным актам: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Преамбуле Конституции от 27 октября 1946 г. и Хартии окружающей среды 2004 г., которые входят в «конституционный блок».

Конституция  была  подготовлена   и   принята   в   условиях   острого

внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного  прежде  всего с борьбой  Алжира  за  освобождение  от  колониальной  зависимости.  В  этих условиях  генерал Шарль  де  Голль,  который во время второй  мировой   войны руководил  вооруженной  борьбой  французского   народа   против   фашистских оккупантов,  стремясь  укрепить  политическую  стабильность  и свою  личную власть, в соответствии с полномочиями,  которые  ему  предоставил  парламент специальным  законом,  возглавил   разработку   новой   конституции   взамен конституции 1946 г. Делегируя ему эти  полномочия,  парламент  оговорил  ряд условий, касающихся содержания новой конституции: парламент участвует  в  ее разработке, имея 2/3 мест  в  Консультативном  комитете  по  ее  подготовке; сохраняется принцип разделения властей; правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно быть  всеобщее  голосование  и  др.  Проект  конституции  был   обсужден   в Консультативном совете и  Совете  министров  и  одобрен  на  референдуме  28 октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и  ее  принятие на  референдуме  были  новым  явлением  во  Франции  —  все   предшествующие конституции принимались парламентами.

Конституция является пятнадцатым по счету Основным Законом во Франции с момента  свершения Французской революции. С тех пор она неоднократно частично пересматривалась.

 

1.2. Особенности структуры

 

Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее конституции США. В ней наряду с краткой  преамбулой  содержится  93  статьи, объединенные в 15  разделов  (разд.  13  «О  Сообществе»  и  17  «Переходные постановления»  отменены  в  1995  г.).

Структурно  Конституция Франции состоит  из преамбулы, которая  содержит также первую статью, в которой Франция провозглашается неделимой, светской, социальной,  демократической  республикой;  обеспечивает  равенство   перед законом всех граждан без различия происхождения расы и религии;  утверждает все вероисповедания.

      Конституция содержит 17 разделов, включающих 89  статей,  два  раздела

отменены: раздел I.  О  суверенитете;  раздел.  II.  Президент  Республики;

раздел III. Правительство; раздел IV. Парламент; раздел  V.  Об  отношениях

между Правительством и Парламентом; раздел VI. О международных  договорах  и соглашениях; раздел VII. Конституционный совет;  раздел  VIII.  О  судебной власти; раздел IX.  Высокая  Палата  правосудия;  раздел  X.  Об  уголовной ответственности членов Правительства; раздел XI. Экономический и социальный совет; раздел XII. О местных "коллективах; раздел XIII. О  сообществе  (был отменен конституционным законом от  4  августа  1995  г.);  раздел  XIV.  О соглашениях  об  объединении;  раздел  XV.  О  Европейских  Сообществах   и Европейском Союзе; раздел  XVI.  О  пересмотре  Конституции;  раздел  XVII. Переходные положения (был отменен  конституционным  законом  от  5  августа 1995г.).

 

 

1.3 Порядок пересмотра и конституционные реформы.

 

Конституция 1958 г. «жесткая», т.е. для осуществления  конституционных реформ установлен особый усложненный порядок.  

      Предусмотрено два способа пересмотра  Конституции.

      Первый — проект или предложения  пересмотра  Конституции  должны  быть приняты в идентичной  редакции  обеими   палатами.   Пересмотр   является окончательным после его одобрения референдумом.

      Второй вариант заключается в  том, что проект пересмотра  не  выносится

 на референдум, а Президент решает передать  его на рассмотрение  Парламента, созываемого в качестве Конгресса. В этом случае проект пересмотра считается одобренным, если соберет 3/5 поданных голосов. В  качестве  бюро  Конгресса выступает бюро Национального собрания.  Содержится  положение о том,  что процедура пересмотра не может быть начата и продолжена  при  посягательстве на целостность территории; не  подлежит  пересмотру  республиканская  форма правления.

      Право  предлагать  поправки  к  конституции  принадлежит   президенту, который  должен  делать  это  по  предложению  правительства,  но  на   деле действует самостоятельно, а также членам парламента. За период с 1958 года по настоящее время Конституция Французской Республики была пересмотрена 24 раза, причем 19 конституционных законов принято за последние 17 лет.      Референдум для изменения конституции применялся в 1962  г.,  когда он изменил способ избрания президента, и в 1992 г.,  когда  в  конституцию  был включен раздел о Европейских сообществах и  Европейском  союзе.  В  основном поправки  вносились  конгрессом  и  имели  несущественный  характер,   кроме расширения  права  запроса  в  Конституционный  совет  и  некоторых  других. Существенные поправки внесены конгрессом  в  1995  г.:  о  перечне вопросов, которые могут  быть  вынесены  на  референдум,  и  о  порядке  его проведения, о проведении  сессии  парламента  один  раз  в  год,  об  отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений,  об отмене  разделов  конституции  о   французском   Сообществе   и   переходных положениях.

В июле 2008 г. Во Франции прошла значительная конституционная  реформа. Конституционный закон  от 23 июля 2008 года впервые за 50 лет  внес комплексные  изменения и  дополнения в Конституцию Франции. Они касаются совокупности  взаимосвязанных  между собой конституционных  положений, что позволяет их оценивать  как новую редакцию Конституции. Изменения коснулись 47 статей Конституции, из них 9 статей были включены, а остальные 38 статей изменены, дополнены или  изложены в новой редакции.[ 1 ]

Конституционная реформа выражается в важнейших  нововведениях,  относящихся к  функционированию публичных властей  по трем основным направлениям: 1) лучше  контролируемая исполнительная власть; 2) усиленный Парламент; 3) новые права  для граждан.

 

2. Система государственных органов

 

      “Франция является неделимой,  светской,  демократической  и   социальной Республикой”. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной  закон установил  республиканскую  форму  правления,  имеющую смешанный характер, поскольку  в ней наблюдаются   черты   президентской   республики   (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается  им же) и парламентарной  республики  (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).

      Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти  в

руках  исполнительных  органов.  Сосредоточение   власти   в   руках   главы

государства  и   правительства   -   одно   из   проявлений   конституционно

закрепленной  авторитарной  тенденции  во  французском  политическом  режиме.

 

2.1. Президент

 

Президент находится на  вершине  иерархии  органов государственной  власти. Статья 5 Конституции  закрепляет  за  ним обязанность  обеспечивать  “своим арбитражем нормальное  функционирование  государственных  органов,  а  также преемственность  государства”.  В  этой  же  статье   провозглашается,   что президент является  “гарантом  национальной  независимости,  территориальной целостности,  соблюдения  соглашений  Сообщества  и  договоров”.   Президент обладает широкими  прерогативами  в  области  законодательства.  Он  наделен правом  законодательной  инициативы.  В   отношении   парламента   президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента

Президент республики избирается сроком на семь лет путем  всеобщего  и прямого голосования.

Конституционный закон от 23 июля 2008 года      ограничил президентство двумя последовательными сроками. [ 1 ]

Президент  республики  избирается  абсолютным  большинством  поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в  следующее  за ним второе воскресенье  проводится  второй  тур.  В  нем  могут  участвовать только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся  в более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее  количество голосов в первом туре.

Время голосования  устанавливается  решением  правительства.  Избрание нового президента происходит не менее чем за двадцать и не  позднее  чем  за тридцать пять дней до истечения срока полномочий  президента,  состоящего  в должности.

В случае вакантности  поста президента республики по  какой  бы  то  ни было причине или при наличии  препятствий  к  исполнению  президентом своих обязанностей, установленных конституционным  советом,  который  запрошен  об этом правительством и  который  принимает  решение  абсолютным  большинством голосов своих членов, функции президента республики временно  осуществляются председателем сената, а если у него в свою очередь  имеются  препятствия,  - то правительством.

      В случае вакантности  и   если  препятствие  объявлено   конституционным

советом окончательным, голосование по выборам нового  президента происходит - кроме случая непреодолимой силы  -  не  менее чем через двадцать  и не позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или  объявления об окончательном характере препятствия.

Информация о работе Конституция V Французской Республики