Конституция СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») — основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Работа содержит 1 файл

кр гражданское право.docx

— 52.16 Кб (Скачать)

Верховный Суд СССР состоял  из председателя, его заместителей, членов Верховного

Суда и народных заседателей, избиравшихся Верховным Советом СССР, а также председателей Верховных судов союзных республик, являвшихся членами Верховного Суда СССР по должности.

В декабре 1958 г. в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик участковая система народных судов была заменена единым народным судом города или района. Срок полномочий народных судей увеличен с трех до пяти лет. Это обеспечивало возможность  народному судье лучше изучить  условия района, способствовало стабилизации судебной практики, повышению качества судебной работы. Согласно Основам  народные заседатели стали избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или  жительства, а военнослужащих - по воинским частям.

Основы установили подотчетность  народных судей непосредственно  избирателям, всех других судов - Советам, их избравшим. Основы предусмотрели  также образование пленумов Верховных  судов союзных республик, что  было направлено на обеспечение более  квалифицированного руководства деятельностью  судебных органов, учет специфических  условий республик при осуществлении  правосудия.

Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о военных  трибуналах. Входя в единую систему  судебных органов страны, руководствуясь едиными для всех судов принципами правосудия, трибуналы учитывали  организационную структуру армии. Надзор за судебной деятельностью военных  трибуналов, организационное руководство  ими осуществлялись непосредственно  Военной коллегией Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.

4.Развитие права

Одновременно с поворотом  в сторону усиления демократических  начал в общественной и государственной  жизни активизируется правотворческая  деятельность государства, принимается  ряд новых общесоюзных и республиканских  законов.

Масштабы, объем и многосторонность правотворчества были таковы, что назрела необходимость проведения новой кодификации советского законодательства, в особенности таких его отраслей, как гражданское, уголовное, процессуальное право. В новых законах нашли отражение те изменения в социально-экономической и культурной жизни страны, которые произошли со времени первой кодификации.

Гражданское право. Гражданское  законодательство подвело итог развития социалистических имущественных отношений, закрепило принципы социализма в  гражданском праве.

Существовавшее к началу 50-х гг. гражданское законодательство в значительной мере устарело. Некоторые  нормы, принятые более 30 лет назад, на практике уже не применялись. Кроме  того, гражданское законодательство было кодифицировано в рамках союзных  республик в виде гражданских  кодексов, в масштабе же Советского Союза такая систематизация проведена  не была. Между тем природа союзного государства делала необходимым  выработку и закрепление норм, которые бы определили единые для  страны принципы регулирования гражданско-правовых отношений. Поэтому 8 декабря 1961 г. Верховный  Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и  союзных республик.

В Основах были сформулированы положения, в целом отражавшие сложившуюся  в стране систему имущественных  отношений. Закон закреплял государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных  и иных общественных организаций.

В разделе, посвященном праву  собственности, подчеркивалось, что  Советское государство является собственником всего государственного имущества. За конкретными государственными предприятиями закреплялась только часть этого имущества, поступавшего в их оперативное управление.

Впервые в истории советского законодательства давались классификация  оснований возникновения гражданских  прав и обязанностей, а также классификация  форм защиты гражданских прав.

В разделе Основ гражданского законодательства Союза ССР и  союзных республик, посвященном  обязательственному праву, ведущее  место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства  между государственными и общественными  организациями. Эти нормы имели  цель использовать договорную систему  как инструмент выполнения народно-хозяйственных  планов, обеспечения ответственности  предприятий и организаций за ассортимент, качество и комплектность  продукции, своевременность ее поставки.

Основы определяли единые для всего Союза ССР принципы регулирования имущественных отношений  граждан. Устанавливалось, что государство  защищает личную собственность граждан, основанную на их труде и предназначенную  для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Основы устанавливали, что имущество, находившееся в личной собственности граждан, не могло быть использовано для извлечения нетрудовых доходов.

Таким образом, Основы гражданского законодательства Союза ССР и  союзных республик 1961 г. регулировали имущественные отношения в обществе, где отсутствовала частная собственность  на средства производства и наличествовала социалистическая система ведения  хозяйства.

В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские  кодексы союзных республик.

Трудовое право развивалось  под воздействием мер, которые предпринимались  государством в целях повышения  уровня материального положения  граждан, обеспечения их социальных прав.

В 1955 - 1958 гг. была повышена заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. в среднем на 21% была повышена заработная плата работникам просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального  хозяйства, торговли, общественного  питания и других отраслей, обслуживающих  население.

Проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В  первую очередь были переведены рабочие  и служащие каменноугольной, горнорудной, металлургической промышленности, а  также коксохимических предприятий. В марте 1956 г. на два часа была сокращена  продолжительность рабочего дня  рабочих и служащих в предпраздничные  и предвыходные дни. Для подростков от 16 до 18 лет устанавливался шестичасовой рабочий день. Продолжительность  отпуска женщинам по беременности и  родам увеличена с 77 до 112 календарных  дней. Тогда же был начат перевод  рабочих и служащих без уменьшения заработной платы на семи- и шестичасовой рабочий день.

Были отменены меры, предусмотренные  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г., квалифицировавшиеся  Международной организацией труда  как принудительный труд. Рабочие  и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предупреждением администрации  за две недели.

В 1956 г. была отменена судебная ответственность за самовольный  уход с предприятий, а также за прогул. Директор предприятия или  начальник учреждения получили право  наложить на работника, совершившего прогул, дисциплинарное взыскание согласно правилам внутреннего распорядка, либо лишить его права на получение  процентной надбавки за выслугу лет  на срок до трех месяцев, либо уволить  за прогул с указанием этого в  трудовой книжке. Вопрос о прогульщике  мог быть передан и на товарищеский суд.

В 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новое Положение  о порядке рассмотрения трудовых споров. По Положению на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов  профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Комиссии являлись первичным органом, рассматривавшим  трудовые споры, возникающие между  рабочими и служащими, с одной  стороны, и администрацией - с другой. Это были вопросы увольнения или  перевода на другую работу, оплаты простоя  или брака, сверхурочной работы и  т.д. При несогласии заинтересованного  работника с решением комиссии он мог обратиться в фабричный, заводской, местный комитет профсоюза, который  должен был в 7-дневный срок рассмотреть  жалобу.

Постановление комитета профсоюза, в свою очередь, могло быть обжаловано в 10-дневный срок в народный суд. Такой порядок рассмотрения трудовых споров расширил компетенцию профсоюзов в защите прав рабочих и служащих.

Было проведено изменение  пенсионного обеспечения. В соответствии с Законом о государственных  пенсиях от 14 июля 1956 г. право на пенсию имели граждане, если они стали  инвалидами в связи с выполнением  государственных или общественных обязанностей, а также по старости или в случае потери кормильца. Гражданам, имевшим одновременно право на различные  пенсии, назначалась по их выбору одна пенсия. Выплата пенсий обеспечивалась за счет ежегодно ассигновавшихся по государственному бюджету средств без каких-либо вычетов из заработной платы. Пенсии не подлежали обложению налогами. Пенсии по старости назначались рабочим и служащим: мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Для рабочих и служащих, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, устанавливались льготные условия. Пенсия по инвалидности назначалась, если инвалидность наступала

период работы или после  ее прекращения независимо от того, сколько времени прошло между  прекращением работы и наступлением инвалидности.

В результате введения Закона о государственных пенсиях средний  размер пенсий увеличивался на 50 - 60%, по старости - более чем на 90%. Рабочим  и служащим с невысокой заработной платой пенсии были увеличены в 2 - 2,5 раза.

В 1962 г. была повышена роль профсоюзов в решении вопросов пенсионного  обеспечения рабочих и служащих. Устанавливалось, что документы, необходимые  для назначения пенсий рабочим и  служащим, предварительно подготавливаются комиссиями фабричных, заводских, местных  профсоюзных комитетов по пенсионным вопросам совместно с администрацией предприятий, учреждений и организаций  по последнему месту работы рабочих  и служащих. Руководители предприятий, учреждений и организаций были обязаны  беспрепятственно предоставлять трудовые книжки и другие документы о трудовой деятельности и заработной плате  рабочих и служащих представителям профсоюзов для проверки правильности внесенных в них записей.

Земельное, колхозное и  природоохранительное право. Изменения  в земельном и колхозном праве, происходившие в эти годы, представляли собой составную часть мер, принимавшихся  КПСС и Советским государством по преодолению отставания сельского  хозяйства. В этих целях, в частности, были расширены права колхозов. В  марте 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров  СССР приняли Постановление, которое  предоставило колхозникам право  дополнять и изменять отдельные  положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных, конкретных условий. Колхозы могли теперь сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося  в их личной собственности. Колхозам было предоставлено также право  устанавливать обязательный минимум  трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве, решать вопросы о принятии в артель и  исключении из нее .

Несколько раньше, в марте 1955 г., расширились права колхозов в области планирования. При условии  обеспечения плана поставок и  натуральных поступлений в государственные  фонды колхозы могли сеять  любые культуры и содержать любые  породы скота и в любом количестве. При планировании поставок сохранялся погектарный принцип, т.е. их норма  устанавливалась в зависимости  не от произведенной продукции, а  от размеров закрепленной за хозяйством земли, что должно было стимулировать  более рациональное хозяйствование.

Изменения произошли в  принципах и форме оплаты труда  в колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая  распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании сельскохозяйственного  года, не отвечала принципу материальной заинтересованности колхозников, не способствовала росту производства. Поэтому в  марте 1956 г. было разрешено ежемесячное  авансирование колхозников. Оно, как  правило, проводилось в форме  денежной оплаты. За более производительную работу устанавливалась дополнительная оплата.

Существенные изменения  в правовое регулирование деятельности колхозов были внесены в марте 1958 г. в связи с принятием Верховным  Советом СССР Закона о реорганизации  МТС. Необходимость осуществления  подобной меры мотивировалась тем, что  машинно-тракторные станции свои задачи выполнили. К концу 50-х гг. колхозы  экономически окрепли, технически были лучше оснащены, имели свои квалифицированные  кадры. Поэтому был осуществлен  переход от производственно-технического обслуживания колхозников через  МТС к свободной продаже колхозам тракторов и других машин. Колхозы  получили собственную сельскохозяйственную технику и сами обрабатывали имеющуюся  у них землю. Ремонт техники колхозов стал осуществляться по договорам с  ремонтно-техническими станциями, а  с 1961 г. – с местными отделениями  объединения "Союзсельхозтехника".

Облегчилось положение колхозников, рабочих совхозов и всех граждан, имеющих приусадебные участки в  сельской местности. Законом о сельхозналоге 1953 г. был резко сокращен объем  обложения, введено погектарное  исчисление, установлены многочисленные льготы. Были сокращены также обязательные поставки сельхозпродукции отдельными гражданами, ведущими сельское хозяйство, а затем это обложение было вообще отменено. Все это создавало  стимул для работы на приусадебном участке, дававшем дополнительную продукцию как самому колхознику, так и для свободной продажи на рынке.

Предпринятые меры способствовали некоторому подъему сельского хозяйства. Однако радикально преобразовать его  не могли, поскольку они носили половинчатый и часто непоследовательный характер.

Попыткой одним махом  решить зерновую проблему страны было освоение целинных и залежных земель, которое, конечно, дало определенный результат, но ожидаемой цели не достигло.

В октябре 1960 г. был принят Закон "Об охране природы в РСФСР", направленный на усиление охраны, рациональное использование и воспроизводство  природных ресурсов. Закон объявлял заботу о природе всенародным  делом и возлагал на государственные  органы и общественные организации  обязанность обеспечить охрану, рациональную эксплуатацию и воспроизводство  природных ресурсов; предусматривал ответственность руководителей  учреждений, предприятий, организаций  и граждан за уничтожение или  порчу природных богатств. Аналогичные  законы были приняты в других союзных  республиках.

Уголовное право. В рамках проводившейся в конце 50-х гг. кодификации следует рассматривать  издание в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и  союзных республик. Основы заменили действовавшие с 1924 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и  союзных республик.

Информация о работе Конституция СССР