Конституция СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») — основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Работа содержит 1 файл

кр гражданское право.docx

— 52.16 Кб (Скачать)

Конституция СССР 1936 года (неофициальные  названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») — основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Разработка и принятие

Осенью 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и 12 подкомиссий. Новая Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства — построение социализма. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях.

В её обсуждении впервые участвовало 75 млн. человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием «враждебные отклики»[1].

В работе над текстом конституции  непосредственно принимал участие  И. В. Сталин. Н. И. Бухарин считал себя автором основной части текста конституции[2][3].

Новая конституция была принята 5 декабря 1936 года и официально опубликована 6 декабря в издании Известия ЦИК  СССР и ВЦИК, № 283.

Структура Конституции

 

Принятая в 1936 году конституция  содержала 13 глав и 146 статей.

Структура Конституции СССР 1936 г.:

Глава I. Общественное устройство

Глава II. Государственное  устройство

Глава III. Высшие органы государственной  власти Союза Советских Социалистических Республик

Глава IV. Высшие органы государственной  власти Союзных республик

Глава V. Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик

Глава VI. Органы государственного управления Союзных республик

Глава VII. Высшие органы государственной  власти автономных Советских Социалистических Республик

Глава VIII. Местные органы государственной власти

Глава IX. Суд и прокуратура

Глава X. Основные права и  обязанности граждан

Глава XI. Избирательная система

Глава XII. Герб, флаг, столица

Глава XIII. Порядок изменения  конституции

Содержание

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил  и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность  на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно диктатура пролетариата — пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела «либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

Провозглашалась свобода  совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки.

Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись  всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

В статье 126 Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. партия не упоминалась).

  Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. В конституции отсутствовала должность единоличного президента страны, а функции «коллективного президента» возлагались на Президиум Верховного Совета; предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие.

Правительство страны сохраняло  своё название — Совет Народных Комиссаров СССР, но в 1946 году оно было преобразовано в Совет Министров  СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчетным  Верховному Совету и его Президиуму.

Внесение изменений

 

Изменение Конституции являлось прерогативой Верховного Совета СССР, причём решение об изменении должно было приниматься при поддержке  его большинством не менее 2/3 голосов  в каждой из палат. В Конституцию неоднократно вносились изменения; в основном это было связано с изменениями в структуре правительства СССР:

Закон СССР от 15 января 1938 г.

Закон СССР от 21 августа 1938 г.

Закон СССР от 31 мая 1939 г.

Закон СССР от 4 апреля 1940 г.

Закон СССР от 7 августа 1940 г.

Закон СССР от 1 марта 1941 г.

Закон СССР от 1 февраля 1944 г.

Законом СССР от 25 февраля 1947 г. была утверждена новая редакция Конституции. В дальнейшем внесение изменений  продолжалось:

Закон СССР от 17 июня 1950 г.

Закон СССР от 15 марта 1953 г.

Закон СССР от 8 августа 1953 г.

Закон СССР от 26 апреля 1954 г.

Закон СССР от 28 декабря 1955 г.

Закон СССР от 14 июля 1956 г.

Закон СССР от 16 июля 1956 г.

Закон СССР от 11 февраля 1957 г.

Закон СССР от 12 февраля 1957 г.

Закон СССР от 10 мая 1957 г.

Закон СССР от 20 декабря 1957 г.

Закон СССР от 25 декабря 1958 г.

Закон СССР от 7 мая 1960 г.

Закон СССР от 22 декабря 1960 г.

Закон СССР от 8 декабря 1961 г.

Закон СССР от 24 апреля 1962 г. N 1-VI

Закон СССР от 13 декабря 1962 г. N 802-VI

Закон СССР от 19 декабря 1963 г. N 2000-VI

Закон СССР от 11 декабря 1964 г. N 3095-VI

Закон СССР от 2 октября 1965 г. N 4058-VI

Закон СССР от 9 декабря 1965 г. N 4225-VI

Закон СССР от 3 августа 1966 г. N 3-VII

Закон СССР от 3 августа 1966 г. N 12-VII

Закон СССР от 12 октября 1967 г. N 1935-VII

Закон СССР от 26 июня 1968 г. N 2822-VI

Закон СССР от 13 декабря 1968 г. N 3402-VII

Закон СССР от 11 июля 1969 г. N 4073-VII

Закон СССР от 19 декабря 1969 г. N 4590-VII

Закон СССР от 15 июля 1970 г. N 3-VIII

Закон СССР от 10 декабря 1970 г. N 565-VIII

Закон СССР от 20 сентября 1972 г. N 3355-VIII

Закон СССР от 14 декабря 1973 г. N 5189-VIII

Закон СССР от 26 июля 1974 г. N 3-IX

Закон СССР от 9 июля 1975 г. N 1841-IX

Закон СССР от 29 октября 1976 г. N 4694-IX

Прекращение действия

В 1962 году Верховным Советом  СССР было принято постановление  об образовании комиссии, которой  было поручено разработать проект новой  Конституции; её возглавил Н. С. Хрущёв[4]. В декабре 1964 года председателем  комиссии стал Л. И. Брежнев[5].

Конституция СССР 1936 года утратила силу в связи с принятием 7 октября 1977 года новой («брежневской») Конституции  СССР.

2. Советское государство и право в период общественных отношений (середина 50-х–середина 60 годов)

Содержание

Введение

1.Внешние функции Советского  государства

2.Развитие формы государственного  единства

3.Перестройка государственного  механизма

4.Развитие права

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Период охватывающий десятилетия с середины 50-х годов до конца 80-х, отмечен процессом замедления темпов общественного развития. В предшествующий послевоенный период восстановления народного хозяйства произошла смена форм правления государством; с авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к "коллективному руководству". Несмотря на развенчание культа личности Сталина, волюнтаризм в сфере управления продолжается. Один за другим проваливаются политические и экономические программы, составленные без глубокого анализа состояния общества и экономики. Определенное развитие получает право, пополняя пробелы в нормотворческой деятельности государства в годы авторитарно-тоталитарного режима.

советский политика государственный правовой

 

1.Внешние функции Советского  государства

Советская внешняя политика развивалась в условиях "холодной войны" между капиталистическими державами (США, Великобританией и  др.) и странами социализма во главе  с Советским Союзом.

В мае 1955 г. Советский Союз, Болгария, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия и Германская Демократическая  Республика заключили Варшавский договор  о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Это было ответом на создание Североатлантического блока (НАТО), направленного  против социалистических стран. На европейском  континенте сложились две противостоящие друг другу военные группировки - стран НАТО и стран Варшавского  договора.

Притом в середине 50-х  гг., особенно после XX съезда КПСС, Советское  правительство осуществило ряд  мер, направленных на смягчение международной  обстановки, ослабление ранее проводившегося жесткого курса. Громадное значение имел тот факт, что в решениях съезда указывалось на отсутствие фатальной  неизбежности войны и необходимость  проведения политики мирного сосуществования  двух систем.

Такой курс на конструктивную внешнюю политику принес свои положительные результаты. В 1955 г. при активном участии Советского Союза был урегулирован австрийский вопрос. В заключенном государственном договоре предусматривалось установление постоянного нейтралитета Австрии.

Летом 1955 г. по инициативе Советского Союза в Женеве было созвано Совещание  глав правительств СССР, США, Англии, Франции, что способствовало смягчению напряженности  в международной обстановке.

Советский Союз оказывал политическую и экономическую помощь странам  Азии, Африки и Латинской Америки, боровшимся за освобождение от колониальной зависимости.

В 1954 г. при активном содействии СССР была прекращена война в Индокитае. Франция вывела свои войска из Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. В Женеве были заключены соглашения по Индокитаю.

В 1956 г. Советский Союз при  поддержке других миролюбивых сил  содействовал прекращению военных  действий, которые вели Англия, Франция  и Израиль против Египта, и выводу войск этих стран с египетской территории.

В 1960 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята внесенная Советским  Союзом Декларация о предоставлении независимости колониальным странам  и народам.

Большое внимание во внешнеполитической деятельности Советского государства  уделялось проблеме всеобщего разоружения, запрещению атомного и водородного  оружия и его испытаний, установлению строгого международного контроля за всеми видами вооружения.

Наша страна приняла предложение  западных держав о том, чтобы СССР, США и Китай сократили свои вооруженные силы до 1 - 1,5 млн., а Франция  и Англия - до 650 тыс. человек. Однако западные державы отказались от своих  же предложений. Тем не менее Советский Союз в 1955 г. в одностороннем порядке сократил численность Вооруженных Сил более чем на 2 млн. человек.

Как видим, в основе нашей  внешней политики лежало искреннее  стремление к сохранению и упрочению  мира и безопасности. Однако понимание, что с капиталистической системой в лучшем случае возможно только мирное сосуществование, тревога в ожидании войны держала СССР в постоянном напряжении, вызывала на вынужденное  соревнование в гонке вооружений.

2.Развитие формы государственного  единства

Начавшийся в середине 50-х гг. курс на демократизацию государственной  жизни затронул и форму государственного единства. Он коснулся прежде всего сферы управления экономикой, где сложился крайний централизм, права союзных республик были существенно ограничены, что становилось тормозом для дальнейшего развития народного хозяйства как самих республик, так и Союза в целом. Такой порядок не учитывал тех серьезных изменений, которые произошли за истекшие годы в республиках. Там были подготовлены собственные кадры специалистов в различных областях экономики и культуры, способные более глубоко, чем специалисты из центра, учитывать конкретные условия своих регионов и успешно решать самые сложные задачи.

Одновременно чрезмерная централизация неблагоприятно отражалась и на политической ситуации: республики тяготились таким положением и стремились к большей самостоятельности.

Учитывая эти обстоятельства, в 50-е гг. был осуществлен ряд  мер по расширению прав союзных республик. В 1954 - 1955 гг. из союзного подчинения в  ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В результате удельный вес предприятий  республиканского и местного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г.

Постановлением Совета Министров  СССР от 4 мая 1955 г. был существенно  изменен порядок планирования и  финансирования хозяйства союзных  республик. Советам Министров союзных  республик было предоставлено право  самостоятельно утверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции, вырабатываемой предприятиями республиканских министерств и ведомств, промысловой кооперации. В общегосударственном плане развития народного хозяйства объем продукции по этим предприятиям предусматривался в целом по республике.

Расширение бюджетных  прав союзных республик выразилось в том, что в Государственном  бюджете СССР было отменено деление  бюджета союзных республик на республиканский и местные. Теперь в общесоюзном бюджете стали фиксировать лишь суммы расходов по каждой союзной республике в целом. Республиканские органы стали самостоятельно распределять средства между республиканским и местными бюджетами. Это повысило возможности союзных республик более полно учитывать местные условия при распределении бюджетных средств и, как показала практика, имело положительный результат

Дальнейшие шаги по расширению прав союзных республик были осуществлены на основе решений XX съезда КПСС, в которых  указывалось на необходимость устранения излишней централизации в управлении народным хозяйством. В целях реализации решений съезда ЦК КПСС и Совет  Министров СССР 30 мая 1956 г. приняли  Постановление о дополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тыс. предприятий и организаций  легкой, текстильной, рыбной промышленности, производства продовольственных товаров, промышленности строительных материалов и некоторых других отраслей народного  хозяйства. Автомобильный транспорт  и речной флот также были полностью  переданы союзным республикам.

При этих переменах ведущие  отрасли экономики страны по-прежнему оставались в строго централизованном управлении Союза. Но и в той сфере, которая передавалась в ведение  союзных республик, за Союзом оставалась координирующая роль. Она была возложена  на созданную 11 февраля 1957 г. Экономическую  комиссию Совета Национальностей Верховного Совета СССР. В ее компетенции были: подготовка для Совета Национальностей  предложений по вопросам хозяйственного и социально-культурного строительства  в союзных республиках, предварительное  рассмотрение предложений союзных  республик о проведении тех или  иных мероприятий в области хозяйственного строительства, народного просвещения, здравоохранения и т.д.

Информация о работе Конституция СССР