Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:23, контрольная работа
Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») — основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.
Экономическая комиссия готовила также заключения для Совета Национальностей о соответствии народно-хозяйственных планов, вносимых на утверждение Верховного Совета СССР, задачам экономического развития союзных республик.
Комиссия избиралась в составе председателя и 30 членов: по 2 депутата от каждой союзной республики. При рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы автономных республик, автономных областей и национальных округов, депутатам Совета Национальностей, избранным от этих национально-государственных единиц, обеспечивалось право участия в работе Экономической комиссии.
В рассматриваемый период были расширены (а по сути дела, восстановлены) права союзных республик в области законодательства и осуществления правосудия. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон "Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов".
В результате этого ослаблялась
введенная Конституцией СССР 1936 г. централизация
в области правосудия, гражданского,
уголовного и процессуального
С учетом федеративного устройства государства за Союзом ССР было сохранено право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия.
По Конституции СССР 1936
г. вопросы регулирования
Изменился и состав союзных республик. В 1956 г. была ликвидирована искусственно созданная Карело-Финская ССР (коренные народы составляли здесь лишь 17% населения). На ее месте была вновь создана Карельская АССР в составе Российской Федерации
Важное значение имели меры по восстановлению прав репрессированных в годы Отечественной войны народов. По Закону, принятому в феврале 1957 г., Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую, была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, Черкесская автономная область преобразована в Карачаево-Черкесскую <*>, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в июле 1958 г. в Калмыцкую АССР.
Однако названные меры не были полными. Оставались еще народы, чьи права тоже нуждались в восстановлении (крымские татары, немцы Поволжья и некоторые другие).
3.Перестройка
Перестройка государственного
аппарата обусловливалась стремлением
демократизировать
Однако надо сказать, что далеко не все осуществлявшиеся меры соответствовали вышеназванной цели, а порой представляли собой оторванные от реальной жизни непродуманные проекты, не выдерживавшие даже краткого испытания практикой.
Стремление к демократизации
государственной жизни нашло
выражение в мерах, направленных
на повышение роли Советов, активизацию
их деятельности, упрочение связей
с народными массами. Это было
необходимо потому, что в работе
Советов имелись серьезные
В Постановлении определялись задачи Советов: значительное улучшение организационно-массовой работы и дальнейшее укрепление связи Советов с населением, всемерное вовлечение трудящихся в работу комиссий, массовых самодеятельных организаций. Объявлялась решительная борьба с бюрократизмом и волокитой, невнимательным отношением к нуждам населения, принимались меры по усилению роли Советов в хозяйственном и культурном строительстве, обеспечении общественного порядка и прав граждан, в соблюдении законности.
Результаты сказались скоро - деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов, теснее стали связи Советов с населением.
Развивалась правовая база деятельности Советов. В 1957 - 1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.
Следует отметить, что начиная со второй половины 50-х гг. стали проводиться политические кампании, которые внешне носили демократический характер, а по сути являлись показными, декларативными, не оказывавшими реального воздействия на жизнь. К ним относились всенародные обсуждения важнейших законопроектов, результаты которых даже официально имели рекомендательную силу.
Некоторые волюнтаристские реорганизации, проведенные в эти годы, пожалуй, даже не имели здравого смысла. К ним с полным основанием можно отнести разделение в конце 1962 г. краевых, областных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские, которым были соответственно подчинены промышленные и сельскохозяйственные районы. Полная никчемность такой реорганизации стала очевидной очень скоро: нарушилось единство власти, началась неразбериха в управлении.
Перед страной остро встала
проблема повышения эффективности
управления народным хозяйством. Привычная
централизованная система сковывала
инициативу предприятий, тормозила
развитие промышленности и строительства.
Выход виделся в осуществлении
организационных мер, перестройки
управления. Именно в этом направлении
шел поиск. В соответствии с решениями,
принятыми в мае 1957 г., отраслевой
принцип управления промышленностью
и строительством был в большой
мере заменен территориальным. В
связи с этим были упразднены многие
общесоюзные и союзно-
Переход к территориальной системе управления промышленностью и строительством преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства.
Однако эта цель достигнута не была. Радикальных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло. Обнаружились новые недостатки - расцвет местничества, не всегда компетентное руководство. Главная причина неудачного эксперимента состояла в том, что с созданием совнархозов в основу управления промышленностью и строительством не были положены экономические методы.
В 50-е гг. были осуществлены меры по укреплению правопорядка и законности. Прежде всего был отменен внесудебный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных и иных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке. Многие (хотя далеко не все) несправедливо репрессированные были реабилитированы.
Реорганизации подверглись
и правоохранительные органы. В марте
1954 г. за счет выведения из МВД СССР
соответствующих подразделений
был образован Комитет
Восстановление принципа двойного подчинения органов внутренних дел предполагало укрепление их связи с Советами депутатов трудящихся, усиление контроля Советов над органами МВД.
Аналогичную цель преследовало
и восстановление в 1957 г. наблюдательных
комиссий, создаваемых при исполкомах
районных Советов депутатов трудящихся,
на территории которых имелись исправительно-
В конце 50-х гг. получила распространение передача некоторых государственных функций общественности. Одной из сфер, где эта практика особенно широко применялась, была сфера охраны общественного порядка. В ноябре 1958 г. в Ленинграде возникли добровольные народные дружины (ДНД) по охране общественного порядка.
В целях всемерного развития этой организационной формы ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 г. приняли Постановление "Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране". В соответствии с ним ДНД стали создаваться повсеместно. В 1962 г. в стране насчитывалось более 130 тыс. добровольных народных дружин, объединявших в своем составе более 4 млн. человек.
Надо сказать, что создание
ДНД сыграло, несомненно, положительную
роль, позволило привлечь внимание
общественности к решению важной
задачи охраны общественного порядка.
Вместе с тем невольно принижалось
значение того факта, что эта деятельность
требует профессионального
В 1960 г. ликвидировали Министерство внутренних дел СССР. Однако, как показала практика, это было непродуманным шагом. Усложнилась координация работы республиканских органов охраны общественного порядка, ослаб межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью, снизились возможности использования в этой борьбе новейших достижений науки и техники.
Еще раньше, в 1956 г., были упразднены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик, а их функции управления переданы Верховному Суду СССР, Верховным судам союзных республик и автономных республик, краевым, областным судам. Все эти суды имели теперь право производить ревизии народных судов, контролировать всю их деятельность, а также осуществлять руководство государственными нотариальными конторами.
В феврале 1957 г. в связи с сокращением объема деятельности транспортных судов, а также в силу утраты оснований выделять эти суды в особую судебную систему они были упразднены. Рассмотрение подсудных им дел было возложено на народные, краевые, областные суды, Верховные суды союзных и автономных республик.
24 мая 1955 г. было принято
Положение о прокурорском
Положение обязывало всех прокуроров внимательно следить за тем, чтобы ни один гражданин не был незаконно подвергнут аресту или необоснованно привлечен к уголовной ответственности. Четко подтверждалось, что органы Прокуратуры СССР составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Существенной реорганизации подверглись органы правосудия. В принятом в феврале 1957 г. Положении пересматривались полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны. Надзорные функции Верховного Суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены.
Устанавливалось, что рассмотрение
судебных дел в порядке надзора,
как правило, должно заканчиваться
в судебных органах союзных республик.
Верховный Суд СССР мог истребовать
дела, приговоры и решения по которым
вступили в законную силу, только в
том случае, если они были рассмотрены
в порядке надзора в Верховном
суде союзной республики. Пересмотр
дела в Верховном Суде СССР мог
иметь место лишь в случае противоречия
постановлений Верховных судов
союзных республик общесоюзному
законодательству или при нарушении
этими постановлениями
Сокращение надзорных
функций давало возможность Верховному
Суду СССР уделять больше внимания
изучению и обобщению судебной практики,
еще тщательнее разрабатывать руководящие
разъяснения судебным органам, заниматься
вопросами совершенствования