Конституционно-правовая ответственность главы государства: Россия и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Актуальность темы исследования обусловлена формационными преобразованиями, происходящими в политической жизни страны, - возрастанием значимости института Президента РФ в современной российской государственности. Неотъемлемым элементом правового статуса Президента является конституционно-правовая ответственность.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...
Глава I. Понятие и содержание конституционно-правовой ответственности ……………………………………………………………...
Глава II. Конституционно-правовая ответственность главы государства …………………………………………………………………………………
2.1. Конституционно-правовая ответственность Президента РФ и ее проблематика…………………………………………………………………
2.2. Конституционно-правовая ответственность главы государства в зарубежных странах …………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………..
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по кп.doc

— 145.00 Кб (Скачать)
="justify">Под совершением  аморальных поступков понимается совершение действий, противоречащих высокому статусу главы государства. Это могут быть как факты личной жизни, так и непристойное поведение в деловом общении. Данное обстоятельство, как отмечалось выше, практически нигде конституционно не закреплено. Однако, на мой взгляд, вполне обоснованно будет отстранение от должности главы государства, совершившего аморальный поступок, который стал известен широкому кругу лиц, т.к. эти сведения могут причинить вред как авторитету власти внутри страны, так и сказаться на репутации государства за рубежом. К сожалению, импичмент по данному основанию в большинстве случаев будет не вполне обоснован юридически и, по моему мнению, парламент неправомочен принимать решение об отрешении главы государства от власти. Поэтому считаю, что вопрос об импичменте высшего должностного лица по данному основанию должен приниматься путем проведения всенародного референдума, так как в юридической практике существует положение, что решения принятые на референдуме обладают высшей юридической силой. Касательно оснований для импичмента при исполнении главой государства действий, противоречащих интересам государства весьма, надо отметить, что целесообразность применения данной формулировки весьма спорна. Сложно определить, какая деятельность на самом деле является таковой, так как будущее своей страны каждое политическое движение видит по-своему. Нетрудно вспомнить события начала 90-х годов на просторах постсоветского пространства. Кроме того, ведение антигосударственной деятельности уголовно наказуемо и относится к разряду тяжких преступлений.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  основанием для досрочного смещения с поста главы государства  может являться действие либо бездействие, которое причинило либо могло  причинить существенный ущерб народу, государству, в независимости от того, была нарушена конституционная, иная правовая, либо моральная норма.

     Рассмотрим  особенности проведения процедуры  импичмента в различных странах.

     Процедура импичмента (парламентского преследования)- это процедура отрешения от должности  высших должностных лиц (в том  числе и президента) за совершенные во время нахождения на государственной службе правонарушения. Импичмент предусматривает лишь одну санкцию--смещение с занимаемого поста, после чего снимается иммунитет против судебного преследования, которым обладает президент.

     Существуют  три основных модели проведения импичмента главы государства:

     Согласно  первой модели, весь процесс реализации конституционной ответственности проистекает в парламенте как таковом; по его завершении могут последовать судебные процессы, которые могут рассматривать суды общей юрисдикции.

     Вторая  модель заключается в том, что парламент (либо одна из палат парламента) выступает как обвинение в процессе, а дело о конституционной ответственности решается в судебном органе, специально образуемом парламентом из своей среды, причем этот орган разрешает вопрос не только о конституционной ответственности, но и, при необходимости, вопросы уголовной ответственности, действую как обычный суд.

     Третья  модель схожа как с первой, так и со второй, здесь парламент также выступает как обвинительная сторона, однако далее дело по существу рассматривается органом конституционной юстиции, который выносит решение об импичменте, после чего дело может быть передано в суд общей компетенции.

     Примером  первой модели может послужить процедура импичмента в США. Возбуждает дело об импичменте Палата представителей (часть 5 раздела 2 статьи 1 Конституции). Сначала заявленная инициатива рассматривается в юридическом комитете Палаты, который вырабатывает формулу обвинения в виде статей импичмента. Затем Палата представителей обсуждает его, и если утверждает простым большинством голосов, то передает в Сенат, который правомочен разрешить дело (часть 6 раздела 3 статьи 1). Приступая к процедуре, сенаторы должны принести присягу или сделать торжественное заявление. При процедуре импичмента председательствует в Сенате главный судья Верховного Суда. Заслушав мнения сторон, Сенат тайным голосованием принимает решение по каждой статье импичмента, причем для обвинительного решения требуется большинство не менее двух третей присутствующих сенаторов. Только если по всем статьям импичмента такое большинство имеется, обвиняемое лицо смещается с должности президента. Во время рассмотрения дела Сенат имеет право вызывать и заслушивать свидетелей и совершать другие процессуальные действия по исследованию доказательств. Таким образом, вся процедура досрочного смещения с должности главы государства осуществляется в рамках Конгресса.

     Процедура импичмента во Франции является примером второй модели. Согласно статье 68 Конституции Франции, Президенту Республики может быть предъявлено обвинение только двумя палатами Национального собрания, выносящими идентичные решения абсолютным большинством членов Парламента. Далее дело передается в Высокую палату правосудия, которая рассматривает дело по существу предъявленных обвинений. Высокая палата правосудия, согласно органическому закону «О Высокой палате правосудия» 1959 года, состоит из 24 членов, выбираемых на паритетных началах Национальным собранием и Сенатом, называемых постоянными судьями, а также 12 заместителей. Если Высокая палата правосудия принимает решение об импичменте Президента, то далее она действует как Высшая судебная инстанция общей компетенции

     Пример  третьей модели проведения импичмента можно рассмотреть на основе Конституции ФРГ. Статья 61 Основного закона Германии дает право, как Бундестагу, так и Бундесрату, возбудить перед Конституционным Судом обвинение против Президента в умышленном нарушении им Конституции либо иного федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть представлено от имени не менее чем четверти депутатов Бундестага либо четверти представителей Бундесрата. Решение о возбуждении обвинения принимается не менее двух третей одной из палат Парламента.

     Некоторые конституции зарубежных стран предусматривают иной порядок проведения процедуры импичмента, которые, хотя и схожи с вышеперечисленными моделями, однако, имеют свои существенные особенности.

     Например, Основной Закон Венгрии предусматривает  два различных порядка рассмотрения дела об импичменте в зависимости от тяжести совершенного Главой государства правонарушения.

     В соответствии с частью 4 параграфа 31 Конституции Президент Республики может быть отрешен от должности, если при исполнении им своих обязанностей нарушил Конституцию либо иной закон. Процедура отрешения урегулирована частями 2-6 параграфа 31-а Конституции Республики. Согласно этим положениям, с инициативой привлечения Президента к ответственности по вышеуказанным основаниям может выступить одна пятая часть от общего числа депутатов Государственного собрания. Решение о привлечении Президента к ответственности принимается не менее чем двумя третями голосов депутатов всего Парламента. С этого момента и до конца разбирательства Глава государства не может осуществлять свои полномочия. Разбирательство по делу проводится Конституционным судом. Если Конституционный суд установит, что факт нарушения закона в действительности имел место, то может решить сместить Главу государства с занимаемой должности. Из конституционного текста следует, что здесь все зависит от усмотрения Конституционного Суда, который может оставить Президента в должности, даже если достоверно установлен факт нарушения закона. Данная процедура проводится при подозрении Президента в совершении уголовно-ненаказуемого правонарушения. Если же Президент обвиняется в совершении уголовного преступления, то для его смещения предусмотрена несколько иная процедура. При сохранении процесса выдвижения обвинения (Государственным собранием), предусмотрен другой порядок рассмотрения дела. Согласно параграфу 32 Конституции Венгрии при производстве дела в Конституционном суде должны быть использованы нормы уголовно-процессуального права. Обвинение представляет обвинитель, избранный Государственным собранием из числа своих членов. Уголовное преследование Президента может быть возбуждено только после прекращения его полномочий. Если Конституционный суд установит, что Глава государства умышленно совершил уголовно-наказуемое деяние, то может отрешить Президента от должности и назначить наказание, предусмотренное уголовным законодательством страны.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  при совершении несерьезного правонарушения (за которое не предусмотрена уголовная  ответственность) применяется третья модель проведения процедуры импичмента (то есть парламент выдвигает обвинение, а орган конституционной юстиции разрешает дело по существу), а при совершении им преступления - можно найти признаки, как второй, так и третьей модели (обвинение предъявляется парламентом, а дело о конституционной и уголовной ответственности разрешает Конституционный суд).

     Весьма  своеобразна процедура проведения импичмента в Румынии. Согласно статье 95 Основного Закона Румынии в  случае совершении тяжкого нарушения  Конституции Президент может  быть отстранен от должности совместным заседанием Палаты депутатов и Сената большинством голосов депутатов и сенаторов (прим.: непонятно - вместе или в отдельности) после консультаций с Конституционным судом. Инициатива о смещении может исходить от не менее чем трети депутатов и сенаторов. Инициатива немедленно доводится до сведения Президента, который может дать объяснения по поводу вменяемых ему правонарушений. В случае отстранения Президента Парламент в течение 30 дней должен назначить всенародный референдум, на который выносится вопрос о смещении с поста Главы государства

     При данной модели проведения процедуры  импичмента факт нарушения закона важен, но не играет ведущей роли - последнее  слово принадлежит народу, который  и решает простить или наказать виновного главу государства. То есть харизматичный и поддерживаемый народом лидер может безнаказанно нарушать любые законы.

     Конституция Словакии предусматривает, как правовую, так и политическую ответственность  Президента страны. При выдвижении уголовного обвинения Парламент выступает в роли обвинителя, а дело по существу рассматривает Конституционный суд. Политическая же ответственность реализуется Парламентом единолично. Процедура освобождения главы государства от занимаемой должности не по основаниям, предусмотренным для возбуждения процедуры импичмента, проводится внутри парламента, хотя во многих государствах мира данная процедура конституционно не предусмотрена, из-за чего возникает ряд проблем юридического характера.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  процедуру досрочного смещения с должности главы государства всегда возбуждает парламент, который выдвигает обвинение, далее дело разрешается парламентом, органом конституционной юстиции либо судебным органом, образованным из среды парламента, либо через всенародный референдум. В некоторых случаях органы, рассматривающие дело, при необходимости, могут осуществлять меры конституционной и/ или уголовной ответственности.

           
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Конституционно-правовая ответственность как гарантия сохранения конституционного строя представляет собой прежде всего ответственность власти, в том числе за состояние конституционности и законности в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, должностных лиц, и, следовательно, она должна обеспечивать высокую социальную эффективность функционирования власти. При этом важно, чтобы объем полномочий и обязанностей субъектов, с одной стороны, и объем их ответственности — с другой были сбалансированы и находились в пропорциональной зависимости. Мера власти должна соотноситься с мерой ответственности.

     Поскольку конституционное право главным  образом регулирует политические отношения, постольку и конституционно-правовая ответственность имеет политическое содержание, а ее меры — политический характер.

     Конституционно-правовая ответственность выполняет функцию  политико-правового воздействия  на субъекты, допустившие конституционные деликты, являясь одним из методов регулирования общественных отношений, что дает основание иногда не вполне точно отождествлять конституционно-правовую ответственность с политической. 
Применение мер конституционно-правовой ответственности всегда сопряжено с наступлением неблагоприятных (невыгодных) политических последствий для субъекта, допустившего недолжное поведение в конституционно-правовой сфере.

     Все вышесказанное позволяет делать вывод о том, что законодательство стран, несмотря на разнообразие подходов к вопросу о пределах неответственности  и порядка привлечения к  ответственности   глав   государства , в целом следует единой концепции –  глава   государства  должен обладать иммунитетом, позволяющим ему свободно и в полной мере осуществлять принадлежащие ему полномочия и противостоять давлению различных политических групп, руководствуясь в своей деятельности общегосударственными интересами. Однако иммунитет не означает безграничной неответственности президента – за свои действия он несет государственно-правовую ответственность, в редких случаях сопряженную с уголовно-правовой 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конституционно-правовая ответственность главы государства: Россия и зарубежный опыт