Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа
Актуальность. Актуальность темы исследования обусловлена формационными преобразованиями, происходящими в политической жизни страны, - возрастанием значимости института Президента РФ в современной российской государственности. Неотъемлемым элементом правового статуса Президента является конституционно-правовая ответственность.
Введение ……………………………………………………………………...
Глава I. Понятие и содержание конституционно-правовой ответственности ……………………………………………………………...
Глава II. Конституционно-правовая ответственность главы государства …………………………………………………………………………………
2.1. Конституционно-правовая ответственность Президента РФ и ее проблематика…………………………………………………………………
2.2. Конституционно-правовая ответственность главы государства в зарубежных странах …………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………..
Список источников и литературы
Рассматривая
вопросы конституционно-
Многие авторы предлагают расширить круг оснований конституционно-правовой ответственности главы государства. В связи с этим необходимо ответить тот факт, что Конституция РФ прямо не говорит ни об одной обязанности Президента РФ. Основные из них можно вывести путем анализа текста присяги, содержащегося в части 1 статьи 82 Конституции РФ: уважение и охрана права и свобод человека и гражданина, соблюдение и защита Конституции РФ, защита суверенитета и независимости, безопасности и целостности государства, верное служение народу. Кроме этого, на Президента РФ распространяется общая обязанность соблюдения Конституции РФ и законов, предусмотренная частью 2 статьи 15 Конституции РФ. В то же время объем полномочий Президента непропорционально широк по сравнению с его обязанностями. По мнению С.С. Собянина, «это самый сильный институт из всех органов государственной власти, которые прописаны в Конституции. Однако практически неконтролируемая, высококонцентрированная президентская власть сегодня, по сути, является дестабилизирующим фактором, потому что любая смена руководителя государства, наделенного такими полномочиями, воспринимается как некая революция».6 Совершенно очевидно, что обязанности Президента РФ должны быть четко закреплены в законодательстве, в противном случае о реальности конституционно-правовой ответственности Президента РФ и тем более о возможности ее расширения не может быть и речи, поскольку отсутствуют правовые предпосылки для ее существования.
Президент
РФ не является главой исполнительной
власти в России, но реально говорить
о самостоятельности и
Нужно отметить, что согласно части 3 статьи 115 Конституции РФ, Президент РФ может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Следовательно, Президент РФ обладает правом решать вопрос о законности всех принимаемых Правительством РФ актов правового характера по своей инициативе, причем компетенция Президента РФ в этом отношении шире аналогичного правомочия Конституционного Суда РФ, поскольку последний в силу части 2 статьи 125 Конституции РФ вправе принимать постановления о соответствии только Конституции РФ и именно актов Правительства РФ нормативного характера, к которым относятся постановления Правительства РФ 7, причем для этого требуется запрос субъектов, указанных в части 2 статьи 125 Конституции РФ. Целесообразно и это полномочие Президента РФ сопроводить санкциями за злоупотребление своим конституционным правом для обеспечения законности и расширить правовые возможности Конституционного Суда РФ, также обеспечив их соответствие законодательству возможностью применения конституционно-правовых санкций.
Следует
согласиться с мнением, что действующее
законодательство, регулирующее вопросы
разделения властей, характеризуется
«очевидной односторонностью в пользу
президентской власти при практической
ее бесконтрольности, что делает независимость
законодательной власти весьма уязвимой».
Президент РФ является участником законодательного
процесса и в то же время обладает правом
распускать Государственную Думу, в случаях,
предусмотренных Конституцией РФ: после
трехкратного отклонения Государственной
Думой представленных кандидатур на должность
Председателя Правительства РФ в соответствии
со статьей 111 Конституции РФ, после повторного
выражения недоверия Правительству РФ
со стороны Государственной Думы в соответствии
с частью 3 статьи 117 Конституции РФ, а также
в случае отказа в доверии Правительству
РФ по инициативе Председателя Правительства
РФ в соответствии с частью 4 статьи 117
Конституции РФ. Таким образом, роспуск
нижней палаты парламента России может
быть применен только в случае ее конфликта
с исполнительной властью, что свидетельствует
о его скорее политическом, чем конституционно-правовом
характере. Роспуск представительного
органа или его палаты в связи с выражением
недоверия правительству характерен для
парламентской республики и оправдан
тогда, когда парламент принимает активное
участие в формировании правительства,
соответственно, должен нести определенную
ответственность за его деятельность.
Конституция РФ существенно ограничивает
возможности Государственной Думы в процессе
формирования Правительства РФ, следовательно,
логичным представляется вывод, что целесообразно
в качестве субъекта ответственности
определить тот субъект права, кому в данной
сфере принадлежит ведущая роль. Таким
субъектом, как следует из норм российского
законодательства, является Президент
РФ, но, как ни странно, меры воздействия
могут быть применены именно Президентом
РФ либо по отношению к Правительству
РФ - отставка, либо по отношению к Государственной
Думе - роспуск. Целесообразно перераспределить
полномочия по вопросам формирования
Правительства РФ в пользу Государственной
Думы и исключить возможность произвольной
отставки Правительства РФ Президентом
РФ, что усилит конституционно-правовую
ответственность главы государства.
2.2.
Конституционно-правовая
Как уже было сказано, вопрос об ответственности главы государства является одним из центральных вопросов института президентитуры. Случаи досрочного освобождения с должности и импичмента крайне редко встречаются в мировой истории, но в условиях демократического общества, при наличии реально действующего механизма разделения властей, тем не менее, наличие данного института неоценимо. Институт импичмента и досрочного смещения с должности является одним из наиболее влиятельных элементов системы «сдержек и противовесов». В демократических государствах импичмент является гарантией стабильности общественного уклада и недопущения авторитарного режима правления.
Рассматривая институт ответственности главы государства, в первую очередь стоит определить основания (условия) наступления санкций для субъекта данных правоотношений.
Согласно статье 68 Конституции Франции, «Президент не несет ответственности за действия, совершенные им при исполнении им своих функций, кроме случаев государственной измены» Конституция Французской Республики.
Президент Италии несет ответственность лишь при совершении им государственной измены либо при посягательстве на Конституцию. Законодательство США расширяет перечень оснований для импичмента главы государства - он может быть отстранен от должности в случае признания его виновным в совершении измены, взятничестве либо в ином тяжком преступлении. Кроме того, ряд конституционных актов различных государств мира предусматривают возможность отстранения (освобождения) президента от занимаемой должности по состоянию здоровья. Хотя смещение с должности главы государства по этому основанию по своим правовым последствиям практически не отличается от последствий процедуры импичмента, нельзя считать данный институт составной частью конституционной ответственности, так как для начала рассмотрения дела по первому основанию фундаментом является явление, не зависящее от воли главы государства, а для возбуждения процедуры импичмента необходимо подозрения высшего должностного лица в совершении правонарушения.
Основаниями для досрочного смещения с поста главы государства может также послужить его аморальное поведение, хотя это и не закреплено в конституционных актах большинства государств, однако, является конституционным обычаем. В Конституции Словакии предусмотрена возможность отзыва Президента при ведении им деятельности направленной против суверенитета и территориальной целостности республики, ее демократического конституционного строя.
Таким образом, можно сделать вывод, что досрочное смещение с должности главы государства может иметь место при наличии следующих оснований:
1. при совершении им тяжкого правонарушения.
Практически все современные конституции предусматривают импичмент президента при совершении им государственной измены. Под иными тяжкими преступлениями понимается весьма широкий перечень правонарушений, среди которых присутствуют такие составы преступлений как пропаганда войны, превышение полномочий при отягчающих обстоятельствах, взяточниство, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, хищении в особо крупных размерах и т.д.
2. по состоянию здоровья.
Как уже
отмечалось выше, отстранение от должности
по состоянию здоровья не является
мерой конституционной
3. при совершении аморального поступка либо действий противоречащих интересам государства.