Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа
Актуальность. Актуальность темы исследования обусловлена формационными преобразованиями, происходящими в политической жизни страны, - возрастанием значимости института Президента РФ в современной российской государственности. Неотъемлемым элементом правового статуса Президента является конституционно-правовая ответственность.
Введение ……………………………………………………………………...
Глава I. Понятие и содержание конституционно-правовой ответственности ……………………………………………………………...
Глава II. Конституционно-правовая ответственность главы государства …………………………………………………………………………………
2.1. Конституционно-правовая ответственность Президента РФ и ее проблематика…………………………………………………………………
2.2. Конституционно-правовая ответственность главы государства в зарубежных странах …………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………..
Список источников и литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Факультет
Экономика, право и гуманитарные
науки
Кафедра
«Специальные правовые дисциплины»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Конституционно-правовая
ответственность
главы государства:
Россия и зарубежный
опыт
Выполнил: студент гр. 3-41-1
Ю.К. Колпакова
Научный руководитель: к.и.н., доцент
М.В.Тенсин
Ижевск
2010
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………... | 3 |
Глава I. Понятие и содержание конституционно-правовой ответственности ……………………………………………………………... | 5 |
Глава
II. Конституционно-правовая ответственность
главы государства ……………………………………………………………………………… |
8 |
2.1. Конституционно-правовая
ответственность Президента РФ и ее проблематика……………………………………………… |
8 |
2.2. Конституционно-правовая ответственность главы государства в зарубежных странах ………………………………………………………… | 13 |
Заключение ………………………………………………………………….. | 23 |
Список источников и литературы | 25 |
Введение
Актуальность. Актуальность темы исследования обусловлена формационными преобразованиями, происходящими в политической жизни страны, - возрастанием значимости института Президента РФ в современной российской государственности. Неотъемлемым элементом правового статуса Президента является конституционно-правовая ответственность.
Неполное
и неточное нормативное оформление
института ответственности
Конституционно-правовая
ответственность выступает
Объектом исследования является конституционный статус Президента РФ, особым элементом которого выступает конституционно-правовая ответственность.
Предметом исследования служат основания и меры конституционно-правовой ответственности; конституционно-правовое регулирование проблем ответственности Президента РФ, разновидности и механизм досрочного прекращения вверенных главе государства должностных полномочий.
Цель исследования заключается в анализе общеправовых аспектов конституционно-правовой ответственности в отечественном законодательстве, комплексном изучении теоретических, правовых и практических основ юридического содержания института главы государства, осмыслении влияния Президента на функционирование системы органов государственной власти, определение основных тенденций развития института конституционно-правовой ответственности Президента, изучение совокупности отношений, возникающих по поводу досрочного прекращения полномочий главы государства, а также выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию данного института в России.
Достижение
поставленной цели потребовало решения
следующих задач:
1. Рассмотрение конституционно-правовой
ответственности как вида юридической
ответственности;
2. определить роль и статус Президента
России как субъекта конституционно-правовой
ответственности;
3. определить содержание и правовую природу
досрочного прекращения полномочий Президента;
4. показать возможные аспекты совершенствования
института конституционно-правовой ответственности
Президента РФ.
В
структурно-композиционном
плане выпускная квалификационная
работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка источников и литературы.
Глава
I. Понятие и содержание
конституционно-правовой
ответственности
Конституционно-правовая
ответственность впервые
В
литературе, посвященной конституционно-
Как упоминалось, высказываемые точки зрения о сущности конституционно-правовой ответственности весьма разноречивы, однако в юридической литературе, как правило, признается наличие двух аспектов (видов) конституционно-правовой ответственности - позитивного и негативного (ретроспективного). Ответственность первого вида несут все субъекты конституционно-правовых отношений, ответственность второго вида связана с применением специальных мер воздействия, вытекающих из недолжного поведения субъектов конституционно-правовых отношений1
Сторонники
первого считают, что конституционно-правовая
ответственность проявляется
Представляется, что попытки рассмотрения конституционно-правовой ответственности одновременно с двух позиций могут привести, в том числе, к неприменению мер государственного воздействия к виновным в неправомерном поведении под предлогом несения ими позитивной ответственности.
Ряд
авторов отдает предпочтение ретроспективному
(негативному) аспекту конституционно-
В
свою очередь, негативную конституционно-правовую
ответственность некоторые
Подчеркнем, что, конечно, позитивный и ретроспективный аспекты (виды) ответственности тесно связаны и иногда первый является необходимым условием наступления второго и как бы продолжается в нем. Однако, по нашему мнению, именно в ретроспективном аспекте конституционно-правовая ответственность проявляется наиболее ярко, и именно ретроспективная ответственность не вызывает сомнений как юридическая ответственность. Ретроспективная направленность усиливает воспитательное и правоохранительное значение конституционно-правовой ответственности, ее стимулирующую роль в формировании правомерного поведения и социальной активности субъекта конституционно-правовых отношений. Вряд ли та положительная ответственность, которая сохраняется и в случае ответственного поведения субъекта, может столь же эффективно выполнять указанные функции. При этом не следует вовсе отвергать позитивный аспект как таковой или умалять его значение. Он может и должен быть исследован, но отдельно - как особый вид неюридической ответственности.
В связи с этим, как представляется, следует подходить к конституционно-правовой ответственности, прежде всего как к ответственности за поведение, которое отклоняется от модели, предусмотренной диспозицией конституционно-правовой нормы. А, учитывая особенности предмета конституционно-правового регулирования, необходимо, на наш взгляд, рассматривать конституционно-правовую ответственность с широких позиций. Причем не столько в смысле предлагаемой двухаспектности, а, главным образом, с точки зрения критериев юридической ответственности. Во-первых, в сфере конституционно-правовой ответственности, возможно не только государственное принуждение. Во-вторых, конституционно-правовые санкции, субъекты и основания конституционно-правовой ответственности по форме и содержанию разнообразнее, чем при любом другом виде юридической ответственности.
Исходя
из сказанного, некоторые авторы делают
предположение о том, что конституционно-правовая
ответственность номинально включает
другие самостоятельные виды ответственности
(парламентскую, президентскую, правительственную
или федеральную и др.) и рассматривают
эти виды в качестве самостоятельного
явления 4. Действительно, конституционно-правовая
ответственность разнообразна, ибо многовариантны
конституционно-правовые отношения. Однако
трудно выделить такие особенности, которые
необходимы и достаточны для обособления
таких видов ответственности в качестве
самостоятельных.
Глава
II. Конституционно-правовая
ответственность главы
государства
2.1.
Конституционно-правовая ответственность
Президента РФ и ее проблематика
Специфической
чертой ответственности главы
В данной работе разговор будет вестись преимущественно о конституционной ответственности президента, т.к. монарх не несет ответственности за действия, предпринимаемые им во время пребывания на троне и конституции монархий не предусматривают оснований для смещения монарха с престола.
Действующее
законодательство не позволяет однозначно
рассматривать некоторые