Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:28, лекция
Гегель различает : гражданская неправда (простодушная) - лицо не сознает наличия в его действиях неправомерности, лишь видимости права, ошибочно принимая неправду за настоящее, подлинное право.
Называя гражданскую неправду простым отрицательным суждением, Гегель хочет сказать, что в гражданской неправде не отрицается обладание данной личностью правом вообще, а отрицается лишь данное, особенное право личности.
ГЕГЕЛЕВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ ОТ МЛАДОГЕГЕЛЬЯНЦЕВ К НЕОГЕГЕЛЬЯНЦАМ
Младогегельянцы
(или левые гегельянцы) — группа немецких
интеллектуалов в середине 19 века. Виднейшими
представителями были прямые или косвенные
ученики Г. Гегеля. Их вдохновляла мысль
Гегеля, что целью и обещанием истории
является отрицание всяких ограничений
человеческой свободы, что Свобода и Разум
являются движущими силами истории.
С точки зрения отношения к Гегелевскому наследию водораздел проходил между «правыми» гегельянцами, который считали труды Гегеля наивысшим достижением философии, нуждавшимся только в популяризации, и младогегельянцами (или «левыми» гегельянцами), которые хотели «поставить Гегеля с головы на ноги», то есть вернуть его умозрительную диалектику на реальную почву.
От Гегеля младогегельянцы унаследовали, во-первых, диалектику, понятую как принцип исторического развития, и, во-вторых, метод поверять действительное разумным. При этом они не приняли Гегелевский консерватизм, который провозглашал все действительное необходимым и разумным. Они считали, что задача диалектического мышления — преодолеть текущую ситуацию в Пруссии и в целом в Германии. Радикальная критика религии, содержавшаяся в их произведениях, вылилась в конечном счете в атеизм, радикальная критика общества — в требование ликвидации государства.
Маркс, подводя итоги их деятельности, отмечал, что младогегельянцы заузили свою критику до критики религии, боролись с идеями при помощи идей, а не превращали их в практические политические действия.
В их число входили Д. Ф. Штраус, Л. Фейербах, Б. Бауэр, Э. Бауэр, А. Руге, Э. Эхтермейер, М. Гесс, К. Ф. Кёппен, К. Нойверк. Также к этой группе долгое время были близки М. Штирнер, К. Маркс, Ф. Энгельс.
Неогегельянцы
- неоднородное
философское течение,
МЕТОДОЛОГИЯ ГЕГЕЛЯ
Метод философии Гегеля
При выработке основных принципов своих учений Гегель использовал важнейшие выводы философских систем древнего мира нового времени, естественных и общественных наук. Обобщая предшествующие системы, он критически развивал и своевременно истолковал элементы философских воззрений Вольфа, Спинозы, Лейбница, Канта, Рихте, Шеллинга. “Философия Гегеля - максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, то есть законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой - диалектической логики. На вопрос откуда взялись эти законы Гегель отвечает просто: это мысли бога до сотворения мира. Логика есть изображение бога каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа.”[2]
Гегель считал материализм беспорядочным неправомерным направлением.
Философская система делится Гегелем на три части: 1)логика; 2)философия природы; 3)философия духа.
Исходным
пунктом философии Гегеля выступает
тождество мышления (сознания) и
бытия, это тождество представляет
собой субстанциональное
Объективное
абсолютное мышление есть движущая сила
всего сущего и выступает оно, как абсолютная
идея, которая непрерывно развивается.
Восхождение от абстрактного к конкретному
- общий принцип развития.
Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство. тождество диалектики, логики и теории познания.[3]
Гегелю присущ
гносеологический оптимизм, убеждение
в познаваемости мира. Субъективный
дух, человеческое сознание, постигая
вещи, обнаруживает в них проявление
абсолютного духа, отсюда вывод : все
действительное разумно, все разумное
действительно. Гегель полагал, что существующее
разумно, именно когда оно выражает какую-то
необходимость, закономерность.