Конспект трудов Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:28, лекция

Описание работы

Гегель различает : гражданская неправда (простодушная) - лицо не сознает наличия в его действиях неправомерности, лишь видимости права, ошибочно принимая неправду за настоящее, подлинное право.
Называя гражданскую неправду простым отрицательным суждением, Гегель хочет сказать, что в гражданской неправде не отрицается обладание данной личностью правом вообще, а отрицается лишь данное, особенное право личности.

Работа содержит 1 файл

ИППУ конспект по гегелюd.docx

— 35.00 Кб (Скачать)

ГЕГЕЛЕВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ ОТ МЛАДОГЕГЕЛЬЯНЦЕВ К НЕОГЕГЕЛЬЯНЦАМ

Младогегельянцы (или левые гегельянцы) — группа немецких интеллектуалов в середине 19 века. Виднейшими представителями были прямые или косвенные ученики Г. Гегеля. Их вдохновляла мысль Гегеля, что целью и обещанием истории является отрицание всяких ограничений человеческой свободы, что Свобода и Разум являются движущими силами истории. 

С точки  зрения отношения к Гегелевскому наследию водораздел проходил между  «правыми» гегельянцами, который  считали труды Гегеля наивысшим  достижением философии, нуждавшимся  только в популяризации, и младогегельянцами (или «левыми» гегельянцами), которые  хотели «поставить Гегеля с головы на ноги», то есть вернуть его умозрительную  диалектику на реальную почву.

От Гегеля младогегельянцы унаследовали, во-первых, диалектику, понятую как принцип  исторического развития, и, во-вторых, метод поверять действительное разумным. При этом они не приняли Гегелевский консерватизм, который провозглашал все действительное необходимым и разумным. Они считали, что задача диалектического мышления — преодолеть текущую ситуацию в Пруссии и в целом в Германии. Радикальная критика религии, содержавшаяся в их произведениях, вылилась в конечном счете в атеизм, радикальная критика общества — в требование ликвидации государства.

Маркс, подводя  итоги их деятельности, отмечал, что  младогегельянцы заузили свою критику  до критики религии, боролись с идеями при помощи идей, а не превращали их в практические политические действия.

В их число  входили Д. Ф. Штраус, Л. Фейербах, Б. Бауэр, Э. Бауэр, А. Руге, Э. Эхтермейер, М. Гесс, К. Ф. Кёппен, К. Нойверк. Также к этой группе долгое время были близки М. Штирнер, К. Маркс, Ф. Энгельс.

Неогегельянцы

- неоднородное  философское течение, получившее  наибольшее распространение с  начала 20 в. В Германии, а также  во Франции, Англии, Голландии,  Италии, России, Скандинавии и США  неогегельянцы, ссылаясь на Гегеля, склонялись к методу диалектики, к метафизике, а особенно к  метафизическому толкованию культуры  и истории, к защите идеи  абстрактного государства силы  и к выдвижению на первый  план наук о духе в противоположность  естественным наукам. Главные его представители: К.Фрейер, Г.Глокнер, Т.Л.Геринг, Т.Литт, Б.Бозанкет, Ф.Г.Брэдли, Б.Кроче, Дж.Джентиле (первоначально), Дж.Ройс, Г.Болланд, Дж.Э.Мак-Таггарт, Дж.Х.Стирлинг, .В.Дильтей, И.А.Ильин, Ж.Валь, А.Кожев. Международный “Гегелевский союз” образовался в 1930 (центр – Голландия). После прихода национал-социалистов к власти в Германии антифашистски настроенные неогегельянцы в большинстве своем эмигрировали из страны. Попытки возрождения неогегельянства в послевоенной Германии (Т. Литт и др.).имели ограниченный успех.

МЕТОДОЛОГИЯ ГЕГЕЛЯ

Метод философии  Гегеля

При выработке  основных принципов своих учений Гегель использовал важнейшие выводы философских систем древнего мира нового времени, естественных и общественных наук. Обобщая предшествующие системы, он критически развивал и своевременно истолковал элементы философских воззрений  Вольфа, Спинозы, Лейбница, Канта, Рихте, Шеллинга. “Философия Гегеля - максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, то есть законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой - диалектической логики. На вопрос откуда взялись эти законы Гегель отвечает просто: это мысли бога до сотворения мира. Логика есть изображение бога каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа.”[2]

Гегель считал материализм беспорядочным неправомерным направлением.

Философская система делится Гегелем на три  части: 1)логика; 2)философия природы; 3)философия духа.

Исходным  пунктом философии Гегеля выступает  тождество мышления (сознания) и  бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве.

Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития.  

Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает  узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи  и развитии. Гегель провозглашает  единство. тождество диалектики, логики и теории познания.[3]

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение  в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, отсюда вывод : все действительное разумно, все разумное действительно. Гегель полагал, что существующее разумно, именно когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность. 
 
 
 

Информация о работе Конспект трудов Гегеля