Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:28, лекция
Гегель различает : гражданская неправда (простодушная) - лицо не сознает наличия в его действиях неправомерности, лишь видимости права, ошибочно принимая неправду за настоящее, подлинное право.
Называя гражданскую неправду простым отрицательным суждением, Гегель хочет сказать, что в гражданской неправде не отрицается обладание данной личностью правом вообще, а отрицается лишь данное, особенное право личности.
ВИДЫ НЕПРАВДЫ
Гегель различает : гражданская неправда (простодушная) - лицо не сознает наличия в его действиях неправомерности, лишь видимости права, ошибочно принимая неправду за настоящее, подлинное право.
Называя гражданскую неправду простым отрицательным суждением, Гегель хочет сказать, что в гражданской неправде не отрицается обладание данной личностью правом вообще, а отрицается лишь данное, особенное право личности.
Гражданская неправда есть самая незначительная неправда, так как здесь отрицается лишь особенное. всеобщая воля полностью признается и уважается данным лицом. “Если я говорю : роза не красна, то я все-таки признаю, что она обладает цветом. Я поэтому не отрицаю розу, а отрицаю лишь особенное, красный цвет. Точно также каждое лицо хочет правого и добивается того, чтобы с ним поступили согласно праву. Его неправда лишь в том, что оно признает правом то, чего оно добивается.”[39]
Второй формой неправды, по учению Гегеля, является обман.
В обмане особенная воля обманутого лица не нарушается, так как его заставляют верить, что с ним поступают согласно праву, то что выставляется как подлинное право, на самом деле лишь кажущееся право, оно не является объективно в себе сущим правом, а представляет собой лишь нечто субъективное.
Преступление с точки зрения Гегеля есть нечто неразумное, неистинное также и потому, что оно противоречит понятию человека как существа разумного, могущего действовать подлинно свободно.
Преступление есть такая неправда, которую человек насильственно и открыто ставит на место “права в себе”. В связи с этим Гегель писал, что вор не создает внешней видимости права, которое создается в обмане. Кто совершает преступление, например воровство, тот отрицает не только особенное право другого лица на эту определенную вещь, и отрицает вообще его право, и вора поэтому не только обязывают отдать назад украденную им вещь, но и, кроме того, подвергают еще наказанию, потому что он нарушает право как таковое, т. е. право вообще.”[40]
согласно этому наказание является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание, по гегелевской схеме конкретизация понятия права и морали. На этой ступени, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит лишь в том. чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.
УЧЕНИЕ О МОРАЛИ КАК О СТАДИИ, НА КОТОРОЙ СВОБОДНАЯ ВОЛЯ ПРИОБРЕТАЕТ НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ В САМОЙ СЕБЕ
Сфера морали есть внутреннее наличное бытие воли, внутреннее самоопределение воли отдельной личности, находящее свое выражение в ее действиях.
ПЕРЕХОД ОТ ПРАВА К МОРАЛЬНОСТИ: свою личность, в качестве которой воля только и есть в абстрактном праве, воля имеет теперь своим предметом. Такая для себя бесконечная субъективность свободы составляет принцип моральной точки зрения.
Снятие преступления через наказание, по гегелевской схеме конкретизация понятия права и морали. На этой ступени, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит лишь в том. чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.
Вторая ступень
в развитии идеи права — мораль.
Она является более высокой ступенью,
потому что абстрактные и негативные,
предписания формального права
в ней наполняются
УМЫСЕЛ И ВИНА, НАМЕРЕНИЕ И БЛАГО, ДОБРО И СОВЕСТЬ
На данной
ступени свобода проявляется
в способности индивидов
НЕДОВЕРИЕ СВОБОДНОЙ ВОЛИ СУБЪЕКТИВНЫМ МЕТОДАМ МОРАЛИ
Если мораль - это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя также и как объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть, то нравственность - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это - реально существующие законы и учреждения.
УЧЕНИЕ О НРАВСТВЕННОСТИ КАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТ ИДЕИ СВОБОДЫ
НРАВСТВЕННОСТЬ: единство воли в ее понятии и воли единичного, т.е. субъекта. Проявляется в:
=семья;
=гражданское общество(люди относятся друг к другу как самостоятельные лица, объединенные лишь узами потребности друг в друге);
=государство (право государства выше других ступеней: это свобода в ее самом конкретном образе, подчиненная лишь высшей абсолютной истине мирового духа).
Учение о
нравственности. Нравственность, по мнению
Гегеля, это как бы вторая (общественная)
природа человека, возвышающаяся
над первой (индивидуальной). Тремя
последовательными формами ее развития
являются семья, гражданское общество,
государство. Процесс становления
нравственности есть, в принципе, подчинение
индивидуальности государственным
интересам, т.к. "вся ценность человека,
вся его духовная действительность
существует благодаря государству".
Принцип историзма позволил Гегелю
выявить многие реалии исторического
развития нравственности, проанализировать
сущностные антагонизмы буржуазного
общества показать связь морали с
другими сторонами общественной
жизни, т.е. вписать мораль в социальный
контекст. Однако предложенная им модель
гармонизации личного и общественного
блага оказалась
Третья, высшая,
ступень осмысления права человеком
— нравственность. В ней преодолевается
односторонность формального
КОНКРЕТНОСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ
Абстрактное право и мораль -два односторонних момента, которые приобретают свою действенность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективизируется в наличном виде семьи, гражданского общества и государства.
СЕМЬЯ
Семья завершается в следующих трех сторонах:
в образе своего непосредственного понятия как брак;
во внешнем наличном бытии, в собственности и имуществе семьи и заботе об этом;
в воспитании детей и распаде семьи.
Семья как непосредственная
субстанциальность духа имеет своим
определением свое чувствующее себя
единство, любовь, так что умонастроение
внутри семьи состоит в обладании
самосознанием своей
и для себя сущей существенности, чтобы являть себя в ней не как лицо для себя, а как член этого единства. :
160
Семья завершается в следующих трех сторонах:
а) в образе своего непосредственного понятия как брак; б) во внешнем наличном бытии, в собственности и имуществе семьи и заботе об этом; в) в воспитании детей и распаде семьи. :
ГРАЖДАНСКОЕ
ОБЩЕСТВО
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Oпосредствованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей.
Гражданское общество
182
Одним принципом гражданского общества является конкретное лицо, которое есть для себя как особенная цель, как целостность потребностей и смешение природной необходимости и произвола, но особенное лицо как существенно соотносящееся с другой такой особенностью, так что каждое из них утверждает свою значимость и удовлетворяется только как опосредованное другой особенностью и вместе с тем как всецело опосредованное только формой всеобщности, другим принципом гражданского общества.
Прибавление. Гражданское общество есть дифференция, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства; ибо в качестве дифференции оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное. Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право. Если государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то имеют в виду лишь определение гражданского общества. :В гражданском обществе каждый для себя - цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения
с другими он не может достигнуть своих целей во всем их объеме: эти другие суть поэтому средства для цели особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими придает себе форму всеобщего и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем стремление других к благу.
183
Эгоистическая цель,
обусловленная: в своем осуществлении
всеобщностью, обосновывает систему
всесторонней зависимости, так что
средства к существованию и благо
единичного и его правовое наличное
бытие переплетены со средствами
существования, благом и правом всех,
основаны на этом и только в этой
связи действительны и
187
Индивиды в качестве граждан этого государства - частные лица, целью которых является их собственный интерес. Поскольку же эта цель опосредована всеобщим, которое тем самым представляется им средством, то она может быть ими достигнута только постольку, поскольку они сами определяют свои желания, воление и действование всеобщим образом и делают себя звеном этой связующей цепи. Интерес идеи, не присутствующий в сознании этих членов гражданского общества как таковых, состоит
в процессе, назначение которого состоит в том, чтобы поднять их единичность и природность через естественную необходимость
и произвол потребностей до формальной свободы и формальной всеобщности знания и воления, чтобы формировать субъективность в ее особенности. :
188
Гражданское общество содержит в себе три следующих момента:
А) опосредствование потребности и удовлетворение единичного посредством его труда и посредством труда и удовлетворения потребностей всех остальных, систему потребностей;
Б) действительность содержащегося в этом всеобщего свободы, защиты собственности посредством правосудия;
В) забота о предотвращении остающейся в этих системах случайности и внимание к особенному интересу как к общему с помощью полиции и корпораций.
УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ
Гегель первым различает
гражданское общество и политическое
государство, трактуя гражданское
общество, как опосредованная трудом,
система потребностей покоящаяся на
господстве частной собственности
и всеобщем формальном равенстве. Также
разделяет сословия и подразделяет
политическое государство на три
власти, считая подлежащее разделение
властей в государстве