Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:28, лекция
Гегель различает : гражданская неправда (простодушная) - лицо не сознает наличия в его действиях неправомерности, лишь видимости права, ошибочно принимая неправду за настоящее, подлинное право.
Называя гражданскую неправду простым отрицательным суждением, Гегель хочет сказать, что в гражданской неправде не отрицается обладание данной личностью правом вообще, а отрицается лишь данное, особенное право личности.
ГОСУДАРСТВО:
всеобщая
и объективная свобода, остающаяся
таковой и в свободной
итак, право государства - наивысшее. Идея свободы истинна лишь как государство.
природа государства
не состоит в договорном отношении,
независимо от того, рассматривается
ли государство как договор всех
со всеми или как их договор
с государем или
индивиды не могут по своему произволу отделиться от государства. Разумное назначение человека - жить в государстве, а если его еще нет, то есть требование разума, чтобы оно было основано. Государство должно дать разрешение вступить в него / выйти из него. Следовательно, это не зависит от произвола отдельных людей, и государство зиждется тем самым не на договоре.
В "Философии истории" Гегель определяет государство как "наличную, действительно нравственную жизнь", он считает, что всей духовной реальностью, которой обладает человеческое существо, оно обладает только благодаря государству. "Ведь его духовная действительность заключается в том, что для него, как знающего, объектом является его сущность, разумное начало, что оно имеет для него объективное, непосредственное, наличное бытие...".
Государство,
по его твердому убеждению, "есть
разумная, объективно себя сознающая
и для себя сущая свобода...
Государство есть духовная
В "Философии
права" в разделе о
Государство есть разумное в себе и для себя. Таким образом гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое. Свобода означает достигнуть такой ситуации правового государства.
Наличие
идеи государства Гегель
Гегелевская
идея государства зависимость
и равенство всех перед
1) как непосредственная
действительность в виде
2) в отношениях
между государствами как
3) во всемирной истории.
Государство
как действительность
Правительственная власть, куда Гегель относил и судебную власть, определяется как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений.
Законодательная
власть - это власть определять
и устанавливать всеобщее. Высший
момент идеи государства
В вопросе о суверенитете речь идет о действительности государства как сводного и нравственного целого. В этом состоит "нравственный момент войны, которую не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность...".
Сферу
межгосударственных отношений
Полагая,
что государства находятся в
отношении друг к другу в
естественном состоянии,
"Принцип
международного права, как
В столкновении
различных суверенных воль и
через диалектику их
защита и
обеспечение жизни и
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО ДУХА
Всемирная история как прогресс в сознании свободы представляет собой историю суверенных государств(нравственных субстанций), история прогресса в государственных формированиях. В соответствии с этим всемирная история распадается на 4 всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский. Им соответствуют следующие формы государства: восточная теократия (свобода одного), античная демократия и аристократия (свобода некоторых), современная конституционная монархия (свобода всех). "Восток знал и знает только что один свободен, греческий и римский мир знает только, что некоторые свободны, германский мир знает, что свободны все".
Все новое
время, начавшееся Реформацией,
Всемирная история совершается в сфере духа. Дух, в противоположность природе, - это свобода. Поэтому история есть прогресс в сознании свободы. Что бы в истории не происходило, что бы индивиды ни делали, свобода есть та конечная цель, к которой направляется работа всемирной истории.
Начало
истории, по Гегелю, характеризуется
деятельностью индивидов,
Первый
взгляд на историю как арену
деятельности великих
На этом
уровне центральным понятием
является понятие "народного
духа". Свобода здесь понимается
в контексте национальных
И, наконец,
третий уровень исторической
рефлексии - история как всемирная
история. Орудием истории
* Период
погружения духа в
* Период сознания свободы.
* Период
возвышения свободы до её
"Философия
истории" Гегеля - первое произведение,
в котором философия и история
не просто соединены, а
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право -это не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование. Какой же будет действительность этого долженствования - зависит от суверенных воль различных государств, над которыми нет высшего права и судьи в обычном смысле этих понятий.
Полагая, что государства
находятся в отношении друг к
другу в естественном состоянии,
Гегель не отрицает сам принцип международного
права и возможность правовых,
договорных отношений между государствами.
Государства должны признавать друг
друга в качестве суверенных и
независимых, не вмешиваться во внутренние
дела других, взаимно уважать
"Принцип международного
права, как всеобщего, в себе
и для себя долженствующего
быть действующим в отношениях
между государствами права,
КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ КАК ВЫСШАЯ ТОЧКА РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИИ
Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем постепенных реформ сверху.
В условиях
полуфеодальной Германии философ занимал
исторически прогрессивные
В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка войны Германии с наполеоновской Францией.
Гегель высоко оценивал реформаторскую деятельность Мартина Лютера (1483-1546) и роль протестантизма в процессе утверждения принципа свободы в светских делах. В "Философии истории" о значении лютеровской реформации он пишет: "Благодаря достигнутому примирению пробудилось сознание того, что мирское способно содержать в себе истину; наоборот, прежде мирское считалось лишь злом, неспособным к добру, которое оставалось чем-то потусторонним. Теперь пробуждается сознание того, что нравственное и справедливое в государстве божественны, что в них осуществляется заповедь бога и что по содержанию нет ничего более высокого и священного" (Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. М.; Л., 1935. С. 393). И еще: "Ведь, с одной стороны, сам протестантский мир дошел в мышлении до сознания абсолютно высшего самосознания, и с другой стороны, протестантизм находит успокоение относительно нравственной и правовой действительности в убеждении, которое само, отождествляясь с религией, есть источник всего правового содержания в частном праве и в государственном строе. В Германии просвещение стояло на стороне теологии; во Франции оно тотчас же приняло направление, враждебное церкви. В Германии все в светских делах уже было улучшено благодаря реформации..." (там же, с. 411). С этой позицией Гегеля связано и его положение о том, что "при католической религии невозможно никакое разумное государственное устройство..." (там же, с. 415). Соглашаясь с тезисом, что французская революция "получила первый импульс от философии", Гегель вместе с тем отмечает недостатки этой (просветительской французской) философии, которая "есть лишь абстрактное мышление, неконкретное постижение абсолютной истины..." (там же, с. 413). С этими недостатками французской философии связаны и такие негативные, по оценке Гегеля, порождения французской революции, как абстрактный либерализм и индивидуализм, террор и т.д. Критикуя подобные французские "абстракции" (в их философском выражении и практическом преломлении), Гегель видит назначение подлинной философии (т.е. той, которую он сам развивает) в том, чтобы посредством философского познания (в понятиях) выразить то, что посредством религиозных средств (чувства и веры) уже сделано Лютером в протестантизме.