Конспект трудов Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:28, лекция

Описание работы

Гегель различает : гражданская неправда (простодушная) - лицо не сознает наличия в его действиях неправомерности, лишь видимости права, ошибочно принимая неправду за настоящее, подлинное право.
Называя гражданскую неправду простым отрицательным суждением, Гегель хочет сказать, что в гражданской неправде не отрицается обладание данной личностью правом вообще, а отрицается лишь данное, особенное право личности.

Работа содержит 1 файл

ИППУ конспект по гегелюd.docx

— 35.00 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВО:

всеобщая  и объективная свобода, остающаяся таковой и в свободной самостоятельности  особенной воли. Этот действительный и органический дух народа, проходя  через отношение друг к другу особенных духов различных народов, получает действительность и открывается во всемирной истории как всеобщий мировой дух, право которого есть наивысшее.

итак, право государства - наивысшее. Идея свободы истинна лишь как государство.

природа государства  не состоит в договорном отношении, независимо от того, рассматривается  ли государство как договор всех со всеми или как их договор  с государем или правительством. Это ошибка: перенос определения  частной собственности в сферу  совсем иную и более высокую по своей природе.

индивиды не могут по своему произволу отделиться от государства. Разумное назначение человека - жить в государстве, а если его еще нет, то есть требование разума, чтобы оно было основано. Государство должно дать разрешение вступить в него / выйти из него. Следовательно, это не зависит от произвола отдельных людей, и государство зиждется тем самым не на договоре.

В "Философии  истории" Гегель определяет государство  как "наличную, действительно нравственную жизнь", он считает, что всей духовной реальностью, которой обладает человеческое существо, оно обладает только благодаря  государству. "Ведь его духовная действительность заключается в  том, что для него, как знающего, объектом является его сущность, разумное начало, что оно имеет для него объективное, непосредственное, наличное бытие...".

 Государство,  по его твердому убеждению, "есть  разумная, объективно себя сознающая  и для себя сущая свобода... Государство есть духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой  воли и ее свободы".

 В "Философии  права" в разделе о государстве  развивается то же самое учение  несколько более плотно. "Государство  есть действительность нравственной  идеи - нравственный дух как явная,  самой себе ясная, субстанциональная  воля, которая мыслит и знает  себя и выполняет то, что она  знает и поскольку она это  знает".

 Государство  есть разумное в себе и для  себя. Таким образом гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое. Свобода означает достигнуть такой ситуации правового государства.

 Наличие  идеи государства Гегель констатирует  лишь применительно к современным  ему европейским государствам, в  которых реализована христианская  идея свободы (предпочтительно  в протестантской форме), достигнуты  личная независимость и равенство  всех перед законом, учреждены  представительство и конституционное  правление.

 Гегелевская  идея государства зависимость  и равенство всех перед законом,  учреждены представитель проявляется  трояко:

1) как непосредственная  действительность в виде индивидуального  государства (речь идет о государственном  строе, внутреннем государственном  праве);

2) в отношениях  между государствами как внешнее  государственное право;

3) во всемирной  истории.

 Государство  как действительность конкретной  свободы есть индивидуальное  государство. В своем развитом  и разумном виде такое государство  представляет собой конституционную  монархию, основанную на разделении  властей (законодательная, правительственная  и власть государя). Надлежащее  разделение властей в государстве  Гегель считал гарантией публичной  свободы.

 Правительственная  власть, куда Гегель относил и  судебную власть, определяется как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений.

 Законодательная  власть - это власть определять  и устанавливать всеобщее. Высший  момент идеи государства представляет  собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к  другу как самостоятельные, свободные  и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет,  выступает как абсолютная власть  идеального целого над всем  единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью, правами  отдельных лиц и их объединений. 

 В вопросе  о суверенитете речь идет о действительности государства как сводного и нравственного целого. В этом состоит "нравственный момент войны, которую не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность...".

 Сферу  межгосударственных отношений Гегель  трактует как область проявления  внешнего государственного права.  Международное право -это не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование. Какой же будет действительность этого долженствования - зависит от суверенных воль различных государств, над которыми нет высшего права и судьи в обычном смысле этих понятий.

 Полагая,  что государства находятся в  отношении друг к другу в  естественном состоянии, Гегель  не отрицает сам принцип международного  права и возможность правовых, договорных отношений между государствами.  Государства должны признавать  друг друга в качестве суверенных  и независимых, не вмешиваться  во внутренние дела других, взаимно  уважать самостоятельность и  т.п. 

"Принцип  международного права, как всеобщего,  в себе и для себя долженствующего  быть действующим в отношениях  между государствами права, состоит,  в отличие от особенного содержания  позитивных договоров в том,  что договоры, на которых основаны  обязательства государств в отношении  друг к другу, должны выполняться".

 В столкновении  различных суверенных воль и  через диалектику их соотношения  выступает всеобщий мировой дух,  который обладает наивысшим правом  по отношению к отдельным государствам(духам отдельных народов) и судит их.

защита и  обеспечение жизни и собственности  индивидов в качестве единичных  не есть необходимо субстанциальная  сущность государства; государство - наивысшее, которое притязает на саму эту  жизнь и собственность и требует, чтобы они были принесены в  жертву.

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ  ДВИЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО ДУХА

Всемирная история как прогресс в сознании свободы представляет собой историю  суверенных государств(нравственных субстанций), история прогресса в государственных формированиях. В соответствии с этим всемирная история распадается на 4 всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский. Им соответствуют следующие формы государства: восточная теократия (свобода одного), античная демократия и аристократия (свобода некоторых), современная конституционная монархия (свобода всех). "Восток знал и знает только что один свободен, греческий и римский мир знает только, что некоторые свободны, германский мир знает, что свободны все".

 Все новое  время, начавшееся Реформацией,  Гегель считает эпохой германской  нации, под которой имеет в  виду не только немцев, но и  вообще народы северо-западной  Европы. Славянские народы, в том  числе и Россия, а также США,  по оценке Гегеля, еще не успели  обнаружить себя во всемирной  истории.

Всемирная история совершается в сфере  духа. Дух, в противоположность природе, - это свобода. Поэтому история  есть прогресс в сознании свободы. Что  бы в истории не происходило, что  бы индивиды ни делали, свобода есть та конечная цель, к которой направляется работа всемирной истории.

 Начало  истории, по Гегелю, характеризуется  деятельностью индивидов, которые  руководствуются интересами, страстями  и т.п. Но поскольку история  разумна, она все эти аффектные действия пытается оразумить и для этого выбирает в качестве орудия великих личностей. Гегель называет имена Александра Македонского, Цезаря, Лютера.

 Первый  взгляд на историю как арену  деятельности великих личностей  не дает ответа на многие  вопросы, в частности, на вопрос  о разумности истории. Поэтому,  Гегель предлагает второй, более  конкретный уровень рефлексии. 

 На этом  уровне центральным понятием  является понятие "народного  духа". Свобода здесь понимается  в контексте национальных особенностей. Средством реализации свободы  выступает государство. 

 И, наконец,  третий уровень исторической  рефлексии - история как всемирная  история. Орудием истории выступает  не отдельная личность, а всемирно  исторические народы. Гегель выделяет  три этапа мировой истории:  

* Период  погружения духа в естественность.

* Период  сознания свободы. 

* Период  возвышения свободы до её чистой  всеобщности.  

"Философия  истории" Гегеля - первое произведение, в котором философия и история  не просто соединены, а взаимно  раскрывают друг друга.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область  проявления внешнего государственного права. Международное право -это не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование. Какой же будет действительность этого долженствования - зависит от суверенных воль различных государств, над которыми нет высшего права и судьи в обычном смысле этих понятий.

Полагая, что государства  находятся в отношении друг к  другу в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права и возможность правовых, договорных отношений между государствами. Государства должны признавать друг друга в качестве суверенных и  независимых, не вмешиваться во внутренние дела других, взаимно уважать самостоятельность  и т.п.

"Принцип международного  права, как всеобщего, в себе  и для себя долженствующего  быть действующим в отношениях  между государствами права, состоит,  в отличие от особенного содержания  позитивных договоров в том,  что договоры, на которых основаны  обязательства государств в отношении  друг к другу, должны выполняться". 

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ КАК ВЫСШАЯ ТОЧКА  РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ  ИСТОРИИИ

Политический  идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу  с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем постепенных реформ сверху.

В условиях полуфеодальной Германии философ занимал  исторически прогрессивные позиции, был сторонником конституционной  монархии и законности прав и свобод личности, частной собственности  и свободы договоров, суда присяжных.

В учении о  внешнем государственном праве (международном  праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь  в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в  то же время оправдывает возможность  решения споров международного характера  путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка войны Германии с наполеоновской Францией.

Гегель высоко оценивал реформаторскую деятельность Мартина Лютера (1483-1546) и роль протестантизма в процессе утверждения принципа свободы в светских делах. В "Философии  истории" о значении лютеровской реформации он пишет: "Благодаря достигнутому примирению пробудилось сознание того, что мирское способно содержать в себе истину; наоборот, прежде мирское считалось лишь злом, неспособным к добру, которое оставалось чем-то потусторонним. Теперь пробуждается сознание того, что нравственное и справедливое в государстве божественны, что в них осуществляется заповедь бога и что по содержанию нет ничего более высокого и священного" (Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. М.; Л., 1935. С. 393). И еще: "Ведь, с одной стороны, сам протестантский мир дошел в мышлении до сознания абсолютно высшего самосознания, и с другой стороны, протестантизм находит успокоение относительно нравственной и правовой действительности в убеждении, которое само, отождествляясь с религией, есть источник всего правового содержания в частном праве и в государственном строе. В Германии просвещение стояло на стороне теологии; во Франции оно тотчас же приняло направление, враждебное церкви. В Германии все в светских делах уже было улучшено благодаря реформации..." (там же, с. 411). С этой позицией Гегеля связано и его положение о том, что "при католической религии невозможно никакое разумное государственное устройство..." (там же, с. 415). Соглашаясь с тезисом, что французская революция "получила первый импульс от философии", Гегель вместе с тем отмечает недостатки этой (просветительской французской) философии, которая "есть лишь абстрактное мышление, неконкретное постижение абсолютной истины..." (там же, с. 413). С этими недостатками французской философии связаны и такие негативные, по оценке Гегеля, порождения французской революции, как абстрактный либерализм и индивидуализм, террор и т.д. Критикуя подобные французские "абстракции" (в их философском выражении и практическом преломлении), Гегель видит назначение подлинной философии (т.е. той, которую он сам развивает) в том, чтобы посредством философского познания (в понятиях) выразить то, что посредством религиозных средств (чувства и веры) уже сделано Лютером в протестантизме.

Информация о работе Конспект трудов Гегеля