Китайская цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:56, реферат

Описание работы

На реке Вэй, притоке Хуанхэ, к западу от Шанского государства обитало воинственное племя Чжоу. Создав мощный союз племен, Чжоу на рубеже II-I тыс. до н.э. завоевали шанцев и утвердили свое господство в бассейне Желтой реки. Чжоуский правитель Уван, в 1027 г. до н.э. в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана Чжоу Синя, окончательно победив великий город Шан. На смену Шанскому государству приходит государство Чжоу, в развитии которого выделяется два этапа: Западное Чжоу (XI в. - 771 г. до н.э.) и Восточное Чжоу (771 - 221гг. до н.э.).

Содержание

Цивилизация эпохи Чжоу и формирование китайской государственности………………………………………………………………..3
Роль Конфуция в формировании этико-политического учения о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности, и соблюдении ритуала……………………………..6
Учение моистов о государственном управлении…………………………..9
Китайская цивилизация эпохи Хань: особенности системы управления империей…………………………………………………………………………..11
Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации…………14
Литература…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

МинистерствО ОБРАЗОВАНИЯ рЕСПУБЛИКИ бЕЛАРУСЬ.docx

— 52.55 Кб (Скачать)

   Во взглядах Конфуция на устройство государства правила выполняли функцию закона.

   Обычное право, на котором держалась жизнь общин, и зарождающееся законодательство Конфуций спешил заметить реконструируемыми им нормами поведения. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось осуществлять на основании правил, они, естественно, выполняли функции закона.

   Конфуций настаивал на том, чтобы правители укрепили свое господство, строго соблюдали древние обряды: “Если в верхах соблюдается ритуал, народом легко управлять”

   Конфуций заимствовал идею всеобщности и всеобязательности норм поведения, вывел ее за рамки небольшого коллектива и распространил уже в пределах всего государства. Он наделил ли идеей всеобщности и обязал всех, включая и правителя, соблюдать весь комплекс норм, связанных с правилами.

   Согласно учению Конфуция, идеальные правила существовали только в древности, поэтому только тогда в Поднебесной царили порядок и культура. Идеализация древности, использование древности в качестве самого весомого аргумента в политических спорах и теоретических построениях стали традиционными ко времени Конфуция. Основоположники многих филосовских и этико-политических школ, таких, как легистская, маоистская, даоская и др., часто использовали понятие древность именно в этом значении. Однако никто до Конфуция не уделял большого внимания древности, не отдавал ей пальму первенства в своих учениях. Конфуция по праву можно назвать певцом древности, но и ориентировал свою модель государства как бы в прошлое. Идеальное прошлое должно было, по замыслам Конфуция, играть роль идеального будущего. Поэтому все лучшее, что было связано с правилами, - это лишь отражение тех правил, которые уже были в древности.

   У Конфуция нет четкой и подробной схемы организации управления, но именно Конфуцию принадлежит честь создания образа китайского бюрократа.

   В своих суждениях о государстве Конфуций выделяет два типа людей, два социальных слоя: управляющих и управляемых. В суждениях об управляющих он вводит уже готовую модель идеального человека - цзнь цзы. В данном случае цзюнь цзы, уже благородный чиновник, олицетворяющий  всех причастных к делам управления государством и народом - от мелкого чиновника до сановника и самого правителя. Но чаще всего благородным чиновником он называет высших управляющих.

   Конфуций не был против эксплуатации народа, он всегда и во всем опасался крайностей, поэтому  и здесь он выступает за умеренную эксплуатацию, так называемое “справедливое использование народа”.

   Идея обратной связи государства и народа присутствовала и в учении легистов, но использовалась она несколько по-иному. У Конфуция ее главная цель - избежать конфликтов между управляемыми и управляющими; последние должны добиться такого положения, когда народ доверяет им.

   И Конфуций неоднократно обращал внимание учеников на этот аспект управления, введя его в одну из обязательных функций государства. Конфуций отмечал, что в хорошо управляемом государстве должно быть “достаточно продовольствия, достаточно вооружения и народ должен верить ей (администрации)”.

   Конфуций впервые в истории Китая с помощью образа цзюнь цзы поднял значение бюрократии в системе управления и обществом в целом. Бюрократия обязана была не только следить за соблюдением правил, но и воплощать их в жизнь на собственном примере. Именно она в конфуцианской модели государства являлась и толкователем и носителем правил.  
 
 
 
 
 
 

3.Учение моистов о государственном управлении.

   Основатель моизма Мо-цзы (479-400 гг. до н.э) - основатель школы моистов, развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.

   В поисках "единого образца справедливости" Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. Эта идея, единой для всех справедливости и единой законодательной власти, своим острием была направлена против произвола местных властей и сановников, против "больших людей — ванов, гунов", устанавливающих свои порядки, прибегающих к жестоким наказаниям и насилию, что, по смыслу договорной концепции Мо-цзы, противоречит всеобщему соглашению о верховной власти и ее прерогативе устанавливать единый и общеобязательный "образец справедливости".  
   Моизм выражал интересы мелких собственников - свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво. С одной стороны, они были близки к трудящимся массам и в известной степени восприняли их убеждения, а с другой, — добившись определенного положения в обществе, стремились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий. Такими же противоречиями было пронизано учение моистов. Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. С этих позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев. Источником мудрости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, взятые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами — желанием служить простолюдинам, усердием в делах и т. п. "Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником". 
В подтверждение этого вывода Мо-цзы ссылался на пример древних. Первым правителем, согласно концепции, люди избрали самого достойного. Древние правители, утверждал Мо-цзы, приносили пользу всему народу. Среди них многие были выходцами из низших сословий: один сначала лепил горшки, другой был рабом, третий — каменщиком. Причиной нынешних неурядиц и хаоса является то, что правители отвергли заветы старины, предаются алчности, ведут из-за этого нескончаемые войны, повергают простолюдинов в нищету.                                                                                                                                   

   Учение моизма о выдвижении мудрых содержало в зародыше идею равенства, обосновывало возможность передачи верховной власти представителям трудового народа.

    Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих порядков к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве.  
   Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления  полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы: "Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным". Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.  
   Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены. Концепция завершалась восхвалением деспотически-бюрократического государства, исключавшего всякую возможность не только участия народа в управлении, но и обсуждения им государственных дел. Взгляды Мо-цзы на государственное единство приближались к идее централизации власти.  
   Моизм отражал результаты перерастания патриархальной общины в территориальную, развития отношений, построенных на расчете и соображениях выгоды, но воспроизводил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи. В политической программе моизма просматриваются как прогрессивные, так и консервативные тенденции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Китайская  цивилизация эпохи  Хань: особенности  системы управления  империей.

   Эпоха династии Хань в истории Китайской цивилизации делится на два этапа: Западноханьский (206 г. до н.э.-8 г.) и Восточноханьский (25-220 гг.).

   Когда в конце 207 г. до н.э. последний император династии Цинь сдавался одному из вождей восставших Лю Бану, будущему основателю династии Хань, Китай переживал глубокий кризис в стране царил политический хаос, административная система разваливалась, поля запустели, голод сокращал население.

    Для эпохи династии Хань ее специфику можно определить тремя ключевыми словами: реформы, конфуцианство как господствующая религия и внешнеполитическая экспансия.

    Навести порядок в истощенной многомиллионной стране Лю Бану, бывшему старосте маленькой деревеньки, ставшему императором Синего неба, как называли Хань, удалось не без труда. Действуя гибко и осторожно, серией указов он отменил законы Цинь с их казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями, объявил амнистию, снизил налог с крестьян. Однако циньская административно-бюрократическая система и основные экономические установления продолжали существовать. И хотя попрежнему своим статусом и местом в обществе резко выделялись чиновники, Лю Бан опирался на землевладельцев, провозгласил земледелие основой хозяйства империи и самым уважаемым занятием.

   Основным источником государственных доходов были налоги, взимавшиеся с крестьян-земледельцев и ремесленников. При первых ханьских императорах, не забывавших об участи предыдущей династии, размеры налогов и нормы отработок были незначительны, что позволило восстановить земледелие, ремесло и торговлю.

   Годы правления У-ди (140-87 г. до н.э.) – время расцвета Китайской цивилизации эпохи Хань. Центральной власти удалось окончательно подчинить себе новую поместную аристократию, наладить экономику страны и поднять общественное благосостояние. Возросло число городов с населением до 50 тыс., небывалых размеров достигла работорговля. Монополия на соль, железо и вино приносила доход империи. Исключительно большое развитие получила внешняя торговля.

    Со времен правления У-ди Ханьская империя превратилась в сильное централизованное государство. Страна управлялась армией чиновников, число которых превышало 130 тыс. Чиновники, или ученые, делились на 9 рангов в зависимости от степени, присвоенной им после прохождения экзаменов. Система экзаменов для отбора достойных и присвоения им звания эрудита соответствующей степени была введена в 136 г. до н.э. 
Раз в три года победители провинциальных туров съезжались в столицу и сдавали экзамены самому императору. Во время экзаменов они должны были написать сочинение на заданную тему. Претенденты на чин на экзаменах должны были показать знание книг, составлявших основу конфуцианского канона Пятикнижия. Государственный экземпляр Пятикнижия был высечен на камне. Прошедшим испытание присваивались ученые степени, открывавшие возможность получения назначения на должность в органы центральной и местной власти.  
   Место назначения чиновника менялось каждые 5 лет. За службу они получали жалование или земельный надел. Чиновник не мог передавать по наследству ни своего звания и ранга, ни землю. Однако они имели больше возможностей, чем простолюдины, дать своим детям образование, позволявшее сдать экзамен и получить должность. 
   Во II в. до н.э. Ханьская империя признала конфуцианство и в его лице обрела официальную идеологию с отчетливо выраженным религиозным оттенком. Нарушение конфуцианских заповедей каралось смертью как наитягчайшее преступление. На основе конфуцианства была выработана всеохватывающая система образа жизни и организации управления. Император в своем правлении должен был опираться на принципы человеколюбия и справедливости, а помогать ему проводить правильную политику, должны были ученые чиновники. Отношения в обществе должны были регулироваться на основе ритуалов, которые определяли обязанности и права каждой группы населения. Всем людям надлежало строить отношения в семье на основе принципов сыновней почтительности и братской любви.

   Одна из важнейших черт цивилизации Ханьского Китая – непрерывное интенсивное взаимодействие с окружающим миром, с варварской периферией, населенной степными кочевниками. Северные соседи ханьцев сюнну (хунну) постоянно угрожали безопасности империи, войска которой в основном успешно сдерживали их натиск, постепенно оттесняя от Великой Китайской стены. Но когда ханьцы оказывались неспособными защитить свои границы от набегов, кочевники не только вторгались в их земли, разоряя города и деревни и увозя награбленное в свои ставки, но и захватывали исконные земли Ханьской империи. Кочевники часто превосходили ханьцев в военном отношении, но всегда отставали в культурном. Им приходилось использовать опыт и законы ханьцев, перенимать их язык, традиции, религию. 
   После разведывательной экспедиции путешественника Чжан Цяня в Среднюю Азию (138-125 гг. до н.э.), ханьцы взяли курс на завоевание Западного Края (Восточного Турке-стана). Вытеснив сюнну, подчинив ряд городов-государств и установив контакты со Средней Азией, они взяли под контроль Великий шелковый путь, связывающий Китай с Западом. На-лаживание регулярной торговли существенно сказалось на культурном взаимодействии двух великих цивилизаций древнего мира Китайской и Римской.

   Почти одновременно Ханьская империя развернула экспансию на юг и восток. Было покорено древнекорейское государство Чосон и древневьетнамские государства Аупак и Намвьен. 
   Экспансионистские устремления Ханьской империи привели к истощению государственных ресурсов, росту налогов, поборов и принудительных работ, ухудшения положения людей. По стране одна за другой катились волны восстаний бедных слоев населения. Ван Ман, правивший в 9-23 гг., предпринял попытку восстановить государственный контроль над хозяйственной жизнью страны: земля была передана в собственность государства, была запрещена торговля землей и рабами, ликвидировано частное рабство, введена монополия на вино, соль, железо. Однако неотлаженность реформ, слишком стремительное и энергичное их проведение, привели к обострению социальных противоречий. Восстание «краснобровых» в 18 г., гражданская война в стране и экологическая катастрофа предрешили конец правления Ван Мана.  
   В 25 г. Гуан У ди (25-57 гг.) захватил власть и восстановил династию Хань. Предпринимались отчаянные усилия преодолеть кризис в стране. Как никогда ханьцы развернули внешнюю торговлю. В III в. официально отменили монетное обращение, используя в качестве денег шелк и зерно.

   Сократилась численность населения, а число городов уменьшилось в два раза. наряду с непрерывной борьбой клик при дворе, привело к ослаблению центральной власти, социальной дестабилизации (восстание Желтых повязок в 184 г.) и падению династии.

Информация о работе Китайская цивилизация