Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:56, реферат
На реке Вэй, притоке Хуанхэ, к западу от Шанского государства обитало воинственное племя Чжоу. Создав мощный союз племен, Чжоу на рубеже II-I тыс. до н.э. завоевали шанцев и утвердили свое господство в бассейне Желтой реки. Чжоуский правитель Уван, в 1027 г. до н.э. в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана Чжоу Синя, окончательно победив великий город Шан. На смену Шанскому государству приходит государство Чжоу, в развитии которого выделяется два этапа: Западное Чжоу (XI в. - 771 г. до н.э.) и Восточное Чжоу (771 - 221гг. до н.э.).
Цивилизация эпохи Чжоу и формирование китайской государственности………………………………………………………………..3
Роль Конфуция в формировании этико-политического учения о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности, и соблюдении ритуала……………………………..6
Учение моистов о государственном управлении…………………………..9
Китайская цивилизация эпохи Хань: особенности системы управления империей…………………………………………………………………………..11
Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации…………14
Литература…………………………………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ» |
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МЕЖДУНАРОДНОЕ
ПРАВО» КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА |
ТЕМА КСРС: «КИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ» |
Гродно, 2011 |
Выполнила студентка 1 курса 2 группы дневной формы обучения
Мартыненко
Евгения Андреевна
Содержание
1.Цивилизация
эпохи Чжоу и формирование
китайской государственности.
На реке Вэй, притоке Хуанхэ, к западу от Шанского государства обитало воинственное племя Чжоу. Создав мощный союз племен, Чжоу на рубеже II-I тыс. до н.э. завоевали шанцев и утвердили свое господство в бассейне Желтой реки. Чжоуский правитель Уван, в 1027 г. до н.э. в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана Чжоу Синя, окончательно победив великий город Шан. На смену Шанскому государству приходит государство Чжоу, в развитии которого выделяется два этапа: Западное Чжоу (XI в. - 771 г. до н.э.) и Восточное Чжоу (771 - 221гг. до н.э.).
Государство Западное Чжоу (XI-VIII вв. до
н. э.) было уже более оформленной монархией.
Права вана приобрели священное обоснование
в виде якобы полученного им на власть
«Мандата Неба». Мудрость и добродетель
гарантировали законность власти новых
правителей. Более развитой была и центральная
администрация. На управленческие должности
назначались, как правило, выходцы из кругов
старой знати; их деятельность опиралась
на 14 расположенных по всей стране постоянных
армий. Вокруг вана выросла значительная
группа титулованного аристократического
чиновничества, занимавшего высшие должности
в управлении государством. Один из высших
сановников управлял хозяйственной жизнью
Чжоу (посевы, жатва, торговля, цены и порядок
на рынках). Второй являлся начальником
военного ведомства (военные наборы, военное
обучение, снабжение войск, командование
армией во время войны). Третий ведал земельным
фондом и руководил водоснабжением государства.
Выделение финансовых, военных и судебных
ведомств и обособление должностей свидетельствуют
об укреплении чжоуской государственности.
Само Западночжоуское государство не
приобрело деспотической формы правления.
Власть вана ограничивал сановный совет
и чжоуская аристократия.
Государство Чжоу, кроме городов и областей,
подчинявшихся лично вану и его наместникам,
включало в себя огромную периферию, заселенную
различными племенами. Она была поделена
на уделы, предоставлявшиеся в наследственное
владение и управление родичам чжоуского
дома, соратникам вана и крупным сановникам.
Власть на местах основывалась на системе
наследственных уделов, правитель которого
получал от вана всю полноту власти над
территорией и обязывался в верности перед
центральными властями. Таких уделов было
более 70 причем вначале до 55 из них получили
родственники вана. Это позволяло учесть
интересы этнически разных племен, создавших
Чжоу.
Основу социальной системы и хозяйственной организации составляли деревенские общины и общинная собственность на землю, с особой системой колодезных полей. Суть этой системы заключалась в том, что обрабатываемая земля делилась на 9 одинаковых участков, из которых один, средний, община обрабатывала сообща. Каждая семья обязана была трудиться на этих землях.
К VIII в. до н.э. по мере укрепления власти удельных правителей, усиливалось их стремление к независимости. Положение ухудшили вторжения, в Западное Чжоу, кочевых племен – жунов. Не сумев выдержать напор племен, чжоусцы стали отступать со своих исконных земель. Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, и начался новый этап Китайской цивилизации - эпоха Восточного Чжоу.
Эпоха Восточного Чжоу делится на два периода:
Первый период ознаменован упадком власти вана и борьбой за гегемонию между наиболее влиятельными царствами. Самые могущественные государственные образования, правители которых претендовали на единоличное господство над всей Поднебесной, провозглашали себя гегемонами. Формально гегемоны признавали главенство правителя Чжоу – вана, считая его воплощением божественной власти, представителем Неба на земле. Но фактически реальная власть целиком находилась в их руках.
Внутри деревенских
общин происходило социальное расслоение,
и совершался переход от общинной собственности
на землю к частной, от податей к налогообложению
и системе отработок. Массы земледельцев
покидали свои деревни и стремились обосноваться
на ничейной земле или селились в чужих
уделах. Чжоуская цивилизация восприняла
и развила важные достижения шаниньской
культуры (прежде всего, иероглифическое
письмо и технику бронзолитейного производства).
"Чуньцю" было периодом развитого
бронзового века в Китае. В это время прогрессирует
технология изготовления бронзовых сплавов.
Расширяется производство бронзовых орудий
труда. Появляются новые типы наступательного
оружия, прежде всего, стрелкового. Так,
в Чу изобретается мощный арбалет с бронзовым
спусковым механизмом.. Эпоха "Чуньцю"
была апогеем мощи колесничного войска,
вождение колесницы входит в число шести
высших видов искусства чжоуской аристократии.
В это время наблюдается рост городов
как культурно-политических центров; они,
как правило, остаются небольшими, но возникают
и города с населением 5-15 тыс. человек.
Второй период Эпохи Восточного
Чжоу Китай вступает в железный век. Расширяются сельскохозяйственные
площади, увеличиваются ирригационные
системы, революционные изменения происходят
в военном деле.
Основные залежи железа находились
на севере. Его добыча и умение обрабатывать
стимулировали быстрый подъем ремесел
шелкоткацкого, керамического, деревообрабатывающего,
лакового, металлургического, кораблестроительного.
Ремесло и торговля стали чрезвычайно
прибыльными занятиями. В городах, бывших
раньше лишь административными центрами
появились открытые рынки. Впервые металлические
монеты получили признание как всеобщий
эквивалент при обмене. Между царствами
были установлены таможенные границы.
Появление денег и денежного обращения
привело к развитию ростовщичества. В
некоторых царствах уже официально разрешалась
купля-продажа земли, и создавались крупные
частные хозяйства, ориентированные на
рынок.
В ходе этих преобразований начала формироваться новая знать, которую в основном составляли выходцы из низов. Новая знать покупала должности чиновников и, получив доступ в государственный аппарат, добивалась проведения реформ для укрепления своего положения и развития частной торговли.
В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств — Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное — Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь — будущий император Цинь Ши Хуан — объединил весь Китай под своей властью. Так в середине III века до н. э. завершился период Восточного Чжоу.
2.Роль Конфуция в формировании этико-политического учения о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности, и соблюдении ритуала.
Согласно Конфуцию, все отношения в обществе должны строго регулироваться определенными нормами, призванными обеспечить неукоснительное подчинение младших старшим и подданных государю. В связи с этим человек в своем поведении должен всегда руководствоваться сложным комплексом различных этических принципов.
Этико-политическое учение Конфуция получило свое отражение в “Лунь юй”, который, таким образом, является важнейшим источником наших знаний о конфуцианстве. “Лунь юй” сыграл огромную роль в жизни Китая, это была одна из первых книг, которую наизусть выучивал в школе китаец и которой он затем руководствовался в течение всей своей жизни.
Cогласно разработанной Конфуцием схеме, все управление государством, равно как и обществом должно базироваться на правилах. Соблюдению правил он придавал особое значение.
Значение правил весьма объектно; оно включает в себя: жэнь - человеколюбие, и прежде всего, любовь к родственникам и сородичам; сао - сыновнюю почтительность к родителям и предкам, уважение к старшим и подчиненность им; честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию; вежливость и т.д. Конфуций считал, что уступчивость (жан), особенно для людей, исполняющих государственные функции, является обязательным элементом в делах управления.
Конфуций выдвинул требование об “исправлении имен” (чжэн мин) как важнейший политический принцип. Когда циский Цзингун спросил у Конфуция об управлении, Конфуций ответил: “Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном”.[1]
Конфуций ставил перед собой двоякую цель:
Многие принципы поведения, взаимоотношений между людьми и даже отношение к порученным делам, т.е. то, что составляло сущность правил, вырабатывались Конфуцием с учетом некоторых традиционных норм поведения, существовавших в общинах, где представители старшего поколения пользовались непререкаемым авторитетом. Но нормы морали, интерпретированные Конфуцием, не совпадали целиком с нормами обычного права и включали в себя ряд новых моментов. Представление о почитании старшего поколения, бытовавшее в общинах, было вынесено Конфуцием за рамки мелких социальных ячеек и инкорпорировано не только в общество, но и в структуру государственной модели. Согласно схеме Конфуция, правитель возвышался лишь на несколько ступенек над главой семьи. Это должно было оказать реальное воздействие на общинников, ибо Учитель как бы вводил правителя в круг их обычных представлений, подчеркивая, что государство - та же семья, только большая. Поскольку правила также заключали в себе много традиционного и привычного, то они должны были легко заучиваться. Изучающий и запоминающий правила должен был как бы незаметно воспринять и заложенную в них идею естественного перехода возрастной градации в социальную - деление между пожилыми и молодыми, старшими и младшими, высшими и низшими.
Идея покорности сверху донизу - одна из основных идей этики конфуцианства. Сюда относятся покорность и почитание родителей (сяо), подчинение младших братьев старшему брату и уважение младшими братьями старшего брата (ди), подчинение подданных своему правителю. Все это нашло отражение в понятии “преданность” (чжун). Чтобы сгладить недовольство низов господством наследственной аристократии, Конфуций предлагал господствующему классу больше уделять внимания развитию земледелия, не нарушать сезонности земледельческих работ, призывал облегчить бремя поборов и повинностей.