Китайская цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:56, реферат

Описание работы

На реке Вэй, притоке Хуанхэ, к западу от Шанского государства обитало воинственное племя Чжоу. Создав мощный союз племен, Чжоу на рубеже II-I тыс. до н.э. завоевали шанцев и утвердили свое господство в бассейне Желтой реки. Чжоуский правитель Уван, в 1027 г. до н.э. в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана Чжоу Синя, окончательно победив великий город Шан. На смену Шанскому государству приходит государство Чжоу, в развитии которого выделяется два этапа: Западное Чжоу (XI в. - 771 г. до н.э.) и Восточное Чжоу (771 - 221гг. до н.э.).

Содержание

Цивилизация эпохи Чжоу и формирование китайской государственности………………………………………………………………..3
Роль Конфуция в формировании этико-политического учения о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности, и соблюдении ритуала……………………………..6
Учение моистов о государственном управлении…………………………..9
Китайская цивилизация эпохи Хань: особенности системы управления империей…………………………………………………………………………..11
Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации…………14
Литература…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

МинистерствО ОБРАЗОВАНИЯ рЕСПУБЛИКИ бЕЛАРУСЬ.docx

— 52.55 Кб (Скачать)
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ЯНКИ КУПАЛЫ»

 
 
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО» 

КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

ТЕМА КСРС: «КИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
 
 
 
 
 
Гродно, 2011
 

Выполнила студентка 1 курса 2 группы дневной формы обучения

Мартыненко  Евгения Андреевна 
 

                                                                                   Преподаватель:

                                                                  кандидат юридических наук, доцент

                                                                                  Мисаревич Н. В. 
 

Содержание

  1. Цивилизация эпохи Чжоу и формирование китайской государственности………………………………………………………………..3
  2. Роль Конфуция в формировании этико-политического учения о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности, и соблюдении ритуала……………………………..6
  3. Учение моистов о государственном управлении…………………………..9
  4. Китайская цивилизация эпохи Хань: особенности системы управления империей…………………………………………………………………………..11
  5. Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации…………14
  6. Литература…………………………………………………………………..

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Цивилизация эпохи Чжоу и формирование китайской государственности. 

   На реке Вэй, притоке Хуанхэ, к западу от Шанского государства обитало воинственное племя Чжоу. Создав мощный союз племен, Чжоу на рубеже II-I тыс. до н.э. завоевали шанцев и утвердили свое господство в бассейне Желтой реки. Чжоуский правитель Уван, в 1027 г. до н.э. в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана Чжоу Синя, окончательно победив великий город Шан. На смену Шанскому государству приходит государство Чжоу, в развитии которого выделяется два этапа: Западное Чжоу (XI в. - 771 г. до н.э.) и Восточное Чжоу (771 - 221гг. до н.э.).

   Государство Западное Чжоу (XI-VIII вв. до н. э.) было уже более оформленной монархией. Права вана приобрели священное обоснование в виде якобы полученного им на власть «Мандата Неба». Мудрость и добродетель гарантировали законность власти новых правителей. Более развитой была и центральная администрация. На управленческие должности назначались, как правило, выходцы из кругов старой знати; их деятельность опиралась на 14 расположенных по всей стране постоянных армий. Вокруг вана выросла значительная группа титулованного аристократического чиновничества, занимавшего высшие должности в управлении государством. Один из высших сановников управлял хозяйственной жизнью Чжоу (посевы, жатва, торговля, цены и порядок на рынках). Второй являлся начальником военного ведомства (военные наборы, военное обучение, снабжение войск, командование армией во время войны). Третий ведал земельным фондом и руководил водоснабжением государства. Выделение финансовых, военных и судебных ведомств и обособление должностей свидетельствуют об укреплении чжоуской государственности. Само Западночжоуское государство не приобрело деспотической формы правления. Власть вана ограничивал сановный совет и чжоуская аристократия. 
Государство Чжоу, кроме городов и областей, подчинявшихся лично вану и его наместникам, включало в себя огромную периферию, заселенную различными племенами. Она была поделена на уделы, предоставлявшиеся в наследственное владение и управление родичам чжоуского дома, соратникам вана и крупным сановникам. Власть на местах основывалась на системе наследственных уделов, правитель которого получал от вана всю полноту власти над территорией и обязывался в верности перед центральными властями. Таких уделов было более 70 причем вначале до 55 из них получили родственники вана. Это позволяло учесть интересы этнически разных племен, создавших Чжоу.

   Основу социальной системы и хозяйственной организации составляли деревенские общины и общинная собственность на землю, с особой системой колодезных полей. Суть этой системы заключалась в том, что обрабатываемая земля делилась на 9 одинаковых участков, из которых один, средний, община обрабатывала сообща. Каждая семья обязана была трудиться на этих землях.

   К VIII в. до н.э. по мере укрепления власти удельных правителей, усиливалось их стремление к независимости. Положение ухудшили вторжения, в Западное Чжоу, кочевых племен – жунов. Не сумев выдержать напор племен, чжоусцы стали отступать со своих исконных земель. Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, и начался новый этап Китайской цивилизации - эпоха Восточного Чжоу.

  Эпоха Восточного Чжоу делится на два периода:

  • Чуньцю («Период Весны и Осени» VIIIV вв. до н. э.);
  • Чжаньго («Период Сражающихся царств», VIII вв. до н. э.).

    Первый период ознаменован упадком власти вана и борьбой за гегемонию между наиболее влиятельными царствами. Самые могущественные государственные образования, правители которых претендовали на единоличное господство над всей Поднебесной, провозглашали себя гегемонами. Формально гегемоны признавали главенство правителя Чжоу – вана, считая его воплощением божественной власти, представителем Неба на земле. Но фактически реальная власть целиком находилась в их руках.      

   Внутри деревенских общин происходило социальное расслоение, и совершался переход от общинной собственности на землю к частной, от податей к налогообложению и системе отработок. Массы земледельцев покидали свои деревни и стремились обосноваться на ничейной земле или селились в чужих уделах. Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шаниньской культуры (прежде всего, иероглифическое письмо и технику бронзолитейного производства). "Чуньцю" было периодом развитого бронзового века в Китае. В это время прогрессирует технология изготовления бронзовых сплавов. Расширяется производство бронзовых орудий труда. Появляются новые типы наступательного оружия, прежде всего, стрелкового. Так, в Чу изобретается мощный арбалет с бронзовым спусковым механизмом.. Эпоха "Чуньцю" была апогеем мощи колесничного войска, вождение колесницы входит в число шести высших видов искусства чжоуской аристократии. В это время наблюдается рост городов как культурно-политических центров; они, как правило, остаются небольшими, но возникают и города с населением 5-15 тыс. человек. 
   Второй период Эпохи Восточного Чжоу Китай вступает в
железный век. Расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, революционные изменения происходят в военном деле. 
   Основные залежи железа находились на севере. Его добыча и умение обрабатывать стимулировали быстрый подъем ремесел шелкоткацкого, керамического, деревообрабатывающего, лакового, металлургического, кораблестроительного.  
Ремесло и торговля стали чрезвычайно прибыльными занятиями. В городах, бывших раньше лишь административными центрами появились открытые рынки. Впервые металлические монеты получили признание как всеобщий эквивалент при обмене. Между царствами были установлены таможенные границы. Появление денег и денежного обращения привело к развитию ростовщичества. В некоторых царствах уже официально разрешалась купля-продажа земли, и создавались крупные частные хозяйства, ориентированные на рынок.

   В ходе этих преобразований начала формироваться новая знать, которую в основном составляли выходцы из низов. Новая знать покупала должности чиновников и, получив доступ в государственный аппарат, добивалась проведения реформ для укрепления своего положения и развития частной торговли.  

   В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств — Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное — Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь — будущий император Цинь Ши Хуан — объединил весь Китай под своей властью. Так в середине III века до н. э. завершился период Восточного Чжоу.

        
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

2.Роль Конфуция в формировании этико-политического учения о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности, и соблюдении ритуала.

    Согласно Конфуцию, все отношения в обществе должны строго регулироваться определенными нормами, призванными обеспечить неукоснительное подчинение младших старшим и подданных государю. В связи с этим человек в своем поведении должен всегда руководствоваться сложным комплексом различных этических принципов.

   Этико-политическое учение Конфуция получило свое отражение в “Лунь юй”, который, таким образом, является важнейшим источником наших знаний о конфуцианстве. “Лунь юй” сыграл огромную роль в жизни Китая, это была одна из первых книг, которую наизусть выучивал в школе китаец и которой он затем руководствовался в течение всей своей жизни.

   Cогласно разработанной Конфуцием схеме, все управление государством, равно как и обществом должно базироваться на правилах. Соблюдению правил он придавал особое значение.

   Значение правил весьма объектно; оно включает в себя: жэнь - человеколюбие, и прежде всего,  любовь к родственникам и сородичам; сао - сыновнюю почтительность к родителям и предкам, уважение к старшим и подчиненность им; честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию; вежливость и т.д. Конфуций считал, что уступчивость (жан), особенно для людей, исполняющих государственные функции, является обязательным элементом в делах управления.

Конфуций  выдвинул требование об “исправлении имен” (чжэн мин) как важнейший политический принцип. Когда циский Цзингун спросил  у Конфуция об управлении, Конфуций ответил: “Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном”.[1]

   Конфуций ставил перед собой двоякую цель:

  1. упорядочить отношения родства среди самой родовой знати, упорядочить ее взаимные отношения, сплотить родовую аристократию перед лицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими” людьми – новыми землевладельцами, торговцами и крестьянами;
  2. обосновать идеологически привилегированное положение родовой знати, показать ее “право” на знатность и господство, сгладить недовольство низов господством родовой аристократии.

   Многие принципы поведения, взаимоотношений между людьми и даже отношение к порученным делам, т.е. то, что составляло  сущность правил, вырабатывались Конфуцием с учетом некоторых традиционных норм поведения, существовавших в общинах, где представители старшего поколения пользовались непререкаемым авторитетом. Но нормы морали, интерпретированные Конфуцием, не совпадали целиком с нормами обычного права и включали в себя ряд новых моментов. Представление о почитании старшего поколения, бытовавшее в общинах, было вынесено Конфуцием за рамки мелких социальных ячеек и инкорпорировано не только в общество, но и в структуру государственной модели. Согласно схеме Конфуция, правитель возвышался лишь на несколько ступенек над главой семьи. Это должно было оказать реальное воздействие на общинников, ибо Учитель как бы вводил правителя в круг их обычных представлений, подчеркивая, что государство - та же семья, только большая. Поскольку правила также заключали в себе много традиционного и привычного, то они должны были легко заучиваться. Изучающий и запоминающий правила должен был как бы незаметно воспринять и заложенную в них идею естественного перехода возрастной градации в социальную - деление между пожилыми и молодыми, старшими и младшими, высшими и низшими.

   Идея покорности сверху донизу - одна из основных идей этики конфуцианства. Сюда относятся покорность и почитание родителей (сяо), подчинение младших братьев старшему брату и уважение младшими братьями старшего брата (ди), подчинение подданных своему правителю. Все это нашло отражение в понятии “преданность” (чжун). Чтобы сгладить недовольство низов господством наследственной аристократии, Конфуций предлагал господствующему классу больше уделять внимания развитию земледелия, не нарушать сезонности земледельческих работ, призывал облегчить бремя поборов и повинностей.

Информация о работе Китайская цивилизация