Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:06, реферат
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).
Образование Древнерусского государства
Образование Киевского княжества.
Принятие христианства на Руси. Эпоха князя Владимира.
Правление Ярослава Мудрого.
Социально-экономический строй Киевской Руси.
Предпосылки удельной раздробленности (вторая половина XI - начало XII века).
Правление Ярослава Мудрого.
Ярослав правил 35 лет (1019-1054). Годы его правления стали временем политического расцвета Киевской Руси, начало которому было положено при Владимире Святом. В 1036 году у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды, и с тех пор они перестали являть собой сколько-нибудь заметную угрозу русским землям. В память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм собора святой Софии. Воздвигая в Киеве храм, подобный крупнейшему храму православного мира - собору святой Софии в Константинополе, Ярослав таким образом ставил свой стольный град вровень с гордой столицей Византии. На фресках (красочных настенных росписях по сырой штукатурке) константинопольской Софии есть изображение семьи императора Юстиниана - величайшего из константинопольских государей, в киевской же Софии до наших дней сохранился фресковый портрет семьи Ярослава.
Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. Парадный въезд в город украшали великолепные Золотые ворота. В самом Киеве имелось 400 церквей, 8 рынков и пребывало множество народа. Киев по праву превратился в крупнейший экономический и политический центр государства. В нем широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.
Чтобы подчеркнуть могущество Руси, ее равенство с Византией, Ярослав, без согласования с константинопольским патриархом, назначил на Руси главу церкви - митрополита. Им стал русский церковный деятель Илларион Берестов, тогда как прежде митрополиты присылались из Византии.
При Ярославе выдающихся успехов достигло на Руси просвещение. Еще Владимир основал в Киеве училище, которое должно было готовить для Русской земли образованных священнослужителей. Теперь же его преемник создал училище в Новгороде, где постигали науки около 300 юношей. При Ярославе в Киеве началось русское летописание, около 1050 года первая летопись появляется и в Новгороде. Перу сподвижника великого князя, митрополита Иллариона, принадлежит "Слово о Законе и Благодати" - первый памятник русской богословской, философской и исторической мысли.
Успехи просвещения на Руси во многом
стали возможны благодаря личным
достоинствам ее правителя. Ярослав
был твердым христианином, сторонником
"книжного почитания". Под его
контролем был осуществлен
При Ярославе успешно развивались отношения Руси со странами Европы. С семьей киевского князя мечтали породниться могущественнейшие монархи христианского мира. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери Ярослава - Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Сам Ярослав достиг широкого международного признания.
Социально-экономический строй Древней Руси.
Главным богатством
Киевской Руси была земля,
В Киевской Руси существовали группы зависимого населения: холопы, смерды, закупы, рядовичи. Холопство имело многообразные формы. Наиболее тяжелые из них превращали свободного человека в раба. Однако в Древней Руси проблема выживания стояла так остро, что всегда находилось множество людей, для которых холопство было единственной альтернативой гибели.
Основная масса сельского
населения, зависимого от
Наиболее закабаленной группой зависимого населения были закупы. Это обедневшие, разорившиеся крестьяне, которые вынуждены были жить в долг. То есть они брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги, поэтому и назывались "закупы". Долг закуп возвращал тяжелой работой.
В эпоху Киевской Руси и крестьяне, и горожане, чтобы выжить, объединялись в общины, которые назывались "миром". Община помогала своим членам в беде. Она же в лице своих выборных предводителей несла ответственность перед государством за порядок на своей территории, за своевременный сбор податей и исполнение других повинностей. Земля принадлежала не отдельным крестьянам, а всей общине в целом. Община как могла старалась уберечь свою землю от захвата представителями правящего класса. Человек, потерявший связь со своей общиной, назывался изгоем. Он мог выжить, только поступив на службу к князю или продавшись в холопство, т.е. в рабство.
Таким образом,
в социально-экономической
"Русская Правда". Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава, который по справедливости вошел в русскую историю под именем Мудрого, было составление письменных законов, которые получили название "Русская Правда" или же "Правда Ярослава". Позднее преемники Ярослава дополняли ее новыми статьями.
"Русская
Правда" включала статьи законов
как гражданских, так и
Предчувствуя близость кончины и желая предотвратить возможную борьбу за власть между своими сыновьями, Ярослав еще при жизни постарался распорядиться державным наследием. Старший сын Изяслав должен был княжить в Киеве, и братьям вменялось чтить его как главу рода. Святослав Ярославович получил в княжение Чернигов, Всеволод - Переяславль, Игорь - Владимир Волынский, Вячеслав - Смоленск. В Полоцке оставался княжить внучатый племянник Ярослава Всеслав Брячиславич. По завету отца братья сообща должны были беречь единую Русскую землю.
В 1054 году, прожив более 70 лет, великий князь Руси Ярослав Мудрый скончался.
Предпосылки
удельной раздробленности (
Эти предпосылки
связаны с установлением
Однако завещанию Ярослава Мудрого в полном объеме не суждено было осуществиться. Личные амбиции его сыновей, жажда верховной власти, желание обогащения не дали им возможности сохранить единство Русской земли. Опираясь на силу своих уделов, они часто враждовали друг с другом. Между тем на южных степных границах появился новый враг - кочевые племена половцев. В 1068 году половцы разгромили объединенные силы Ярославичей в битве на реке Альке. Узнав о поражении, возмущенные киевляне подняли восстание против своего князя Изяслава. Обеспокоенные ростом социальных конфликтов, Ярославичи дополнили "Русскую Правду" новыми статьями, предусматривающими суровую кару за преступления против власти и собственности.
Любечский съезд. Раздоры и вражда между князьями продолжались и после смерти в 1093 году последнего из Ярославичей - Всеволода, власть над Киевом после которого унаследовал в соответствии с лествичным порядком старейший в роду Святополк II Изяславович (1093-1113). Однако и при нем усобицы только усилились, половцы продолжали безнаказанно грабить русские земли, издеваться над населением Руси. Положение усугубляли личные качества нового князя, который, используя власть, старался приумножить свои богатства даже при помощи спекуляции и ростовщичества.
В это время наиболее авторитетным и уважаемым среди киевской знати был внук Ярослава Мудрого князь Владимир Всеволодович Мономах. Именно по его инициативе в 1097 году состоялся Любечский съезд князей, на котором было решено о прекращении усобиц и провозглашался принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако этим решениям не суждено было воплотиться в реальной жизни - усобицы продолжались и после Любечского съезда.
Владимир Мономах. Раздоры князей, половецкие набеги явились причиной народного восстания в Киеве в 1113 году, жители которого в течение 4 дней громили усадьбы крупных феодалов, ростовщиков и княжеских управителей. Все это заставило киевскую знать в начале XII века призвать на княжение внука Ярослава Мудрого - властного и авторитетного Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Он был вынужден пойти на некоторые уступки, установив твердые нормы ссудного процента ("Устав о резях"), которые вошли в так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство, определил правовое положение закупов, что свидетельствует о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов продолжало развиваться.
Владимир Мономах сумел
Владимир Мономах значительно поднял международное значение Руси. Сам князь был внуком византийского императора и был женат на английской принцессе. Позднее великий московский князь Иван III, который очень почитал Владимира Мономаха, изобрел корону русских царей, получившую в народе название шапки Мономаха. С его именем связывают и преемственность власти русских царей от константинопольских. При Владимире Мономахе и по его инициативе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он остался в памяти потомков как крупный государственный деятель, полководец, писатель и создатель законов земли русской.
После кончины Мономаха киевское княжение
перешло к его сыну Мстиславу
I Великому (1125-1132), который еще некоторое
время благодаря своей мудрости
и решительности удерживал
Заключение.
Образование
государства имело важное
Благодаря образованию государства
формируется древнерусская
В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.
Древнерусское государство в течение
веков после своего возникновения
отбивало "волны" кочевников, принимало
удар на себя, обеспечивая тем самым
благоприятные условия для
Принятие
Русью христианства явилось
Информация о работе Киевская Русь 9-12 веков. Принятие Христианства