Киевская Русь 9-12 веков. Принятие Христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:06, реферат

Описание работы

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

Содержание

Образование Древнерусского государства
Образование Киевского княжества.
Принятие христианства на Руси. Эпоха князя Владимира.
Правление Ярослава Мудрого.
Социально-экономический строй Киевской Руси.
Предпосылки удельной раздробленности (вторая половина XI - начало XII века).

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 45.31 Кб (Скачать)

 

1. Киевская Русь 9-12 веков. Принятие  Христианства.

 

 

 

Содержание:

  

      Образование Древнерусского  государства

 

      Образование Киевского  княжества. 

 

      Принятие христианства  на Руси. Эпоха князя Владимира.

 

      Правление Ярослава  Мудрого.

 

      Социально-экономический  строй Киевской Руси.

 

      Предпосылки удельной  раздробленности (вторая половина XI - начало XII века).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

       Древнерусское  государство сложилось в результате  сложного взаимодействия целого  комплекса как внутренних, так  и внешних факторов, социально-экономических,  политических и духовных.      В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

     На Севере Восточной  Европы, где из-за суровых климатических  условий земледелие не могло  получить широкого распространения,  большую роль продолжали играть  промыслы, а возникновение избыточного  продукта стало результатом развития  обмена и внешней торговли.

       В районе распространения  пашенного земледелия началась  эволюция родовой общины, которая,  благодаря тому, что теперь отдельная  большая семья могла обеспечить  свое существование, стала трансформироваться  в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась  подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так, наметилась неравномерность  в развитии отдельных племенных  союзов.

        К политическим  факторам образования государства  у восточных славян следует  отнести усложнение внутриплеменных  отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление  княжеской власти, повышали роль  князей и дружины как обороняющих  племя от внешних врагов, так  и выступающих в качестве арбитра  при различного рода спорах.

     Кроме того, межплеменная  борьба приводила к складыванию  межплеменных союзов во главе  с наиболее сильным племенем  и его князем. Эти союзы приобретали  форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

    Становлению власти князя  способствовала и эволюция языческих  представлений славян той эпохи.  Так, по мере роста военного  могущества князя, приносящего  добычу племени, обороняющего  его от внешних врагов и  взявшего на свои плечи проблему  урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных  общинников.

     Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

      К внешним предпосылкам  следует отнести то "давление", которое оказывали на славянский  мир его соседи - хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять  под контроль торговые пути, связывающие  Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных  группировок, втягивающихся во внешнюю  торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих  соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро  у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла  себе племенные структуры, обогащалась  и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с  варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с  более развитыми цивилизациями  приводило к заимствованию некоторых  общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие  князья на Руси назывались по примеру  Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

      Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению "зародыша" государственности.

       Образование  Древнерусского государства

         В 882 году  два крупнейших центра древних  славян, киевский и новгородский, объединяются под властью Киева,  образовав Древнерусское государство.  В его создании важная роль  принадлежит князю Олегу, способствовавшему  данному объединению и ставшему  впоследствии первым его правителем. История Киевской Руси, хронологические  рамки которой большинство историков определяют как IX - начало X века, условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X века) - время первых киевских князей. Второй (вторая половина X - первая половина XI века) - время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период (вторая половина XI - начало XII века) - переход к территориально-политической раздробленности.

     Любое государство,  по мнению многих ученых, связано  с процессом классообразования. У славян этот процесс происходил на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую. Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII веках, можно определить как "военную демократию". Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Правящий слой формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и разбогатевшего населения. Образование государственности  из восточных славян совпало (и было обусловлено им) с разложением  родоплеменных, кровно-родственных отношений. Они заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и дружина. Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования - "союзы союзов". Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа).

           Образование Киевского княжества. 

По сути своей Киевская Русь представляла собой первое устойчивое крупное  государственное объединение восточных  славян периода становления феодализма. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного  Буга до Волги. Под властью киевского  князя сначала находился ряд  славянских племенных союзов Среднего Поднепровья, а затем ему были подчинены несколько литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Центром объединения послужило племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении. Академик Б. А. Рыбаков утверждал, что Киевская Русь IX-XII веков - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов - русских, украинцев и белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.

        Анализируя  государственное устройство Киевской  Руси, можно сказать, что Киевская  Русь была раннефеодальной монархией.  Во главе государства стоял  великий князь. Он имел при  себе совет (думу) из наиболее  знатных князей и уважаемых  старших дружинников (бояр), выступавших  в роли воевод, а также аппарат  управления, который ведал сбором  дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов. В подвластных  великому князю землях и городах  функции управления осуществляли  княжеские наместники - посадники  и их ближайшие помощники - тысяцкие, возглавлявшие во время  военных действий народное ополчение  ("тысячу"). Посадников назначал  князь, тысяцкие избирались из  знатных бояр на вече. Для осуществления  власти над населением, расширения  границ государства и защиты  его от внешних врагов великий  князь имел значительные военные  силы. Они состояли прежде всего из дружины великого князя, а также из войск вассальных князей, которые тоже имели собственные дружины. В особых случаях собиралось народное ополчение. На реках и в Черном море плавал значительный ладейный варяжский флот. Князья отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной, а их смерды обязаны были платить ему дань. В то же время эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления в своих вотчинах, а великокняжеские наместники не имели прав вмешиваться в их внутренние дела.

         В раннефеодальном  обществе Киевской Руси выделялись  два основных класса - крестьяне  и феодалы. Оба класса не  были однородными. Крестьяне делились  на свободных общинников и  зависимых. Свободные крестьяне  имели свое натуральное хозяйство,  платили дань князьям и боярам  и одновременно являлись для  феодалов источником пополнения  категории зависимых людей. Зависимое  население состояло из закупов,  рядовичей, изгоев и холопов.  Класс феодалов состоял из  представителей великокняжеского  дома с великим князем во  главе, князей племен или земель, бояр, старших дружинников. Позже  в этот класс вошли и верхи  духовенства.

Феодалы эксплуатировали крестьян и посадский люд. На стороне феодалов были власть и военная сила. Но крестьяне  вели борьбу против феодального гнета. Самое крупное восстание было в Киеве в 1068 и 1113 годах.

Княжеское правление Олега Рюриковича, Игоря, Ольги и Святослава Игоревича. Рюрик умер в 879 году, оставив после  себя малолетнего сына Игоря. Из-за малолетства Игоря Русской землей стал править родственник Рюрика - Олег. За свои подвиги Олег получил  прозвище Вещего, т.е. мудрого или хитрого. Свой первый поход в 882 году, будучи новгородским князем, он предпринял на юг по Великому днепровскому пути, захватив по дороге Смоленск и Любеч, оставив своих воевод, отправился с дружиной к Киеву. Он захватил город хитростью: запрятав в нескольких лодках свое войско, он послал гонцов сказать Аскольду и Диру, что купцы хотели бы встретиться с ними. Аскольд и Дир были убиты, а Олег сделал Киев столицей своего княжества. Далее Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей, воевал с тиверцами, сам определял размер дани с покоренных племен.

        Географическое  положение Киевской Руси на  великих водных путях, связывавших  Балтийское, Черное и Каспийское  моря, определяло отношения со  Скандинавией, Хазарским каганатом  и Византией. В Скандинавии  киевские князья пополняли наемную  военную силу. Через Хазарию шел  торговый путь в страны Средней  Азии. Византия оказала сильное  и глубокое влияние на историю  Древнерусского государства.

Византия была для Киевской Руси рынком, куда сбывались мех и рабы и откуда привозились дорогие  ткани и предметы роскоши. Византия, со своей стороны, пыталась втянуть  могущественную Киевскую Русь в свою политическую систему, стремясь ослабить опасность со стороны северян  и радимичей (восточно-славянские союзы племен) и использовать "великий народ" русов для защиты собственных интересов. Олег в 907-911 годах совершил поход к Царьграду (Константинополь), в итоге был заключен выгодный для Руси договор и Царьград должен был платить дань. Летописцы оставили о смерти Олега противоречивые сведения. Олег умер от укуса змеи, но нет определенного указания места и времени его смерти.

        После Олега  княжил Игорь (912-945). Ему удалось  усмирить возмутившихся древлян,  подчинить себе уличей и совершить два похода на Царьград. Оба они закончились неудачей. После двух походов Игорь подписал с греками в 944 году договор, менее выгодный, чем договор 911 года, по которому греки получали ряд привилегий, а Русь утрачивала некоторую самостоятельность в торговых отношениях с Царьградом. Игоря погубила его страсть к стяжательству. Он решил взять двойную дань с древлян, которые до этого исправно ему платили. Древляне перебили княжескую дружину и захватили самого князя. Потом они нагнули два дерева, привязали к ним Игоря и, отпустив деревья, разорвали его надвое. После смерти Игоря остались вдова Ольга и сын Святослав, которому в то время было четыре года, поэтому править Русью стала княгиня Ольга.

Информация о работе Киевская Русь 9-12 веков. Принятие Христианства