Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:06, реферат
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).
Образование Древнерусского государства
Образование Киевского княжества.
Принятие христианства на Руси. Эпоха князя Владимира.
Правление Ярослава Мудрого.
Социально-экономический строй Киевской Руси.
Предпосылки удельной раздробленности (вторая половина XI - начало XII века).
По одним источникам - Ольга родом из Пскова, по другим - она была простой поселянкой из местечка Выбуты близ Пскова. Князь встретил Ольгу на охоте на берегу реки Великой, около Выбутской веси. Через несколько лет он забрал ее в Киев и сделал княгиней. Существуют разные мнения о ней. В летописях и других более поздних источниках ей приписываются лестные черты: умная, мудрая, энергичная, справедливая. Русская православная церковь причислила ее к лику святых. Но вот что пишет о ней историк Семен Скляренко: "...княгиня Ольга внешне казалась ласковой, душевной, на самом же деле была холодной и жестокой. Она много обещала, но мало давала. Она была просто скупа ... и все прикидывала, как бы поменьше дать дворовым, как дешевле прокормить гридней", т.е. дружину. И действительно, мы видим подтверждение ее жестокости и хладнокровности. Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. По преданию, она приказала бросить в яму и засыпать живыми древлянских послов, пришедших к ней с предложением выйти замуж за их князя, других послов сожгли в бане, куда их пригласили помыться, а затем, придя с дружиной в Древлянскую землю, Ольга приказала перебить древлянских воинов во время тризны по мужу. Однако этот рассказ носит черты легенды, так как имеет аналогию в языческом погребальном ритуале: в ладьях хоронили, для покойников, по языческому обряду, топили баню, тризна - непременный элемент похоронного обряда. В "Повести временных лет" добавлен рассказ о четвертой мести Ольги: она сжигает столицу древлян Искоростень. Собрав в виде дани голубей и воробьев, Ольга приказала привязать к лапам птиц зажженный трут и отпустить их. Голуби и воробьи полетели к своим гнездам, "и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, ибо все дворы загорелись", утверждает летописец. В 946 году Ольга совершает поездку в Константинополь, и дважды - 9 сентября и 18 октября - она была с почетом принята императором Константином Багрянородным. А в 955 году она посещает Константинополь второй раз и принимает христианство. Иными словами, всем своим поведением Ольга добилась решения чрезвычайно важной для Киевской Руси международной задачи - повышения политического статуса своего государства в тогдашнем мире.
По возвращении
из своего затянувшегося
Святослав
представляется в народных
Начало усобиц между сыновьями Святослава. До сих пор было по одному князю на Руси; теперь, как скоро их стало трое - Ярополк, Олег и Владимир, начинаются между ними усобицы. Ярополк пошел на Олега, и тот погиб в битве с братом, Древлянская земля была присоединена к Киеву. Гибель Олега серьезно встревожила Владимира. И предвидя реальную возможность нападения Ярополка на Новгород, он вместе со своим родным дядей Добрыней и, надо думать, не с пустыми руками бежал к варягам. После бегства Владимира Ярополк послал в Новгород своих наместников и стал, таким образом, единоличным правителем всей Киевской Руси. Однако его княжение было непрочным.
Через два года
Владимир вернулся в Новгород
с наемной варяжской дружиной.
Он не только прогнал из
своего города киевских
Но, прежде чем идти на Киев, Владимир попытался привлечь на свою сторону князя Рогволода, который правил небольшим Полоцким княжеством, расположенным между Новгородом и Киевом. Он просил отдать ему в жены дочь Рогволода Рогдениду, которая была уже просватана за Ярополка. Получив унизительный отказ, князь Владимир двинулся на Полоцк. Полоцк был захвачен, а князь Рогволод убит, и Владимир силой заставил дочь полоцкого князя выйти за него замуж. Далее князь Владимир разбил войска Ярополка, убил его самого и стал единоличным князем на Руси.
Став великим князем, Владимир значительно
расширил и упрочил Русь как государство
всех восточных славян. К его княжению
относится окончательное
Ко времени
княжения Владимира относятся
первые столкновения Руси с
западными славянскими
Довольно аморфное раннефеодальное государство - Киевскую Русь правительство Владимира стремилось охватить новой административной системой, построенной, впрочем, на типичном для этой эпохи слиянии государственного начала с личным: на место прежних "светлых князей", стоявших во главе союза племен, Владимир сажает своих сыновей: в Новгород - Ярослава, в Полоцк - Изяслава, в Туров - Святополка, в Ростов - Бориса, в Муром - Глеба, в Древлянскую землю - Святослава, на Волынь - Всеволода, в Тмутаракань - Мстислава. От Киева к этим отдаленным городам прокладываются "дороги прямоезженые", нашедшие отражение в былинах, связывающих их с именем Ильи Муромца. Но по-прежнему оставалась нерешенной главная задача внешней политики Руси - оборона от печенежских племен, наступавших на русские земли по всему лесостепному пограничью.
Летопись вкладывает в уста князя следующие слова: "И рече Володимер. Се не добро, еже мало город около Киева. - И нача ставити городы по Десне и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И нача нарубати (набирать) муже лучьшее от Словен и от Кривичъ, и от Чюди, и от Вятичъ, и от сих насели грады. Бе бо рать от печенег и бе воюяся с ними и одаляя им".
Эти слова летописи содержат исключительно интересное сообщение об организации общегосударственной обороны. Владимир сумел сделать борьбу с печенегами делом всей Руси, почти всех входивших в ее состав народов. Ведь гарнизоны для южных крепостей набирались в далеком Новгороде, в Эстонии (Чудь), в Смоленске и в бассейне Москвы-реки, в землях, куда ни один печенег не добирался. Заслуга Владимира в том и состоит, что он весь лесной север заставил служить интересам обороны южной границы, шедшей по землям полян, уличей и северян. Из самых близких к Киеву городов были построены Василев на Стугне и Белгород на Днепре. Города Треполь, Тумащ и Василев соединяли валы. Постройка нескольких оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей, валов, сигнальных вышек сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Руси перейти в наступление. Сотни русских сел и городов были избавлены от ужасов печенежских набегов.
Князь Владимир,
испытывая большую нужду в
крупных военных силах, охотно
брал в свою дружину выходцев
из народа, прославившихся богатырскими
делами. Он приглашал и изгоев,
людей, вышедших поневоле из
родовых общин и не всегда
умевших завести
Победы над печенегами праздновались весьма пышно, что также нашло отражение в летописи. Князь с боярами и дружиной пировал на "сенях" (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. На эти пиры съезжались "посадники и старейшины по всем градом и люди многы". Знаменитые пиры Владимира воспеты и в былинах в полном согласии с летописными записями.
Таким
образом, при Владимире (980-
Принятие христианства на Руси. Эпоха князя Владимира.
В княжение Владимира
событие в
жизни Руси - принятие христианства
(988г.), которое стало выдающимся актом,
политически и идеологически
закрепившим образование
Основными причинами принятия
христианства являлись: недопустимость
изоляции от христианских
Соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк ориентировался на союз с папством.
Владимир, сразу же после того,
как овладел в 980 г. киевским
престолом, устранив старшего
брата Ярополка (972-980 гг.), сделал
попытку создать общерусский
языческий пантеон во главе
с Перуном и установить общий
ритуал. Однако механическое
Существовало несколько
Христианство принималось в
В 988 г. христианство стало
С введением христианства на Руси организуется церковь во главе с киевским митрополитом, назначавшемся сначала из Константинополя, а затем Киевским князем. В других городах церкви возглавлялись епископами. Митрополит и епископы владели землями, имели слуг и даже воинов. Князья выделяли на содержание церкви десятину -десятую часть даней и оброков.
Информация о работе Киевская Русь 9-12 веков. Принятие Христианства