Автор: Наталия Давиденко, 03 Июня 2010 в 12:04, курсовая работа
С политической точки зрения Франция восемнадцатого века представляет собой абсолютную монархию – за целый век она пережила трех абсолютных правителей. На начало века пришелся конец правления Людовика XIV (1638-1715 гг.). Царствование Людовика — время значительного укрепления единства Франции, ее военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий Век. Вместе с тем постоянные войны, ведшиеся Людовиком и требовавшие высоких налогов, разоряли страну. В конце жизни Людовика обвиняли в том, что он "слишком любил войну". Его последняя отчаянная борьба со всей Европой (война за Испанское наследство, 1701-1714) завершилась вторжением вражеских войск на французскую землю, обнищанием народа и истощением казны. Страна лишилась всех предыдущих завоеваний. Только раскол среди вражеских сил и несколько самых последних побед спасли Францию от полного разгрома. Поэтому страна, после его смерти в 1715 году, перешла к его малолетнему правнуку Людовику XV в весьма плачевном состоянии.
МГУ им. М.В. Ломоносова
Факультет иностранных языков и регионоведения
Отделение
региональных исследований и международных
отношений (России)
Доклад
Картины
Парижа 18 века в изображении
Луи Себастьяна Мерсье
Выполнила студентка 2 курса
Давиденко
Наталия Петровна
Руководитель семинара
Медведева
Екатерина Эрнестовна
Москва, 2010
Содержание
Введение
Историческая справка
С политической точки зрения Франция восемнадцатого века представляет собой абсолютную монархию – за целый век она пережила трех абсолютных правителей. На начало века пришелся конец правления Людовика XIV (1638-1715 гг.). Царствование Людовика — время значительного укрепления единства Франции, ее военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий Век. Вместе с тем постоянные войны, ведшиеся Людовиком и требовавшие высоких налогов, разоряли страну. В конце жизни Людовика обвиняли в том, что он "слишком любил войну". Его последняя отчаянная борьба со всей Европой (война за Испанское наследство, 1701-1714) завершилась вторжением вражеских войск на французскую землю, обнищанием народа и истощением казны. Страна лишилась всех предыдущих завоеваний. Только раскол среди вражеских сил и несколько самых последних побед спасли Францию от полного разгрома. Поэтому страна, после его смерти в 1715 году, перешла к его малолетнему правнуку Людовику XV в весьма плачевном состоянии.
Пока он был маленьким, страной правил самоназначенный регент герцог Орлеанский. Внешняя политика последнего представляла реакцию против направления и политики Людовика XIV: заключен был союз с Англией, начата война с Испанией. Внутреннее управление ознаменовалось финансовыми неурядицами и введением системы Джона Ло, повлекшей за собой сильнейший экономический кризис. Недовольства народа росло с течением времени. Но Людовик не обращал внимания на народное недовольство: запершись в своём Оленьем парке, он занимался исключительно своими метрессами и охотой, а когда ему указывали на опасность, угрожавшую престолу, и на бедствия народа, он отвечал: «Монархия продержится ещё, пока мы живы».
Наследовал Людовику XV его внук Людовик XVI (1774-1792 гг.), из династии Бурбонов, в то самое время, когда брожение во Франции все более и более усиливалось. Господство двух высших сословий, дворянства и духовенства, вызывало в растущей буржуазии (так называемое третье сословие) острое недовольство. Оппозиция становилась с каждым годом все сильнее и опаснее для абсолютистского государства. Под все растущим влиянием этой оппозиции Людовик XVI прибегает к крайнему средству - созыву Генеральных Штатов. При нём после созыва Генеральных штатов в 1789 началась Великая Французская революция. Людовик сначала принял конституцию 1791 года, отказался от абсолютизма и стал конституционным монархом, однако вскоре начал нерешительно противодействовать радикальным мерам революционеров и даже попытался бежать из страны. 21 сентября 1792 низложен, предан суду Конвента и казнён на гильотине.
В то же время 18 век - это эпоха Просвещения, время Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, других французских энциклопедистов.
Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила — класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойственную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в свои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным спонсором культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навязывала интеллигенции свои приземленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции.
Иными словами, буржуазия поддерживала и приземляла культуру одновременно. Завершилось все это тем, что на исторической сцене появился новый тип культуры — массовая культура, которую нередко именуют вульгарной, пошлой, буржуазной. Но иначе и быть не могло: аристократия и дворянство давно уже имели свою собственную культуру — высокую культуру, еще раньше народ создал свою форму культуры, народную, и только буржуазия оставалась не у дел.
Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм — как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов.
Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.
Анализ источника
Источником для моей работы послужила книга Луи Себастьяна Мерсье «Картины Парижа». Написанная более чем два столетия тому назад, она и по сей день продолжает привлекать к себе благосклонное внимание читателей, многие из которых, впрочем, не могут сказать ничего определенного об ее авторе. На мой взгляд, необходимо для лучшего понимания источника дать характеристику и его автору.
Ныне Луи-Себастьян Мерсье сохраняет свое место в истории литературы исключительно как создатель «Картин Парижа». Удивляться здесь не приходится: Мерсье, оригинальный писатель, автор многочисленных философских и исторических произведений, при жизни неизменно вынужден был довольствоваться вторыми ролями, поскольку на сцене европейского Просвещения блистали такие непревзойденные литераторы и философы, как Вольтер, Дидро и Руссо. Слава упомянутых писателей не умалялась и в последующее столетие, тогда как их менее удачливых современников постигло забвение, возможно, и не вполне справедливое. Скорее всего и имя Мерсье кануло бы в Лету, если бы не два маленьких томика, на титульном листе которых было напечатано «Картины Парижа».
Мерсье родился в 1740 г. в Париже. Отец будущего литератора торговал оружием, и не без успеха, так что сын негоцианта имел возможность получить прекрасное по тем временам образование.
Что касается политических идеалов автора - свободы, равенства, конституционной монархии, то они немногим отличались от так называемых «идеалов 1789 года». Революционная диктатура не оставила от этих идеалов ровным счетом ничего, но по мере эволюции европейского общества социальные прогнозы Мерсье полностью подтвердились. Подобно большинству деятелей Просвещения Мерсье умел сочетать критику общественных изъянов с личной безопасностью и благополучием, хотя иной раз случались и недоразумения. Так, в 1781 г. после выхода в свет первых двух томов «Картин Парижа» власти поспешили арестовать издателя книги. Полиция искала автора, о котором до этого практически мало кто знал. Мерсье с достоинством вышел из этих затруднительных обстоятельств: явившись на прием к префекту полиции Ленуару, он смело заявил: «Не ищите автора, это - я», и затем благоразумно уехал в Швейцарию, где пробыл до 1786 г. В городе Невшателе работа над «Картинами...» продолжалась, в итоге было издано двенадцать томов, заключавших в себе окончательный текст данного произведения.1
«Картины Парижа» были написаны в период с 1781 по 1788 года и представляли собой многотомное собрание очерков о жизни и облике этого города и его обитателей. Направлена она была на широкий круг читателей. На русский язык, будучи изрядно сокращенным, был переведен только первый том «Картин». Эта книга состоит из авторского предисловия и четырех частей, каждая из которых в свою очередь подразделяется на пронумерованные небольшие главы-«картины».
Мне кажется, говорить о различной направленности каждой из четырех частей нельзя, но сами «картины» сгруппированы в произведении по различным темам и проблемам, которые освещает Мерсье. Поскольку автора с уверенностью можно причислять к плеяде просветителей, творивших в 18 веке, не вызывает удивления то, что в его работе лейтмотивом проходит критика абсолютизма; изжившей себя, по его мнению, абсолютной власти монархов и излишеств, которые они себе позволяют. В связи с этим все сюжеты, так или иначе, вращаются вокруг неприятия автором губительной роскоши и возникновении из-за нее разделения общества на две противоположные категории – исключительно бедных и исключительно богатых.
Мерсье не столько интересует политика, проводимая государством, как свершающийся факт, сколько общественные и частные нравы, господствующие в обществе идеи, обычаи, злоупотребления. По его словам, он лишь описывает то, что видит вокруг себя, не давая при этом никакой эмоциональной окраски, в том числе, помимо нравов и сложившихся обычаев, он описывает внешний облик города, кварталы, улицы, постройки. Исходя из этого, можно было бы сделать вывод о полной достоверности данного источника. Но, на мой взгляд, личность автора оказала большое влияние на сам выбор сюжетов и героев, описываемых в них, т.к. невозможно было бы охватить всех героев и все, что происходило в городе. Именно поэтому достоверность источника несколько умаляется, но в том, что касается содержания книги, сомневаться не приходиться.
В целом, можно говорить о том, что автор, подходя к вопросу с социальной точки зрения, описывает предреволюционные годы и тем самым, вероятно, умышленно выделяет в этом одну из основных причин Французской революции – падение нравов.
Обзор исследовательской литературы
В своей работе я использовала несколько исследований:
1. Колин Джонс. «Париж: биография великого города». Книга посвящена истории и географии Парижа с самого первого упоминания об этом городе и до современных дней. Меня же интересовала из этой книги глава, посвященная веку Просвещения: «Просвещенная столица без короля». В этой главе автор дает характеристику взаимоотношениям Двора и столицы, а через него, соответственно, и населения столицы с Двором и с властью. Упоминает он и о подорванной репутации королевского семейства и о возникшем в связи с этим разочарованием общества в ней. Он рассказывает о настроениях и модных тенденциях того времени, например, о все чаще появляющихся в Париже Салонах – местах, куда стекались все самые «интересующиеся» и образованные люди той поры или о кофейнях, как средоточиях общественной буржуазной мысли. В целом, эта глава характеризует настроения общества в предреволюционный период.
2. Альбер Матьез. «Французская революция». Это труд французского историка, вплотную занимавшегося изучением Французской революции 18 века. Книга разделена на три тома, каждый из которых посвящен определенному периоду революции и последующему за ней развитию истории, вплоть до восстановления Империи. При этом в первом томе в первых трех главах рассматриваются причины, по которым произошла революция. Именно они меня и интересовали. Эти причины сводятся к уже упомянутым - недовольство внутренней и внешней политикой, проводимой Людовиком XVI, осуждение поведения двора, неоднородность в среде самого дворянства, все более нарастающая значимость буржуазии в государстве, подорванная репутация, - так он описывает «кризис старого порядка». В этой работе наибольшее внимание уделяется политике и экономике, нежели социальным проблемам и нравственным.
3. Помимо этого, для работы мной была привлечена статья из исторического журнала «Казус» “Дело об ожерелье Марии Антуанетты”. В этой статье подробно рассказывается о том событии, которое впоследствии стало решающим фактором, повлиявшем на дальнейшее развитие событий. Этим событием стали махинации с ожерельем, якобы предназначенном королеве Франции, благодаря которому кардинал должен был заручиться поддержкой Ее Величества. Разоблачение этих махинаций и последующее разбирательство дела только лишь доказали обществу, что вся верхушка власти, Двор и придворные невообразимо распущенные и недостойные доверия люди. Именно в этом исследовании низкий нравственный уровень рассматривается как одна из причин революции.
Степень исследования проблемы, а именно причин, по которым такое высококультурное государство как Франция обнищало не просто экономически, а еще и духовно, несмотря на век Просвещения, и почему она в итоге пришла к революции, весьма велика. В равной степени изучены и политические, экономические причины, и причины социальные. Тема эта является, несомненно, актуальной, так как она волновала историков, начиная с 18 века, и все еще продолжает волновать их, заставляя их раз за разом возвращаться к ней.
Моя работа, так же как и источник, будет носить в большей степени социальную, а не политическую направленность, то есть речь в ней пойдет в большей степени о нравах людей. Но мне показалось необходимым заглянуть несколько глубже этого и рассмотреть не само падение нравов, а причины этого падения. Рассмотреть те основные причины, по которым французская культура стала постепенно изживать себя. И на мой взгляд, основным фактором, влияющим на этот процесс, стало образование. Потому что именно через него закладывают в человеке основные нормы общения друг с другом. И, соответственно, как одни из форм общения меня волновали такие, как «учитель-ученик», «работодатель-рабочий». В работе я постаралась рассмотреть целый класс людей, занимающихся преподаванием и класс тех, кто это образование получает. В класс обучаемых я не включала отдельно высшее сословие, мне показалось более разумным разделить этот класс на две категории – бедных и богатых.
Информация о работе Картины Парижа 18 века в изображении Луи Себастьяна Мерсье