Карибский кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Карибский кризис в контексте «Холодной войны»: проблемные аспекты
«Холодная война» - военно-политическая конфронтация государств после Второй мировой войны, при которой осуществлялась гонка вооружений, применялись различные меры давления на международной арене, создавались военно-политические блоки и союзы, реально существовала угроза развязывания новой мировой войны.

Содержание

Введение…………………………………………………………
1 Предыстория конфликта……………………………………..
2 Причины кризиса…………………………………………….
2.1 Политические причины кризиса………………………….
2.2 Военные причины кризиса…………………………………
3 Ход кризиса…………………………………………………..
3.1 Начало………………………………………………………..
3.2 Состав контингента…………………………………………
3.3 Анадырь…………………………………………………….
3.4 Операция “Мангуст”………………………………………
3.5 Полеты U-2…………………………………………………
3.6 Выработка ответных мер…………………………………...
3.7 Карантин и обострение кризиса……………………………
3.7 Чёрная суббота………………………………………………
4 Ликвидация кризиса……………………………………………
5 Оценка «Карибского кризиса» в историографии…………….javascript:activate_paper(873987)
Заключение ………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая работа!!!!чистовик!!.docx

— 90.50 Кб (Скачать)

Однако Хрущев, его советники  и союзники недооценили решимости  и возможностей США противостоять  появлению советских ракетных баз  в Западном полушарии. Ибо кроме  норм международного права существовала так называемая доктрина Монро, главный  принцип которой определялся  словами: “Америка для американцев”. Она была в одностороннем порядке  провозглашена еще в 1823 году президентом  США Д.Монро с целью предотвратить восстановление испанского господства в Латинской Америке. «Американские континенты, - указывалось в послании Д.Монро Конгрессу, - ввиду свободного и независимого положения, которого они добивались, и которое они сохранили, не должны рассматриваться впредь в качестве объекта для будущей колонизации любой европейской державы».

 Естественно, что доктрина  Монро не признавалась как  норма международного права европейскими  государствами ни в XIX, ни в  XX веке, так как многие из этих  государств еще сохраняли в  Западном полушарии свои колонии  или зависимые территории. Не  признавала этой доктрины и  Россия, владевшая Аляской и претендовавшая  на некоторые территории, лежащие  к югу от Аляски. Не признавали  доктрины Монро и многие государства  Латинской Америки, оказавшиеся  постепенно в экономической и  политической зависимости от  США. Но для США доктрина  Монро оставалась еще одним  из главных принципов внешней  политики. Правящие круги Соединенных  Штатов были готовы идти на  риск большой войны, чтобы предотвратить  создание советских военных баз  на Кубе.14

 Советское руководство оставило  без внимания демарш президента  США и маневры американского  флота. А. Добрынин просил Роберта  Кеннеди заверить своего брата,  что на Кубе не будут устанавливаться  ракеты типа “земля-земля”. 12 сентября  в советских газетах появилось  “Сообщение ТАСС”, в котором  можно было прочесть: “Правительство  СССР уполномочило ТАСС заявить,  что Советскому Союзу не требуется  перемещения в какую-либо другую страну, например в Кубу, имеющихся у него средств для отражения агрессии, для ответного удара. Наши ядерные средства являются настолько мощными по своей взрывной силе и Советский Союз располагает настолько мощными ракетоносителями для этих зарядов, что нет нужды искать место для их размещения где-то за пределами СССР”. То же самое говорилось и в личном послании Хрущева Д.Кеннеди. Хрущев писал, что президент США может быть уверен, что ни при каких обстоятельствах ракеты “земля-земля” на Кубу не будут посланы.

 

 

3.7 Карантин и обострение кризиса

"К 22 октября, когда  президент США Джон Кеннеди  выступил по американскому радио  и телевидению с сообщением  об обнаружении на кубе советских ракет. Он объявил о блокаде Кубы, которая в целях обмана общественного мнения была названа «карантином». и некоторых других принятых мерах и о причинах, которыми были вызваны действия США. “Это лишь первый шаг, - заявил Кеннеди, - Пентагон получил приказ к проведению дальнейших военных мер”. Речь Кеннеди, продолжавшаяся около 20 минут, повергла не только США, но все западные страны в состояние нервного ожидания. Военный министр США Р. Манкмара готовил бомбардировку и оккупацию Кубы, что требовало, по его подсчетам, 250 тысяч солдат, 90 тысяч бойцов морской пехоты и более ста десантных судов. Вместе с тем США стали сосредоточивать свои вооруженные силы не только Карибском море, а также привели в полную боевую готовность свои войска, расположенные в Европе, 6-й и 7-й флоты, парашютно-десантные, пехотные и бронетанковые дивизии, авиацию. Над Кубой нависла угроза вторжения. В Дж.Кеннеди потребовал от СССР вывода ракет и объявил военную блокаду Кубы (поскольку фактически это означало объявление войны. Чтобы не обострять конфликта, ряду наших кораблей, следовавших на Кубу, было дано указание изменить курс, но несколько судов, не обращая внимания на предупреждения со стороны американских военных кораблей, все же прорвались к острову. Американцами было остановлено и проверено только одно зафрахтованное Советским Союзом канадское судно, доставлявшее на Кубу сельскохозяйственные машины. Конечно, Хрущев немедленно узнал о выступлении Кеннеди. Советская разведка докладывала ему о всех военных приготовлениях США. Хотя в Кремле, как и в Белом Доме, шли непрерывные совещания политиков и военных, советские средства информации ничего, например, не сообщили 23 октября о выступлении Кеннеди и о блокаде Кубы. Все работы по установке ракет на Кубе проводились круглосуточно, но для окончания этих работ и приведения ракет в боевую готовность требовалось еще несколько дней.  К этому времени 42 ракеты и боеголовки к ним, а так же воинский персонал были уже на месте. Некоторые ракеты были приведены в готовность. Часть наших кораблей еще находилась в пути, но на них было вспомогательное снаряжение и продовольствие для воинского контингента, без чего при случае можно было и обойтись".15

Хрущев хотел иметь  на Кубе мощную ракетную базу, но он не хотел войны, опасность которой  все возрастала. Для него важнее всего было в эти дни понять - являются ли действия США блефом, или  же американцы действительно готовятся  нанести мощный удар по Кубе и советским  ракетным установкам.

То, что США воздержались от немедленной  бомбардировки, было воспринято Хрущевым как проявление слабости. Им было направлено письмо в адрес президента Кеннеди, в котором он требовал от США снять  блокаду Кубы. В письме по существу содержалась недвусмысленная угроза начать войну. Одновременно в средствах  массовой информации СССР было объявлено  об отмене отпусков и увольнительных для военных.

24 октября по просьбе СССР  срочно собрался Совет Безопасности  ООН.  Советский Союз продолжал отрицать наличие на Кубе наступательного оружия, заявляя, что там находится только оружие, необходимое для самообороны, и что "с требованием об удалении этой техники не может согласиться ни одно государство, дорожащее своей независимостью Даже тогда, когда на большом экране всем присутствующим были показаны фотоснимки ракетных шахт на Кубе, советская делегация продолжала стоять на своем, как ни в чем ни бывало. Потеряв терпение, один из представителей США задал вопрос советскому представителю: «так есть на Кубе советские ракеты, способные нести ядерное оружие? Да или нет?» Дипломат с непроницаемым лицом произнес : «В свое время вы получите ответ».16

Никита Хрущёв заявил, что  блокада незаконна и что любой  корабль под советским флагом будет её игнорировать. Он пригрозил, что если советские корабли будут атакованы американскими, ответный удар последует немедленно. Тем не менее, блокада вступила в силу 24 октября в 10: 00.180 кораблей ВМС США окружили Кубу с четким приказом ни в коем случае не открывать огонь по советским судам без личного приказа президента.

Одновременно с этим Президиум  ЦК КПСС решил привести вооружённые  силы СССР и стран Варшавского  договора в состояние повышенной боеготовности. Отменили все увольнения. Срочникам, готовящимся к демобилизации предписано оставаться на местах несения службы до дальнейших распоряжений. Хрущёв отправил Кастро ободряющее письмо, заверив в непоколебимости позиции СССР при любых обстоятельствах. Тем более, он знал, что существенная часть советского оружия уже добралась до Кубы.

Вечером 23 октября Роберт Кеннеди отправился в советское  посольство в Вашингтоне. На встрече  с послом Добрыниным Кеннеди выяснил, что тот понятия не имеет о  военных приготовлениях СССР на Кубе. Однако, Добрынин сообщил ему, что знает об инструкциях, полученных капитанами советских кораблей - не выполнять незаконные требования в открытом море. Перед уходом Кеннеди сказал: "Не знаю, чем все это кончится, но мы намерены остановить ваши суда".17

А в это время Карибском регионе развернулась армада из 180 военных кораблей. Американские войска во всем мире приводились в состояние повышенной готовности. Атомные подводные лодки с ракетами “Полярис” изменили свои курсы в соответствии с полученными секретными приказами. Бомбардировщики стратегической авиации на всех базах получили приказ подняться в воздух с полной ядерной нагрузкой, и как только один из них приземлялся для заправки и отдыха, другой поднимался в воздух. На Флориде были развернуты шесть дивизий, дополнительные войска перебрасывались на военную базу в Гуантанамо на Кубе.

 С 23 октября между  Москвой и Вашингтоном начался  обмен официальными письмами.Президент США направил Хрущеву письмо с призывом соблюдать правила блокады. Кеннеди писал, что США не намерены открывать огонь по советским кораблям. Он выражал желание, "чтобы оба мы держались осмотрительно и не допускали, чтобы события осложнили положение и еще более затруднили контроль над ним". Это послание не было опубликовано в СССР, как и призыв генерального секретаря ООН У Тана приостановить перевозку оружия на Кубу. Аналогичный призыв исходил и от 89-летнего английского философа Бертрана Рассела.

 Утром 24 октября два советских  судна приблизились к линии  блокады в 500 милях от Кубы, под прикрытием подводной лодки.  Навстречу шел авианосец "Эссекс" с противолодочными вертолетами  на борту. Р. Макнамара отдал приказ - в случае необходимости атаковать советскую подводную лодку глубинными бомбами со слабыми зарядами, чтобы заставить ее всплыть на поверхность. Но Хрущев не хотел рисковать и приказал советским судам остановиться на линии блокады, предложив американскому президенту срочную встречу.

 В своем первом послании  к Кеннеди Хрущев придерживался  угрожающего тона. Он называл  действия США "чистейшим бандитизмом", "безумием выродившегося империализма" и заявлял, что СССР не будет  считаться с блокадой и сумеет  защитить свои права. Кеннеди  ответил, что он готов встретиться  с Хрущевым, но только после  устранения с Кубы советских  ракет. 

 Воздушная разведка и анализ  данных, полученных от агентуры  в СССР, показывали, что эти ракеты  будут готовы к действию не  раньше чем через несколько  дней. Над Кубой дважды в день  пролетали эскадрильи из восьми  низко летящих американских самолетов.  Другие самолеты непрерывно следили  за советскими подводными лодками.  Советские корабли, приближаясь  к линии блокады, останавливались  в океане, однако, некоторые из  них получили приказ лечь на  обратный курс. Монтаж ракетных  установок и бомбардировщиков  продолжался. На Кубу вылетел  А.И. Микоян, чтобы наблюдать за  ситуацией с близкого расстояния  и увязывать действия Советского  правительства с действиями Кубы. Хрущев опасался, что Кастро может  предпринять какой-либо неосмотрительный  и опасный шаг. 

3.7 Чёрная суббота

Тем временем в Гаване политическая обстановка накалилась до предела. Кастро стало известно о новой позиции  Советского Союза, и он сразу же направился в советское посольство. Фидель решил написать Хрущёву письмо, чтобы подтолкнуть его к более решительным действиям. Ещё до того как Кастро закончил письмо и отправил его в Кремль, глава резидентуры КГБ в Гаване известил Первого секретаря о том, что по мнению Ф. Кастро, интервенция. почти. неминуема и произойдёт в ближайшие 24-72 часа. Одновременно, Малиновский получил донесение от командующего советскими войсками на Кубе генерала И.А. Плиева об усилившейся активности американской стратегической авиации в районе Карибского бассейна. Оба сообщения доставили в кабинет Хрущёва в Кремль в 12 дня, в субботу, 27 октября.

В этот же день зенитной ракетой  во время разведывательного полета был сбит американский самолет разведчик  У-2. Его пилот Андерсон погиб. Обстановка. в. США. накалилась. до предела: тот день американцы называют “черной…субботой”. Президент,…подвергавшийся сильнейшему…нажиму “ястребов”, требовавших немедленного возмездия, расценил это событие как решимость СССР не отступать перед угрозами, даже с риском начала ядерной войны. Если до этого он придерживался арсенала традиционных военно-дипломатических средств, то теперь понял, что только дипломатия, только равноправные переговоры и компромиссы могут стать эффективными средствами разрешения кризиса.18

4 ЛИКВИДАЦИЯ КРИЗИСА

Второе послание Хрущева.

Узнав о гибели американского летчика, Кеннеди приказал увеличить в  несколько раз число самолетов, патрулировавших острова. 26 октября  был отдан приказ о подготовке к вторжению на Кубу. Вечером того же дня Кеннеди получил от Хрущева  новое письмо, составленное в иных выражениях, - оно не появилось в  советских газетах. Роберт Макнамара писал, что это было самое необычное дипломатическое послание, какое он когда-либо видел. Письмо было продиктовано лично Хрущевым и даже не отредактировано, текст был, совершенно очевидно, составлен человеком, находившимся в состоянии сильного эмоционального напряжения. Хрущев убедился, что действия США не являются блефом, и что мир оказался на краю пропасти. Теперь он просил Кеннеди проявить сдержанность, ибо "если разразится война, то остановить ее будет не в нашей власти. Я сам участвовал в двух войнах и знаю, что война кончается только после того, как прокатится по всем городам и селам, сея повсюду смерть и разрушение". Хрущев не отрицал теперь, что на Кубе имеются советские ракеты. Он писал, что раз все оружие уже доставлено, то американская блокада не имеет смысла, ракеты находятся под контролем советских офицеров и не будут использованы для нападения на США.

"В этом отношении, - говорилось  в его послании, - вы можете  быть спокойны. Мы находимся в  здравом уме и прекрасно понимаем, что если мы нападем на вас,  вы ответите нам тем же. Но  тогда это обернется и против  нас, и я думаю, что вы  это тоже понимаете. Из этого  следует, что мы люди нормальные. Как же мы можем допустить,  чтобы произошли те несуразные  действия, которые вы нам приписываете. Только сумасшедшие могут так  поступать или самоубийцы, желающие  и сами погибнуть и весь  мир перед тем уничтожить". 19

 Хрущев предлагал Кеннеди  снять блокаду и дать обязательство  не вторгаться на Кубу. В этом  случае СССР заберет и уничтожит  доставленное на Кубу ракетное  оружие. Хрущев писал: "Мы с  вами не должны тянуть за  концы каната, на котором вы  завязали узел войны, потому, что,  чем крепче мы оба будем  тянуть, тем сильнее стянется  узел, и придет время, когда  узел будет так туго стянут, что даже тот, кто завязал его, не в силах будет развязать, и придется разрубить... Давайте не только перестанем тянуть за концы каната, но примем меры к тому, чтобы узел развязать. Мы к этому готовы".

Информация о работе Карибский кризис