Капиталистическое развитие России и государственное управление в начале XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 07:43, контрольная работа

Описание работы

Проблема перехода России от феодальной формации к капиталистической сложна и многопланова. Классический феодализм западноевропейских стран ни в кой мере нельзя сравнивать с феодализмом российским, т.к. его формирование происходило при господстве крепостнической системы, тогда как «к западу от Эльбы» капиталистический способ производства утвердился в то время, когда было «уже давно уничтожено крепостное право» . Характер перехода к капитализму в России был также обусловлен многообразием естественно-географических и социально-экономических условий огромной империи.

Содержание

Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3

Эшелоны капиталистического развития_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _5
Влияние реформ 60-70-х гг. XIX века на развитие капитализма в России _ _ 8
Экономические уклады и особенности_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _11
Социальные особенности развития капитализма _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 17
Государственное управление_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _24

Список использованной литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Работа содержит 1 файл

история гос.упр.docx

— 49.45 Кб (Скачать)

       Возросла  эмиграция населения из России. До крестьянской реформы она была очень  незначительной, По числу эмигрантов Россия в XIX в. занимала третье место  вслед за Великобританией и Германией. Среди причин, вызывающих эмиграцию, значительную роль играли политические факторы, вместе с тем большое значение имели и экономические причины. Рост производительных сил в России проходил сравнительно с ростом населения все же медленно.

       Быстрорастущая  численность населения страны увеличивала  массу труда, но при этом очень  важен достигнутый уровень производительности труда. Последний был весьма низок, в особенности в сельском хозяйстве. В этих условиях быстрый рост населения  усиливал, в частности, остроту многочисленных голодных лет, постигавших весьма часто  нашу страну. Среди развитых крупных  европейских стран Россия занимала одно из первых мест по коэффициенту смертности и одно из последних по уровню жизни  широких масс народа, размеру народного  дохода на душу населения, уровню производительности труда.

       За  время капиталистического развития России рождаемость несколько снизилась. Эта тенденция наблюдалась и  в годы монополистической стадии капитализма: в 1901-1905 гг. коэффициент  рождаемости составил 47,7, в 1906-1910 гг.-45,3 и в 1911-1913 гг.-44,1. Падение рождаемости  наблюдалось и в других капиталистических  странах.

       Дореволюционная Россия была вместе с тем и страной  весьма высокой смертности населения, особенно в детском возрасте. По тем же данным, коэффициент смертности в России хотя и снижался, но тем  не менее сильно превышал смертность в Германии, во Франции и в Англии. В России он составлял (на 1 тыс. человек): в 1861-1870 гг.-38,7; в 1871-1880 гг.-35,5; в 1881-1890 гг.- 34,2; в 1891 - 1900 гг.-32,8. За 1901-1905 гг. коэффициент  смертности приблизительно равнялся 31, за 1906-1910 гг.-29,2 и за 1911-1913 гг.-27,2. Особенно возрастала смертность населения в  неурожайные годы.

       Характерно, что в России, в противоположность  многим другим странам, смертность в  сельских местностях была выше, чем  в городских, что отражало особенно низкий уровень жизни русского крестьянина.  
 
 
 

  1. Государственное управление

       Политический  строй России - абсолютная монархия. Сделав в 60-70-х годах XIX в. шаг по пути превращения в буржуазную монархию, царизм юридически и фактически сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон по-прежнему провозглашал: «Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный». Николай II, вошедший на престол в 1894 г., твердо усвоил мысль о божественном происхождении царской власти и считал, что самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для России, отвергая все попытки ограничить свою власть.

       Вплоть  до 1905 г. высшими государственными органами в стране были Государственный совет, постановления которого имели для  царя рекомендательный характер, и  Сенат высшая судебная инстанция  и толкователь законов. Исполнительная власть осуществлялась 11 министрами, деятельность которых отчасти координировалась комитетом министров. Но последний  не имел характера Кабинета министров, так как каждый министр был  ответственен только перед царем  и выполнял его указания. Николай II, всемерно ограждая свою власть крайне ревниво относился к любой  крупной личности среди своих  министров. Так С. Ю. Витте, приобретший  в результате успешных реформ большую  власть и влияние в правящих сферах, был в 1903 г. смещен со своего пота и  назначен на почетную, но малозначащую должность председателя Комитета министров.

       Неограниченность  царской власти на местах проявлялась  во всевластии чиновников и полиции, оборотной стороной которой являлось гражданское и политическое бесправие  народных масс. Социальный гнет, отсутствие элементарных гражданских свобод дополнялись во многих районах России национальным гнетом.

       Российская  империя представляла собой многонациональное  государство, в котором 57% населения  составляли нерусские народы, подвергавшиеся в той или иной форме национальному угнетению. Национальный гнет проявлялся по-разному, в зависимости от уровня социально-экономического, политического и культурного развития того или иного региона. В развитых районах (Финляндия, Польша, Прибалтика, Украина) он проявлялся в стремлении к унификации местных условий, их специфики с общероссийскими установлениями. В остальных колониальных окраинах, где национальный вопрос переплелся с колониальным, значительное место занимали полуфеодальные методы эксплуатации, процветал административный произвол. Царизм не только ущемлял права нерусских народов, но и сеял между ними рознь, недоверие, вражду. Все это не могло не породить национальный протест. Однако раскол российского общества шел, главным образом, не по национальному, а по социальному признаку. Уровень жизни русского народа был не выше, а чаще даже ниже, чем других народов. в тоже время господствующие классы вбирали в себя местную знать и национальную буржуазию.

       Россия  вступала в XX век с одной существующей особенностью в политической области: в ней сохранялась ничем не ограниченная абсолютная монархия. Российский император сосредоточивал в своих руках высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. В стране не было конституции.

       История XIX века показывает, что в обычных условиях правительство вовсе не склонно что-либо менять в политическом или экономическом строе. Только потрясения, грозящие самому существованию самодержавия (неудачные войны, натиск революционеров, народные выступления), заставляли проводить реформы, призванные укрепить прежде всего государство. Изменилось ли что-нибудь в ХХ веке?

       В дни великих потрясений (1905 – 1907). В стране появились Государственная дума и разнообразные политические партии, избирательное право, другие свободы. С 1906 г. Начинается аграрная реформа, которая была частью реформ, предложенных новым премьер-министром П. А. Столыпиным.

       Поражение  революции позволило правительству 3 июня 1907 г. Разогнать II Думу и перейти к реакции. Самодержавие сумело зафиксировать изменения, порожденные революцией, на выгодном для себя рубеже.

       Третьеиюньская  монархия (1907 – 1914). Что же представлял собой государственный строй России после революции? На этот вопрос можно ответить после знакомства с некоторыми статьями основных законов Российской империи.

       Ст. 4. Императору всероссийскому принадлежит  верховная власть… Ст. 7. Государь император осуществляет законодательную  власть в единении с Государственным  советом и государственной думой. Ст.10. власть управления во всем объеме принадлежит государю императору в  пределах всего государства Российского. Ст.12, 14, 17 объявляли, что император  является верховным руководителем  внешней политики страны, возглавлял ее вооруженные силы, назначал и  увольнял председателя Совета министров, министров и всех высших чиновников; ни один государственный орган не имел права вмешиваться в распоряжения императора. Ст. 86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы. Ст. 87. Во время прекращения заседаний Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательством, Совет министров представляет о ней государю императору непосредственно.

       В 1902 г. Создается партия социалистов  – революционеров (эсеров). Партия имела  слабую и малочисленную организацию (2,5 тыс. к 1905 г.), состоявшую в основном из интеллигентов (крестьяне и рабочие  составляли четверть партии). Наиболее действенной оказалась самостоятельная и относительно централизованная Боевая организация партии, созданная Гершуни. Для ведения партийной работы в массах были созданы Крестьянский союз (1902 г.), Союз народных учителей (1903 г.), несколько рабочих союзов (1903 – 1904 гг.).

       В марте 1898 г. 9 делегатов, представлявших марксистов различных направлений, провели съезд в Минске, объявивший о создании социал-демократической партии. Но ее организационное оформление реально началось с издания в Женевы газеты «Искра» (1900 г.). Искровцы организовали II съезд (Лондон – Брюссель, 1903 г.). Здесь был принят Устав партии и ее программа, признававшаяся до 1917 г. Всеми фракциями. На II съезде произошло разделение партии на большевиков и меньшевиков.

       Началось  организационно-политическое оформление либерального движения. В 1904 г. Был создан «Союз Освобождения», требовавший введения конституционной монархии, всеобщего, равного, тайного, прямого избирательного права, принудительного отчуждения помещичьих земель, права наций на самоопределение.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Подводя итоги вышесказанного можно с  большой уверенностью утверждать, что  в России имело место зарождение капиталистических отношений и  генезиса капитализма. Развитие складывания  разрозненных сетей ярмарок и  торжков в единый всероссийский  рынок; формирование буржуазии и  наемных рабочих; появление и  прогрессивное развитие мануфактур и укрепление мелкотоварного производства, сопряженных с появлением буржуазных связей в производственной сфере, которые  были неразрывно связаны с генезисом  капитализма; рост городов и влияние  их на внутренний рынок страны; развитие внешней торговли, несомненно, указывают  на существование капиталистических  отношений в стране.

        К началу века модернизация практически не затронула политическую сферу. В системе центральных органов власти никаких изменений не произошло (Государственный совет, Сенат, Синод, Комитет министров и Совет министров, министерства, губернаторы на местах). Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы

  1. Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе. // Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников. Тула: Пересвет, 1995 г.
  2. Долуцкий И. И. Отечественная история XX век. – М.: Мнемозина, 1993 г.
  3. Дружинин Н. М. “Генезис капитализма в России” - М., 1955г.
  4. Ершова Э.Б., Зиновьев А.П. История государственного управления России первой половины XX века. М., 1996 г.

Информация о работе Капиталистическое развитие России и государственное управление в начале XX века