Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:27, лекция
/Этнические процессы (теоретические аспекты)/. Э.п. - существенное изменение в ходе исторического процесса отдельных этнических элементов, частей этносов и этносов в целом, а также появление новых этнических общностей. В советской этнографической науке изучение Э.п. сформировалось в самостоятельную субдисциплину, получило теоретико-методологическое обоснование и воплощение в ряде капитальных трудов.
Также унитаристы, отмечают,
что без учета и использования
неформальных факторов единства страны,
коренящихся в политической культуре
общества, партийной системе, внешней
среды, системы государственного управления,
утверждения о способности
История свидетельствует, что федерации редко служат средством разрешения национальных проблем, они скорее - один из способов разделения власти между регионами и центром; субъекты федерации обычно выделялись не по этно-территориальному, а по физико-географическому признаку. Распад Советского Союза, Чехословакии, Югославии, созданных как смешанные федерации, подтверждает это положение. Исключения составляют случаи канадской провинции Квебек, выделенной по этническому признаку, Бельгии с ее территориальными, этническими и лингвистическими сообществами; Индии, имеющей в своем составе штаты, образованные по этническому признаку.
Приверженцами федералистского
подхода для поддержания
- наличие гражданского общества;
- постепенное превращение государства в разновидность гражданских ассоциаций;
- структурная децентрализация власти;
- отсутствие доминирующего субъекта, угрожающего полномочиям остальных субъектов;
- наличие у населения
федерации относительно
- общественное согласие
как базис создания
- использование системы
соглашений для поиска баланса
между сотрудничеством и
Оппоненты федералистского подхода отмечают, что при принятии этих требований федерация в современном мире практически невозможна, если только она чудом не уцелела в некоторых европейских странах20[42].
Анализ научной литературы21[
В настоящее время принцип разделения государственной власти между этническими группами рассматривается некоторыми исследователями в качестве политической формы, дополняющей принципы федерализма в государственно-территориальном устройстве страны. В федерациях это комплекс мер этнического федерализма, иначе называемой федерацией народов. В унитарных государствах это система представительства интересов этнических групп и квотирования в распределении ответственных постов в органах государственной власти и в системе государственной службы.
Эффективность системы разделения власти между этническими группами в стране или регионе определяется тем, что они предполагают самоуправление этнических общин, нацеленность на утверждение общих ценностей демократии, верховенства закона и уважение прав человека.
Р.Г. Абдулатипов рассматривает межэтническое разделение власти в стране как форму обеспечения равенства и равномерного распределения ресурсов власти между всеми этносами. Федерализм, по мнению этого исследователя, есть принцип властного оформления на разных уровнях воли народа, демократические механизмы согласования этноинтересов. Этнонациональные общности в рамках этнофедерализма могут выступать в качестве одного из основных «балансиров» в поддержании равновесия и стабильности в обществе, в разветвленных структурах управления. Только достижение взаимопонимания и договоренностей об общих «правилах игры», признание специфики условий жизнедеятельности и приоритетности учета «самобытности» каждой общности, возможное в рамках этнического федерализма, позволяет управлять многонациональным государством22[44].
В.А. Тишков, считает, что
этнический федерализм служит формой
поддержания этнополитической стабильности
за счет замещения чисто территориально
обусловленных элементов
Критики межэтнического разделения власти, полагают, что устойчивость подобных систем определяется приблизительным численным равенством групп, наличием «неранжированных систем», где существуют параллельные и относительно автономные этнические группы, в противном случае, при отсутствии этих условий более крупные этнические группы будут иметь возможность получения господствующих позиций в полиэтничной стране или регионе. С точки зрения Д. Горовица, существующие примеры использования систем межэтнического разделения власти в основном неудачны, что обусловлено нежеланием доминирующего этнического большинства делить власть с другими группами, искусственного сохранения этнических квот на уровнях, не соответствующих новым демографическим, экономическим и иным реалиям в стране или регионе, провал ожиданий этнических групп на взаимность уступок в той или иной сфере, представляющейся для них важной24[46].
Сопоставление позиций сторонников межэтнического разделения власти и ее критиков показывает, что использование подобной формы урегулирования, так же как и федерализации отношений Центра и этнического региона самой по себе, не приводит к устойчивости территориального устройства государства. Можно утверждать, что разделение власти между этническими группами служит лишь временной мерой перед очередным рубежом решения вопроса о дальнейшей судьбе государства, но и эта позиция нуждается в обосновании современной политической практикой.