Этнические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:27, лекция

Описание работы

/Этнические процессы (теоретические аспекты)/. Э.п. - существенное изменение в ходе исторического процесса отдельных этнических элементов, частей этносов и этносов в целом, а также появление новых этнических общностей. В советской этнографической науке изучение Э.п. сформировалось в самостоятельную субдисциплину, получило теоретико-методологическое обоснование и воплощение в ряде капитальных трудов.

Работа содержит 1 файл

этнология.docx

— 56.86 Кб (Скачать)

 

Основные причины, предпосылки  возникновения и эскалации этнополитических конфликтов 

 

В современной конфликтологии обозначились два подхода к анализу причин и факторов этнополитических конфликтов в России – это комплексный подход и подход, подчеркивающий принадлежность причин к политической сфере.

Комплексный подход развивает  А.В. Дмитриев. С точки зрения этого  российского исследователя, к числу  предпосылок возникновения и эскалации этнополитических конфликтов относятся1[23]:

- неравенство этносов  по численности;

- неравенство этносов  по политическому статусу в  государственно-территориальной системе  страны;

- этногенетические различия  этносов (их принадлежность к  различным расовым и этническим  группам, большим языковым семьям, разным религиозным, культурным  зонам и традициям);

- асимметрия экономических  возможностей регионов России (большая  часть из которых - дотационные  субъекты Федерации);

- разный этнический состав  регионов РФ с преобладанием  титульной нации или русских;

- значительные социокультурные  различия, разная степень квалификации  и образованности работающего  населения, насыщенность территории  учреждениями образования и науки,  интегрированность народов в  русскую культуру в регионах  РФ;

- широкое распространение  в конфликтных ареалах установок  этнических групп на столкновение, обусловленных национальным составом  населения региона, растущей инонациональной  миграцией в индустриальные центры, этнонегативизмом молодежи и лиц пенсионного возраста, маргинализацией населения, ростом числа лиц социопатического склада, с низким уровнем образования.

- погранично- территориальные  проблемы, глобализация и столкновение  цивилизаций.

Еще один видный российский исследователь А.Г. Здравомыслов считает, что возникновение этнополитических конфликтов в современной России связано не со стремлением отдельных народов к государственной независимости или повышению своего политического статуса в составе России, сколько с особенностями восприятия русского большинства всеми остальными этносами, оказывающимися по отношению к нему меньшинствами и использованием возникающих в ходе этих процессов столкновений и чувства ущемленности их элитами, провоцирующими этнические конфликты для захвата или удержания собственной власти.

Межнациональные конфликты, по мнению ученого, сами по себе не играют решающей роли, «они лишь используются в качестве средства для решения  вопросов иного характера, не выступающих  на поверхность с той же очевидностью, как национальные противостояния»2[24]. С точки зрения А.Г. Здравомыслова, в этнополитических конфликтах важнейшую роль играют культурные, демографические и политические факторы, а так же осознание этническими группами угрозы их физическому и культурному существованию.

Существуют и иные подходы, подчеркивающие политические причины  и факторы этнополитических конфликтов.

Так, например, С. В. Соколов  видит причины этнополитических конфликтов в естественном стремлении народов России к государственной  независимости, в процессах изменения  статуса народов СССР, выравнивании в правах автономных и союзных  республик, что спровоцировало сепаратизм автономий, которого без обновленного Союзного договора могло и не быть, поддержка «демократическими» силами в Центре националистических движений и организаций в союзных и автономных республиках как альтернативы находившейся у власти в них партийной номенклатуре3[25].

Сходного мнения о причинах этнополитических конфликтов придерживается Г.И. Козырев. К ним он относит  политическую борьбу за власть между  различными этническими группами на всех уровнях (местном, региональном, государственном), борьбу этноса за свой политический статус в рамках единого государства, борьбу за полную (политическую) независимость 4[26].

Из сказанного можно сделать  вывод, что причины российских этнополитических конфликтов лежат не только в политической сфере, но и в области культуры, религии, экономики, демографии, в международных отношениях, выступающих внешней средой по отношению к России.

Одной из весомых причин возникновения этнополитических конфликтов является наличие неравенства между этническими элитами в сфере представительства в органах государственной власти и органах местного самоуправления национальных республик, а также соперничество между ними по поводу желаемого политического контроля над теми или иными сферами жизненно-важных интересов этнических республик.

Мотивами, вследствие которых  этнические элиты идут на конфликты  на базе сепаратизма, могут являться5[27]:

- стремление представителей  элиты воспользоваться повышением  статуса автономных республик  РСФСР до положения союзных  республик в результате подписания  Союзного договора 1991 г;

- социально-статусные причины - повышение статуса региональных элит до уровня общенациональных, возможность отстаивать свои интересы в противоборстве с федеральным Центром и его элитами;

- ослабление влияния федерального  Центра (период с 1991 г. и до  подписания Федеративного договора, первых договоров о разграничении  полномочий с субъектами Федерации.

Также следует обрисовать блок этно-демографических причин возникновения этнополитических конфликтов, которые связаны с этническим составом населения России, относительным преобладанием того или иного народа по стране в целом либо в отдельных федеральных округах и на территориях субъектов Федерации.

Перспективы сохранения целостности  России связаны с особенностями ее этнического состава. Российская Федерация, в отличие от СССР, в целом достаточно однородна в этническом отношении: русские составляют более 80% населения страны и численно преобладают в ряде ее республик. Тем не менее, демографическая ситуация меняется, и уже более 40 лет доля русского и в целом славянского населения в России сокращается, а удельный вес представителей других народов быстро растет. Особенно заметны перемены в этническом составе отдельных российских регионов. Русские уже являются этническим меньшинством в подавляющем большинстве республик Северного Кавказа (за исключением Республики Адыгея). Процесс их оттока начался еще в 1970-е гг., а вооруженные конфликты в регионе, особенно военная фаза разрешения этнополитического конфликта в самопровозглашенной Чеченской республике 1994-1996 гг., сделали этот процесс необратимым6[28].

Схожая ситуация сложилась  и в республиках Сибири - в Якутии-Саха, Тыве и Бурятии. В этих республиках  главным стимулом миграции русских  выступают преимущественно экономические факторы: закрытие предприятий, где они работали, прекращение выплат северных надбавок к зарплате и лишение трудящихся льгот, длительные задержки зарплат и др.

Таким образом, если прогнозы относительно дальнейшего уменьшения русских в Поволжье и Сибири осуществятся, то уже в ближайшие годы русские  будут составлять меньшинство на значительной части Российской Федерации, при этом как раз в тех зонах, где население так называемых титульных национальностей переживает период интенсивного роста этнического самосознания, сопровождающегося усилением его региональной самоидентификации.

Можно сделать вывод, что  современные процессы воспроизводства  населения России по разным этносам, характеризуются тенденцией к снижению численности русского населения  в Поволжье, Северном Кавказе, Восточной  Сибири и на Дальнем Востоке, преимущественно  в национальных республиках вследствие низкой рождаемости, высокой смертности и стремления этой категории населения  выехать из указанных регионов по социально-экономическим причинам, в результате дискриминации по национальному  признаку в центрально-европейскую  часть России.

Следующий блок возникновения  этнополитических конфликтов – это  социально-экономическая группа предпосылок, связанная с неравенством уровней развития регионов внутри федеральных округов и России в целом. Данный блок предпосылок целесообразно разделить на две части.

Первая из них выражается в относительно низком социально-экономическом  уровне развития некоторых республик, например, Северного Кавказа. Вследствие распада СССР, длительного экономического кризиса темпы и объем падения  производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в северокавказских национальных республиках оказались существенно  выше, чем в других регионах России. Практически во всех республиках, особенно в республиках с большим числом беженцев, просматриваются высокие  показатели численности безработных.

В этих условиях стремление национальных элит реально прийти к  власти на волне общего подъема национальных движений в СССР, суверенизация республик  в России стали факторами этнополитической напряженности.

Иными являются социально-экономические  причины конфликтов в республиках  Поволжья, где уровень развития достаточно высок по сравнению с другими российскими регионами. Так, например, руководству Татарстана и Башкортостана удалось не допустить резкого снижения уровня жизни населения. Благодаря этому во многом удалось сохранить этнополитическую стабильность, в целом снизить напряженность межэтнических отношений. Меры по укреплению экономического суверенитета республик Поволжья, способствовали стабилизации этнополитической ситуации в этом регионе.

Значимыми предпосылками  возникновения этнополитических конфликтов являются экономические интересы этнических элит, которые сосредоточены в сфере добычи и переработки природных ресурсов, их экспорта, во внешнеэкономической деятельности в целом, в области контроля над сферой налогообложения в республиках и распоряжения распределением трансфертов из федерального бюджета. Так, ряд руководителей республик использовали межнациональные трения для удержания власти, апеллируя при этом за поддержкой к этническим движениям, массам населения национальных республик, а также за поддержкой руководства других национально-государственных образований в составе РФ, этническим движениям, действующим в их составе7[29].

К числу исторических предпосылок  возникновения этнополитических конфликтов в Российской Федерации можно  отнести сохранившиеся в исторической памяти народов воспоминания о существовании  в прежнее время их собственной  государственности. Это характерно, например, для Чеченской республики, Татарстана, Дагестана, националистских  движений Тывы.

К числу исторических причин возникновения этноконфликтов относятся  и общие для ряда народов Северного  Кавказа обиды по поводу их депортации в конце Великой Отечественной  войны.

Территориальные предпосылки являются ведущими в основном для северокавказских этнополитических конфликтов. Они переплетены с историческими причинами возникновения конфликтов, давними хозяйственными спорами, проблемами передела, незаконного занятия, реального или мнимого неравенства народов во владении землей. На Северном Кавказе вопрос о земле, особенно в горных районах, вследствие особой важности этого ресурса хозяйствования, является наиболее сложным, трудноразрешимым и имеет продолжительную историю.

Внешние предпосылки этнополитических конфликтов заключаются в обусловленном экономическими, военно-политическими и иными интересами стремлении иностранных государств, их союзов, международных организаций дестабилизировать межэтнические отношения в России путем оказания дипломатического давления, угрозы силой, иных форм вмешательства во внутренние дела.

Таким образом, причины возникновения  и эскалации современных этнополитических конфликтов разнообразны, но в тоже время тесно переплетены между  собой. Выделение одной исключительной причины возникновения этнополитического  конфликта является сложной задачей, так как, по сути, к проявлению конфликтного противостояния приводит обострение сразу  нескольких причин, влекущих за собой  открытое недовольство конфликтующих  сторон.

В этой вязи, представляется рациональным использование мониторинга  политического и социально-экономического состояния социума. Под мониторингом следует понимать специально организованную и постоянно действующую систему  необходимой статистической отчетности, сбора и анализа статистической отчетности, сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.д.) и оценки (диагностики) состояния, тенденций  развития и остроты политической ситуации и конкретных проблем. Главная  задача мониторинга состоит в  создании эффективной политики предупреждения этнополитических конфликтов и выработке  действенной методики для конфликтного регулирования. 

 

 

Основные парадигмы  урегулирования этнополитических конфликтов  

 

В социально-политической мысли, теории и практике урегулирования этнополитических конфликтов можно, выделить три основные парадигмы урегулирования этнополитических конфликтов (модели, основанные на той  или иной политической идеологии, концепции и прошедшие апробацию на практике, содержащие представления о природе этнополитического конфликта и путях его нейтрализации или разрешения). Это традиционная, марксистская и модернистская модели управления и урегулирования этнополитических столкновений. Рассмотрим подробно каждую из названных моделей.

Традиционная (охранительная), парадигма предусматривает регулирование  этнополитических конфликтов либо в  диалоге с умеренными оппонентами, либо путем подавления этнических элит и движений как основных субъектов  протеста или восстания, наряду с  уступками основной массе этнической группы. Она направлена на: сохранение основ государственного строя, территориальной  ценности и неделимости страны вне  зависимости от цены достижения данной цели, правовое закрепление в законодательстве государства непризнания права  наций на самоопределение; непризнание  государством радикально настроенных  оппонентов в этнополитическом конфликте  как равных партнеров по урегулированию столкновения; опору на концепцию  государсвообразующей нации в деятельности по обеспечению этнополитической стабильности в стране.

Информация о работе Этнические процессы